Это пару дней назад выложила в жж, теперь копирую в дайри фильм 1992г., в главных ролях: Жюльет Бинош и Ральф Файнс
Психоаналитик Карен Хорни рассматривает Хитклифа как невротика, упоминая его в типе «высокомерного мстителя». Она выделяет у Хитклифа приступы ярости, соревновательность и подозрительность. В ее описании Хитклиф готов унизить, ждет от других грубости и высокомерия.
Ральф Файнс всё переиграл. Он превратил «Грозовой перевал» из истории мести в историю любви.
О «непримиримых противоречиях» знати и бедняковНачну с социального, чтобы сразу избавиться от темы. Эти самые противоречия не мешали Кэтрин флиртовать и проводить целые дни вместе с Хитклифом. Кэти вовсе не относится к тем девицам, которые падают в обморок от того, что мужчина не из достойного рода. Богато-бедный конфликт здесь не центральная тема, а предлог.
Вы помните, в какой момент Хитклиф убегает из дома? Он выслушал слова Кэти о любви к Линтону и остался – это герой был готов принять. Уходит мужчина после слов о том, что не может же Кэти выйти замуж за Хитклиффа – кто он такой и что он ей может дать?
Как целоваться, так хорош, как провести всю жизнь, так пусть знает свое место.
Она даже не ему это говорит, она обсуждает свой выбор со служанкой. В этом разговоре Хитклифу нет места – и он уходит. А не надо так по мужской гордости – он еще мог понять, почему не его любят, но узнать, что он недостаточно хорош, а она даже не считает ему это нужным сказать в лицо. Кэти остается недоумевать «Но что я такого сказала?!». Она ощущает себя брошенной, не понимая, что сама оттолкнула любимого человека. И находит утешение в браке с Линтоном.
О типажах Тут не обойтись без деления на «блондинов» и «брюнетов». С мягким «светлым» Эдгаром Линтоном Кэти чувствует себя в безопасности. Он джентльмен, знает как себя вести с леди. Цинично отмечу еще, что блондин управляем и легко загоняется под каблучок. «Темный» Хитклиф будит в Кэти подлинную страсть – сила чувств пугает Кэти, она не может справиться с ними и регрессирует, ведя себя как наивная маленькая девочка. Отсюда и такие трагичные ошибки.
Через два года Хитклиф возвращается, и мы окончательно убеждаемся, что классовые противоречия можно выкинуть в корзину – герой достаточно богат, чтобы
у него теперь жил из милости владец «Грозового перевала». Дело все-таки не в деньгах или соцстатусе.
Встреча главгероев. Меня коробит, что Кэти опять встречает Хитклифа со смехом. Девушка упорно игнорирует всю серьезность его к ней отношения. Кажется, что к Кэти приехал ее плюшевый мишка из детства. И, когда уже смех превратился в слезы, упреки звучат в той же пугающей тональности – мой нехороший плюшевый мишка разбил мне сердце. Да какой он, к черту, плюшевый мишка?!
читать дальше
Книга является классическим произведением ранневикторианской литературы, но, глядя, что себе позволяет Кэтрин в исполнении Жюльет Бинош, я растерялась. Героиня словно намекает на па-де-труа: Хитклиф, Кэти и Эдгар. «Чего же вы, мальчики, не подружились», - высказывает она Хитклифу, вызывая у того ярость, а у меня недоумение – а что между мужчинами общего, кроме Кэти?
Я думаю, за этими попытками устроить дружбу на троих стоит попытка Кэти отгородиться от Хитклифа при помощи Эдгара Линтона. Мужу не удается спасти ее – от себя не убежишь, и она прячется в кровать от всех проблем, как делала это в детстве. Только сейчас сила испытываемых ею болезненных чувств столь высока, что единственно надежным убежищем становится лишь смерть.
Даже на краю Кэти очень не хочется смотреть правде в лицо. Она во всем винит Хитклифа. «Я прощаю тебе эту ложь», – отвечает тот на упреки. Хитклифф хорошо понимает суть характера той, которую любит. Она не успела вырасти...
В наши дни у них бы был второй шанс, спасибо антибиотикам и неврологическим диспансерам. Во времена Эмили Бронте герой остается один со своей любовью и могилой любимой.
Я позабыл твое лицо
Любовь не всесильна. Сначала Хитклиф теряет любимую, а затем начинает забывать ее облик. В наше время есть фото- и видеозаписи, а тогда приходилось полагаться исключительно на свою память. Хитклиф разрывает могилу Кэти, когда понимает, что не может ясно вспомнить ее лицо. Если судить поверхностно, то это вандальский поступок. Но если вдуматься, то речь идет не об осквернении, а о памяти.
«Я не был в этой комнате с той самой ночи», – и сразу понятно, на чем Хитклиф строит точки отсчета в своей жизни. Все посвящено Кэти и памяти о ней, пусть он теперь и не ставит крестиков в календаре.
Почему он не пустил дочь Кэтрин увидеться с умирающим отцом?
Сдается мне, Линтон, если бы его спросили, не пустил бы Хитклифа прощаться со своей женой. И вообще, за своей ролью благородного рыцаря Эдгар не видел, что является банальным буфером. И вообще, аристократ не понимал, что вмешивается в чужие отношения. Жениться на женщине, которая не твоя - это был нечестный поступок в понимании Хитклифа – Но Линтон видит себя в белом пальто. Так что не шантаж в понимании Хитклиффа не месть, а ответ по существу. К тому же, Эдгар Линтон, ранее отказался помочь сестре, проявив себя как черствый сухарь - какие тогда чувства беречь то?
Мне трудно осудить Хитклифа за его обращение с Эдгаром.
Следующее поколение
В этой части истории я вижу попытку Хитклифа бессознательно повторить ситуацию, получить благополучное завершение личного конфликта – пусть любимая примет меня таким, какой я есть. Когда за столом дочь Кэти дает понять Хитклифу, что она полагается на Гэртона как на своего защитника, он понимает, что конфликт закрыт, а больше на этой земле оставаться незачем. И Хитклиф уходит к своей Кэти.
Хитклиф "на кушетке"
Справедливости ради, отмечу, что Хитклиф Ральфа Файнса демонстрирует садистские и психопатические черты, но делает это, точно оставаясь в рамках социального. А подлинным психопатам, с их презрением к условностям, это дается куда сложнее – трудно удерживать себя в рамках, которые кажутся абсурдными. Я бы делала ставку на истероидную структуру личности – ключевым в характере Хитклифа от Файнса является самоуважение.
Если на пальцах, то вот: истерить он начинает, когда его пытаются обесценить. Тема завоевания признания и уважения – движущая сила его поступков, а также тема признания силы испытываемых им чувств. Вы увидите такого человека мстительным, только если жестоко проигнорируете его потребности и пренебрежительно отнесетесь к его достижениям.
Я сомневаюсь, что, живя в наше время, Хитклиф бы обратился к специалисту за помощью – ему в его мрачном мире достаточно комфортно. Я думаю, что увидела бы его на консультации только в случае, если бы его предварительно навели на мысль, что кто-то сумеет помочь ему лучше понимать Кэти и научить ее не убегать от него и себя.
Постскриптум
Красавица Карен Хорни родила мужу трех дочерей и развелась. Долгих доверительных отношений у нее не было ни с кем. Карен Хорни прожила большую часть своей жизни в одиночестве.
Может быть, она не смогла узнать в одном из «высокомерных мстителей» человека, который любил ее – так, как Хитклиф?..
остальные рецензии здесь