читать дальше Еще одна ловушка неудачной терапии — это что на выходе должны получиться мир и гармония, теплые и любящие отношения пациента со всей его семьей. Прощение и примирение становится самоцелью психолога — это настолько притягательная миссия, что сложно удержаться. Нежелание пациента прощать и примиряться зачастую трактуется как его застревание в прошлом или даже его неспособность строить отношения.
Три ключевых вопроса для специалиста о работе с отношениями:
1. Пациент вообще в принципе что-то хочет сделать с отношениями, в которых не все ок?
2. Если пациент хочет изменений, то — каких?
Может, он хочет научиться строить диалог (прощение диалога зачастую не требует)?
Или он хочет понять, как вообще в прошлом все так сложилось? (а прощение зачастую связано с забыванием, мол, кто старое помянет)
Вообще, может, в конце списка у пациента стоят прощение и примирение, но приоритет чему-то совсем другому.
3. Если пациент простит и примирится — это ему ничем не угрожает? Что, если его ждет ловушка симбиоза или затяжная война, что, раз мы помирились — делай как я хочу?
Что делать, если вы как пациент столкнулись с тем, что вас в терапии хотят помирить или уговорить простить?
1. Спросите, как психолог понимает Ваш запрос? Каким он видит результат Вашей работы — и сравните его с тем, что Вы сами думаете. Иногда речь о недопонимании, когда неясно, насколько далеко вы хотите зайти в работе с отношениями и что видите конечной целью.
2. Спросите, что сейчас приоритет номер один в работе с отношениями и почему? Вы учитесь справляться с раздражением? Вы учитесь строить диалог? Выбор приоритета позволяет сосредоточиться на конкретике
3. Спросите, каковы минусы возможного примирения? С какими сложностями вы можете столкнуться? Это позволяет критично отнестись к ситуации — увидеть ее изнанку.