Надо мной только небо
ВОПРОС отсюда:
сам вопросСперва хочу выразить огромную благодарность за эту рубрику. Вы помогаете многим и это потрясающе. А еще у вас приятный слог и замечательное чувство юмора. Спасибо!
Я всегда считала, что творчество - главный смысл моей жизни. Я любила это и думала, что со временем оно станет моей основной деятельностью. Например если я не писала, то все шло кувырком - было напряжение в общении, усталость, неприятные эмоции, тоска. При этом ничего большого и законченного за несколько лет мне так и не удалось создать, т.е. писать мне удавалось от силы несколько недель в году, чтобы так, планомерно. Я долго успокаивала себя тем, что это связано с нагрузкой по учебе и не самой радужной обстановкой в семье - ресурса на все просто не хватает. В последние полгода ресурс уменьшился, а учебы прибавилось - сессия, курсовая, диплом. Я решила подождать и не разрываться на все сразу. Было очень больно, но я не видела другого выхода. Пожалуй, не лучшее решение, потому что стало еще хуже. Со временем у меня пропала способность чувствовать хоть какие-то эмоции и даже вкус, а когда начались проблемы со здоровьем, я начала это решать, причем насильно, потому что делать себе лучше не хотелось совсем, скорее наоборот. Сейчас ситуация исправилась, возможно из-за витаминов и аминокислот, уже ничего не болит, признаки чувствования есть, хоть и призрачные. Но вопрос как и зачем жить дальше остался. У меня такое ощущение, что либо я себя предала, либо с самого начала ошибалась. Может ли быть такое, что нежелание вернутся к прежнему смыслу жизни - попытка закрыться от пережитой боли? И нужно ли к нему возвращаться? Из-за этого мне постоянно кажется, будто "сейчас не время", "потом" и "я не готова", особенно когда это касается вещей связанных с эмоциями, например, чтением книг. И мне немного страшно, потому что дальше неизвестность и давление со стороны окружающих. А желаний и силы воли по-прежнему нет. И вполне возможно что это зависит от какого-то другого фактора, который я не учла и не написала. Как быть? Само пройдет?
что я думаю?
О проблеме коротко, но резко: дальше
Представьте, что вы складываете все яйца в одну корзину.
Что будет, если корзина упадет?
Но что толку сейчас об этом говорить - надо Вас из ситуации вытаскивать! Давайте лучше подумаем и как выбраться из этого сложного положения, и как больше в эту ситуацию не попадать. идеи
Вам нужна большая устойчивость.
Устойчивость зависит от количества опор.
О чем я?
У столы четыре ножки, если одну сломать, три остальных позволяют не упасть. Человек все же не стол, высчитать, сколько надо "ножек" сложнее. У Ивана Ефремова был красивый образ про человека будущего как звезду, у которой пять лучей - пять направлений в жизни. И все, конечно, имеют смысл! На самом деле это вариативно - кому жизненно нужны друзья, а кто больше одиночка; кому нужно несколько хобби, а кому хватает одного. В общем, количество лучей у звезды или ножек у столов может быть разным. Но точно, что их должно быть больше, чем одна - или тогда получается слишком неустойчивая конструкция. Если единственная ножка пострадает - пострадает весь стол.
Опор должно быть больше еще и потому, что весь необходимый Вам ресурс одна опора не даст. Творчество не может банально обнять. Творчество не может рассказать анекдот. Котиков творчество не показывает. То, что дает творчество - это очень много, но не все!
Это как сводить жизнь женщины исключительно к замужеству. Может быть смыслом жизни? Еще как! Но что будет, если с этим смыслом что-то случится? Катастрофа. То есть, конечно, творчество и замужество это разные ножки для стола, но все равно комплектация - одна штука! Можно как-то пристроиться к стенке и встать, но первые же серьезные проблемы будут лишать устойчивости.
И еще раз, уже конкретно к:
Может ли быть такое, что нежелание вернутся к прежнему смыслу жизни - попытка закрыться от пережитой боли?
Вы просто поняли, что стол так стоять не будет, это самосохранение не дает занять снова шаткую позицию. Зачем подвергать себя заведомому риску? Самосохранению респект - оно Вам не дает ухудшить положение. Про творцов, которые от успехов к провисам все хуже и хуже справлялись с потерей устойчивости Вы наверняка много слышали.
карта
Templar Tarot
Рекомендации:читать дальше
Надо перебрать все, что Вы делаете и подумать - а в этом какой смысл, а вот в этом?
Смыслы будут так себе на фоне творчества, даже не спорю! Но - само признание, что есть еще большие и маленькие смыслы в Вашей жизни - вот это сделает ее осмысленнее. Богаче. И устойчивее.
Следующей большой задачей будет смыслы связать друг с другом, чтобы звезда не была кособокой, ну или чтобы стол не шатался. Помогает ли творчеству учеба? Может ли это потом пригодиться? А отношения с людьми - с кем они осмысленны и кто поймет и поддержит?
И как определить, что все верно сделали. Вернемся к письму:
Из-за этого мне постоянно кажется, будто "сейчас не время", "потом" и "я не готова"
Вот этот симптом исчезнет. Если смыслы найдены верно, и их достаточно - это ощущение сменится на ощущение готовности, устойчивости, уверенности в своих силах и возможностях.
У кого еще были такие сложности - что помогало, какие идеи, решения, книги? Тут раз за разом в комментариях спрашивают что еще прочитать, поэтому точно знаю - комментаторам с идеями будут рады!
сам вопросСперва хочу выразить огромную благодарность за эту рубрику. Вы помогаете многим и это потрясающе. А еще у вас приятный слог и замечательное чувство юмора. Спасибо!
Я всегда считала, что творчество - главный смысл моей жизни. Я любила это и думала, что со временем оно станет моей основной деятельностью. Например если я не писала, то все шло кувырком - было напряжение в общении, усталость, неприятные эмоции, тоска. При этом ничего большого и законченного за несколько лет мне так и не удалось создать, т.е. писать мне удавалось от силы несколько недель в году, чтобы так, планомерно. Я долго успокаивала себя тем, что это связано с нагрузкой по учебе и не самой радужной обстановкой в семье - ресурса на все просто не хватает. В последние полгода ресурс уменьшился, а учебы прибавилось - сессия, курсовая, диплом. Я решила подождать и не разрываться на все сразу. Было очень больно, но я не видела другого выхода. Пожалуй, не лучшее решение, потому что стало еще хуже. Со временем у меня пропала способность чувствовать хоть какие-то эмоции и даже вкус, а когда начались проблемы со здоровьем, я начала это решать, причем насильно, потому что делать себе лучше не хотелось совсем, скорее наоборот. Сейчас ситуация исправилась, возможно из-за витаминов и аминокислот, уже ничего не болит, признаки чувствования есть, хоть и призрачные. Но вопрос как и зачем жить дальше остался. У меня такое ощущение, что либо я себя предала, либо с самого начала ошибалась. Может ли быть такое, что нежелание вернутся к прежнему смыслу жизни - попытка закрыться от пережитой боли? И нужно ли к нему возвращаться? Из-за этого мне постоянно кажется, будто "сейчас не время", "потом" и "я не готова", особенно когда это касается вещей связанных с эмоциями, например, чтением книг. И мне немного страшно, потому что дальше неизвестность и давление со стороны окружающих. А желаний и силы воли по-прежнему нет. И вполне возможно что это зависит от какого-то другого фактора, который я не учла и не написала. Как быть? Само пройдет?
что я думаю?
О проблеме коротко, но резко: дальше
Представьте, что вы складываете все яйца в одну корзину.
Что будет, если корзина упадет?
Но что толку сейчас об этом говорить - надо Вас из ситуации вытаскивать! Давайте лучше подумаем и как выбраться из этого сложного положения, и как больше в эту ситуацию не попадать. идеи
Вам нужна большая устойчивость.
Устойчивость зависит от количества опор.
О чем я?
У столы четыре ножки, если одну сломать, три остальных позволяют не упасть. Человек все же не стол, высчитать, сколько надо "ножек" сложнее. У Ивана Ефремова был красивый образ про человека будущего как звезду, у которой пять лучей - пять направлений в жизни. И все, конечно, имеют смысл! На самом деле это вариативно - кому жизненно нужны друзья, а кто больше одиночка; кому нужно несколько хобби, а кому хватает одного. В общем, количество лучей у звезды или ножек у столов может быть разным. Но точно, что их должно быть больше, чем одна - или тогда получается слишком неустойчивая конструкция. Если единственная ножка пострадает - пострадает весь стол.
Опор должно быть больше еще и потому, что весь необходимый Вам ресурс одна опора не даст. Творчество не может банально обнять. Творчество не может рассказать анекдот. Котиков творчество не показывает. То, что дает творчество - это очень много, но не все!
Это как сводить жизнь женщины исключительно к замужеству. Может быть смыслом жизни? Еще как! Но что будет, если с этим смыслом что-то случится? Катастрофа. То есть, конечно, творчество и замужество это разные ножки для стола, но все равно комплектация - одна штука! Можно как-то пристроиться к стенке и встать, но первые же серьезные проблемы будут лишать устойчивости.
И еще раз, уже конкретно к:
Может ли быть такое, что нежелание вернутся к прежнему смыслу жизни - попытка закрыться от пережитой боли?
Вы просто поняли, что стол так стоять не будет, это самосохранение не дает занять снова шаткую позицию. Зачем подвергать себя заведомому риску? Самосохранению респект - оно Вам не дает ухудшить положение. Про творцов, которые от успехов к провисам все хуже и хуже справлялись с потерей устойчивости Вы наверняка много слышали.
карта

Templar Tarot
Рекомендации:читать дальше
Надо перебрать все, что Вы делаете и подумать - а в этом какой смысл, а вот в этом?
Смыслы будут так себе на фоне творчества, даже не спорю! Но - само признание, что есть еще большие и маленькие смыслы в Вашей жизни - вот это сделает ее осмысленнее. Богаче. И устойчивее.
Следующей большой задачей будет смыслы связать друг с другом, чтобы звезда не была кособокой, ну или чтобы стол не шатался. Помогает ли творчеству учеба? Может ли это потом пригодиться? А отношения с людьми - с кем они осмысленны и кто поймет и поддержит?
И как определить, что все верно сделали. Вернемся к письму:
Из-за этого мне постоянно кажется, будто "сейчас не время", "потом" и "я не готова"
Вот этот симптом исчезнет. Если смыслы найдены верно, и их достаточно - это ощущение сменится на ощущение готовности, устойчивости, уверенности в своих силах и возможностях.
У кого еще были такие сложности - что помогало, какие идеи, решения, книги? Тут раз за разом в комментариях спрашивают что еще прочитать, поэтому точно знаю - комментаторам с идеями будут рады!
Извините, у меня личный опыт из другой области, но
Как разрулить ситуацию, когда на протяжение нескольких лет заботливо разложенные по разным корзинам яйца независимо (или нелинейно зависимо) друг от друга упали и разбились? Осталась только одна корзинка с одним-единственным яйцом, и оно уже до такой степени единственное, что аж золотое. И вот тут как раз бежит толстая пушистая полярная мышка, машет хвостиком. Я эту мышку вижу, но тут одно из двух - отгонять эту зверюгу от моей сверхценности или искать вокруг какое-то еще яйцо(опору, подпорку, костыль хотя бы). Две вещи сразу сделать не получается - или глухая оборона против этого пушистого, или поиск и построение опор, на обе задачи тупо нет ресурса. Как быть?
кстати, у меня с творчеством было что-то подобное истории ТСа. что помогло мне:
- как ни странно, осознание собственной ценности. то есть, я сама по себе самоценна, я саму себя люблю, я ценна вне зависимости от того, есть у меня в жизни творчество или нет. банально, странно, но любовь к себе и принятие себя любой - и творческой, и нетворческой очень помогает
- второй момент. есть вот такое определение потока:
картинка
если творческий человек ставит перед собой слишком серьёзную задачу ("я должен написать роман! сразу! идеально! без косяков!", "я должен написать рассказ на конкурс, и сразу выиграть! ну или хотя бы попасть в финал!"), то задача становится непомерно, невероятно сложной, и невозможно уже не то что сделать хорошо, а просто закончить начатое. перфекционизм убивает всё на корню. позволить себе ошибаться, немного снизить планку, понять, что творческие провалы не делают меня творческим импотентом - это очень-очень важно
- для меня лично творчество (а вернее, вера в то, что творчество - моё призвание) было не просто ножкой, а костылём, щитом, за которым я пряталась от трудностей и жизненных невзгод. ну вплоть до того, что "мужа нет, детей нет - зато я такая творческая!" И понятно, что когда защищаешься этим щитом вообще от всего на свете, на щит начинают накладываться непомерные требования (я не утверждаю, что у ТС что-то подобное, просто делюсь своим опытом - вдруг это натолкнёт на какие-то мысли). складывание всего на свете в одну корзину может означать, что человек просто не видит других корзин. но это не значит, что корзин нет (у меня вот они были, я на них просто не смотрела)
- ещё для меня творчество было способом поверить, что я не просто обычная серая девочка из толпы, что я необычная, уникальная, что во мне есть что-то особенное (опять же, творчество - как повод себя ценить). и потому любое сомнение в собственной способности творить приравнивалось к тому, что я обыкновенная, ничего особенного из себя не представляю, скучная. кстати, в такой вот ситуации тоже очень сложно дописывать, потому что творчество из "пишу текст, потому что хочу" превращается в "пишу текст, чтобы доказать, что я не обычное серое быдло". ставки возрастают - возрастает сложность задачи. и вот такие порочные связи тоже нужно разрывать
я не скажу, что я прям на 100% избавилась от своих проблем, но легче относиться к творчеству точно стала, и видеть другие свои достоинства и возможности по жизни начала
Гость, я ничего не поняла, извините ((
Бывают ситуации, когда на поиск нового ресурса уже нет ресурса собственного. Даже у тех людей, для которых концепт множества опор не в диковинку, и раньше активно использовался.
Куда и к кому обращаться в таких случаях, когда ваш совет "поищите еще несколько опор" уже не работает?
Тут или ресурс есть и можно работать с психологом, но тогда это все же работа в паре, или ресурса нет, разве что таблетку выпить, и тогда это уже пусть решает психиатр. А после этого можно будет искать, а почему опоры не держат, нет ли такого, что что-то маскируется под опору, а на самом деле силы не дает, а отбирает.
Стационар тоже может быть вариантом - вырваться из замкнутого круга и привычного окружения. Тут недавно про как быть если нет денег на таблетки от депрессии обсуждали это и много ценных комментариев там было.
А ограничить себя со всех сторон, дабы "ресурсов больше для творчества оставалось" - ну... река идей быстро иссякнет.
Не, то есть можно себя ограничивать, а энергию неосуществлённых мечтаний использовать как топливо для, как в юности порою делают. Но и результат тогда будет слегка наивным и бесплотным.
«если творческий человек ставит перед собой слишком серьёзную задачу ("я должен написать роман! сразу! идеально! без косяков!", "я должен написать рассказ на конкурс, и сразу выиграть! ну или хотя бы попасть в финал!"), то задача становится непомерно, невероятно сложной, и невозможно уже не то что сделать хорошо, а просто закончить начатое. перфекционизм убивает всё на корню. позволить себе ошибаться, немного снизить планку, понять, что творческие провалы не делают меня творческим импотентом - это очень-очень важно»
Такой завышенной планкой может оказаться и идея о том, что "со временем творчество станет основной деятельностью". Как будто нужно сразу делать высший класс, профессиональный уровень - а не выходит. И это абсолютно нормально, что не выходит.