Надо мной только небо
Я регулярно сталкиваюсь с тем, что люди, решив, что у них есть психологическая проблема, нацеливаются сразу на серию консультаций. Это зачастую прямо-таки готовность, стиснув зубы, идти на малоперспективное и неприятное надругательство над собой.
Не надо так
Понимаете, именно психология отличается от всего остального тем, что важно, чтобы вы не падали в процесс, теряя себя. Тут нельзя зажмуриться и просто потерпеть, тут нужно настроиться на уверенность и внимательность. Поэтому иногда лучше консультироваться не серией, а разово. читать дальше

@темы: психология

Комментарии
26.06.2015 в 14:43

Я НЕ В ТЕМЕ!
Всякие вопросы уровня "Я иногда вспоминаю, как влез в разговор с дурацкой идеей двадцать лет назад. А неловко аж до сих пор. Это нормально или может мне пора бить тревогу и пить негрустин?"
26.06.2015 в 15:26

генератор грамандеров (с)
У меня были консультации по конкретным запросам, действительно в 2 - 3, а то и 1 визит укладывались. Может быть, это не поддерживало весь процесс выхода, но давало возможность найти пути и свои механизмы для решения проблем. Результатами я лично доволен.
26.06.2015 в 18:07

Надо мной только небо
Antonio di, спасибо за пример!

Кангэно Сёши, вопрос вижу, попозже отвечу!
26.06.2015 в 18:42

Зелёная кошка
Отличный пост! Для меня, определенно, есть смысл в одной консультации.
Но почему-то бывают случаи, когда сразу предлагают формат длительной терапии, и приходится отказываться.
26.06.2015 в 19:00

"Путь в тысячу ли начинается с лёгкого шока" (Al Dragon)
.molnija., я не то чтобы не согласна. Конечно, насиловать себя не стоит, контакт с собой - наше всё. Но лично я для себя решила, что если иду на терапию, то сразу нацеливаюсь на определенное количество сессий (даже если мне после первой же покажется, что всё ок и все мои проблемы решены), и вот почему. Я точно знаю, что а) я склонна к сопротивлению и на первой консультации ничего важного затрагивать все равно не позволю; б) мне нужно время, чтобы дойти до главных тем, и я таки до них дойду к сессии четвертой-пятой; в) во время терапии среда порой начинает откликаться и резонировать удивительным образом, и темы для работы зачастую прут, как грибы, после дождя. Тут важно не путать хороший контакт с собой и сопротивление всё-таки.
26.06.2015 в 19:53

generalist opportunistic feeder
Кто любитель-одной-консультации, тот я %)
Может здесь дополнительную роль играет то, что я в принципе люблю вести долгие беседы сама с собой, и сторонний человек мне периодически нужен только лишь для того чтобы осветить ручку, на двери, в которую я упёрлась, и считаю стеной. А вот долгое наматывание кота на палец вызывает у меня жуткое раздражение. Консультация раз - здравствуйте, расскажите о своей проблеме, досвиданья. Консультация два - здравствуйте, расскажите что вы поняли о своей проблеме с последней консультации, досвиданья. Консультация три...... Думаю, образ понятен. Бесит до невозможности. Я понимаю что кому-то, возможно, именно такой подход и нужен, чтобы медленно и постепенно из себя вытаскивать всё то, что до этого даже наедине с собой боялся проплакать, но для меня это всё равно что на ветер выброшенные деньги, и время.
Да, может быть за одну консультацию действительно невозможно разрубить все узлы, и решить все проблемы, но придать себе ускорение в нужном направлении - вполне себе возможно, а твою жизнь за тебя психо-вед всё равно не проживёт, всё равно придётся самому перестраиваться и работать, и чем раньше "дополнительное сопровождение" отвалится, тем, на мой взгляд, лучше.
26.06.2015 в 22:36

Зелёная кошка
птенец бабочки-крылатки, + очень много, здорово сказано!
27.06.2015 в 12:38

А когда же тогда присматриваться, можно ли в принципе этому человеку доверять?
(невозможность такого очень бесит при работе с тем же стоматологом - мне бы сначала поговорить полчаса, а потом может быть доверить свои зубки, а может быть и пойти дальше искать )
27.06.2015 в 14:45

Надо мной только небо
Кангэно Сёши, написала отдельным постом! Надеюсь, что я не сильно увлеклась и ответила по сути, но, если что, пишите!
27.06.2015 в 14:59

Надо мной только небо
Lomelind, А когда же тогда присматриваться, можно ли в принципе этому человеку доверять?
ну, я сама сделала ставку на открытые курсы - когда человек может присмотреться как раз, понятно ли ему читать, удобно ли работать. И мне кажется, за таким подходом будущее - когда человек может заранее для себя определить, есть ли контакт, хочется ли сотрудничать.

птенец бабочки-крылатки, спасибо за рассказ! Да, осветить ручку, на двери, в которую я упёрлась, и считаю стеной вот тут растягивание работы на много встреч будет только во вред!

Magrat Garlick, я думаю, обычно люди не так хорошо себя знают как ты - все-таки, у тебя большой опыт и учеба. Ты реально можешь составить этот план и знаешь себя. Поэтому для тебя все совсем по-другому. А для многих намного легче и эффективнее, когда они сначала вообще нацеливаются на одну консультацию, а не сразу (приходя в уныние) думают, надо бы посчитать, да сколько же у меня проблем (и тут падают как Печаль из Головоломки, на пол)))
Я к чему - это иногда просто не по зубам - посмотреть на фронт работы с собой целиком. И иногда это даже просто жутко больно - смотреть на все проблемы сразу. А вот сосредоточиться на чем-то одном и разик сходить - и эффект будет, и не такие душевные затраты нужны.

goblincat, бывают случаи, когда сразу предлагают формат длительной терапии, и приходится отказываться.
Это считается в общем, хорошим тоном. Предложить терапию. Проблема в том, что наш человек отличается от пациентов, на которых это рассчитано. Ментальность другая. Для нашего человека это сразу и неудобная ситуация - отказывать врачу и учителю моветон (а психолог, конечно, не врач, и не учитель, но уверенно между))). И сразу много терзаний - я чего? проблемный??? И внутренний ритм, он может быть вовсе не заточен под классическое "раз в неделю". Ну и просто - он уже получил то, что хотел - взгляд специалиста со стороны, это вполне адекватный запрос-максимум.
27.06.2015 в 15:31

.molnija., Не совсем, для меня разница есть.
Открытые курсы - это про "как этот специалист работает, и работает ли это "как" на мне". Понятен ли его язык, понимает ли он в своём деле, какими инструментами пользуется. Надевает ли перчатки, и хватается ли ими за мобильник во время работы (привет стоматологам).

А доверие - оно не к специалисту а к человеку, и лично от меня, а не от "клиента вообще". Можно ли ему сказать о себе что-то такое, что не хотелось бы, чтоб потом пошло гулять дальше. Можно ли рядом с ним не держать лицо. Впишется ли он за меня в ситуацию, к созданию которой руки приложил - или будет соблюдать в ней исключительно свой шкурный интерес. Будет ли он в случае проблем заботиться о моём здоровье или о прикрытости своей задницы перед прокуратурой. Как он поведёт себя, если услышит от меня то, что противоречит его представлениям о прекрасном и правильном. Да и вообще, будет ли он на моей стороне.


Ты слышишь, будь на моей стороне,
Не надо приказов, я просто прошу.
Знаешь, у меня никого больше нет,
Я знаю вкус лжи, но сейчас я не лгу.
Даже когда на губах моих кровь,
Даже когда я не прав,
Даже когда я веду безнадежный заведомо бой,
Даже когда ты не видишь ни целей ни прав,
Даже когда не останется сил
И я упаду в крови и грязи
Ты слышишь, будь на моей стороне всегда.
Потому что я так просил.

27.06.2015 в 15:46

Надо мной только небо
Lomelind, кажется, я поняла. Есть разница между пониманием (можно ли вообще в принципе работать) и доверием (а хочется ли именно с этим специалистом работать). так?
27.06.2015 в 15:50

Да, примерно так.
Только у меня они оба про "можно".
Можно ли с этим специалистом работать в принципе - может ли он решать такого рода проблемы таких как я.
И можно ли с этим специалистом работать лично мне - можно ли лично мне ему доверять. И вот для этого важно не просто посмотреть на специалиста, как он предъявляет себя вообще, а предъявить ему себя, и посмотреть на его реакцию на меня лично.
27.06.2015 в 15:51

"Путь в тысячу ли начинается с лёгкого шока" (Al Dragon)
.molnija., так в том и засада, что порой до того самого "одного" приходится копать и копать. Как раз для клиента-новичка, по-моему, существует соблазн "забежать на терапию", немного порешать проблему и не дай боже допустить терапевта до действительно важных вещей. Зачастую в конце первой консультации возникает иллюзия того, что всё решено, всё отлично, терапевт котик и мне стало гораздо легче, хотя по факту мы только поздоровались и возник лишь намек на возможность установления контакта. Я в этом смысле себе как раз не слишком доверяю: у меня после первой консультации всегда всё прекрасно и лучезарно. Меня после четвертой-пятой колбасить начинает, когда действительно выходим на что-то важное. Зато процесс дает реальные результаты на долгие годы.

Что, впрочем, вовсе не означает, что оно так у всех. Но и обратного не означает тоже.
28.06.2015 в 21:20

Надо мной только небо
Magrat Garlick, я поняла! )) Я любительница дихотомий )) Типа вещь приносит острое удовольствие или нет? И мне очень удобно в одной черно-белой плоскости рассуждать )) А потом я просто переключаюсь на другую плоскость )) Вот и тут - ты абсолютно права, что первая консультация может вызвать эйфорию. А я думаю исключительно про плоскость, что иногда главное - начать. Сходить на одну консультацию и узнать - а проблема ли это психологическая? А есть ли простые пути решения? И все, на этом месте у меня тема пока кончается ))) А потом я, с шансами, через некоторое время выдам что-то типа "ловушки начала терапии" и внезапно! возникнет тема, что вначале мб эйфория! ))))

Lomelind, простите, если вопрос личный - можете не отвечать! Я просто хочу для себя понять, а как это может выглядеть, то, о чем Вы говорите. Может, это как раз тот самый разовый визит к психологу? Как это может выглядеть на практике, в общем, вот мой вопрос
28.06.2015 в 21:42

С одним очень хорошим анастезиологом хватило пяти минут разговора. Потому что сразу заметил, что мне больно сидеть и уложил обратно. Потому что сразу поверил в список аллергий а не стал доказывать что этого не бывает, потому что не бывает никогда. Потому что сам заметил чёрный лак на ногтях, по своей инициативе спросил, что он для меня значит, и можно ли с одного пальца смыть, потому что для его работы так было бы удобнее. Потому что контакт глаз и не противные прикосновения, и ритм разговора, и словами через рот - что мне не надо бояться, потому что это его работа - бояться за меня, и делать так, чтоб бояться было нечего.
Но это - очень хорошее исключение.

Обычно... Начинается разговор на деловом уровне, из-функции-в-функцию - а я самой ситуации такой уже не доверяю, и тогда нужно время, возможно много времени, чтоб вытряхнуть из этой ситуации и себя и собеседника. Или можно отмочить что-то совсем не стандартное и достаточно опасное. Достать из сумочки шокер и продемонстрировать громкость сирены на нём, например. Или перехватить веер более удобным образом и, глядя в глаза, искренне сказать, что хочу его запустить в собеседника, потому что собеседник меня не замечает. Или просто рассказать что-то о себе - правду, не попадающую в представления большинства о нормальном и приемлемом.
И посмотреть что будет. Сближение, контакт и попытка понять - или попытка защититься.
28.06.2015 в 21:47

"Путь в тысячу ли начинается с лёгкого шока" (Al Dragon)
.molnija., да я поняла уже. Ты ж у нас главный терапевт-безопасник, любишь обеспечивать клиентам мягкое вхождение и безболезненную трансформацию. А я люблю, чтоб иногда было пожестче)).
29.06.2015 в 09:54

Надо мной только небо
Lomelind, потрясающий профессионализм. Спасибо за рассказ!

Magrat Garlick, согласна ))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии