eule Margo, здесь:
я бы сюда написала ещё один пункт: шаблонности подхода.
Неоднократно отправляя кого-то к психологу или выясняя, почему когда-то человек так и не стал ходить к психологу, слышала нечто вроде: психолог должен делать так-то и так-то, а он не делал, психолог не должен делиться собственным опытом, а он делился, и т.д.
То есть есть шаблоны, подсмотренные в фильмах или пересказанные кем-то, и любой нестандартный подход подрывает уверенность в специалисте. Наверное, это всё-таки про доверие и контакт, но как внешняя причина - очень грустный феномен.
Присоединюсь, шаблоны - это действительно проблема.
Во-первых, для самих психологов. Сидишь и вечно оговариваешь "только не подумайте, что я даю вам совет - я просто хочу понять - что вы об этом варианте в принципе думаете?".
Во-вторых, для самих пациентов. Им некомфортно, когда ожидания нарушены. Как в такой ситуации, к которой не готов, себя вести? Было ли это неэтично и непрофессионально, или, наоборот, в такой ситуации именно так психолог и должен был себя повести?
Как избежать ловушки шаблонов?
Можно попробовать уйти от шаблонов к целесообразности. Не "Что должен говорить психолог?", а "Может ли мне это его замечание быть полезным? Ценнным? Нужным?"