"Горилла и динозавр. Или что чувствуют дети,
записки детского психоаналитика" (2006)
Н.Л. Васильева

Мать привела Аню на консультацию по её просьбе 1,5 года тому назад. Ане было в то время 12 лет. Основной жалобой были трудности в общении со сверстниками. В классе Аня была мишенью для насмешек, её постоянно дразнили и мальчики, и девочки. Ходить в школу было для неё мучением. Друзей у Ани не было совсем. Собственно, она и обратилась к психотерапевту, чтобы «научиться дружить с ребятами». Выглядела Аня по-мальчишески. Она носила мешковатые джинсы, а её стрижка была короткой и бесформенной. Движения её были неуклюжими и размашистыми. Аня сообщала, что на улице или в транспорте к ней часто обращались как к мальчику.

Диагностическое интервью выявило наличие у девочки разнообразных соматических проблем: сердечная аритмия, сильные головные боли (у неё был диагноз вегето-сосудистая дистония), трудности мочеиспускания (она могла ходить в туалет только дома, когда никого вокруг не было). Консультация выявила также, что у Ани также были значительные проблемы с установлением менструального цикла. Большинство проблем носили функциональный характер, то есть не были связано с органической патологией. Эти проблемы отражали сбои в работе тех или иных телесных систем. Вы спросите, в чем причина сбоев? Часто человек сталкивается с существованием у него психологических проблем только в виде какого-то соматического симптома или симптомов. Психически он своих трудностей не ощущает. Символический канал выражения проблем у него не развит. Так, вместо того, чтобы психологически почувствовать дискомфорт от своего созревающего тела, Аня переживала трудности становления менструального цикла. Или, сильное напряжение от того, что её постоянно отвергали сверстники, Аня могла выразить только в форме головных болей. Нет сомнений, переживание любых проблем психологически - болезненно и неприятно. Осознание тех или иных проблем не может защитить человека от душевной боли, наоборот, даже делает её гораздо сильнее. Однако психологическое осознание проблем защищает организм, тело человека, от разрушения, от необходимости выражать свои проблемы болезнями. Не случайно, многие телесные заболевания и симптомы получили название психосоматических. Иначе говоря, телесные нарушения, в основе которых лежит психологическое основание. У маленьких детей изначально функционирует только телесный способ выражения негативных эмоций. Боли в животе, подъем температуры, постоянные срыгивания - все это может указывать на нарушения эмоционального благополучия младенца. Постепенно, с развитием, добавляются новые каналы для выражения эмоциональных трудностей. С появлением у ребенка способности передвигаться и действовать, появляется поведенческий канал. Неугомонное поведение, повышенная плаксивость, задиристость и пр. - все это формы выражения эмоционального неблагополучия. Постепенно при помощи понимающих и организующих взрослых у ребенка оформляется символический канал выражения своих чувств. Прежде всего, это использование образов - игры и рисования. Ребенок рисует сражения, разрушения, свой визит к стоматологу. Или играет в это. Постепенно к образному выражению переживаний добавляются слова. Мы научаемся думать и говорить о своих чувствах. Какое облегчение телу! Оно теперь может не зависеть от тягот психических. Конечно, полностью связь между психикой и телом никогда не прерывается. Так что в минуты душевных потрясений, человек, сам того не сознавая, может укрыться в «болезнь». Однако в целом, разъединение физического и психического каналов выражения чувств - это надежная защита организма от поведенческих и соматических патологий. У некоторых людей способность точно и ярко отражать возникающие чувства выше, чем у других. Она может превратиться в творческую деятельность (художественную или литературную).
Процесс терапии описан далее