Психика и физиология
Физиология в детском возрасте работает в обе стороны. Как состояние регулирует настроение, так и настроение у детки регулирует состояние. И ребенок, который живет в страхе - он, как правило, будет с энурезом. Малыш, который живет в постоянном гневе на родителей, зачастую как минимум с гастритом, а могут быть и еще более интересные вещи с желудочно-кишечным трактом, печенью и желчным пузырем.
Ребенок, который живет в состоянии безнадежности и осознания того, что "я ничего не могу сделать с ними, они вот такие, все уже случилось", - как правило, имеет проблемы либо с легкими, либо - чаще - с сердцем. И так далее. "Не могу принять" - и у ребенка подростковые мигрени, "мне за них стыдно" - и, опять же, подростковые мигрени не по серотониновому типу, а от повышенного или "прыгающего" давления. Масса подобных соматических эффектов организуется именно детскими настроениями. Ими же "убивается" щитовидная железа, особенно если есть физиологические предпосылки к этому и ими же нарушается работа поджелудочной железы.
Все это происходит в возрасте, когда соматическое состояние и эмоциональное состояние разделить не представляется возможным по отсутствию опыта и по определению наличия барьера, который защищает от болезненности роста. Почему это не происходит позже? Потому что в более позднем возрасте (от семи лет) ребенок имеет достаточный словарный запас и достаточный социальный опыт для того, чтобы организовывать психологические защиты.
У кого лечить?
Скажу сразу, что идеи о том, что если соматическая болезнь имеет психологическую причину, ее не обязательно лечить медикаментозно и тем более не нужно наблюдаться у врача, в корне порочны и ведут только к ухудшению положения вещей. Если болезнь есть, ее нужно лечить. Если она не просто есть и периодически дает о себе знать, а обостряется снова и снова, несмотря на соблюдение всех предписания врача, то следует, НЕ ПРЕРЫВАЯ ЛЕЧЕНИЯ, обратиться за помощью к психологу, и работать с ним, параллельно применяя назначенное лечение.
Спасибо Княжне и Косте