la-scandinavia пишет то, что я никогда не могла ясно сформулировать, когда иногда слушаю какие-то песни и остаюсь разочарована. ...когда я слушаю большинство певцов, у меня эстетические корчи какие-то: я просто на стенку готова лезть от их пения и, главное, от них самих - не потому что плохо поют, нет... потому что под видом чего-то хорошего и настоящего они пропихивают дешёвку, тухлятину какую-то - и это, типа, искусство, а о вкусах, типа, не спорят. Не, я понимаю, что есть искусство, а есть шоу-бизнес - и это, как говорится, две большие разницы, но самое паршивое-то в том, что шоу-бизнес претендует на место искусства и подменяет собой искусство, а, значит, вытесняет его! Невозможно слушать одновременно голос совести и голос толпы, требующей зрелищ. Нет, я, не говорю, что зрелища - это плохо, но всему своё место и всему свой ранг:
тот. кто развлекает - это... шут. Развлечения тоже нужны, и шуты нужны - просто не надо развлечение называть искусством, приятное звукоизвлечение - пением, а вокалистов - артистами и певцами. Потому что то, что вокруг - это приятное звукоизвлечение, это не пение.
Вот, допустим, есть красивая песня "Angel", авторства Сары МакЛахлан.
Это очень популярная для каверов песня, её перепевают все, по-моему... Я слышала много версий, но ни одна - НИ ОДНА! - до оригинала не дотягивает, вообще не дотягивает, никак. Потому что плохо поют? Нет, многие поют лучше, чем Сара - эту песню перепевали действительно хорошие вокалисты, включая Лару Фабиан (которая технически вообще, по-моему, практически идеальна) и Джоша Гробана. Но ни один - НИ ОДИН, я повторюсь - не озадачился вникнуть в то, что это за песня, судя по тому, что у них получилось.
Собственно, и слушатели под эту песню любят почему-то посентиментальничать и повспоминать безвременно ушедших людей и собак (уж простите, но это так). То есть "в руках ангела улетай отсюда" - это, конечно, про то, как душа покидает тело, а слушать весь текст вообще не надо. А чё там слушать?
Трясти петь надо! Ннненавижу.
читать дальше
Я одно время всё никак не могла понять: ну почему же её так поют-то? Ну неужели не слышно, что эта песня... про наркоманское что-то - не обязательно про наркотики, но про сам принцип? А они реально не слышат. Потом я выяснила, что - да, эта песня про тех, кто умер от передоза; она была написана под впечатлением от смерти какого-то рок-музыканта, который, собственно, в холодном гостиничном номере, на очередных гастролях, и скончался.
НУ КАК МОЖНО ПЕТЬ ПЕСНЮ И НЕ ДУМАТЬ О ТОМ, ЧТО ТЫ ЭТОЙ ПЕСНЕЙ ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ И НЕ ДУМАТЬ, ЧТО АВТОР ХОТЕЛ СКАЗАТЬ?!! У меня в голове не укладывается, вообще. Потому что вот я, допустим, пою в сто пятьдесят раз хуже этих... эээ... певцов, я голосом еле владею вообще, я не знаю, как мне показать то, что я хочу показать, но я знаю, что я хочу показать. И если я пою" I need some distraction" ("мне нужно какое-то отвлечение/развлечение/сумасшествие"), то я буду делать акцент на слове "нужно", потому что я именно об этом пою: о том, что "я догадываюсь, что это не может кончиться ничем хорошим, я знаю, что это иллюзии, я боюсь, что этот путь заканчивается тупиком, но мне НУЖНА эта передышка, мне это нужно, как глоток воздуха - мне НУЖЕН этот крышесрыв, иначе я сломаюсь". И слова "empty" (пустой) и "weightless" (невесомый) я буду петь именно так - как пустое слово и невесомое слово, чтобы содержание соответствовало форме, потому что эти слова здесь важны - именно потому что эти слова важны для этой песни, а не потому что я умею делать красивое вибрато и петь лирическим звуком, блин.
И если я переключаюсь в припеве из грудного регистра в головной именно так, как я переключаюсь, то не для того, чтобы было "красиво", блин, и не для того, чтобы показать "а я вот так умею!" - а потому что я хочу показать, что невозможно далеко улететь никуда таким образом: можно оторваться с трудом от земли, поплавать в облаках, а потом падать - потому что это, кажется, не те облака. Я хочу голосом ЭТО показать, а не свой прекрасный голос, блин, который умеет всякое показывать (можно и более красиво, кстати, выходить в головной регистр, но я не хочу, чтобы было красиво, я хочу, чтобы было правдиво). Потому что какая, блин, разница, что умеет показывать мой голос? КАКАЯ РАЗНИЦА, вообще?!
И меня ужасно расстаивает, что я не умею показать голосом холод и пустоту этой гостиничной комнаты, этой неприкаянной жизни, в которой есть только больная реальность, разбитые мечты - или сказка, в которую улетаешь, когда уже совсем нет сил держаться в реальности: земля уходит из-под ног и человек парит, не думая, что это всего лишь на десять минут, или на час, или на полдня - сейчас ему хорошо, сейчас всё кажется правильным, а остальное будет только завтра, потом, когда он упадёт. И меня ужасно расстраивает, что я не могу показать всю обманчивость этой сказки, за которой можно полететь из окна, понадеявшись на крылья, которых нет... Я так хочу показать эту жажду красоты и правды, в поисках которой можно найти себе не те крылья, я так хочу показать, что ничем нельзя заглушить в себе этой ностальгии по настоящему... Но я не умею, не могу.
А они - все эти певцы - могут. Я страшно завидую тому, что они это - могут: они могут показать то, что захотят, они умеют... Но почему они этого не хотят?! Почему они плавают на поверхности и берут только то, что первым попадается? Почему довольствуются музыкой и не соотносят её с текстом? Почему не заботятся о контексте? Почему они слышат слово "ангел", а дальше них отключаются мозги, потому что им больше ничего и не надо - такое впечатление, что им уже достаточно, чтобы навертеть штампов? Почему они даже не задаются целью подумать об этой песне, понять её? Почему они поют не о том, как это страшно и как это легко - сбегать в иллюзии, с риском не вернуться никогда (да хоть пусть о своём чём-то поют, но только о настоящем), а поют о том, какие у них красивые голоса?
Вот честно - подавляющее большинство певцов поют именно об этом - о том, какие у них красивые голоса - мне кажется, это вообще болезнь современной эстрады (про оперу не скажу, но подозреваю, что и там то же)... Начинаешь слушать, искать: "ну о чём же ты поёшь?" - и понимаешь: он поёт "посмотрите на меня, я красавчик и голос у меня красивый". И песня там - только повод, обёрточная бумага, в которую заворачивается это вот...
Но разве это те послания, которыми стоит обмениваться?