Когда я назвалась тарологом, я думала, что так будет проще, чем объяснять, что у меня позади первый курс незаконченного второго высшего по психологии, но есть личная проработка
По существу я столкнулась с тем, что у тарологов особая ниша. К ним зачастую идут после того, как не помог «обычный» психолог (кавычки потому что среди тарологов достаточно психологов, которые не демонстрируют проф.образование). Часть моих клиентов уже консультировалась, зачастую неоднократно, у психологов. Многие столкнулись с авторитарной позицией, заставившей их бояться давления и проявления своей позиции, именно поэтому они ищут альтернативу "официальной" психологии.
Я не хочу упрекать своих коллег по психологическому цеху, я просто хочу объяснить, почему я так сильно озабочена вопросами активности и свободы клиента в таро-консультациях (вы увидите это в описании стиля работы). Просто так сложилось, что ключевые задачи, с которыми я сталкиваюсь, это продемонстрировать право на свободу выбора и право на активную и независимую позицию в работе.
Введение
Возможно, вы сочтете, что это рассуждения капитана Очевидности. Расписывать применение таро в психологическом консультировании на первый взгляд может показаться расписыванием подобно:
— применение карандашей в психологическом консультировании;
— применение ковриков для йоги в психологическом консультировании;
— применение плюшевых игрушек в психологическом консультировании.
Плюсы колод таро
У колод таро как инструмента есть особенности, за которые я их люблю:
— компактность (сравните с ковриком для йоги!);
— простота (вам не нужно, например, делать сложный обсчет итогов теста);
— необычность (и вы получаете всё внимание клиента, карандашами так удивить сложновато).
И минусы
Таро может в принципе как инструмент не подойти — по убеждениям. Конечно, всегда есть те, кому какой-то инструмент психолога не нравится принципиально. С отказом небольшой части клиентов работать вы столкнетесь в любой технике:
Кто-то отказывается от карандашей — очень стесняется рисовать.
Кто-то отказывается от плюшевых игрушек, рассказывания любимых детских сказок и песочной терапии — считая это чересчур детским.
Кто-то отказывается обсуждать сны. Не запоминаются, вообще, все спутано и трудно пересказывать.
Кто-то может отказываться от таро. Озвучиваются, в первую очередь религиозные убеждения (не грех ли это?). Щепетильная ситуация. Честно скажу, лучше не уговаривать, а поискать другие варианты, не задевающие убеждения клиента. Хотя бы взять карандаши ))
Как используется таро в психологическом консультировании?
Вопрос очень конкретный, но неизменно ставящий меня в тупик. У таро такое же место, как и у других инструментов. Иными словами, ключевое, о чем думает психолог не «Как мне использовать колоду таро?», и тем более не «Да как же мне тут с колодой подступиться к клиенту рас-рас!», а «Какой запрос у клиента?»
КАКОЙ ЗАПРОС У КЛИЕНТА?
Это главный вопрос, который должен волновать психолога — ответ на него автоматически определяет характер дальнейшей работы.
1 ЭТАП — ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПРОСА
Проблема и запрос
На чем здесь акцент — нам важно не сколько понять проблему клиента, сколько, прежде всего, понять, что будет решением. Что клиент хочет получить? Как должна измениться его жизнь? Какие качества должны у него в характере усилиться (а какие смягчиться)?
Если ближе к делу, то вы можете переформулировать это, например, так — какая колода таро отражает идеальную реальность для клиента? Отражает его идеальное «я»?
Запрос не всегда связан с проблемой. Почему я на этом упорно акцентирую ваше внимание? Давайте представим, что клиент говорит , что проблема: «эмм, нуу, что-то жизни не ладится. То ли отношения, то ли еще что-то, доктор, я не знаю сам толком, что не так». Начать здесь искать проблему можно? Можно. Но рискованно — можно найти проблему там, где ее нет, зарыться в негатив. А вот запрос выводит нас на конструктив и дает видение, что же будет желаемым изменением для клиента.
Предположим, что за неявным, размазанным запросом «что-то не так» стоит глобальная тема самоощущения (так регулярно бывает). Что генеральный запрос клиента «я хочу состояться как мужчина», отсюда и общее неудовольствие от жизни, в которой не хватает ощущения успешности.
Как работать? Например, вы можете взять таро и на примерах мужских персонажей разобраться наглядно, а каким именно мужчиной клиент хочет быть? Рыцарем, Императором или Отшельником? Какие роли интересны?
Или вы можете взять все то же таро и поговорить о его жизненном пути. Какие клиенту бросает вызовы жизнь? Если он выбирает колоду из рыцарских таро — как же ему добыть свой Грааль?
С запросом на мужественность вы можете работать и в любой другой технике, вам удобной и подходящей клиенту. Сны, скажем, даже будут глубже и точнее выводить на темы инициаций, у юнгианцев об этом много. Но со снами засада в том, что их сложно запомнить, сложно пересказать и часто они личные. А колоды таро с их картинками, дают удобную точку отсчета, можно в своих рассуждениях оттолкнуться от карты. ))
Если не опираться на запрос, то очень легко оказаться сбитым с толка любыми необычными обстоятельствами в жизни клиента
Я девушка, у меня отношения с двумя девушками, а хочу я перестать бояться летать самолетами.
Запрос тут позволяет психологу сосредоточиться на фобии полетов (без концентрации на запросе очень легко свалиться в тему отношений).
Я биологически девушка, психологически {вариант}, а хочу я найти свое призвание.
Запрос позволяет сконцентрироваться на том, что будет для клиента жизнью с реализованным призванием. И вы уходите от темы пола, которую в ряде случаев клиент не готов предлагать как тему для исследования.
Если запрос не выделять, а искать только одну проблему, то любой инструмент консультирования будет запорот, таро или не таро. Другими словами, в неудачах с таро я бы прежде всего искала, насколько работа шла по запросу, а не насколько хорошо или плохо таро само по себе.
Характеристики запроса
Есть классические условия, каким должен быть запрос:
— активная жизненная позиция (Это необязательно сразу готовность действовать, особенно, если клиент запутался в обстоятельствах. Но это, как минимум, готовность разбираться в ситуации);
— "я"-позиция (ориентация на себя, на свои интересы);
— четкая направленность во времени (касается ли запрос настоящего — происходящего прямо сейчас? Или речь идет о планировании будущего? Или же прояснение каких-то аспектов прошлого?);
— представление о результате (это принципиально важно. Смотрите, предыдущие моменты вам как психологу прежде всего нужны в процессе работы, чтобы адекватно вести клиента. Но последний пункт вам нужен для оценки результата. Он не только сильнее мотивирует работать, он обеспечивает клиенту уверенность в том, что вы работали не зря — он озвучил, что хотел, и вы именно с этим и работали, в заказанных рамках. Когда вы имеете дело с такими абстракциями, как таро, рисунки, сказки, важно, чтобы клиент смог оценить работу не по технике, которая ему зачастую кажется непрозрачной, а по направленности на результат. Тогда клиент не будет чувствовать себя неудобно, мол, чем-то занимались, а зачем, не знаю.)
Чем качественнее выполнен этот этап, тем быстрее будет решена проблема.
Тип запросов, подходящий для работы с таро
Я буду цинична. Если вы клиент, желающий скрыть какие-то свои особенности, таро идеальный выбор. Если у вас скелеты в шкафу, размером с галактику, таро позволяет затрагивать темы без лишней детализации.
Говоря прямым текстом, если вы сомневаетесь, будет ли адекватно принята ваша ориентация, ваши жизненные обстоятельства, представления о себе и так далее, то выбирайте таро или любой другой инструмент консультирования, позволяющий говорить о вашей проблеме в метафорическом ключе. Как вариант, это может быть работа со снами — сны , как правило, показывают на то, что вас бессознательно волнует, при этом работа идет с интерпретацией символики сна. Это может быть работа с символами или со сказками — вы ищете решение проблемы, не говоря о ней напрямую. Но я, конечно, люблю таро, оно дает импульс — картинка предлагает образ и историю ))
Таро идеально подходит для запросов на пересмотр ситуации в новом ключе. Тогда таро у нас будет метафорой, которую клиент и развернет. Как это может выглядеть на практике? Например, клиент хочет понять, как выстроить будущее? И тогда мы «ищем» это будущее на карте, рассматриваем как перспективы, так и скрытые риски.
Или клиент не может понять, чего ждать от отношений. Тогда мы уходим от конкретики, чтобы не увязнуть в деталях, и говорим о том, кто рядом с ним, что за человек? Какая это карта?
Таро отлично подходит для разделения своих ощущений от ситуации (где что было, а что померещилось).
А вот если нужно выстроить непосредственно взаимодействие между людьми, лично я перехожу на ролевые игры (диалог в стиле «А что бы вы могли ему сказать?» «А что он Вам ответит?»)
Как первый этап может выглядеть на практике?
Вы задаете вопрос, что клиент хочет получить от консультации? (Чтобы он хотел прояснить? Чтобы он хотел узнать?)
Вы получаете достаточно конкретный вопрос, отвечающий экологическим критериям, упомянутым выше. «Хочу решить, менять работу или нет?» «На кого учиться?» «С кем строить дальше отношения?»
Это идеальный вариант. На практике приходится сталкиваться с тем, что есть две-три ситуации, они кажутся связанными, но хочется их разделить. Есть отношения, есть учеба, и есть мама. Или есть хобби, учеба и здоровье, выбери лишнее. Или есть два одинаково близких молодых человека, при этом, у каждого есть представления о дальнейшей жизни, и надо выбирать не просто отношения, а между, скажем, Петербургом и Эдинбургом (с вопросами о поиске работы).
Запросом тогда будет расстановка приоритетов, включающая разграничение ситуаций на отдельные запросы. Например, главнее вопрос где жить или с кем жить? Главнее вопрос, кем дальше работать или как объяснить родителям, почему вы в принципе намерены уйти от их плана светлого будущего?
Вы можете столкнуться с неспособностью сформировать запрос. Всё, уже понятен характер работы. Нам нужно прежде всего помочь клиенту назвать всё своими именами, разобраться, как охарактеризовать то, что его волнует. Это и есть его запрос, а результатом будут сформированные представления о его ситуации.
Вы можете получить отказ от формулирования запроса: «Сделайте мне расклад!» Я на это часто отвечаю, что, конечно, можно, но почему вы думаете, что вам тогда скажут то, что вас интересует? А не ценную информацию о вашем жизненном пути вообще, например. И уверены ли вы, что карты знают лучше вас? Поскольку почти каждый второй сомневается, что карты действительно что-то знают )), обычно мы здесь переходим к теме запроса.
Вы получаете общий ответ, что просто любопытно. От предыдущей ситуации отличается куда меньшим накалом.
Если вам принципиально важно работать по запросу (как мне), то поднимите гонорар, и тогда обращение к вам будет обычно по более серьезным причинам, чем банальный интерес. (В обратную сторону принцип тоже работает - я поэтому на курс по таро сделала цену в тысячу рублей за месяц, чтобы привлечь тех, кому интересно посмотреть на технику. Но могут быть и исключения, когда вы берете по 300 рублей за расклад, а обращается к вам тяжелый пограничный клиент, так что снижать цены, чтобы избавиться от тяжелых клиентов не вариант)))
Итак, первый этап подошел к концу, и вы по запросу поняли, какой должна быть работа с клиентом. У вас есть ответы на вопросы:
На чем сосредоточиться?
Каким языком говорить?
Что считать результатом?
У вас уже будет и предварительная гипотеза о том, кто ваш клиент.
Три типа структур личности (Мак-Вильямс) и работа с таро
У личности психотического уровня будут сложности с абстрагированием и трудности с идентификацией — им может быть сложно выполнять задания, связанные с наблюдающим Эго, по типу "найди себя на карте". Зато у них прекрасная эмпатия и, как говорила Мак-Вильямс, "доступ к глубинным слоям реальности" — они могут давать очень глубокие оценки происходящему вокруг них, при этом сомневаясь в своем праве на оценку. Здесь задача не сколько сформировать какое-то мнение о реальности, сколько убедиться, что да, это мнение имеет право быть. Стоит посвятить работу тому, что мнение имеет право быть, что у мнения есть основания, перевести ощущения в слова, наблюдения - в аргументы.
У личности пограничного уровня будет тревога, не навяжут ли им трктовку. Им свойственна позиция "я сам!", которая им при этом по жизни сложно дается. Им как раз желательны очень "мелкие" задания-тесты, с которыми они справляются, приобретая больше уверенности в своей способности по-настоящему тестировать реальность.
У личности невротического уровня на первый план в работе выходит тема идентификации (мне, правда, больше нравится говорить об процессе индивидуации - об исследовании, «кто я?», «в чем я уникален?»). Соответственно, и вопросы по картам должны отражать этот интерес, вот тут уместно добиваться развернутых ассоциаций, что «я вижу себя на карте этим героем, потому что...»
Техническое примечание для неспециалистов! В двух словах - это плавающие характеристики. Если человека хорошо напугать жизнью, то он выдаст на первичной консультации профиль психотика с психотическими сомнениями в своем праве на существование, но это еще не означает, что он психотик! Картина обычно проясняется к 3-5 консультации. А вначале эти три варианта нам нужны, чтобы подобрать подход для работы.
Поскольку это пост в личном блоге, то два слова по теме " а где про здоровых?" )))
Здоровый человек — это миф.
© Фрейд
Человек — это миф.
© Княжна.
2 ЭТАП — ВЫБОР КОЛОДЫ
Как я пояснила выше, мне очень важно клиента вывести на свободу выбора и активную позицию. Поэтому мы не просто берем стимульный материал одной колоды, мы выбираем колоду. Я предлагаю выбрать одну из 3-5. Больше вживую предлагать колод не советую, это может вызывать затруднения с выбором, многим банально сложно сориентироваться.
Колоды я выбираю заранее (я же предварительно прошу написать запрос). О колодах вообще я немного рассказала в обзорах у себя на сайте.
О колодах непосредственно в консультировании. Я задаю себе вопрос: какие качества будут востребованы? Какой колоде они присущи?
Скажем, у нас клиент просто хочет увидеть ситуацию совсем в ином свете. Нешаблонном. Без ярлычков. Возможно, тут лучше всего подойдут колоды, где главные персонажи вообще не люди, как в Таро Таинственного леса или Таро Гномов.
Или у нас клиент, как мне кажется, хочет поговорить о том, что он видит ситуацию действительно мрачной. Ему кажется, что серьезность его ситуации недооценивают. Тогда я беру эти колоды: Готик таро или Девиантное Лунное Таро.
Когда я показываю колоды, то обычно предлагаю выбрать по обложке — чаще всего на обложках самые удачные карты колоды в типичной рисовке. И дальше прошу пояснить выбор. То, за что выбрана колода, нам обязательно пригодится в работе.
Если колода выбрана за живость и оптимизм, значит, акцент в работе стоит делать на оптимистичные моменты.
Если же колода выбрана за сказочность и обилие деталей, ни в коем случае не торопиться (на колодах по типу Паулины некоторые клиенты могут полчаса описывать одну карту, находя все новые и новые параллели со своей жизненной ситуацией).
Как клиенты реагируют на возможность выбора колоды?
Как правило, очень позитивно )) Азарт, любопытство, интерес.
На предложение выбрать колоду может быть и нейтральная реакция. Мол, мне все равно, как мы будем решать мою проблему. Если хотите, берите таро. Вот это отсутствие азарта для меня критерий, что нужна другая техника, которая вызовет интерес. Тут можно тогда спросить, а какие раньше техники пробовали, что понравилось? Какого формата работы хотелось бы?
3 ЭТАП — ПРОВЕРКА КОЛОДЫ
Свобода и активность, вы помните? Поэтому я предлагаю проверить, а подойдет ли нам колода и вручаю колоду клиенту. Да-да, я действительно отдаю колоду на время работы клиенту. Это в целом нетипичный ход, но он позволяет клиенту получить ощущения контроля над ситуацией. У некоторых в этот момент даже плечи расправляются ))
Вручив колоду, я предлагаю ее проверить. Задать простой вопрос и посмотреть на ответ. Например, «каким был вчерашний день?» Или «как идет сегодняшний день?»
Акцент на дне неслучаен. После нескольких лет ведения лунного календаря Луна и Молния я считаю, что на вопрос о соответствии дня и карты способен ответить практически любой человек. Это очень простой вопрос, он не поставит в неловкое положение даже тех, у кого проблемы с памятью или желание скрыть свою биографию.
ВОПРОС: Есть ли что-то на картинке, что указывает на события или настроения предыдущего дня?
У нас могут быть два варианта ответа:
Узнавание. Человек видит параллели между картой и днем из жизни. При этом клиент улавливает, на что именно ему важно смотреть — на лицо ли персонажа, на какие-то детали и т.п. Ему будет куда легче со следующими картами.
Примерно половина клиентов определяет удобную колоду с первой попытки.
Неузнавание. В таком случае сначала мы пытаемся понять, а что не так (еще один момент, где клиент видит возможность легитимно не согласиться — нет, не подходит карта! А я соглашаюсь с тем, что его видение более точное, без навязывания колоды для дальнейшей работы).
Мы меняем колоду и проверяем. Большинство из тех, кому не подошла первая колода, останавливается на второй попытке. Если же и третья-четвертая колода не подходят — я меняю инструмент. Я исхожу из предположения, что возможно, нужны простые схемы по типу работы с берновскими внутренними Ребенком, Взрослым и Родителем. Или подойдут когнитивные техники — смотря по тому, как обосновывается неудача с колодами.
Почему так может быть, что таро не подходит изначально заинтересовавшимся в нем? Я предполагаю, таро дискомфортно для тех, кто хочет в работе прозрачных техник, без «черного ящика» в процессе.
Зачем необходимо тестировать колоду?
Во-первых, нам надо убедиться, что техника выбрана удачно и будет подходить клиенту. Проверка позволяет это узнать без фрустрации Представьте, что без проверки клиент вытаскивает карту и не понимает, даже с моей помощью, как связать свой вопрос и карту — неприятная ситуация. Тест позволяет ее избежать.
Во-вторых, к своему главному вопросу человек придет с большей готовностью, уже увидев, как же можно работать с таро.
4 ЭТАП — РАБОТА С КАРТОЙ
Мы выбрали и проверили колоду, теперь мы переходим к работе непосредственно с запросом. Я спрашиваю клиента, о чем он хочет спросить колоду и проверяю вопрос на экологичность. Тут иногда начинают волноваться и путаться, например, задавая два вопроса сразу, тогда мы пробуем выбрать более важный или сформулировать более общий вопрос.
Итак, у нас выстроилась цепочка: проблема, колода, вопрос, карта.
Здесь у многих клиентов возникает вопрос, как получается, что карта так точно отвечает на вопрос? К сожалению, из психологических обьяснений у меня два, оба мало кого устраивают.
Во-первых, при должной концентрации мы могли бы увидеть свою проблему в любой карте - проецируя себя на нее так или иначе.
Во-вторых, юнговская синхрония. Некоторые вещи просто имеют малопонятные пересечения.
..давайте лучше вернемся к проблеме? ))
Работа с картой состоит из трех частей.
Что клиент видит на карте
Сначала мы разбираемся, что клиент видит на карте — я прошу его описать картинку. Тем, кто удивляется, вы же сами видите, я отвечаю, что люди видят очень разное на одних и тех же картинках, вот почему мне так важно услышать. Если вы читали про работу с проективными тестами, то вы знаете, на что обращать внимание при таком рассказе. Как строится рассказ? Какие детали в каком порядке идут? Какие характеристики звучат?
Разумеется, этого недостаточно, чтобы охарактеризовать клиента, но этого обычно достаточно, чтобы понять, как он видит проблему.
Из практики:
Один человек, описывая рыцаря на коне, не видел в упор меча. Только "найдя" его на карте, он сумел понять, что он не использует в своей жизненной ситуации.
Другой клиент долго рассуждал, жив или мертв персонаж на картинке. Наконец, определившись, что таки жив, нашел в себе интерес к жизни.
Третья клиентка запнулась на преграде, которая разделяла пару на карте. Когда она собралась и описала, что это за преграда, преодолима ли она и как, она смогла разобраться, что делать в отношениях.
Дополнительные вопросы
После того, как клиент расскажет, что же он видит на карте, я задаю дополнительные вопросы, общие (часть из них я даю на курсе по таро) или ситуативные. На этом этапе моя задача вернуть клиенту его образ, какая картинка получилась, что в ней можно дополнить и уточнить. Задавая вопросы, я стараюсь следовать за темой, вызывающей у клиента наибольший интерес. Это судьба героя? Это предыстория? Это его настроение?
Я понимаю, что может звучать общо, поэтому давайте скажу о паре вариантов направлений работы:
— развитие;
— разграничение.
Для запросов, требующих развития (Кем мне быть? Каким? Как?) работа чаще строится в разворачивании картинки, иногда ее даже могут мысленно дополнить нужными клиенту деталями или и вовсе вслух перерисовать ))
Пример: Какое интересное у героини платье, на нем есть сюжет! Это целая история, история... и мы выходим на то, что же клиентке хочется говорить окружающим собой. (Платья в Паулине в этом плане заслуживают отдельной статьи)
Для запросов, требующих разграничения, (Кого выбрать? Что выбрать? Между чем выбирать?) обычно работа разворачивается в направлении, что же герою делать стоит, а что не стоит.
Пример: несколько раз на такие запросы выпадали карты, где герой отворачивается в сторону от событий карты, смотря, например, на какую-то небольшую интересную ему деталь. Или герой в окружении каких-то животных, после чего мы проводим параллели, кто же из окружающих кем мог бы быть. ))
С какими трудностями вы можете столкнуться?
С вопросом, что значит эта карта. Я поэтому, во-первых, выбираю нешаблонные колоды (в идеале мне хотелось бы предлагать такие, который человек видит первый раз). Есть варианты ответов, которые устраивают отдельные категории клиентов.
Шизоиду можно напомнить об упрощении и шаблонности ответов и предложить сформировать собственное видение как более точное.
Параноиду будет важно услышать, что давайте не будем вмешивать в вашу ситуацию лишнее, что вас непосредственно касается.
Если вы пользуетесь классификацией по Мак-Вильямс, то можно идти от ее рекомендаций)
Если говорить о «Кроме Людей», то, например, для линейки Правила я делаю акцент на то, что у меня
5 ЭТАП — ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТА
Идеальный вариант — встреча через неделю-две, когда вы обсуждаете:
— как клиент себя чувствовал после сессии;
— как клиент чувствовал себя всю неделю в целом;
— какие мысли и чувства вызывала работа;
— как он теперь смотрит на свою ситуацию (свой запрос).
Применительно к таро можно опросить вспомнить карты, которые работали и предложить посмотреть на них снова. поменяется ли восприятие? Зачастую отношение к картинке меняется. Может быть другое эмоциональное отношение, когда карта, например, не кажется столько враждебной. Или какие-то другие детали карты выходят на первый план, то есть до беспокоило оружие, а после привлек мирный пейзаж. Я немного утрирую примеры, чтобы описать в двух словах.
Но идеальный вариант работы
— как вы себя сейчас чувствуете?
— что вы теперь думаете о проблеме?
Как видно из вопросов, важно оценить и эмоциональное состояние, и изменение отношения. Самое главное на данном этапе не сколько собственно слова, сколько интонации, мимика и поза, а также то, что происходит в отношениях трансфера. Другими словами, я спрашиваю себя, что я чувствую? Есть ли удовлетворение от работы? Есть ли ощущение перспективы?
6 ЭТАП — ПОСЛЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Я стараюсь вести записи во время работы, поэтому после консультации я дописываю немного. Я стараюсь найти ключевое слово для консультации.
— Что мы искали на карте? Север? Правду? Надежду?
— О каком чувстве, понятии, теме или идее мы говорили? Обида? Оправдание?
— Откуда мы шли и с чем мы расстались?
7 ЭТАП — СУПЕРВИЗИЯ
А теперь давайте я открою вам секрет волшебного способа сделать таро очень эффективным средством ))) Это волшебное средство - чужой опыт. Пусть над запросом клиента поломают головы профессионалы с огромным стажем, а вы подзаймете чужих мозгов. )))
Если не шутить, то лично я считаю, что результативность работы очень мало зависит от техники, вот почему в одной и той же школе могут быть такие разные по уровню специалисты. При хорошей подготовке любая техника будет эффективной, при отсутствии предварительной подготовки даже с очень хорошей техникой можно наделать ошибок.
Еще раз — таро очень интересное, яркое и необычное направление работы, но слепое воспроизведение техники не приведет само по себе к результату. Собственно, я поэтому так спокойно и расписываю свой метод — его нельзя воспроизвести, не обладая подготовкой.
ССЫЛКИ:
Посты по психологии (в жж)
molottora — сайт с таро (галерея, обзоры колод)
Луна и Молния — ежедневные прогноз, тут мы каждый месяц пробуем разные колоды.
@темы: кроме людей, мое кун-фу, таро, лунный календарь, психология, консультирование: ЛГБТ, коммуникации, психоанализ
То есть на практике мне всего пару раз тему греха озвучивали всерьез, и мы убирали карты; и еще несколько раз озвучивалисомнения, стоит ли, и я ждала, какое решение примут, уточняя, что я работаю в психологических рамках. Но я думаю, про религиозный аспект равно стоило специально написать, потому что с обычными проективными тестами, сказками и прочими методами религиозных противоречий, как правило, не возникает, а с таро могут быть такие грабли.
пардон, что я, как зануда, длинно отвечаю на простой вопрос ))
Наоборот, спасибо мне очень интересно!
Не означает ли то, что, когда клиент начинает рассказ о себе со своих сексуальных и отношенческих заморочек, того, что на самом деле все-таки желает разобраться и в них тоже? Потому что я закономерно представляю себе, что если бы не хотел - не упоминал бы, и все.
Это не к тому, что главная поставленная задача все-таки боязнь летать самолетами и поиск места в жизни, но к тому, что, возможно, запроса на самом деле два.
Тут три момента.
Во-первых, у части людей представление, что есть обязательная информация, которую они должны о себе сказать. Мой возраст, мои отношения (и то, возраст реже вспомнят).
Во-вторых, ряд психологов обычно следует некому канону интервью в работе, и люди помнят, что их спрашивали об отношениях в обязательном порядке.
В-третьих, проблема может описываться, скажем, я летела от Ани к Маше и опять еле справилась с панической атакой - Аню с Машей из описания проблемы выкинуть сложно ))
В ряде случаев отношения действительно имеют отношение к проблеме, но человек не всегда сходу готов прямо с этим работать, ему надо увидеть эту связь.
У меня вопрос - может ли человек работать по сути как психолог, а не как эзотерик, не имея психологического образования?
Насколько допустимо так говорить, или как лучше сформулировать?
По сути, именно так и происходит много где. Хороший топ-менеджер это прежде всего хороший психолог, без психологических навыков там никуда. А хороший спичрайтер/пиарщик? А хороший продажник? А служба поддержки пользователей?! 80 левел владений коммуникациями в психологии, или разьяренные пользователи звонят уже наверх )))
Поэтому, по факту, много кто и где работает психологами, их услуги предполагают какой-то уровень владения темой, навыками, просто продают эти люди свои услуги под какой-то конкретной вывеской. "Я управляю компаниями/продаю мерседесы/объясню любому, как включить роутер и так далее.
Я бы предложила думать не сколько эзотерик или психолог, сколько о конкретных услугах, которые тебе интересно предлагать людям. Вот как управленец компаниями - ему же важно не психологом себя объявить, а заявить, что он может компанией управлять? А тебе, скажем, интересно делать расклады на определенную тему.
если я не о том, скажи, а то я как-то разговорилась )))
как корректно объяснять, что занимаешься не прорицанием
я вообще стараюсь уходить от темы прорицания на то, чтобы показать перспективу работы:
- хотите попробовать осмотреть, что у вас получится самому? Я покажу, как. (неврот.т.л.)
- это сочетание лучшего из двух миров - эзотерического инструмента и психологических техник (для пограничн.т.л., которым важно, все нормально. Но «это лучшее» и нарцисс хочет услышать ))
- психотич. т.л. если пришел, то не спрашивает, по двум причинам - он о тебе уже все почувствовал, и ему страшно столкнуться с отвержением, что ты соберешь карты и скажешь - а, не хотите, как хотите.
Вообще, когда я это узнала, то пожалела, что информация не настолько известная - пригодилось бы в любой сфере консалтинга. А то зачастую, когда работают с вопросами и возражениями, работают от вопросов, наугад, е от того, кто их спрашивает.
Да! Иногда я просто предлагаю, что, раз мы встретились, давайте я покажу вам технику, а вы сами решите, что она может, без рекламы.
Вообще, когда я это узнала, то пожалела, что информация не настолько известная - пригодилось бы в любой сфере консалтинга. А то зачастую, когда работают с вопросами и возражениями, работают от вопросов, наугад, е от того, кто их спрашивает.
Подозреваю, мне это даже больше на основной работе пригодится
Если буду вопросы - пиши! Я бы без твоего вопроса не стала бы про типы личности писать, я и так боюсь казаться кэпом очевидностью