Я — Ходжа Насреддин — сам себе господин,
И скажу — не совру — никогда не умру!


Дилогия Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине», состоящая из двух романов «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц». Эта книга переведена на десятки языков мира и, по всей видимости, является наиболее выдающимся литературным произведением, посвящённым Ходже Насреддину. Есть книги – глоток чистого воздуха, но эта вся наполнена маем, цветущими абрикосами и искренним смехом.

Как и у Джанни Родари, У Леонида Соловьева не без традиционного угнетаемого пролетариата. Но, это не режет глаз, просто такой мир. В котором кстати, взяточники-чиновники и абсолютно бездарные и беспомощные правители удивительно напоминают «наших» власть имущих.
Книга – несколько сотен граммов лекарства от суицидальных порывов на все времена. Потому что вместо попыток убедить, что у тебя есть причины Соловьев просто рассказывает, какой это кайф – жить. Как много пронзительного счастья в том, чтобы любить, путешествовать, заниматься интересными делами, дружить, ввязываться в авантюры и из них выпутываться. Не существует проблем – есть только приключения!

Кстати, 2008 год ЮНЕСКО объявила годом Ходжи Насреддина. Они ему даже памятник сообразили – эфенди и его осел. И знаете, мне трудно представить кого-то кроме Ходжи Насреддина, кто мог бы выглядеть уместно в такой композиции.

Я думаю, если бы милорд Алистер увидел текст Соловьева в свое время, то, не задумываясь включил бы в свой список литературы, которую должен прочесть каждый порядочный маг (да-да, есть у Кроули такой списочек). Насреддин является классическим персонажем, придуманным дервишами для фиксации ситуаций, в которых определенные состояния ума проявляются более отчетливо. Это такой вариант коанов, только уже Средней Азии и Ближнего Востока.
Эфенди Насреддин – одна из ключевых фигур на Пути. Правда, мне кажется, что Ходжа счел бы такой факт очень смешным...

Книга лежит, в частности, здесь: