Я не о маркетинге, это не моя тема, поэтому про правильность расчетов не берусь судить. Я только о психологии и всяческих переживаниях из разряда "хочу ли я", "могу ли я" и так далее. читать дальше
Давайте начнем с того, что есть разница между нами, и европейцами-американцами. Наши люди на эту тему именно что переживают. (А публикуют у нас больше статьи в прозападном подходе о том, что чего тут рефлексировать, нету повода. В результате те, которые все же рефлексируют, начинают чувствовать себя... ну как будто раздувают из мухи слона)
Ничего плохого в самих переживаниях по себе нет. Даже больше — они вас удерживают от поспешных шагов. Проблемы начинаются только тогда, когда вы уже сто раз взвесили, что и как надо сделать (повысить цену за час работы на гипотетические сто рублей), а вот сделать — не можете никак.
Возможно, вы ждете, что тут я скажу, что это повод для встречи с психологом. Ну, раз откладывается все, плюс еще всякие тягостные переживания. Но я бы предложила сначала поискать обходные пути. Иногда нам не хватает просто плана, как мы что-то сделаем.
У вас — есть план, как именно вы будете менять цену?
ПЛАН
1. Вам нужно сначала составить само объявление, когда, на что и как меняется цена. Даже если вы собираетесь это устно говорить узкому кругу клиентов! Напишите это для себя — что-то потом не путаться и не запинаться, для ясности в голове. Это работает уже само по себе на перемены — ощущением сделанного первого шага, впечатлением, что вы ясно и конкретно представляете себе перемены.
2. Вам нужно придумать, как проще сообщить об этом всем заинтересованным. Если вы репетитор — может ли быть удобным вариант групповой рассылки смс или объявление во вконтакте? Некоторых пугает, что надо будет каждому объявлять и тут же отвечать на вопросы, а заочная рассылка — это уже быстрее и проще, не говоря о том, что, если вам скажут "а вы не предупреждали!", так вот оно, предупреждение.
3. Вам нужно выбрать день, когда вы будете сообщать об изменениях.
Можно заранее приготовить черновик, а в день "х" пусть останется просто нажать на кнопку — и тогда удастся проскочить момент переживаний вокруг "надо решиться".
Что. Как. Когда. Вот три пункта нашего плана ))
Если у вас есть план, то обычно это позволяет перейти к действиям.
Но вот, у вас есть план, и даже получше моего, что выше описан ))), а с действиями — никак. Или все равно очень тягостно. Что тут может мешать? Давайте поговорим о самых частых опасениях.
Будут вопросы и возражения
Всегда найдется кто-то, кто будет буквально докапываться, а зачем вы подняли цену на сто рублей. И тут ошибкой будет — объяснять. Вы скажете, что подрожали ручки и бумага, он посчитает, что ручки с бумагой подорожали только на 80 рублей. Скиньте 20.
Вы скажете, что вам нужно учиться — он скажет, что его ваш уровень и так устраивает, и, кстати, у вас же расписание для работы станет неудобнее из-за учебы?
Если у вас есть такие люди, и вы именно о них думаете, когда не хотите изменять существующую ситуацию, то ключевое правило — ничего не объяснять, чтобы это не стало предлогом для манипуляции. Условия изменились. Таковы обстоятельства. Так получилось. И улыбайтесь (если, конечно, у вас это естественно получается — а то кривая улыбка может все только испортить)
Кто-то уйдет
Мой опыт показывает, что чаще боятся даже не сколько потерять собственно деньги, сколько — что будет неприятный разрыв рабочих отношений. Что-то очень нейтрально звучит! А на деле речь о всех ситуациях, когда вас оставляют с чувством, что вы — мировое зло. Когда человек поджимает губы, говоря "вот вы как..." и уходит. И вы чувствуете себя предателем.
Когда человек тухнет на ваших глазах (даже не потухает, а именно раз — и тухнет, как рыба), уходит с поникшими плечами, как волк из мультика "щас спою", в зимний лес. Мысль о подобном варианте для многих непереносима, а вот вероятность подобного в свете кризиса — очень даже ненулевая.
Или вот, отдельная тема для всех в помогающих профессиях. Родители, которые говорят "у нас нет денег на ребенка". И ты понимаешь, что нужно быть в своих глазах моральным уродом, чтобы в этот момент чего-то от них требовать. (И не говорите мне, что я преувеличиваю, к сожалению нет — знаю очень многих, кто и хотел бы больше просить, и на рынке точно стоит дороже, но выбирает буквально между своими детьми и чужими из-за этого страха, что чужой ребенок недополучит)
Я вам скажу циничные вещи. Не надо благотворительности за свой личный счет. Если у вас есть именно лишние деньги, время, и силы — ради бога. Когда есть четкие границы, что помогаю — в рамках, в которых мне это только в удовольствие. На этом вам любой психолог скажет, что все супер, действуйте!
За этими рамками — кто-то будет платить — или другие люди деньгами, или вы своей жизнью. Ведь когда вы тратите то время и силы, которые вам никак не компенсируются и в которые вы не сможете о себе (и своих близких) позаботиться - внутренний долг перед собой начинает расти и ждать отдачи.
А как же они — чужие дети?
Тут два варианта — эти деньги правда последние. Но такое, знаете, очень даже видно и ради помощи тут сами родители ищут компромиссы. Куда чаще это родитель с 6 айфоном, которому жалко вкладываться в ребенка. Жалко денег. Времени. Сил. Может, он вообще не понимает концепции "ребенок и инвестирование в него", а может, это семейный стереотип. Или зависть и ревность к ребенку, почему это он получит мои деньги?! Или ребенок в его глазах — бесперспективен. Но все же чаще — им жалко. И не говорите мне, что они гробят этим своих детей — да, они именно это и делают, и тут зачастую ваша попытка помочь даже усилит их возмущение — снова все достается не им, а этому выродку — их ребенку.
Такой родитель часто при повышении уходит, используя изменение цены как повод. Они так страдал, зачем он вас нашел, его "дебилу" ничего не поможет, а тут вот, наконец можно вас бросить с легким сердцем. Или можно не лечить-учить ребенка, это же дорого. Я сейчас не про операции в сто тыщ, я про элементарные вещи, типа вытянуть с троек на четверки или массаж, или прочие мелкие и полезные вещи, которые от родителя требуют готовности ребенком заниматься и наблюдать за его улучшениями (и их признавать! не умеют многие).
Так вот, если такой родитель не хочет перемен, то он уйдет, и деньги будут только поводом — примите это как факт.
Дайте людям время
Пусть они сначала подумают над другими вариантами. Это нормальный вариант, если они пойдут к вашему конкуренту или даже нескольким. Если у вас к ним подход найден, то никакой конкурент за пару встреч это не заменит, и это станет явно. Почему мы годами держимся за массажистов, парикмахеров, психологов? ))) Потому что они уже про нас столько знают, что другому надо сначала это все узнавать и открывать.
Главное, постарайтесь к этому уходу и метанию человека отнестись с пониманием. Если вы не испортите отношения, то очень может быть, что через какое-то время он вернется. Особенно если узнает, что на рынке есть или дешево и плохо или хорошо, но дорого - это людям надо открывать как истину иногда каждый год (а то вдруг реальность уже превратилась в тот мир розовых пони, о котором они мечтают?).
Еще, если вы думаете о том, что вот, что-то может испортиться, составьте список конкретных неприятностей. Я знаю, что идея списков всем уже
Список здесь может помочь избавиться от абстрактных переживаний (а вдруг кто-то обидится, устроит скандал и пр) и перейти к конкретным размышлениям — обидится ли Иванов? Петров?
Если у вас список совсем короткий и наполовину из людей, которых вам не жалко потерять - все очевидно ))
А в каких случаях с этой проблемой стоит обратиться к психологу?
Я об этом пишу, потому что наши люди эти все меркантильные проблемы стесняются приносить. До разочарования в себе. До выгорания. До ненависти к людям — хотя иногда все предотвращается прекрасно тем, что стоит своевременно повысить оплату труда и чувствовать себя честно, по заслугами оцененным.
Стоит обратиться к психологу, если:
— вы прекрасно осознаете, что пора менять ситуацию с расценками, но настолько не готовы это сделать, что проще все бросить и уйти из профессии или фриланса. (Особенно если вы уже так и делали раньше!)
— ваше представление о ситуации "плавает". Например, ясность представлений о ситуации то появляется, то пропадает. Или оценка себя сильно колеблется. Сегодня ваши представления такие, завтра - сякие, и это не реально изменение ситуации на рынке, а какие-то внутренние процессы.
Тут что представляет собой интерес, это — не зафиксировались ли вы в каких-то старых убеждениях, представлениях о себе? Которые автоматом возникают, когда вы думаете о будущем. И вылазит "я" образца хорошо если конца института, а то и вовсе 5 класса и говорит "аааа! я ни на что не способен! все умеют и могут больше меня!"
Обычно люди, находя такое, пытаются просто стряхнуть — фу, я уже вырос, но нужна большая работа - нужно не просто выбросить старое убеждение в мусор, но и поставить на его место новое, которое будет отвечать сегодняшнему дню.
И еще интересно — есть ли какая-то борьба внутри вас? Между чем и чем? Это очень любопытные баталии зачастую. Интересные хотя бы тем, как вы их проигрываете — большинство думает, что это их личный проигрыш, а между тем это часто "заслуга" ваших клиентов. Они могут всячески понижать вашу самооценку — если сомнения в себе возникают после работы с определенными клиентами, то просто ищите — как они это делают, чтобы потом на подлете нейтрализовать. И вообще, если ваша уверенность в себе пропадает после общения с людьми — ищите внешнее влияние. Иногда и разговор с любящими родственниками приводит к ощущению "я слишком много хочу".
А, и еще один вариант. Когда вы знаете, что стоите больше, но нет внутренних сил что-то менять. Это случай, когда и к психологу то дойти трудно, но вот ощущение ограничения себя в возможностях зато есть, и проявляется неприятно. Приходится справляться с негативом и по отношению к тем, кому легче обьявить, что стоит дороже. И перерабатывать свое отчаяние от ощущения ловушки, что вы не знаете, как ситуацию переломить. Тогда работа может пойти на уровне сценариев. Каков ваш жизненный сценарий? Или, если через образы, какова ваша сказка, и какой вас там ждет конец? Может, вам там написано быть невезучей Золушкой? Которая принца не встретит, потому что даже не вырваться из круга работы за три копейки?
Такие вещи исправляются опять же на уровне сценария. И иногда достаточно просто понять, каков сценарий и что в нем не нравится (да, это как в курсе с оружием — работает не быстро, зато само по себе что-то меняет, как только вы приняли решение)
...это не все варианты проблем и трудностей вокруг темы "я как специалист стою больше", но пост скоро треснет ))
С ситуациями "поднять оплату за час своей работы" работает большинство психологов. Ведь это и тема самооценки. И самопрезентации. И выстроить коммуникацию. А еще большинству переживания на тему знакомы изнутри, через призму их собственных гонораров за работу.
ПС: Если вы захотите об этом проконсультироваться со мной (скайп), то я бы хотела заранее письмом рассказа о ситуации. Мне это нужно и чтобы к работе подготовиться, и чтобы оценить заранее, а могу ли я вам помочь. Потому что, скажем, если вы мне напишете, что проблема у вас с работой, но поясните, что по утрам по два часа не можете встать, потому что зачем жить вообще, то я вам сразу тогда скажу, не тратя ваше время, что тут куда результативнее будет психиатр и его таблетки, потому что проблема глобальная.