Надо мной только небо
Дублирую из жж
Написав около десятка рецензий по поттериане, захотелось обобщить свои мысли.
Глубину явления сложно переоценить. Я не про споры «тварь ли фанфикер дрожащая или право имеет», и не про то, что есть кому должна «настоящая литература». Простите за резкость, но в данных вопросах спор обычно не по сути, а у кого права больше, толще и длиннее.
А по сути фанфикшн представляет собой моделирование картины миры.
Фанфикшн - это безопасное и удобное моделирование картины мира.
Удобное, потому что фишки-маркеры-игрушки поставляются комплектом, с избытком даже.
Безопасное, потому что можно не на себе и других живых людях, а на игровом комплекте. И есть гарантии, что хотя бы часть читателей примет вас с вашим результатом – потому что песочница.
Если смотреть на тему так, то получается, что фанфикшн – это моделирование, а литература – это презентация выбранной модели. Первый вариант предполагает разработку идеи, второй – ее художественное оформление с самого выгодного ракурса. В связи с этим, идея оценки фанфикшна по меркам именно литературной критики мне кажется неоправданным, потому что по дефолту предлагается оценивать мастерство описания, а не мастерство созидания. На пальцах: художественно собранный трактор «Беларусь», смешно да?
Если слова – это детальки конструктора, то картину ими не нарисуешь. Зато если картина показывает с одного ракурса, то модель можно покрутить с нескольких сторон, оценить в перспективе, проверить на прочность, наконец.
Есть тексты, где автор исследует негативный опыт, пишет о боли. Если брать литературоведческие критерии, то получится графоманское смакование темы с диагнозом «аффтар – мазохист». Со вторым полюсом – флаффом – та же история. Счастье выглядит слишком розовым, банальным, простым. Просто фу. Но готовы ли вы, например, отказываться отпростого банального счастья с хэппи-эндом: со боже как по-мещански пошло своим домом, где вас ждут, постелью, где вам избито-то как шепчут «я тебя люблю»?
Прокрустово ложе критики.
Когда я читаю истории, я задаюсь вопросом, какую тему исследует автор? Каким образом он это делает? Как далеко автор решается зайти? Как тестируется модель? К каким результатам автор приходит? В итоге я хочу увидеть фанфик как модель реальности, всегда внутренне непротиворечивую, имеющую набор тестов для связи с действительностью, развивающуюся во времени.
читать дальше

Глубину явления сложно переоценить. Я не про споры «тварь ли фанфикер дрожащая или право имеет», и не про то, что есть кому должна «настоящая литература». Простите за резкость, но в данных вопросах спор обычно не по сути, а у кого права больше, толще и длиннее.
А по сути фанфикшн представляет собой моделирование картины миры.
Фанфикшн - это безопасное и удобное моделирование картины мира.
Удобное, потому что фишки-маркеры-игрушки поставляются комплектом, с избытком даже.
Безопасное, потому что можно не на себе и других живых людях, а на игровом комплекте. И есть гарантии, что хотя бы часть читателей примет вас с вашим результатом – потому что песочница.
Если смотреть на тему так, то получается, что фанфикшн – это моделирование, а литература – это презентация выбранной модели. Первый вариант предполагает разработку идеи, второй – ее художественное оформление с самого выгодного ракурса. В связи с этим, идея оценки фанфикшна по меркам именно литературной критики мне кажется неоправданным, потому что по дефолту предлагается оценивать мастерство описания, а не мастерство созидания. На пальцах: художественно собранный трактор «Беларусь», смешно да?
Если слова – это детальки конструктора, то картину ими не нарисуешь. Зато если картина показывает с одного ракурса, то модель можно покрутить с нескольких сторон, оценить в перспективе, проверить на прочность, наконец.
Есть тексты, где автор исследует негативный опыт, пишет о боли. Если брать литературоведческие критерии, то получится графоманское смакование темы с диагнозом «аффтар – мазохист». Со вторым полюсом – флаффом – та же история. Счастье выглядит слишком розовым, банальным, простым. Просто фу. Но готовы ли вы, например, отказываться от
Прокрустово ложе критики.
Когда я читаю истории, я задаюсь вопросом, какую тему исследует автор? Каким образом он это делает? Как далеко автор решается зайти? Как тестируется модель? К каким результатам автор приходит? В итоге я хочу увидеть фанфик как модель реальности, всегда внутренне непротиворечивую, имеющую набор тестов для связи с действительностью, развивающуюся во времени.
читать дальше
Но все-таки WTF? И ведь это не внезапно случилось, а это постоянно так. Тяжкий труд, начать строить модель - это о чем?
может быть и просто переутомление, потому что аминокислоты одни, и обычный человек в состоянии выдерживать креативную нагрузку все же не более 2 часов в день - больше если только в режиме месяц отпахали - месяц лежим (например).
В принципе, имеет смысл разобраться с тем, что для вас фанфикшн (я забыла, мы на ты или вы, сорри), какие цели вы ставите. потому что если, например, речь идет о создании модели яркой и насыщенной событиями жизни, то реал уверенно ее перебивает, и потребность падает. но тогда не должно возникать неудовлетворения - это говорит о неких нереализованных потребностях. вот с ними и стоит разбираться.
это если в двух словах.
Но чем больше я пишу, тем меньше этого меда поэзии и тем больше чего-то вроде доброкачественного и слегка нудного процесса.
Нет, результат потом радует. Потом. И фидбек стимулирует. Но это как-то здорово вторично, и кажется проявлениями старости, когда раньше все было лучше, вода мокрее, небо голубее.
Так и было ведь. Хм, выходит, в фанфикшене проявляется то, что происходит во внутреннем "я", и в моем случае это такой себе постепенно развивающийся эмоциональный паралич при внешней сохранности бытия...
Есть над чем подумать.
Тогда сразу становятся понятны множественные АУ и ООС - то же тестирование определенных элементов модели в других условиях. Либо в те же условия - другие элементы, и что выйдет? ))
И, выходит, фанфикшн получается микроскопом, которым забивают гвозди... а все потому, что инструкцию не приложили
опыт фанфикшна позволяет выживать на тех местах работы, с которых другие бегут с ультразвуковой скоростью.
Серьезно?! нет, не то что бы я не верю, просто это так поразительно
Lindwurm там бывает еще круче. обьединение нескольких маленьких моделей в одно целое. Ну как железную дорогу берут и совмещают, скажем, с кукльным домиком неподалеку - и куклы на поезде ездят на работу ))) то есть зачастую модель интересна узкому ругу читателей, у которых элементы совмещаемых моделей хоть отчасти совпадают (не обязательно именно по фандомным деталям, просто как абстракции интересны)
опыт фанфикшна позволяет выживать на тех местах работы, с которых другие бегут с ультразвуковой скоростью. Серьезно?! нет, не то что бы я не верю, просто это так поразительно
нпример
*радостно* Кроссоверы!
Ага, понятно.
О, спасибо за пример
еще вариант сообразила - например, когда автор пишет, используя не сосем привычный язык (ну как в Мистэйкен мы тему поднимали), тогда потом другой канал восприятия становится более задействованным, больше информации.
а, и еще. на фоне Снейпа абсолютное большинство подколок и наездов смотрятся так себе ))))
))))
точно, и это тоже.
Фанфикшен чертовски здорово помогает переживать всякие мерзкие совещания (когда сидишь и думаешь над очередной сюжетной линией, время летит незаметно), развивает речевые навыки (очень полезное для всех птиц-говорунов свойство) и дает возможность всегда помнить, что кроме этого, есть и другие миры.
Необычайно полезный (хотя и отвлекающий порой от жизни в данном конкретном мире) инструмент.
литературоведению давно уже нужно присмотреться к этому явлению профессионально, сетевая словесность может дать большой литературе не только новую реальность, но и новую возможность для развития. Тем более попадаются такие фики, что Донцовы-Маринины могут отдыхать.
надо ли его за это хвалить или надо ли ругать, что он это делает не на все сто или же просто пообщрять, чтобы он писал, то есть делал еще?
вопрос примерно того же порядка.
в смысле, он не решается для ребенка или текста или фандома в общем, фишка всегда в конкретике
По поводу моделей - забавно, мы в свое время осознанно меняли местами "стороны" героев и разные обстоятельства, чтобы посмотреть, как они себя поведут в изменившихся условиях.
что запись опять репостят - чертовски приятно!