Надо мной только небо
Да-да-да, еще один спорный текст! ))) Ровно как я люблю - потому что тут по каждому абзацу можно посомневаться! Но _сама постановка вопроса_ насчет что читать детям и что остается в голове после Муму - она мне очень нравится.
Учителя, обсуждая ее, в основном не сомневаются, что
- это очень правильно: обсуждать с детьми безысходную ситуацию "человек-раб, сломанный настолько, что он послушно убивает самое дорогое (неважно, собаку или нет, в принципе, - последнее дорогое, единственное дорогое, что он мог любить) - после чего ощущает (наверное, потому что мы приписываем ему мотивацию снаружи), что теперь уже все равно, и уходит в деревню жить, и теперь он никого не любит и не полюбит".
Ок. Пусть. Вся русская литература про то, как все умерли, оплеванные, и смерть - единственная свобода или выход из бессмысленности и бездрожья.
Но учителя по факту согласны, что это надо обсуждать и именно с одиннадцатилетними, и именно на примере пожилого мужика. читать дальше
Дина Сабитова, фб
Учителя, обсуждая ее, в основном не сомневаются, что
- это очень правильно: обсуждать с детьми безысходную ситуацию "человек-раб, сломанный настолько, что он послушно убивает самое дорогое (неважно, собаку или нет, в принципе, - последнее дорогое, единственное дорогое, что он мог любить) - после чего ощущает (наверное, потому что мы приписываем ему мотивацию снаружи), что теперь уже все равно, и уходит в деревню жить, и теперь он никого не любит и не полюбит".
Ок. Пусть. Вся русская литература про то, как все умерли, оплеванные, и смерть - единственная свобода или выход из бессмысленности и бездрожья.
Но учителя по факту согласны, что это надо обсуждать и именно с одиннадцатилетними, и именно на примере пожилого мужика. читать дальше
Дина Сабитова, фб
Либо мне попались плохие учителя истории, либо плохие учителя литературы... Но для "живой иллюстрации" истории нужно хотя бы изучать социальные аспекты в рассматриваемый период. С этим часто у школьной истории даже на поверхностном (декларативном) уровне грустно. С пониманием в 11 лет часто еще грустнее. И не забываем, в 11 лет мы имеем преимущественно опыт, полученный в современном мире, а он разительно отличается даже от мира середины 20 века, не говоря уже о более ранних временах. Меняется отношение к людям, меняется ситуация с правами человека и собственно понятие "прав человека" и "человека"... Это все нужно объяснять подробно, адекватно возрасту слушателей и ртом, а не оценками. Учителям как-то не до того.
А собачку действительно было очень жалко.
А на чём вы так, эээ, кардинально разошлись во мнениях с преподом? Прямо интересно стало.
Нет, в те времена жить так... не слишком поощрялось обществом и со временем у героини появятся, скорее всего, проблемы финансового и социального плана, но на момент рассказа она очень даже не плохо устроиласс.
А так да, разбогатела же). Дочь, отвергающая старика-отца, классика.
Я сама словесник. И как бы мне не хотелось разбирать с детьми вещи, сообразные их возрасту (а русская классическая литература писалась не для детей отнюдь) есть такая штука, как Программа и ФГОС, которые висят над школой дамокловым мечом и постоянно клюют учителя в беззащитное темечко. Программа не менялась аж с тридцатого года. А страшный зверь ФГОС при двух уроках литературы в неделю требует, чтобы на выходе мы имели среднего ученика, который одолел к восемнадцати годам всю мировую классику. Не только русскую. При этом нагрузки по остальным предметам такие, что хоть стой, хоть падай. Это ненормально, когда ребенок приходит домой в четыре часа и до двух ночи делает уроки. В восьмом классе. Объем домашних заданий ужасает.
Да, я отлично понимаю, что коммуникативные модели, описанные в произведениях 9-11 класса, в большинстве своем морально устарели, и что детям до сиреневой звезды душевные метания Андрея Болконского. Что я могу сделать в этой ситуации? Прежде всего — хорошо работать. Научить стратегиям чтения, сопоставительному анализу и вниманию к деталям. Не убить в детях живой интерес к чтению и дать ориентир. Потому что когда в позапрошлом году один из моих учеников приволок хорошую (для шестого класса) стилизацию под Кинга это было очень здорово. Жаль, сама работа потерялась при переезде.
Я сама вспомнила, что меня выручало то, что многое я читала заранее, на летних каникулах - а иначе это действительно банально некогда ((
И я еще только сейчас задумалась, что при наших то
депутатахреформаторах уж лучше старая программа, чем то, что могут улучшить и предложить взамен, вот тогда мы поймем, что все еще было очень даже ничего.Навия, МиМ у нынешних школьников уже проходит по разряду нафталина и скуки. И вот здесь мне остается только скрипеть зубами. Потому что остроумнейшая же вещь, если читать ее вслух. Как и "Евгений Онегин", который ироничен по самое некуда.
Потому что взрослые вещи обе. И требующие определенного знания реалий того времени, о котором написаны.
Меня в этой школе все одноклассники ненавидели, но каким бы я был счастливым человеком)).
Вы совершенно правы. Я полностью согласна. Многие вещи я просто не могла понять в свои 15-16. Кое-что мне комментировала мама, становилось яснее. Евгения Онегина я, кстати, обожала, очень мне понравилось: он мне пришелся на период сильного отрицания всего, и я неистово не любила Татьяну, жалела Ольгу (что пристали к ней вообще? Обычная девушка, погоревала и вышла замуж, нет, то, что она веселая - это преступление), иронизировала над трепетным Владимиром (надо же, оказывается, я эту фишку считала).
хрестоматерьхрестоматия за авторством пани Волощук. Хм...ссылко
Хотя странно, но читала я из этой хрестоматии явно не все.
Зюскинда я не помню, где нашла, но тоже в какой-то хрестоматии школьной. Может, за 10 класс. Впрочем, Яндекс говорит, что Зюскинд обитает в хрестоматии за 9 класс
АПД: нет, таки 11й.