простыня по теме
Варнинг:
- я не играла, я вообще атмосферу игр представляю с чужих слов и только. Но я зато имею дело с ролевыми играми в терапии постоянно. То есть примерно треть консультаций приходится на "сейчас я буду вашим начальником/мамой/партнером/братом и тп. Мы будем учиться справляться с чувствами и общаться по-другому"
То есть специфичное у меня и мнение, и опыт )))
в общем, абсолютное большинство читателей в теме, как проходят игры, разбирается лучше меня, и я это понимаю ))
И я хочу обратить внимание вот на что:
у нас в консультировании игр очень много. У нас даже есть психодрама. У нас есть сказкотерапия. у нас даже есть расстановки по Хелингеру - тоже, в общем, отыгрывание. И при всем этом богатстве много ли вы знаете хороших актеров, вышедших из психологического консультирования? Не наоборот, как Микки Рурк, собравшие себя в терапии заново, а именно выросшие в сказкодраме или психодраме? Что сначала я был психологом, а потом стал актером?
Нет. ))
И у этого есть причина
Нет, серьезно! Если сравнить с всякими курсами актерского мастерства - практически ноль выросших в актеры. Хотя психодрама и сказкодрама, и всякие ролевые игры в коммуникативных тренингах уже десятилетия существуют. Интересно, правда? а знаете, почему при, вроде бы, театральной подоплеке у нас нет актеров, не вырастает на такой почве именно актерский талант? давно хотела на это пожаловаться!
У нас нет спонтанной игры
На каждом шаге идут вопросы, как ощущения, как самочувствие, нравится ли отыгрыш, хотим ли скорректировать реплику (Итак, вы хотите не бросить трубку, а сказать маме/партнеру/другу - что?")
Это очень щадяще, то есть это, конечно, простите, больно. Особенно когда, например, мне достаются реплики за родителей по типу "ты никчемная дочь". Но... мы все время проговариваем, что это проработка, что мы учимся справляться со стрессом
Но это абсолютно точно ни разу не спонтанное, живое, свободное актерское взаимодействие. Какая там непосредственность, когда на каждую реплику мы останавливаемся, что вот мы сейчас как - справляемся с чувствами или на сегодня хватит.
Но даже если бы игра была бы более спонтанной - ничего бы не вышло - потому что фокус на том, что происходит здесь и сейчас. Понимаете? Это все время фокус на реакции. Как мне - как ему. А настоящий театр или настоящая ролевая игра предполагает, что фокус будет не на партнере здесь-и-сейчас, а на сюжете.
И нельзя сесть на два стула
Или партнер как живой человек прямо весь целиком, или партнер как герой вашей истории, которая немножко не от мира сего.
Или важно, что у вашего партнера сейчас болит живот, или важно, что ваш партнер готов нанести удар по Юпитеру.
Третьего не дано.
И все равно, даже при такой занудно-затянутой работе, ни хрена не похожей на спонтанную импровизацию и вдохновляющие отыгрыши я, скажем, регулярно лажаю. Я. регулярно. причиняю. боль. Но у меня хотя бы работа такая, где мы изначально договариваемся, что мы общаемся час-полтора, что я осознаю, что на меня все равно могут разозлиться или обидеться и упрекнуть. Я как бы за эти риски деньги получаю. И я не для своего удовольствия разыгрываю сценки.
Я, блин, даже не знаю,
Что больше полутора часов это тяжело
Что это работа - следить за чужим состоянием.
Или что надо быть готовым к агрессии в свой адрес, что причиняешь эмоциональную боль.
Или что это все-таки уже совсем не игра, пусть и похоже внешне.
Наверное, главное, что это все-таки совсем ни хрена не игра.
А люди же на игру именно за игрой едут.
В общем, вводить белый ромб - учитывать, что другой человек может быть не готов к насилию - это в моем лично понимании реально ломает игру, превращая ее в эмоциональную работу, которую даже специально подготовленный человек выполняет с усилием и все равно рискует причинить боль. Но мне за "вот это вот сейчас некрасиво было и вообще тупо" хотя бы деньги платят, уж извините за цинизм.
Второе важное мне обстоятельство - а давайте подумаем о том, насколько тяжело обычному игроку в принципе. С третьих слов я знаю, что народ может играть с недосыпа-изжогой от еды всухомятку-ошарашенный общением со сьехавшимися друзьями - и заодно пытающийся адаптироваться к среде. Ему тут самому не оч. и даже если это кабинетка, но важная человеку кабинетка, у него могут уходить силы на то, чтобы руки не тряслись, голос не подводил. в общем, обычный игрок занят. Занят тем, чтобы не упасть в грязь лицом. Если он разошелся, и море по колено - то чтобы сыграть. Но занят он собой непрерывно. А я занята тем, чтобы сделать себе максимально удобно перед работой, это же работа, а не игра. Надеюсь, я не выгляжу самовлюбленно - я просто пытаюсь показать на контрасте, почему нельзя просто взять и легко станцевать вальс с первой попытки, то есть не запороть игру с белым ромбом.
Так вот, недоспатый-голодный/мучающийся изжогой/головной болью/ревностью оставшегося дома партнера ирок увидел белый ромб и понял, что он попал. Давайте защищать его права. Например, право фокусироваться на игре, пока не будет сказано "стоп".
*сарказм включен*
Давайте повесим на него, ну я не знаю, зеленый квадратик, что с такого игрока спроса для белых ромбов не будет.
*сарказм выключен*
Резюмируя:
меня что беспокоит - что такая "мелочь" как белый ромб реально для людей может поломать игру. Это не мелкая деталь, которую просто принимаешь во внимание. повторюсь - посмотрите, у нас есть психодрама, сказкодрама, ролевые игры, но театральная подоплека там всегда уходит на второй план. Именно потому, что мы мысленно меряем на людей белые ромбики, никакого места для игры потом не остается.
И еше меня бепокоит, что как человек, который много работает с «белыми ромбами» - я постоянную прикидку, что человека может задеть оцениваю как сложную и утомительную работу, но никак не легкую и веселую игру.
И самое страшное - что люди, рассчитывающие на белые ромбы (ну, вдруг это примут) окажутся не готовы к тому, что ромбы их не защитят. А риски такие я лично оцениваю как высокие. и получится всем плохо - и тем, кто вынужденно накосячит или не сможет просто от души поиграть (а это, кстати, тянет на психотравмы, если люди долго и серьезно готовились), и тем, кто надеялся на безопасную игру. В общем, пятиминутка паранойи завершена - у меня страшные картинки кончились.
Надеюсь, это будет пользы пост, а не прорыва канализации ))
Флейм и флуд ок, если что.