продолжение чужого докладаОбратимся к письму Татьяны Лариной. Оно, на мой взгляд, только подтверждает уже сказанное о ее скорее невротической потребности в любви.
Переживания Татьяны в момент написания письма и в последующие дни — это, по сути, клиническая картина переживаний человека, потерявшего кого-то близкого.
...
Есть смысл задаться вопросом, с какой целью Татьяна пишет письмо? Обычно такого рода письма пишутся для того, чтобы выказать свои чувства человеку, которые по каким-либо соображениям невозможно выразить в непосредственной беседе.
Однако анализ письма показывает, что признание в любви — только одна цель. Другая цель, которая обнаруживается с помощью анализа, это стремление овладеть объектом любви.И здесь Татьяна открывается удивительным образом. Она демонстрирует очень распространенные и в современных женщинах средства для достижения своей цели, которые можно часто косвенно или непосредственно наблюдать в кабинете психотерапевта. Давайте посмотрим на то. какими средствами пользуется Татьяна, чтобы овладеть объектом любви.
В начале письма Татьяна сразу же вручает себя воле другого человека и тут же просит о пощаде:
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня. Гл. 3. Письмо Татьяны к Онегину
В этом коротком предложении видно, что, не будучи уверенной в ответном чувстве Онегина, Татьяна взывает к его жалости. Она бессознательно надеется на получение любви через чувство жалости. Дальше идет просьба о встречах «хоть редко, хоть в неделю раз». Она как бы говорит, что ей многого не надо, что она готова довольствоваться малым в любви, что она не будет злоупотреблять его любовью. Мы знаем, что уже в детстве Татьяна привыкла довольствоваться малым, поэтому ей и сейчас достаточно всего лишь редкого внимания и немного любви дальше думать об этих встречах, т. е. снова фантазировать и размышлять об отношениях с Онегиным и таким образом находиться в своей привычной задумчивости. Тревога, которую испытывает Татьяна, не обладая объектом любви, слишком сильна, и с ней следует как-то справляться. Веры в то, что она вызовет жалость к себе, недостаточно, и она переходит к упрекам и обвинениям, поскольку признать, что источник тревоги находится внутри нее самой, она не может. «Зачем вы посетили нас?» — пишет она в письме. Иначе говоря, вы принесли мне много страданий, как бы хочет сказать Татьяна, вы виноваты в том. что посетили нас, и еще виноваты в том. что больше нас не посещаете. Дальше укор сильнее — своим посещением вы разрушили мою жизнь:
читать дальше
Я б никогда не знала вас,
Не знала б горького мученья...
Души неопытной волнения
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Гл. 3. Письмо Татьяны к Онегину
Здесь мы видим, что Татьяна обвиняет Онегина уже в разрушении ее жизни. Она с зтих пор не видит себя счастливой в дальнейшей жизни. Это так знакомо нам. психотерапевтам, по типичным жалобам наших пациентов. Вся ответственность за несчастную судьбу легла на невиновного и ничего не подозревающего Евгения Онегина, потому что он это письмо еще не получил. Он случайно попал к Лариным в гости, и нигде не указано, что он собирался продолжать знакомство с Лариными. Он только обмолвился в разговоре, что если был бы, как Владимир, поэтом, то «выбрал бы другую» — Татьяну. Здесь, мне кажется, следует отметить, что, говоря о Ленском, Онегин достаточно точно угадывает и потребность Татьяны в любви, и то, что Ленский, конечно же, более мягкий и теплый человек, чем Онегин, и он мог бы дать ей ту любовь, которую она ищет. Но по психологическим законам Татьяна не может обратить внимание на Ленского, потому что она бессознательно должна выбрать именно того человека, который, как и ее родители, как раз и не даст ей любви. Онегин холоден, как, вероятно, и мать Татьяны, не сумевшая дать любви ребенку хотя бы в той мере, чтобы этот ребенок не чувствовал себя чужим в семье.
Возвращаясь к письму, отметим, что Татьяна находит виновника своей несчастной жизни задолго до ответа Евгения.
Такое обвинение, конечно же, указывает нам на трансферное отношение к предмету любви. Но тут же Татьяна пугается своей агрессии, вероятно, не потому, что не готова использовать такой механизм манипуляции, а скорее потому, что просто боится потерять Онегина. Возвращаясь к детству Татьяны, мы можем предположить, что недовольство своим положением в семье она не могла выражать, видимо, потому, что этого ей не позволялось.. И она переходит к другому способу — к внушению. Татьяна хочет внушить Онегину то. во что хотела бы верить сама. Прочтем, что же она пытается внушить:
...в вышнем суждено совете,
То воля неба....
Гл. 3. Письмо Татьяны к Онегину
Дальше еще интереснее. Она снова жалуется, и просит, чтобы ее пожалели. Положение ее в семье ужасно:
Никто меня не понимает.
Рассудок мой изнемогает
И молча гибнуть я должна
Гл. 3. Письмо Татьяны к Онегину
Вполне возможно, что она именно так себя и ощущала в семье, и ее жалоба на непонимание близкими родственниками отвечает действительности. Но нас интересуют прежде всего черты ее личности. А личность такова, что для овладения объектом любви Татьяна бессознательно применяет методы, мягко говоря, несколько незрелые. Это в первую очередь попытки манипулировать Онегиным, пытаясь сделать его ответственным за свои переживания и свою жизнь. Сначала она просит о пощаде, потом упрекает, потом обвиняет, потом снова просит о пощаде и помощи и в конце подчеркивает, что от него зависят ее жизнь или она погибнет. И далее, когда проходит несколько дней, у Татьяны наступает бессонница, она волнуется, не спит, у нее возникает жар, она плохо контролирует себя, не представляя себе своего существования без Онегина. Няня, ничего не зная о ее душевном состоянии, предполагает, что Татьяна заболела.
Вторая встреча — уже развязка, это урок, данный ей и вызвавший психическую травму. Этим был нанесен безжалостный удар по ее фантазиям и нарциссическим чувствам.
После смерти Ленского и отъезда Онегина Татьяна остается со своей проблемой — проблемой совладания со своими чувствами. И здесь начинается этап, который можно назвать прозрением. Инсайт приходит в момент ее посещения имения Онегина.
Само посещение имения Евгения Онегина было неслучайным. Татьяну, конечно, волновало, правду ли говорил Евгений о себе, отказывая ей во взаимности, или нет. Вспомним, что Онегин рассказывал о своем характере и что она ошиблась в выборе, что она принимает его за другого человека. Он был, конечно, прав и. указывая ей на это обстоятельство, он поступил действительно благородно.
В этом Татьяне необходимо было убедиться самой, ей надо было знать, действительно ли она так жестоко ошиблась. К тому же ее актуальной психологической проблемой становится освобождение от чувств к Евгению. Для нее не понятно, почему Онегин не повел себя так. как она предполагала. Почему он. светский человек, несомненно, читавший все те романы, которые читала и она, повел себя не как литературный герой. Именно поэтому она начинает приходить в имение Евгения Онегина и читать там книги, и только через прочитанное, через пометки, оставленные им на полях книг, она понимает, что за человек Онегин:
И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава Богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье.
Слов модных полный лексикон?
Уж не пародия ли он?
Ужель загадку разрешила?
Ужели слово найдено?
Гл. 7. XXIV
Так внутренний образ Онегина начинает претерпевать изменения, становится более реалистичным, и Татьяна понимает, что реальный Онегин не то же, что и придуманный ею образ. И здесь приходит разочарование. И слово, которое приводит ее к пониманию, это слово — пародия. Онегин — пародия. Здесь мы видим, что способом совпадания со своими чувствами к Онегину служит защитный механизм обесценивания идеала. Конечно, Онегин не более пародия, чем сама Татьяна в период своей влюбленности в него. Но инсайт был. и он во многом, но не до конца помог ей справиться со своей невротической потребностью любви.
концовка следует