Это одна из лучших книг для того, кто хочет
понимать, что происходит в голове у шизофреника. Понимать по-настоящему, насколько это вообще возможно — представить искаженную реальность, увидеть эти искажения, надломы, распад.

Я не думала, что это воообще заслуживает специального внимания, пока не начала читать совсем другую книгу, практикующего психиатра, который в легком стиле описал, что шизофреник — это человек, которому на вас наплевать. Он будет равнодушен к окружающим.
Минуточку!
Это вообще-то не является патологией, если человеку на нас наплевать. Он может быть интровертом. Нарциссом. И просто человеком, которому вы действительно неинтересны — это еще не повод сдавать ближнего в психушку.
Хотя обидно, понимаю! ))Остальные критерии тоже оказались так поданы, что хотелось возражать.
У шизофреников со временем наступает ухудшение.
А что мы будем считать ухудшением?! У людей реально с возрастом может портиться характер, но это еще не признак патологии. Человек может стать вегетарианцем, начать вести здоровый образ жизни или заинтересоваться всерьез религией— так это в глазах интернет-масс верные признаки распада личности )))
читать дальше
Шизофрения заслуживает, как и любая болезнь, внимательного и уважительного к ней отношения. Если мы ее будем упрощать, мы можем невольно оказаться садистами — причиняя по непониманию боль, которой можно было бы и избежать. И можем себя оставить в дураках, не увидев характерное и сложное в рисунке болезни, не понимая, на что смотреть. Это как на картины Пикассо смотреть и думать — не умел мужик рисовать.
«Дневник шизофренички» — неудачное название. У нас все-таки шизофреник или шизофреничка сродни оскорблению, поэтому я книгу открыла, ожидая худшего, а там... вау. Это как заходишь в грязный подьезд, а там вход в картинную галерею. И ты такой — упс!
Подробное, пошаговое, с яркими иллюстрациями описание, как пациентка сначала погружается с болезнь, а затем из нее выбирается. Показано, как по кусочкам "я" трескается и распадается на фрагменты. Много уточнений, которые позволят вам понимать, что стоит за языком сухих диагностических слов. Например, там разбирается, что сначала пациентка испытывала один тип галлюцинаций — ей казалось, что она слышит голоса, но она при этом ясно осознавала, что нет, никто ничего не говорит. А затем, при большей нарушенности, галлюцинации стали уже куда более реалистичными для нее, она действительно начала слышать голоса, не осознавая, что они только в ее голове.
Вообще, книга «Дневник шизофренички» запомнилась мне мыслью, что даже если человек уже производит впечатление "овоща" — это еще не повод перестать видеть в нем человека. Его интеллект вполне может быть сохранен, и, при благоприятных условиях, он вспомнит после все — и хорошее, и плохое.
О чем хочется предупредить читателя?
Книга написана хорошо. Хорошим, убедительным языком — нормальным языком. Поэтому вы можете себя ловить на том, что вот, такое со мной мимолетно бывает, и такое, и такое. Очень уж она четко описывает, как в какой-то момент накрывает пугающий страх или в какой-то — словно не узнаешь другого человека, от него веет безжизненностью. Тут в заблуждение невольно вводит язык здорового человека - будь это изложено так, как пациентка это бы выражала в моменты болезни, язык бы быстро показал эти трещины в сознании.
Как это выглядит и звучит снаружи, читать лучше где-то еще. И, чтобы два раз не вставать, примеры:читать дальше
Если снаружи:
Очень хорошо, например, в "Динамике характера" Шапиро (о саморегуляции при психопатологии). Но там очень кратко о том, что внутри. То есть что динамика ухудшений в «Дневнике шизофренички» заняла пол-книги, тут на пару страниц: сначала больной человек слышит шепот, треск, потом включаются наконец голоса, но обрывисто, затем все громче и настойчивее... В общем, эти две книги хорошо прочесть вместе, чтобы было проще сопоставлять, как оно там — изнутри и снаружи.
А если изнутри:
«У меня голоса в голове! Что мне делать?» Артур Донев, прекрасная цитата-пример тут
Про семью как провоцирующий фактор тут скорее мимоходом (больше о семье как важном факторе при болезни есть в "Эпидемиологии шизофрении", цитаты гуляют по интернету). Меня впечатлила сцена, где мать больной девушки говорит, что сестры всегда ненавидят друг друга. Даже не недолюбливают или ссорятся — сказано самое сильное — ненавидят друг друга. Стоит ли слишком удивляться, что "я" пациентки оказалось под угрозой?
"Дневник шизофренички" состоит из двух частей
Одна — со стороны пациентки.
Вторая — со стороны ее психоаналитика.
Первая часть — как мир распадался и собирался.
Другая — о сложностях в лечении и найденном методе.
Чтобы не давать надежды зря — дисклеймеры.читать дальше
Шизофрения не лечится, нельзя один раз ею переболеть и все, забыли. Но можно выбирать, между ее отрицанием, ведущим к распаду или борьбой с ней, которая может сделать личность очень сильной и эта сила будет проявляться во всем. В конце концов, того же Юнга мы помним не как шизофреника, а как человека, увидевшего мир таким невероятным образом, что нам еще его труды разжевывать и разжевывать в нечто простое и понятное без усилия )))
Психотерапия в случае шизофрении — это не волшебный эликсир и даже не замена препаратов. Психотерапия — это способ научиться быть сильнее болезни или хотя бы в борьбе выиграть время. Простите, если звучит мрачно, но иногда и за это люди готовы платить, и имеют право знать, что выигрывают.
В случае шизофрении терапия стоит реально дорого.
Прежде всего из-за формата поддерживающей работы, когда речь идет о сотнях часов (в темпе дважды в неделю год терапии — это уже 100 часов, округлим за счет отпуска), потому что терапия тут будет таким лекарством, которое должно, по возможности, помогать замечать своевременно ухудшения (и не доводить до разрушительных эпизодов падения в болезнь). У Дэвида Шапиро отмечается как результат терапии, что люди не скрывают ухудшение, что они о нем говорят, и можно своевременно изменить лечение (а психотерапия тут работает только вместе с препаратами), а за счет своевременности это будет не так тяжело, не будет мучительного падения вниз с риском необратимых потерь.
Психотерапия не сделает шизофреника таким, как все. Но она позволяет учиться жить с этими "всеми", привыкая к ужасу их нормальности, а нормальность она и правда ужасна, но об этом лучше мы почитаем у Руднева или Шварц-Саланта.
у Юнга была шизофрения?
Там есть поразительный момент про голоса в голове, приказывающие причинять себе вред, а то близким не поздоровится. И никакое сомнение в том, что голоса ненастоящие, не помогает, потому что а вдруг все-таки?… После этого фразы про "наплевать на окружающих" как-то совсем неубедительны.
да.
у Юнга была шизофрения?
да.
Кстати, если интересно про литературу, писателей, то есть Психопатология в русской литературе Валерий Гиндин, где прошлись от Достоевского и Толстого (у первых двух эпилепсия), до Пушкина и Максима Горького. Очень любопытно, если интересно, как болезненное в творчестве отражается
Lindwurm, После этого фразы про "наплевать на окружающих" как-то совсем неубедительны.
о да! Отличный пример, спасибо!
А это о чем и что имелось ввиду?