Надо мной только небо
У МиуМяу пример, как это бывает, когда что-то начинает получаться, а в ответ ругают: и мои мысли по теме
У мамы моей есть несколько учениц. И есть у этих учениц одна особенность: они, как начинают заниматься с моей мамой, у них начинают получаться вскоре отличные картинки. Это я осознанно хвастаюсь, да - мама у меня офигительный педагог. У нее все дети расправляют крылья, и круто так творчески разворачиваются. Так, что действительно есть чем гордиться и хвастаться.
Ну и родители, обрадовавшись успехам, начинают выкладывать результаты в свои фейсбуки, блоги, одноклассники. И вскоре приходят такие растерянные - пожаловаться. Мол, произошло неожиданное - нас люди ругать стали, и агрессию на нас выплескивают!
Чем больше творческая удача, тем вдруг больше недобрых комментариев. От простых вроде "а чего это вы тут хвастаетесь" и "скромнее надо быть" до "да это они вобще не сами рисуют - дети та рисовать не могут!"
Что тут происходит?
А происходит тут много интересного, давайте рассортируем.
За "плохими" реакциями иногда стоит вовсе не плохое отношение к другому ребенку. А что тогда вызывает столько негатива?
СТРАХИ
1. Переживание невозможности
Что вы (ваш ребенок) что-то смогли, а я (мой ребенок) не смогу (и давайте дальше всё на детях, для простоты примера) Вообще это очень тяжелые переживания — и своих упущений, и страха за будущее своего ребенка — другие его обойдут, уже обходят... тут такие кошмары вылазят, что ой.
В таком случае люди очень быстро успокаиваются, если им напомнить, что
— их ребенок тоже талантлив или имеет свой интерес в другой сфере, а ваш этим даже не интересовался или пробовал, да не стало так получаться.
— их ребенок тоже может попробовать, может, и ему это будет интересно-станет хорошо получаться
Если дело в этом переживании, то после того, как человек переключается на мысль, что а у меня ребенок тоже может, а преподавателя я тоже могу ему организовать, то это может привести к мобилизации — я быстро начну что-то делать и скоро смогу сам похвастаться чем-то и спокойно смотреть на чужие успехи
2. Переживание неравенства
Что, если вы зазнаетесь? Начнете задирать нос? И начнете презирать других родителей — с менее успешными детьми?
Не смейтесь, страх отвержения — серьезная вещь. Особенно, если включиться в конкуренцию нельзя. Если решения "а мы тогда пойдем и научимся рисовать еще лучше или научимся чему-то совсем другому и станем снова-таки на уровне" невозможны, то возникает тревога — меня оттолкнут, я останусь один. И тогда лучше первыми вас оттолкнуть, не так больно.
В таком случае помогает признать чужие сложности. Вы сейчас столько болеете. Вы сейчас столько всего преодолеваете и силы духа не теряете, что мы вами гордимся. Вы обязательно все преодолеете и справитесь, и мы мы останемся на равных в общении.
Только это в русскоязычной традиции так прямо не ввернешь, в коммуникации проще разбить на две части — промолчать на критику и ответить где-то поддержкой в другом месте.
Если дело в этом переживании, то человек собирается для начала серьезнее оценивает свои проблемы (а то у нас от них отмахиваются, пока не начинают замечать, что вот, разрыв нарастает!) и опять-таки начинает действовать. И принимать ситуацию — раз вы ее не считаете неравной и не собираетесь зазнаваться.
3. Переживание ущербности
Убогости, попросту говоря. Этонытье даже если бы мой ребенок мог, даже если бы ничто не мешало, то фиг у моего ребенка бы что получилось, ну, такие у него гены, ну, такой вот я как родитель урод.
Самый тяжелый случай, потому что если человек настроен переживать ощущение ущербности, то он на что угодно отреагирует как слепая девочка из анекдота про пельмени: "небось у вас еще больше еды!" Узнаваемо не по непосредственной критике, а по манере общения, если человек постоянно ноет, не приходя в сознание, что жизнь приходит мимо.
В таком случае иногда помогает поставить человека на место. Что критика, может ли сам ребенок нарисовать, абсурдна - ну хотите, мы это на камеру снимем, как рисует?! Или это настолько в ваших глазах талантливо, что вы думаете, что ребенок не может? Так это если не приглядываться, а хороший художник увидит, что и где надо шлифовать.
Если человек осознает, что он как-то чересчур занялся самоуничтожением, так что у других непомерно раздувает достижения — он тоже может прийти в себя.
Если дело в этом переживании, то мобилизоваться ему сложно, даже если он поймет, что все не так плохо, как он думает — переживание ущербности оно... захватывает своей силой, так что человек может снова и снова начинать говорить, что ну уж это-то, наверное, невозможно. Но, хотя бы — с оглядкой. С надеждой, что ему сейчас иллюзию ослепительного совершенства творчества вашего ребенка развеют, и можно будет дальше жить.
Я это все пишу для вариантов, когда люди не чужие, вам хочется с ними сохранить общение, вам нравятся их дети как хорошие компаньоны для ваших или просто вы друг другу интересны, в таком случае и ответы ваши для людей будут иметь силу.
Почему вообще одни легко принимают чужой успех,
а другие в него не верят, выдвигая теории, что "это не ребенок рисовал"?
Всех людей можно поделить на две категории:
— одни верят в то, что способности врожденные. И, если эти способности не лезут из ребенка как тесто из горшка, значит, и нету их. И именно эти люди тяжелее переносят, когда у других что-то вдруг лучше получается (и даже не верят в саму возможность такого - в картине мира идеи "прокачивания" способностей нет)
— а другие верят в идею развития способностей. В возможности, свои и чужие
Подробнее об этом, о двух картинах мира в книге "Психология достижений" Хайди Грант Хэлворсон. Там рассказывается о том, как убеждения определяют достижения, и тогда становится проще узнавать людей из чуждой вам реальности.
А в двух словах — чем жестче человек держится за теорию врожденных способностей (фактически, за теорию врожденного потолка возможностей), тем труднее ему принять и поверить в чужой прогресс - это не может быть, потому что быть не может. И ваши пути с таким человеком неизбежно разойдутся — потому что даже если смягчать, человек не выдержит. Ведь то, что вы делаете с жизнью своей и своего ребенка быть не может ну просто вот как то, что солнце вращается вокруг земли, я же это вижу )))
У мамы моей есть несколько учениц. И есть у этих учениц одна особенность: они, как начинают заниматься с моей мамой, у них начинают получаться вскоре отличные картинки. Это я осознанно хвастаюсь, да - мама у меня офигительный педагог. У нее все дети расправляют крылья, и круто так творчески разворачиваются. Так, что действительно есть чем гордиться и хвастаться.
Ну и родители, обрадовавшись успехам, начинают выкладывать результаты в свои фейсбуки, блоги, одноклассники. И вскоре приходят такие растерянные - пожаловаться. Мол, произошло неожиданное - нас люди ругать стали, и агрессию на нас выплескивают!
Чем больше творческая удача, тем вдруг больше недобрых комментариев. От простых вроде "а чего это вы тут хвастаетесь" и "скромнее надо быть" до "да это они вобще не сами рисуют - дети та рисовать не могут!"
Что тут происходит?
А происходит тут много интересного, давайте рассортируем.
За "плохими" реакциями иногда стоит вовсе не плохое отношение к другому ребенку. А что тогда вызывает столько негатива?
СТРАХИ
1. Переживание невозможности
Что вы (ваш ребенок) что-то смогли, а я (мой ребенок) не смогу (и давайте дальше всё на детях, для простоты примера) Вообще это очень тяжелые переживания — и своих упущений, и страха за будущее своего ребенка — другие его обойдут, уже обходят... тут такие кошмары вылазят, что ой.
В таком случае люди очень быстро успокаиваются, если им напомнить, что
— их ребенок тоже талантлив или имеет свой интерес в другой сфере, а ваш этим даже не интересовался или пробовал, да не стало так получаться.
— их ребенок тоже может попробовать, может, и ему это будет интересно-станет хорошо получаться
Если дело в этом переживании, то после того, как человек переключается на мысль, что а у меня ребенок тоже может, а преподавателя я тоже могу ему организовать, то это может привести к мобилизации — я быстро начну что-то делать и скоро смогу сам похвастаться чем-то и спокойно смотреть на чужие успехи
2. Переживание неравенства
Что, если вы зазнаетесь? Начнете задирать нос? И начнете презирать других родителей — с менее успешными детьми?
Не смейтесь, страх отвержения — серьезная вещь. Особенно, если включиться в конкуренцию нельзя. Если решения "а мы тогда пойдем и научимся рисовать еще лучше или научимся чему-то совсем другому и станем снова-таки на уровне" невозможны, то возникает тревога — меня оттолкнут, я останусь один. И тогда лучше первыми вас оттолкнуть, не так больно.
В таком случае помогает признать чужие сложности. Вы сейчас столько болеете. Вы сейчас столько всего преодолеваете и силы духа не теряете, что мы вами гордимся. Вы обязательно все преодолеете и справитесь, и мы мы останемся на равных в общении.
Только это в русскоязычной традиции так прямо не ввернешь, в коммуникации проще разбить на две части — промолчать на критику и ответить где-то поддержкой в другом месте.
Если дело в этом переживании, то человек собирается для начала серьезнее оценивает свои проблемы (а то у нас от них отмахиваются, пока не начинают замечать, что вот, разрыв нарастает!) и опять-таки начинает действовать. И принимать ситуацию — раз вы ее не считаете неравной и не собираетесь зазнаваться.
3. Переживание ущербности
Убогости, попросту говоря. Это
Самый тяжелый случай, потому что если человек настроен переживать ощущение ущербности, то он на что угодно отреагирует как слепая девочка из анекдота про пельмени: "небось у вас еще больше еды!" Узнаваемо не по непосредственной критике, а по манере общения, если человек постоянно ноет, не приходя в сознание, что жизнь приходит мимо.
В таком случае иногда помогает поставить человека на место. Что критика, может ли сам ребенок нарисовать, абсурдна - ну хотите, мы это на камеру снимем, как рисует?! Или это настолько в ваших глазах талантливо, что вы думаете, что ребенок не может? Так это если не приглядываться, а хороший художник увидит, что и где надо шлифовать.
Если человек осознает, что он как-то чересчур занялся самоуничтожением, так что у других непомерно раздувает достижения — он тоже может прийти в себя.
Если дело в этом переживании, то мобилизоваться ему сложно, даже если он поймет, что все не так плохо, как он думает — переживание ущербности оно... захватывает своей силой, так что человек может снова и снова начинать говорить, что ну уж это-то, наверное, невозможно. Но, хотя бы — с оглядкой. С надеждой, что ему сейчас иллюзию ослепительного совершенства творчества вашего ребенка развеют, и можно будет дальше жить.
Я это все пишу для вариантов, когда люди не чужие, вам хочется с ними сохранить общение, вам нравятся их дети как хорошие компаньоны для ваших или просто вы друг другу интересны, в таком случае и ответы ваши для людей будут иметь силу.
Почему вообще одни легко принимают чужой успех,
а другие в него не верят, выдвигая теории, что "это не ребенок рисовал"?
Всех людей можно поделить на две категории:
— одни верят в то, что способности врожденные. И, если эти способности не лезут из ребенка как тесто из горшка, значит, и нету их. И именно эти люди тяжелее переносят, когда у других что-то вдруг лучше получается (и даже не верят в саму возможность такого - в картине мира идеи "прокачивания" способностей нет)
— а другие верят в идею развития способностей. В возможности, свои и чужие
Подробнее об этом, о двух картинах мира в книге "Психология достижений" Хайди Грант Хэлворсон. Там рассказывается о том, как убеждения определяют достижения, и тогда становится проще узнавать людей из чуждой вам реальности.
А в двух словах — чем жестче человек держится за теорию врожденных способностей (фактически, за теорию врожденного потолка возможностей), тем труднее ему принять и поверить в чужой прогресс - это не может быть, потому что быть не может. И ваши пути с таким человеком неизбежно разойдутся — потому что даже если смягчать, человек не выдержит. Ведь то, что вы делаете с жизнью своей и своего ребенка быть не может ну просто вот как то, что солнце вращается вокруг земли, я же это вижу )))
@темы: Про травлю в сети
Вспомнилось, как впервые отловила у себя зависть. Забавный опыт.