И вообще – как узнать, что собеседник действительно имеет в виду и хочет получить?
Просто выслушать недостаточно. Выслушав, вы узнаете лишь, какую игру собеседник заказывает (и это не обязательно игра по Берну). Вам достанется информация, которую можно разделить на собственно информацию и эмоциональное к ней отношение.
Информация, которая фактология, позволяет вам сделать оценку ситуации независимо от мнения автора. Круче всего это было в той истории, где «врачи убили моего ребенка». Прозвучал вес, прозвучали другие детали, которые потом позволили медобщественности объяснить, что значит этот вес, как происходит кесарево и прочие вещи. Фактология – ваше все. Чем более подробно изложены факты, тем выше шансы, что вы сможете составить объективное мнение о ситуации. Факты, факты, факты – и уже никакое обилие сливок сверху не изменит вашу оценку «счастливого» изъятия девочки Сандры из розового португальского рая на деревню бабушке, за печку.
Иногда вам поможет расставить точки над "и" личный опыт. Иногда нет, особенно в ситуациях с погибшим новорожденным, тогда можно найти того, кто в этой теме работает и ткнуть пальцем: «Тут чо такое?!». Это называется узнать мнение эксперта.
Итак, вы прочли или выслушали.
Вы раздели мух от котлет, то есть эмоции от фактов.
Вы оценили то, что у вас сейчас получилось.
Все это – усилие, которое ест ВАШ личный ресурс. Ваше время, ваши силы.
Как-нибудь оцените свежесть головы до и после подобных задачек, особенно если тема вам лично близка или люди вам лично близки – отделение эмоционального от фактологии будет особо ресурсоемким.
Иногда ситуация на одном сообщении заканчивается. А иногда нет, это особенно для сетевых диалогов характерно. И вот тут уже встает вопрос, чего автор хочет от своих читателей, раз уже тему он приносит еще раз и еще раз. Иногда сообщение перетекает в разговор по данной теме. И вот тут вы уже можете понять не только позицию стороны но и те бонусы, которые она ищет, вступая в разговор. Так вот, вы держите в уме фактологию и эмоциональное наполнение и смотрите комментарий за комментарием (или слушаете реплику за репликой, если это в реале).
Обычно на 5-10 реплике все становится ясно.
Если автор применяет двойные стандарты к себе и окружающим – он играет, в смысле, стрижет купоны (мне можно, а вам - нет, я хороший, а вы ...).
Если автор отказывается отвечать за свои слова или поступки или считает, что тут он не отвечает, а вот вторая сторона за ровно то же самое отвечает – он играет, и имеет уже не только купоны принятия и внимания, но и избавился от части ответственности за ситуацию, по принципу горячей картошки.
Если автор в процессе меняет фактологию, путается в понятиях, отказываясь уточнить словари или аппелируя к тому, чтобы вторая сторона постоянно понимала наполнение по умолчанию – он играет, и выигрышем становится то, что его позиция вами понимается в самом выигрышном для него свете или же он получает возможность вести диалог до вашего посинения, потому что вы его не понимаете, хотя он аж вспотел от объяснений.
Чтобы это заметить, вам надо держать в голове исходную позицию, отношение к ней, а затем внимательно отслеживать, что меняется в процессе.
читать дальше