Надо мной только небо
читать дальшеА давно не было холивара на тему этих ваших сраных фанфиков.
У Макса Фрая пост.
Мой пост - в защиту фанфиков пост из двух частей, эта - про фанфики вообще
Это для меня важная тема - пожалуй, большинство из тех, кто типируется и сразу приносит материалы, приносят именно фанфикшн. Это замечательный материал для диагностики, для проработки - и мне очень хочется об этом высказаться.
Преамбула
Я живу совсем в другой картине мира. Совсем другой.
Каждый раз, когда я смотрю на подзаголовок Как объяснять картины мертвому зайцу я это очень остро чувствую. Я не про банально пошлые остроты, что мы тут не зайцы, а волки или мы тут живые зайцы, я просто в какой-то другой системе координат.
Как бы это обьяснить?
Через эзотерику и религию?
Ну, ок
Когда психолог слышит о боге, его обычно никак не касается вопрос существования бога.
Вообще.
Понимаете?
Вот сидит пациентка и говорит, что уже сьездил в три монастыря, а все ее грызет и кошмары мучают. Это о чем? О том, что надо что-то делать с кошмарами. Надо сначала оценить серьезность - может, лучше к психиатру за таблетками, а может, есть смысл предложить парадоксальную интерпретацию кошмара. Такое объяснение, что придаст кошмару совсем некошмарный смысл.
Но должны ли помогать монастыри в работе с кошмарами - это за скобками.
Или вот приходит пациентка и говорит, между прочим, что ей приснилась дева Мария и дала совет. Это о чем? Это о внутренних ресурсах пациентки - у нее есть к чему обратиться.
Это точно бессознательное или нечто большее?
Not my business
Мое дело - подчеркнуть позитивную динамику. Например, уточнить это принесло облегчение или вдохновение - какое чувство ближе?
Это психоаналитический подход, есть и православная психология, у них там иначе.
Но я рассказываю про свое, какая картина мира у тех, кто идет за Фрейдом и Юнгом.
Так вот, являются ли фанфики осквернением божественного акта творения или нет - вне моей картины мира. Как это там говорится - суди не выше сапога?
Я думаю о другом - они пациенту помогают или нет?
Вообще когда я говорю, что я консультирующий психолог, я имею в виду, что я, эм, не теоретик, а механик, автослесарь. Открываю крышку капота и смотрю-слушаю, что стучит. А объясняюсь примерно как после ПТУ. То есть мне очень не хватает возможности красиво раскрыть тему, опираясь на теорию обьектных отношений. Например, на куклах Барби и мишках Тедди. Что ребенку неважно, брендованный ли это мишка или пошитый китайцами. То есть, может, эгрегору Барби и Мишек или обладателю патента или кто еще заинтересован в трейдмарке - важно. Я не знаю, я психолог, меня волнует только то, что для детей обычно нет разницы, если только ее не создадут ему взрослые, сказав, что у Кати реальная Барби, что Катя с восторгом повторит всем в песочнице.
А еще больше меня волнует вопрос, был ли мишка реальной игрушкой, сформировалась ли прочная привязанность - с ним играли-гуляли-кормили кашей - или нет. Или он стоял в шкафу. И тогда важного психологического процесса - как это быть с кем-то в отношениях - не происходило.
Правильно прочитанная книга не кладется просто на полку. Она встраивается в голову. Разбирается (как детские пирамидки, идея та же) на кусочки, собирается потом то как попало, то в поиске новых комбинаций. В хорошем случае ребенок не ограничивается шаблоном, а придумывает свой. Я слеплю свой куличик, нарисую свою принцессу. И да, придумаю свою историю.
Почему это важно - свой куличик, свой рисунок и своя история?
Это - о формировании автономии и индивидуальности.
Потом сформируется и собственное мнение, из вот этих экспериментов с готовым.
Если как-то еще, но все о том же:
Мир внутри должен отличаться от мира снаружи.
А для этого должна возникать разница между своими представлениями и чужими.
Все лепят так, а я хочу вот так. И нарисую я по-своему. И расскажу тоже по-своему.
Из этих экспериментов шаг за шагом возникают интересы, приоритеты, стремления... характер. Сумма всех этих выборов во взрослом возрасте дает нам характер.
Насчет порно - я вынуждена заткнуться как фрейдист. читать дальшеМне кажется, любой нормальный фрейдист со своими "где тут либидо?" и "вижу фаллический символ!" сделает горячее порно из чего угодно. Одна пирамидка и уже жестокий рейтинг. Вы же помните, что там палочка? А что этой палочкой надо сделать?! Все-все, я заткнулась.
Что дает фанфикшн, в чем его психологическая ценность?
Мне кажется, это важно - вот так посмотреть на природу фанфикшна.
И давайте на моем любимом, где я все равно как автослесарь изъясняюсь, но зато более доходчиво, Кроме Людей:
и через призму типологии
КАТАЛОГИ
Оборотни через фанфикшн достраивают вселенную.
Оборотню все надо самостоятельно ощутить масштаб. Оборотни часто в свою историю добавляют много материальных, земных, весомых деталей, делая так историю для себя более явной и ощутимой. Но главное, это обычно всегда шире предлагаемого канона. Или точнее. Или более развернуто. Но это не про недодали, это про погрузиться и прожить, с чувством, с расстановкой.
Если фанфик Оборотня представлять как картину, то они пишут маслом. Каждый мазок явно виден. И идеальная картина без пустот.
Фанфикшн Ши больше похож на комиксы с отбором самого яркого и выразительного. Формирование идеально четкого и точного слайда, передающего самое главное.
Это не обязательно короткие произведения, но рвано-карандашные линиии очень узнаваемы.
Фанфикшн Бестии чаще всего о причинно-следственных связях. Что было первичным импульсом (откуда начать историю, может, даже раньше или позже исходно-авторской) и как этот импульс формировал круги по воде. Как именно идут сами круги - зависит уже от линейки, у интеллектуальной четкий подсчет амплитуды, у власти будет рассказ о неизбежности волны, а-ля белые ходоки все ближе и ближе)
Если как рисунок представлять, то это как картина тушью. У мазка есть начало, заметно как он меняется, как начинается новая линия. Между линиями хватает пустоты, и это само по себе - замысел. Некоторые вещи же очевидны, потому можно стрелять не из всех ружей, полагают чаще всего Бестии.
ЛИНЕЙКИ
Гэльвины, Змеи, Драконы
Интеллектуальная активность в фанфикшн обычно приходит за четкой логикой событий. История должна получиться как алгоритм или шахматная партия, ну или хотя бы как нотная партитура - иметь четкое смысловое деление и логические переходы.
Если бы эти люди писали фанфикшн по Игре Престолов, у них было бы меньше мудаков на метр квадратный. И размен пешек имел бы более явные логические последствия. Как это - выпилить просто так?!
Орки, Лошади, Дельфины
Моторная активность приходит в фанфикшн с фристайлом. Живи движением, живи ярко, будь упорным и превзойди всех! Арья, пересекающая карту Вестероса сверху вниз и снизу вверх - да, все как в жизни )) Ключевое, что обосновывает и доказывает Моторная Линейка, это нельзя останавливаться. А если поднатореть в фанфикшне, то появляется идея, что двигаться к целям можно по-разному, и в этом ключ к успеху.
Эльф, Медведь, Единорог
Эмоциональная активность приходит в фанфикшн с самой большой палитрой эмоций. И их проблема - это как не потерять в обилии цветов-эмоций сюжет. Нарисовать цветок одним красным цветом намного проще, чем использовать пять оттенков. Поэтому им так трудно написать истории любви, не запутавшись в красках. Их личный квест не забыть, какие цвета есть и не запутаться, а что рисую, зачем я взял этот цвет, что теперь? Цвет не делает историю или делает?
Если бы эти люди писали фанфикшн по Игре Престолов, то вовсе не обязательно Бриенна превратилась бы в рефлексирующую хрупкую в душе няшу, нет, это перегиб, но - появилась бы многогранность и неоднозначность даже у отмороженных Рамзи с Джоффри.
Стальной Страж, Лиса, Гарпия
Линейка Правила обычно ассоциируется со скучными шаблонными "правильными" фанфиками. Вовсе нет, правильность - это осторожность начинающих авторов вообще. Но зато линейка Правила любит цельность. Цельность персонажей и истории - это те самые четкие рамки, которые делают мир для Линейки Правила таким, как надо. Если герой хороший, то он в целом хороший, а не приступами. Если герой умный, то умный всю дорогу, без глупых косяков.
Если бы эта линейка нам снимала Игру Престола, то Нед Старк, с шансами, прожил бы больше первого сезона. Ой нет, они сейчас придут и скажут, что его выпилили по правилам? )) Тогда не знаю, как это было бы с сериалом, потому что с чем обычно сталкивалась - это с историями, где есть согласованность между внутренним миром героя и тем, что он получает от мира. Очень логичные истории и вселенные, где даже попытки написать вселенную бардака и хаоса скатываются в четкую систему, логику и свод правил )) Детективные линии им лучше всего даются. Что если все не учел - попался! ))
Тролль, Фальконнор, Василиск
Линейка Управления обычно узнается по текстам, в которых душа или божья искра есть у каждого героя. Просто так складываются обстоятельства, что непонимание ведет к вражде. Это такой четкий узнаваемый стиль - с одной стороны ценен каждый. С другой стороны нельзя без жестких решений. Жизнь - боль, я почти без иронии.
Если бы они снимали Игру Престолов, у нас бы были флэшбэки, где все показывались когда-то или при каких-то обстоятельствах очень и очень неплохими. Просто ситуация перестала быть управляемой. Просто один король сошел с ума, и все сыпется и сыпется как карточный домик. Они это здорово умеют написать - что такое выходящая из-под контроля ситуация, когда не знаешь, как в следующую ситуацию все ухудшится в казалось бы и так безнадежной ситуации.
Ллири, Волк (стайный), Охотник
Неустойчивая Линейка пишет, кстати, часто именно о мужестве и умении выстоять. Им будет реально интересно разбораться в вопросах типа в чем накосячил Теон Грейнджой и что помогло Арье? (У опытных-прокачанных сразу пять готовых ответов и потому неинтересно - ответы то уже есть)) Что надо из себя достать или перенять у других? Что все вокруг сейчас ценят как дорогую и хорошую шкуру? Кто у нас нынче жертвенные ягнята, а кто на них охотится?
Их фанфикшн - истории, беспощадные к неудачникам. Ты не получишь жалости и снисхождения, учись выживать. Часто это истории как можно лажануться даже умному и хитрому, если ты потерял бдительность.
Черт, вот хочется теперь посмотреть, кто писал сценарий для сериала, действительно ли там спелись Василиски с Охотниками при ненавязчивом участии Дельфинов.
Продолжение по линейкам будет обязательно, постараюсь на следующей неделе.
Даже не ожидала, а по типологии у нас отличные дополнения!
читать дальшекартинка юмора в тему
_nabludatel_
А если роботы/киборги/терминаторы?
Хороший вопрос! читать дальшеВыбор темы/персонажей был хорошим диагностическим критерием в условиях дефицита информации. в 70-80, например. А сейчас это легко доступная информация, не требующая серьезного выбора, и это мейнстрим - ну вот аудитория Вестворлда - она большая, и они там все разные! ))
Смотрите не на персонажей, не на мир - смотрите, что происходит, каковы законы успеха.
Ну или не всегда слово успех хорошо подходит, но тогда ищите, вокруг чего строится сюжет, где натянут нерв, что важнее прочего?
Надо задавить искусственным интеллектом (интеллектуальная линейка))?
Надо прорваться к рычагам власти? (управление)?
Или надо научиться чувствовать тоньше и человечнее (эмо-линейка)?
Или есть некая непостижимая людьми Цель у ИИ (целеполагание)?
В общем, ищите, вокруг чего все происходит!
И примеры из комментариев
Я выбрала только часть, как мне кажется, самое вхарактерное. читать дальшеЕсли у вас что-то не откликается точно-точно, то тут может быть куча причин, например, есть все же личное - личный опыт и предпочтения. Это влияет - если вы, скажем, думаете, какую цель себе поставить, как к ней идти - вы поймаете себя на чтении фанфиков от Целеполагания. А если хочется почувствовать себя живым, почувствовать эмоции, разные, то Вы поймаете себя на попытках писать как эмо-линейка. Поэтому определить по одному тексту что-то трудно, и вообще - иногда проще определить, что вас волновало, чем - кто вы ))
И, конечно, влияет мастерство - если Вы учитесь и расширяете репертуар - то типное все больше смазывается, потому что накладываются вовсе не типные приемы, фишки и так далее.
Навия Рацгарпия
мои герои очень любят соблюдать технику безопасности. То есть правила, да.
И у них есть - внутренние или внешние - правила, нарушение которых "не бывает, потому что не бывает никогда". В какой-то вариации я даже историю возникновения таких правил продумала.
А дальше уже на марш выходят личные тараканы.
Смотрительница Бездны ВС
И тут я задумалась: есть ли что-то общее в моих фиках, какая-то ключевая деталь. Долго думала и поняла - идеи. Точнее, как.
Есть Идея (именно с заглавной буквы, которая красной нитью через всё творчество и бла-бла), и она, сцуко, первичнее любого канона. Что бы я не писала, по какому фэндому, с какими персонажами и какого жанра, я пишу, потому что Идея. Которую обязательно надо сунуть под нос всем и много раз, и нет, мне никогда не надоест, и для чего ещё писать, если не во имя её?
Мой нынешний канон для этого прекрасно подходит: он сам во многом несёт мою Идею, при этом в охуенной форме стёба, трэша, угара и содомии, а не унылых нравоучений. Я пишу очень в стиле канона, мне часто говорят: "как серию канона посмотрел", "тебя покусали авторы канона или ты их внебрачное дитя?" и всё в этом роде. А всё потому, что он таки идеально ложится на мою Идею, плюс по форме - абсолютно мой стиль сюжетов, укура, юмора и так далее.
И есть идеи. Мелкие: сюжетные, персонажные, стилистические и т. д. - они уже вторичны по отношению к канону. Я называю их задачами. И да: тут именно "а что если" и круги по воде.
Lindwurm Стальной Страж
Насчет типологии - я тут осознала страшное. Я стальной страж, партнер - неподтвержденный василиск, и вместе из нас-как-авторов, похоже, получился вечный прыгатель, который пока тормозится разве что моей недопрокаченностью и суровым реалом.
Потому что сперва василиск пишет текст, в котором душа или божья искра есть у каждого героя, где все показывались когда-то или при каких-то обстоятельствах очень и очень неплохими, и вообще, "это все среда виновата".
Потом я прихожу и говорю, как же так! где же согласованность между внутренним миром героя и тем, что он получает от мира? может, душа-то и есть, но действия-то этой души вон говорят сами за себя, герой должен от мира получить! И пишу, как именно получает.
Потом василиск, в свою очередь, приходит и говорит - но ведь, но вот еще не все же потеряно... и т.д. и т.п.
Отдельно от - в самом деле люблю детективы, хорошо прописанные АУ-вселенные и придумывать теории заговора на основе канонических фактов. Это всё к цельности. Мне порой легче - и интереснее! - придумать многоэтажный обоснуй, чем признать, что автор канона облажался в характеристике персонажа или в повороте сюжета. Хотя это смотря какой поворот, некоторые просто отбивают желание дальше знакомиться с каноном (и рождают желание придумать развесистую АУ от этого самого поворота в другую сторону, чтоб все наконец-то стало правильно вообще фикс-иты очень люблю, да).
Как обычно, получился четкий доклад от Правила и проникновенный - от Власти ))
Продолжение по линейкам - в четверг.
еще 4 линейки
картинка юмора
Вампир, Кошка, Тень
Подстройка. Под что подстраиваемся? Люди и идеи - кого и что мы выбираем? Под что принципиально не подстраиваемся - чему сопротивляемся? Или, если так будет понятнее, поддержка - кого мы поддерживаем всеми лапами и хвостом и немножечко усами; и кого мы не поддерживаем всеми возможными способами, хотя бы и в тапок нассать. Чтобы не оказаться просто чужим опорным столбом, этой линейке жизненно важно ответить себе на смысловые вопросы. Почему я подстраиваюсь, принимаю, поддерживаю одно и абсолютно отвергаю другое? Поиск этих ответом дает понимание себя - что я вообще делаю?
И их герои занимаются этим - пониманием и объяснением. А решение собственно проблем сюжета происходит одной левой - ну потому что это не сложно в сравнении с вопросом "а зачем мне это надо?" ))
Гоблин Мышь Владыка Иллюзий
Линейка Власти это еще и сензитивная акцентуация. Что это дает - это обычно очень чистые тексты, написанные с вниманием к каждому слову. Как будто их уже пропустили через армию бет и редакторов. Это не обязательно очень талантливые тексты - акцентуация это про характер, а не про уровень способностей, но - это практически всегда хорошо написанные истории, четким выверенным слогом. Сензитивность дает это чутье к слову и их сочетаниям. Сама история при этом может иметь логические лакуны или фантастические допущения - обычно за счет языка возникает доверие автору и если не полная готовность принять предложенные реалии, то хотя бы снисходительность вместо критики.
Если вернуться к сюжету - да, как уже написали в комментариях, там всегда есть Идея. Ее признание приносит смысл и надежду, ее отрицание делает жизнь персонажей пустой. То есть тут основная борьба вокруг признать и допустить или отрицать.
Это часто путешествия с большим смыслом. Когда еда, пейзажи, люди - все сливается в причудливый орнамент и получается намек за намеком на нечто большее.
Мавка, Корова, Пчела
Когда читаешь их тексты, то хорошо понимаешь, за что их так не любят многие другие типы. Это истории как 1+1 в сумме дают 3, а иногда и все 5. В социальной приспособляемости очень хорошо это чувствуют - как кого к чему приспособить )) Как соединение или даже просто сведение вместе разных людей приводит к серьезным переменам и большим результатам. Это линеечное чутье, как должно выглядеть "в нужное время в нужном месте", когда находятся точки соприкосновения, общие интересы и новые возможности. Это выглядит почти как магия и в жизни, и в фанфиках. В общем, не случайно в их историях на третьем плане регулярно бывают бесящиеся от зависти персонажи.
В общем, это истории в которых любят находить Мэри Сью, но - это не о банальных роялях в кустах, а об умении в каждой ситуации найти мед и обернуть все себе на пользу. Просто их труд - это больше похоже на полет Пчелы или флегматичное стояние Коровы на лужайке, но никак не копать от забора и до обеда.
Гном, Коза и Сфинкс
Ох, ребята, вот ваши истории мне обычно ножом по сердцу, потому что в них не работает идея подстройки, это миры, где подстройка может быть ошибкой и подставой, и, главное, ты никогда не можешь контролировать ущерб. По этому трагичному чувству, что в этом мире я не выжила бы, я вас и узнаю ))
А если более объективно постараться описать, то линейка Нормы это практически линейка упорного и монотонного труда. Терпение и труд - те два качества, которые жизненно важны любому позитивному персонажу. А негативный или не обладает терпением или позволяет себе лениться. Притом терпение и труд не обещают совсем ничего - ни любви, ни счастья, ни исполнения желаний. Но без них ты просто будешь выпилен из истории при любом удобном случае.
Чаще эта линейка все же пишет мемуары (читают точно чаще других), чем фанфики - им больше нравится понять то, что уже реально было, чем придумать новое. В мире и так хватает загадок, зачем придумывать новые. Но даже придумывание нового чаще напоминает производственный роман (по детализации) или исторический роман (в смысле, с проработкой среды, социума, условий - для этой линейки это стандарт качества)
Остались еще три линейки - в следующий заход ))
Эквиски, Лисы и Калликанзариды
Меня саму их тексты завораживают )) Это каскад реакций. И поэтому там много живого динамичного действия:
- я отреагировал (Гарри Поттер накладывает заклинание)
- он отреагировал (Драко Малфой накладывает заклинание)
-дверь вышибло от наших заклинаний, прибежали окружающие и отреагировали...
В плохом варианте это " а тот!... а этот!" как пересказывают боевики. Тоже весело, но как литрпг.
В хорошем - невозможно оторваться, потому что затягивает. Это реакции на первом плане, но на втором видны сюжет, характеры, идея. Просто зрелищность всегда на первом плане, зрелищность прежде всего.
По жизни Реактивную линейку именно за это недолюбливают - что шоу надо осмысливать, что надо анализировать их реакции, увязывать со своими словами - рефлексировать. А все же любят, когда им словами через рот ))), что на самом деле очень скучно и нервно, кстати говоря. А вот в текстах со стороны разбираться "да что же ты сам подталкиваешь к драке!" очень весело ))
продолжение завтра
Песочник Волк (Одинец) Горгулья
Фанфик Целеполагания - это зачастую путь искания. Что-то смутное в воздухе. Что-то меня поманило и позвало. На худой конец, как самое внятное - я услышал пророчество. Классический Путь Героя. Вместе с его метаниями. Сначала я искал так (вообще сомневаясь, что мне лично эти поиски нужны), а потом эдак, и, наконец, нашел третий путь или триста тридцать третий путь.
Тексты Целеполагания легко узнать по борьбе с бессмысленным исканием - не должно быть лишних ответвлений на пути перебора возможностей. В смысле, если я что-то новое пробую, так я это четко и логично увязываю с предыдущим. А потом снова делаю выводы и им следую.
Фанфик в итоге немножко напоминает отчет из лаборатории, даже если задумывался романтический стеб. И иногда мне кажется, что они этим втайне гордятся ))
продолжение завтра а тормознула на неделю
Ондена, Барсук, Слон
Вы помните, что у меня выборка специфическая? Я не литературный критик, который читает лучшее от издательств. Я обычно читаю фанфикшн к типированию или потом слушаю обьяснения " а вот с фанфиками не ладится".
У Конформной линейки чаще всего не ладится с творчеством при том, что они больше всех в нем заинтересованы. Вполне типичная ситуация, когда представитель этой линейки отучился, взял мастерклассы и... буксует. Огромные вложения и минимальный выход годами. На лице у них обычно при этом вежливое смирение самурая перед волей неба. То есть когда у нас разрыв между возможностями и результатом, с шансами, это Конформная Линейка, которой словно бы дали слишком много игрушек в руки. В плохом варианте и в фанфике слишком много героев и деталей ни о чем. или деталей, которые много говорят автору и мало - читателю. Они с этим много мучаются - из себя наружу картинку не просто достать, но и обьяснить, и сделать это живо и интересно, и во всем этом не увязнуть.
В хорошем варианте - читатель соприкасается с другим миром, чувствуя, что это - реально целый мир, а не картонные декорации.
У Макса Фрая пост.
Мой пост - в защиту фанфиков пост из двух частей, эта - про фанфики вообще
Это для меня важная тема - пожалуй, большинство из тех, кто типируется и сразу приносит материалы, приносят именно фанфикшн. Это замечательный материал для диагностики, для проработки - и мне очень хочется об этом высказаться.
Преамбула
Я живу совсем в другой картине мира. Совсем другой.
Каждый раз, когда я смотрю на подзаголовок Как объяснять картины мертвому зайцу я это очень остро чувствую. Я не про банально пошлые остроты, что мы тут не зайцы, а волки или мы тут живые зайцы, я просто в какой-то другой системе координат.
Как бы это обьяснить?
Через эзотерику и религию?
Ну, ок
Когда психолог слышит о боге, его обычно никак не касается вопрос существования бога.
Вообще.
Понимаете?
Вот сидит пациентка и говорит, что уже сьездил в три монастыря, а все ее грызет и кошмары мучают. Это о чем? О том, что надо что-то делать с кошмарами. Надо сначала оценить серьезность - может, лучше к психиатру за таблетками, а может, есть смысл предложить парадоксальную интерпретацию кошмара. Такое объяснение, что придаст кошмару совсем некошмарный смысл.
Но должны ли помогать монастыри в работе с кошмарами - это за скобками.
Или вот приходит пациентка и говорит, между прочим, что ей приснилась дева Мария и дала совет. Это о чем? Это о внутренних ресурсах пациентки - у нее есть к чему обратиться.
Это точно бессознательное или нечто большее?
Not my business
Мое дело - подчеркнуть позитивную динамику. Например, уточнить это принесло облегчение или вдохновение - какое чувство ближе?
Это психоаналитический подход, есть и православная психология, у них там иначе.
Но я рассказываю про свое, какая картина мира у тех, кто идет за Фрейдом и Юнгом.
Так вот, являются ли фанфики осквернением божественного акта творения или нет - вне моей картины мира. Как это там говорится - суди не выше сапога?
Я думаю о другом - они пациенту помогают или нет?
Вообще когда я говорю, что я консультирующий психолог, я имею в виду, что я, эм, не теоретик, а механик, автослесарь. Открываю крышку капота и смотрю-слушаю, что стучит. А объясняюсь примерно как после ПТУ. То есть мне очень не хватает возможности красиво раскрыть тему, опираясь на теорию обьектных отношений. Например, на куклах Барби и мишках Тедди. Что ребенку неважно, брендованный ли это мишка или пошитый китайцами. То есть, может, эгрегору Барби и Мишек или обладателю патента или кто еще заинтересован в трейдмарке - важно. Я не знаю, я психолог, меня волнует только то, что для детей обычно нет разницы, если только ее не создадут ему взрослые, сказав, что у Кати реальная Барби, что Катя с восторгом повторит всем в песочнице.
А еще больше меня волнует вопрос, был ли мишка реальной игрушкой, сформировалась ли прочная привязанность - с ним играли-гуляли-кормили кашей - или нет. Или он стоял в шкафу. И тогда важного психологического процесса - как это быть с кем-то в отношениях - не происходило.
Правильно прочитанная книга не кладется просто на полку. Она встраивается в голову. Разбирается (как детские пирамидки, идея та же) на кусочки, собирается потом то как попало, то в поиске новых комбинаций. В хорошем случае ребенок не ограничивается шаблоном, а придумывает свой. Я слеплю свой куличик, нарисую свою принцессу. И да, придумаю свою историю.
Почему это важно - свой куличик, свой рисунок и своя история?
Это - о формировании автономии и индивидуальности.
Потом сформируется и собственное мнение, из вот этих экспериментов с готовым.
Если как-то еще, но все о том же:
Мир внутри должен отличаться от мира снаружи.
А для этого должна возникать разница между своими представлениями и чужими.
Все лепят так, а я хочу вот так. И нарисую я по-своему. И расскажу тоже по-своему.
Из этих экспериментов шаг за шагом возникают интересы, приоритеты, стремления... характер. Сумма всех этих выборов во взрослом возрасте дает нам характер.
Насчет порно - я вынуждена заткнуться как фрейдист. читать дальшеМне кажется, любой нормальный фрейдист со своими "где тут либидо?" и "вижу фаллический символ!" сделает горячее порно из чего угодно. Одна пирамидка и уже жестокий рейтинг. Вы же помните, что там палочка? А что этой палочкой надо сделать?! Все-все, я заткнулась.
Что дает фанфикшн, в чем его психологическая ценность?
Мне кажется, это важно - вот так посмотреть на природу фанфикшна.
И давайте на моем любимом, где я все равно как автослесарь изъясняюсь, но зато более доходчиво, Кроме Людей:
и через призму типологии
КАТАЛОГИ
Оборотни через фанфикшн достраивают вселенную.
Оборотню все надо самостоятельно ощутить масштаб. Оборотни часто в свою историю добавляют много материальных, земных, весомых деталей, делая так историю для себя более явной и ощутимой. Но главное, это обычно всегда шире предлагаемого канона. Или точнее. Или более развернуто. Но это не про недодали, это про погрузиться и прожить, с чувством, с расстановкой.
Если фанфик Оборотня представлять как картину, то они пишут маслом. Каждый мазок явно виден. И идеальная картина без пустот.
Фанфикшн Ши больше похож на комиксы с отбором самого яркого и выразительного. Формирование идеально четкого и точного слайда, передающего самое главное.
Это не обязательно короткие произведения, но рвано-карандашные линиии очень узнаваемы.
Фанфикшн Бестии чаще всего о причинно-следственных связях. Что было первичным импульсом (откуда начать историю, может, даже раньше или позже исходно-авторской) и как этот импульс формировал круги по воде. Как именно идут сами круги - зависит уже от линейки, у интеллектуальной четкий подсчет амплитуды, у власти будет рассказ о неизбежности волны, а-ля белые ходоки все ближе и ближе)
Если как рисунок представлять, то это как картина тушью. У мазка есть начало, заметно как он меняется, как начинается новая линия. Между линиями хватает пустоты, и это само по себе - замысел. Некоторые вещи же очевидны, потому можно стрелять не из всех ружей, полагают чаще всего Бестии.
ЛИНЕЙКИ
Гэльвины, Змеи, Драконы
Интеллектуальная активность в фанфикшн обычно приходит за четкой логикой событий. История должна получиться как алгоритм или шахматная партия, ну или хотя бы как нотная партитура - иметь четкое смысловое деление и логические переходы.
Если бы эти люди писали фанфикшн по Игре Престолов, у них было бы меньше мудаков на метр квадратный. И размен пешек имел бы более явные логические последствия. Как это - выпилить просто так?!
Орки, Лошади, Дельфины
Моторная активность приходит в фанфикшн с фристайлом. Живи движением, живи ярко, будь упорным и превзойди всех! Арья, пересекающая карту Вестероса сверху вниз и снизу вверх - да, все как в жизни )) Ключевое, что обосновывает и доказывает Моторная Линейка, это нельзя останавливаться. А если поднатореть в фанфикшне, то появляется идея, что двигаться к целям можно по-разному, и в этом ключ к успеху.
Эльф, Медведь, Единорог
Эмоциональная активность приходит в фанфикшн с самой большой палитрой эмоций. И их проблема - это как не потерять в обилии цветов-эмоций сюжет. Нарисовать цветок одним красным цветом намного проще, чем использовать пять оттенков. Поэтому им так трудно написать истории любви, не запутавшись в красках. Их личный квест не забыть, какие цвета есть и не запутаться, а что рисую, зачем я взял этот цвет, что теперь? Цвет не делает историю или делает?
Если бы эти люди писали фанфикшн по Игре Престолов, то вовсе не обязательно Бриенна превратилась бы в рефлексирующую хрупкую в душе няшу, нет, это перегиб, но - появилась бы многогранность и неоднозначность даже у отмороженных Рамзи с Джоффри.
Стальной Страж, Лиса, Гарпия
Линейка Правила обычно ассоциируется со скучными шаблонными "правильными" фанфиками. Вовсе нет, правильность - это осторожность начинающих авторов вообще. Но зато линейка Правила любит цельность. Цельность персонажей и истории - это те самые четкие рамки, которые делают мир для Линейки Правила таким, как надо. Если герой хороший, то он в целом хороший, а не приступами. Если герой умный, то умный всю дорогу, без глупых косяков.
Если бы эта линейка нам снимала Игру Престола, то Нед Старк, с шансами, прожил бы больше первого сезона. Ой нет, они сейчас придут и скажут, что его выпилили по правилам? )) Тогда не знаю, как это было бы с сериалом, потому что с чем обычно сталкивалась - это с историями, где есть согласованность между внутренним миром героя и тем, что он получает от мира. Очень логичные истории и вселенные, где даже попытки написать вселенную бардака и хаоса скатываются в четкую систему, логику и свод правил )) Детективные линии им лучше всего даются. Что если все не учел - попался! ))
Тролль, Фальконнор, Василиск
Линейка Управления обычно узнается по текстам, в которых душа или божья искра есть у каждого героя. Просто так складываются обстоятельства, что непонимание ведет к вражде. Это такой четкий узнаваемый стиль - с одной стороны ценен каждый. С другой стороны нельзя без жестких решений. Жизнь - боль, я почти без иронии.
Если бы они снимали Игру Престолов, у нас бы были флэшбэки, где все показывались когда-то или при каких-то обстоятельствах очень и очень неплохими. Просто ситуация перестала быть управляемой. Просто один король сошел с ума, и все сыпется и сыпется как карточный домик. Они это здорово умеют написать - что такое выходящая из-под контроля ситуация, когда не знаешь, как в следующую ситуацию все ухудшится в казалось бы и так безнадежной ситуации.
Ллири, Волк (стайный), Охотник
Неустойчивая Линейка пишет, кстати, часто именно о мужестве и умении выстоять. Им будет реально интересно разбораться в вопросах типа в чем накосячил Теон Грейнджой и что помогло Арье? (У опытных-прокачанных сразу пять готовых ответов и потому неинтересно - ответы то уже есть)) Что надо из себя достать или перенять у других? Что все вокруг сейчас ценят как дорогую и хорошую шкуру? Кто у нас нынче жертвенные ягнята, а кто на них охотится?
Их фанфикшн - истории, беспощадные к неудачникам. Ты не получишь жалости и снисхождения, учись выживать. Часто это истории как можно лажануться даже умному и хитрому, если ты потерял бдительность.
Черт, вот хочется теперь посмотреть, кто писал сценарий для сериала, действительно ли там спелись Василиски с Охотниками при ненавязчивом участии Дельфинов.
Продолжение по линейкам будет обязательно, постараюсь на следующей неделе.
Даже не ожидала, а по типологии у нас отличные дополнения!
читать дальшекартинка юмора в тему
_nabludatel_
А если роботы/киборги/терминаторы?
Хороший вопрос! читать дальшеВыбор темы/персонажей был хорошим диагностическим критерием в условиях дефицита информации. в 70-80, например. А сейчас это легко доступная информация, не требующая серьезного выбора, и это мейнстрим - ну вот аудитория Вестворлда - она большая, и они там все разные! ))
Смотрите не на персонажей, не на мир - смотрите, что происходит, каковы законы успеха.
Ну или не всегда слово успех хорошо подходит, но тогда ищите, вокруг чего строится сюжет, где натянут нерв, что важнее прочего?
Надо задавить искусственным интеллектом (интеллектуальная линейка))?
Надо прорваться к рычагам власти? (управление)?
Или надо научиться чувствовать тоньше и человечнее (эмо-линейка)?
Или есть некая непостижимая людьми Цель у ИИ (целеполагание)?
В общем, ищите, вокруг чего все происходит!
И примеры из комментариев
Я выбрала только часть, как мне кажется, самое вхарактерное. читать дальшеЕсли у вас что-то не откликается точно-точно, то тут может быть куча причин, например, есть все же личное - личный опыт и предпочтения. Это влияет - если вы, скажем, думаете, какую цель себе поставить, как к ней идти - вы поймаете себя на чтении фанфиков от Целеполагания. А если хочется почувствовать себя живым, почувствовать эмоции, разные, то Вы поймаете себя на попытках писать как эмо-линейка. Поэтому определить по одному тексту что-то трудно, и вообще - иногда проще определить, что вас волновало, чем - кто вы ))
И, конечно, влияет мастерство - если Вы учитесь и расширяете репертуар - то типное все больше смазывается, потому что накладываются вовсе не типные приемы, фишки и так далее.
Навия Рацгарпия
мои герои очень любят соблюдать технику безопасности. То есть правила, да.
И у них есть - внутренние или внешние - правила, нарушение которых "не бывает, потому что не бывает никогда". В какой-то вариации я даже историю возникновения таких правил продумала.
А дальше уже на марш выходят личные тараканы.
Смотрительница Бездны ВС
И тут я задумалась: есть ли что-то общее в моих фиках, какая-то ключевая деталь. Долго думала и поняла - идеи. Точнее, как.
Есть Идея (именно с заглавной буквы, которая красной нитью через всё творчество и бла-бла), и она, сцуко, первичнее любого канона. Что бы я не писала, по какому фэндому, с какими персонажами и какого жанра, я пишу, потому что Идея. Которую обязательно надо сунуть под нос всем и много раз, и нет, мне никогда не надоест, и для чего ещё писать, если не во имя её?
Мой нынешний канон для этого прекрасно подходит: он сам во многом несёт мою Идею, при этом в охуенной форме стёба, трэша, угара и содомии, а не унылых нравоучений. Я пишу очень в стиле канона, мне часто говорят: "как серию канона посмотрел", "тебя покусали авторы канона или ты их внебрачное дитя?" и всё в этом роде. А всё потому, что он таки идеально ложится на мою Идею, плюс по форме - абсолютно мой стиль сюжетов, укура, юмора и так далее.
И есть идеи. Мелкие: сюжетные, персонажные, стилистические и т. д. - они уже вторичны по отношению к канону. Я называю их задачами. И да: тут именно "а что если" и круги по воде.
Lindwurm Стальной Страж
Насчет типологии - я тут осознала страшное. Я стальной страж, партнер - неподтвержденный василиск, и вместе из нас-как-авторов, похоже, получился вечный прыгатель, который пока тормозится разве что моей недопрокаченностью и суровым реалом.
Потому что сперва василиск пишет текст, в котором душа или божья искра есть у каждого героя, где все показывались когда-то или при каких-то обстоятельствах очень и очень неплохими, и вообще, "это все среда виновата".
Потом я прихожу и говорю, как же так! где же согласованность между внутренним миром героя и тем, что он получает от мира? может, душа-то и есть, но действия-то этой души вон говорят сами за себя, герой должен от мира получить! И пишу, как именно получает.
Потом василиск, в свою очередь, приходит и говорит - но ведь, но вот еще не все же потеряно... и т.д. и т.п.
Отдельно от - в самом деле люблю детективы, хорошо прописанные АУ-вселенные и придумывать теории заговора на основе канонических фактов. Это всё к цельности. Мне порой легче - и интереснее! - придумать многоэтажный обоснуй, чем признать, что автор канона облажался в характеристике персонажа или в повороте сюжета. Хотя это смотря какой поворот, некоторые просто отбивают желание дальше знакомиться с каноном (и рождают желание придумать развесистую АУ от этого самого поворота в другую сторону, чтоб все наконец-то стало правильно вообще фикс-иты очень люблю, да).
Как обычно, получился четкий доклад от Правила и проникновенный - от Власти ))
Продолжение по линейкам - в четверг.
еще 4 линейки
картинка юмора
Вампир, Кошка, Тень
Подстройка. Под что подстраиваемся? Люди и идеи - кого и что мы выбираем? Под что принципиально не подстраиваемся - чему сопротивляемся? Или, если так будет понятнее, поддержка - кого мы поддерживаем всеми лапами и хвостом и немножечко усами; и кого мы не поддерживаем всеми возможными способами, хотя бы и в тапок нассать. Чтобы не оказаться просто чужим опорным столбом, этой линейке жизненно важно ответить себе на смысловые вопросы. Почему я подстраиваюсь, принимаю, поддерживаю одно и абсолютно отвергаю другое? Поиск этих ответом дает понимание себя - что я вообще делаю?
И их герои занимаются этим - пониманием и объяснением. А решение собственно проблем сюжета происходит одной левой - ну потому что это не сложно в сравнении с вопросом "а зачем мне это надо?" ))
Гоблин Мышь Владыка Иллюзий
Линейка Власти это еще и сензитивная акцентуация. Что это дает - это обычно очень чистые тексты, написанные с вниманием к каждому слову. Как будто их уже пропустили через армию бет и редакторов. Это не обязательно очень талантливые тексты - акцентуация это про характер, а не про уровень способностей, но - это практически всегда хорошо написанные истории, четким выверенным слогом. Сензитивность дает это чутье к слову и их сочетаниям. Сама история при этом может иметь логические лакуны или фантастические допущения - обычно за счет языка возникает доверие автору и если не полная готовность принять предложенные реалии, то хотя бы снисходительность вместо критики.
Если вернуться к сюжету - да, как уже написали в комментариях, там всегда есть Идея. Ее признание приносит смысл и надежду, ее отрицание делает жизнь персонажей пустой. То есть тут основная борьба вокруг признать и допустить или отрицать.
Это часто путешествия с большим смыслом. Когда еда, пейзажи, люди - все сливается в причудливый орнамент и получается намек за намеком на нечто большее.
Мавка, Корова, Пчела
Когда читаешь их тексты, то хорошо понимаешь, за что их так не любят многие другие типы. Это истории как 1+1 в сумме дают 3, а иногда и все 5. В социальной приспособляемости очень хорошо это чувствуют - как кого к чему приспособить )) Как соединение или даже просто сведение вместе разных людей приводит к серьезным переменам и большим результатам. Это линеечное чутье, как должно выглядеть "в нужное время в нужном месте", когда находятся точки соприкосновения, общие интересы и новые возможности. Это выглядит почти как магия и в жизни, и в фанфиках. В общем, не случайно в их историях на третьем плане регулярно бывают бесящиеся от зависти персонажи.
В общем, это истории в которых любят находить Мэри Сью, но - это не о банальных роялях в кустах, а об умении в каждой ситуации найти мед и обернуть все себе на пользу. Просто их труд - это больше похоже на полет Пчелы или флегматичное стояние Коровы на лужайке, но никак не копать от забора и до обеда.
Гном, Коза и Сфинкс
Ох, ребята, вот ваши истории мне обычно ножом по сердцу, потому что в них не работает идея подстройки, это миры, где подстройка может быть ошибкой и подставой, и, главное, ты никогда не можешь контролировать ущерб. По этому трагичному чувству, что в этом мире я не выжила бы, я вас и узнаю ))
А если более объективно постараться описать, то линейка Нормы это практически линейка упорного и монотонного труда. Терпение и труд - те два качества, которые жизненно важны любому позитивному персонажу. А негативный или не обладает терпением или позволяет себе лениться. Притом терпение и труд не обещают совсем ничего - ни любви, ни счастья, ни исполнения желаний. Но без них ты просто будешь выпилен из истории при любом удобном случае.
Чаще эта линейка все же пишет мемуары (читают точно чаще других), чем фанфики - им больше нравится понять то, что уже реально было, чем придумать новое. В мире и так хватает загадок, зачем придумывать новые. Но даже придумывание нового чаще напоминает производственный роман (по детализации) или исторический роман (в смысле, с проработкой среды, социума, условий - для этой линейки это стандарт качества)
Остались еще три линейки - в следующий заход ))
Эквиски, Лисы и Калликанзариды
Меня саму их тексты завораживают )) Это каскад реакций. И поэтому там много живого динамичного действия:
- я отреагировал (Гарри Поттер накладывает заклинание)
- он отреагировал (Драко Малфой накладывает заклинание)
-дверь вышибло от наших заклинаний, прибежали окружающие и отреагировали...
В плохом варианте это " а тот!... а этот!" как пересказывают боевики. Тоже весело, но как литрпг.
В хорошем - невозможно оторваться, потому что затягивает. Это реакции на первом плане, но на втором видны сюжет, характеры, идея. Просто зрелищность всегда на первом плане, зрелищность прежде всего.
По жизни Реактивную линейку именно за это недолюбливают - что шоу надо осмысливать, что надо анализировать их реакции, увязывать со своими словами - рефлексировать. А все же любят, когда им словами через рот ))), что на самом деле очень скучно и нервно, кстати говоря. А вот в текстах со стороны разбираться "да что же ты сам подталкиваешь к драке!" очень весело ))
продолжение завтра
Песочник Волк (Одинец) Горгулья
Фанфик Целеполагания - это зачастую путь искания. Что-то смутное в воздухе. Что-то меня поманило и позвало. На худой конец, как самое внятное - я услышал пророчество. Классический Путь Героя. Вместе с его метаниями. Сначала я искал так (вообще сомневаясь, что мне лично эти поиски нужны), а потом эдак, и, наконец, нашел третий путь или триста тридцать третий путь.
Тексты Целеполагания легко узнать по борьбе с бессмысленным исканием - не должно быть лишних ответвлений на пути перебора возможностей. В смысле, если я что-то новое пробую, так я это четко и логично увязываю с предыдущим. А потом снова делаю выводы и им следую.
Фанфик в итоге немножко напоминает отчет из лаборатории, даже если задумывался романтический стеб. И иногда мне кажется, что они этим втайне гордятся ))
продолжение завтра а
Ондена, Барсук, Слон
Вы помните, что у меня выборка специфическая? Я не литературный критик, который читает лучшее от издательств. Я обычно читаю фанфикшн к типированию или потом слушаю обьяснения " а вот с фанфиками не ладится".
У Конформной линейки чаще всего не ладится с творчеством при том, что они больше всех в нем заинтересованы. Вполне типичная ситуация, когда представитель этой линейки отучился, взял мастерклассы и... буксует. Огромные вложения и минимальный выход годами. На лице у них обычно при этом вежливое смирение самурая перед волей неба. То есть когда у нас разрыв между возможностями и результатом, с шансами, это Конформная Линейка, которой словно бы дали слишком много игрушек в руки. В плохом варианте и в фанфике слишком много героев и деталей ни о чем. или деталей, которые много говорят автору и мало - читателю. Они с этим много мучаются - из себя наружу картинку не просто достать, но и обьяснить, и сделать это живо и интересно, и во всем этом не увязнуть.
В хорошем варианте - читатель соприкасается с другим миром, чувствуя, что это - реально целый мир, а не картонные декорации.
@темы: кроме людей, о сущности инобытия
Есть Идея (именно с заглавной буквы, которая красной нитью через всё творчество и бла-бла), и она, сцуко, первичнее любого канона. Что бы я не писала, по какому фэндому, с какими персонажами и какого жанра, я пишу, потому что Идея. Которую обязательно надо сунуть под нос всем и много раз, и нет, мне никогда не надоест, и для чего ещё писать, если не во имя её?
Мой нынешний канон для этого прекрасно подходит: он сам во многом несёт мою Идею, при этом в охуенной форме стёба, трэша, угара и содомии, а не унылых нравоучений. Я пишу очень в стиле канона, мне часто говорят: "как серию канона посмотрел", "тебя покусали авторы канона или ты их внебрачное дитя?" и всё в этом роде. А всё потому, что он таки идеально ложится на мою Идею, плюс по форме - абсолютно мой стиль сюжетов, укура, юмора и так далее.
И есть идеи. Мелкие: сюжетные, персонажные, стилистические и т. д. - они уже вторичны по отношению к канону. Я называю их задачами. И да: тут именно "а что если" и круги по воде. "Что если Глафира не притворяется трансгендером, а является им - как это изменит сюжет, отразится на персонажах и их взаимоотношениях" - вот он камешек: "Глафира - трансгендер", а вот что из этого выйдет... Или: "почему бы не поместить персонажей канона "Говно и мораль" в мир канона "Про воинов света и варёное яйцо"? Вот - камешек. Кто кем станет там, что они натворят, как впишутся? Вот и круги. "Что если стилизовать фик под писателя Такогото"? "Что если Ксенофонт станет тележурналистом, когда вырастет?" "Что если Хаврония - двуличная потому, что в ней правда две личности?" Даже рейтинг пишется не ради рейтинга, а ради очередной задачи. "Каким будет первый секс в этом лавхейтовском пейринге, если не скатываться в насилие, а поставить условие, что они осознали и приняли свои чувства друг к другу, и хотят выстроить нормальные отношения, а не тот лютый треш, что по ним пишут примерно всегда, и всё это с учётом комплексов и типологий? И в соответствии с Идеей, конечно." Как-то так.
ВС
Про белых ходоков только не поняла прикола, наверное, потому что незнакома с каноном, так что за это ничего не скажу. Но если бы я писала ИП, они бы все умирали гораздо смешнее, а читатели постепенно проникались Идеей))
Вообще немного насмешило, что взрослый человек (52 года, как-никак) с таким жаром предает анафеме явление, с которым знаком на уровне "Мойша напел". Сама ведь в комментах признается, что ни одного фанфика не читала, но слышала, какая это гадость. Вроде как пора уже вырасти из юношеского максимализма.
Мои пять копеекМоя простынища насчет исходного поста - читать дальшеНасчет типологии - я тут осознала страшное. Я стальной страж, партнер - неподтвержденный василиск, и вместе из нас-как-авторов, похоже, получился вечный прыгатель, который пока тормозится разве что моей недопрокаченностью и суровым реалом.
Потому что сперва василиск пишет текст, в котором душа или божья искра есть у каждого героя, где все показывались когда-то или при каких-то обстоятельствах очень и очень неплохими, и вообще, "это все среда виновата".
Потом я прихожу и говорю, как же так! где же согласованность между внутренним миром героя и тем, что он получает от мира? может, душа-то и есть, но действия-то этой души вон говорят сами за себя, герой должен от мира получить! И пишу, как именно получает.
Потом василиск, в свою очередь, приходит и говорит - но ведь, но вот еще не все же потеряно... и т.д. и т.п.
Отдельно от - в самом деле люблю детективы, хорошо прописанные АУ-вселенные и придумывать теории заговора на основе канонических фактов. Это всё к цельности. Мне порой легче - и интереснее! - придумать многоэтажный обоснуй, чем признать, что автор канона облажался в характеристике персонажа или в повороте сюжета. Хотя это смотря какой поворот, некоторые просто отбивают желание дальше знакомиться с каноном (и рождают желание придумать развесистую АУ от этого самого поворота в другую сторону, чтоб все наконец-то стало правильно вообще фикс-иты очень люблю, да).
Пусть бы ссылкой тогда делилась, что ли! фэндом не слишком большой, слэшное и с высоким рейтингом - это может быть праздник!
Оригинальные тексты - это оригинальные тексты. Это не фанфики.
Ещё раз: "50 оттенков серого" был фанфиком, пока авторша его не переперла в самостоятельную историю (получилось хреново, но речь не о том). И оно перестало быть фанфиком.
Если фанфик может стать оригинальным текстом, то четкой границы между "оригинальым" и "не-оригинальным" нет. Вот к чему я вела.
Более, того, если фанфик может стать оригинальным произведением, то получается, что "с нуля" - не критерий для оригинальности; "с нуля" не является необходимым условием для того, чтоб произведение считалось оригинальным, "действительно творческим".
Вы выше упомянули, что Эдак любой плагиат можно назвать «отсылкой». Но вопрос о том, насколько "отсылка" или плагиат - это вопрос количественный, и появился этот вопрос в процессе развития отрасли права - авторское право. Критерии, по которым плагиат отличают от не-плагиата - это юридические критерии, не литературные. С точки зрения юриспруденции, Шекспировская пьеса "Ромео и Джульетта" - в лучшем случает театральная адаптация чужой поэмы, которая тоже стихотворный перевод итальянской новеллы, которая тоже - прозаический пересказ более раннего рассказа. Плагиат на плагиате: те же имена, те же характеры, тот же сюжет. Тем не менее, вряд ли кто-то сможет сказать, что "Ромео и Джульетта" Шекспира - это не-творческая продукция, не-действительная и не-оригинальная.
Имхо, дело в таланте написавшего.
То есть, создание "с нуля" не является необходимым условием, чтоб что-то было "действительно творческим". Произведение делает "действительно творческим" талант автора, а не факт написания "с нуля".
По сути, это АУшный фанфик уэллсовской "Машины времени" + "Война миров". Прист объединил эти два произведения и нарисовал свой фанфик. Так сказать, переосмыслил. Причём скрывать даже и не думал.
Я читал "Машину пространства", и на мой взгляд, она интереснее чем "Машина времени" и "Война миров" вместе взятые.
Что показательно, произведение Приста никто не называл метрветчиной, а если критики что-то и говорили, до меня это не дошло. Причём его не только не заклеймили позором, но и наградили всеми возможными наградами за вклад в научную фантастику и тд и тп.
На фоне этого амбициозные вскукареки "гуру" всех мастей, мягко говоря, несостоятельны.
пойти , что ли перечитать пару фанфиков.....какой великолепный хор в комментах у исходника
"наличие фиков - это признак здорового сериала". арушение авторских прав и перетягивание аудитории, подо что бы ни маскировалось. Банальные опасения насчет возможного передела территории.
соглашусь
вспомнить хотя бы печальную историю с фэндомом Мэрион Зиммер Брэдли
а что там было?
А что до оригинального и неоригинального, то тут недавно Буджолд получила премию "Хьюго" за свой Барраярский цикл. Огромная популярность, огромный фэндом, интересная проработанная вселенная. А начиналось это с переработанного под оридж фанфика по Стартреку.
дыа! Классический пример - "Розенкранц и Гильденштерн мертвы" (блин, надеюсь, я не ошиблась в написании имен). Из ниоткуда в никуда, и всё на полутонах и на намёках.
У Мэрион Брэдли была большой цикл книг про одну вселенную, у этого цикла был большой фэндом, с активным сообществом, где она принимала тоже активное участие, и с регулярными фэнзинами, где она выступала редактором, поддерживая молодых авторов, притом это все в до-интернетовскую эпоху. Но однажды сюжет фика оказался слишком уж похож на сюжет нового авторского романа, уже практически дописанного, но еще не опубликованного. С учетом того, что Брэдли фики по этой вселенной активно читала, раз они в фэнзины шли, издать как есть и честно сказать, что совпадение - вызвало бы больше вопросов, чем поддержки, мягко говоря. Как-то договориться с автором фика не удалось. Поэтому в результате скандала книжка Брэдли так и осталась неизданной, а сама Брэдли не только отказалась от поддержки фэндома, но и потребовала, чтобы фики писать прекратили.
ЗЫ При том считаю, что автору фика стоило пойти на компромисс. По крайней мере, со стороны так выглядит. Могу не знать каких-то деталей.
Касательно меня (чорный единорог) всё очень верно подмечено!)) В основном я пишу не фанфики, а ориджи, как раз потому что их проблема - это как не потерять в обилии цветов-эмоций сюжет. Это частая ситуация, когда эмоции видоизменяются и ранее продуманные повороты уже не к месту, да и не нужен был там сюжет, нужно было три детали (цвет костюма персонажа, фаза луны и конкретная фраза), а теперь хочется деталей других, которых из предыдущей ситуации не соберёшь)))) В чём тут удобство ориджа - всё, о чём не было написано, можно менять. При написании фанфикшена я на этом месте упиралась в канон, поэтому все мои фанфики размером больше трёх страниц были или АУшки/попаданцы (чтобы на фоне управлять миром), или о детях/родителях героев канона (чтобы на фоне управлять биографиями персонажей).
И: появилась бы многогранность и неоднозначность даже у отмороженных Рамзи с Джоффри. - тысяча плюсов, всё ровно так) Правда, я не только гадов выбеляю, а ещё и пушистым няшам рисую чёрные полоски, и с последнего читателей традиционно выносит сильнее
PS: Не знаю, кем была на типу Энни Диллард, но её слова "Вот то немногое, что я знаю о писательстве: трать всё, пали из всех орудий, играй до конца, теряй всё, сразу же, постоянно. Не оставляй что-то хорошее про запас... Позже может появиться что-то лучшее" очень-очень отзываются)))
Фанфики это давно не каляка в тетрадочке про Машу и Арагорна. Это водоворот, создающий целые сообщества со своими соц.правилами игры: разнообразные фесты, фандомные битвы, фандомные анонимки, инсайды. Это целая кипучая жизнь, в которые втянуты не только те, кто пишут. Это способ взаимодействия и общения.
И фидбэк - тоже важный столп. Сейчас многие ОСОЗНАННО берут СВОЙ оригинальный сюжет, оригинальных персонажей, но называют их Дином и Сэмом, отправляя в космос, потому что на оридж фидбэка не будет, а на фанфик, даже пусть там не осталось от каноничной истории ни сеттинга, ни матчасти, а все свое - будут. И будут комментировать. В социальном смысле писать фанфики выгодно, а ориджи - нет. Ну, если ты не готов писать так, чтобы издаваться, и то - проходные книги собирают фидбэка куда как меньше, чем "фандомный упорос", потому что - ну кто пойдет писать рецензию на книгу, которую прочитал и забыл, даже если там пара сцен понравилась. А в фандомной тусовке - придут, поговорят. Сердец рассыпят.
Претензия на "воровство божьей искры у персонажа" так же нелепа, как требование запретить писать маслом по холсту,потому что Джоконда уже написана.
А вот толику моего уважения г.Фрай потеряла....
у меня в фанфиках персонажи будут все неоднозначные, эмоциональные, ни один не будет цельным, и как и у Василисков, флэшбеков будет до фига.С другой стороны, много будет от линейки Правила, логика мира будет сохранена даже если это будет окончательный и бесповоротный вбоквелл - Вселенная канона будет расширена и дополнена, но тоже логично, без противоречий основной логике Мира. И начать я могу действительно "от царя гороха", хотя бы за счет тех же флэшбеков.
Интересно, что очень часто у меня герои будут описаны через детали их внешности, одежды, быта, символами: "пиджачок с яркой заплаткой", "котлета на вилке, прилепленная к потолку", "подводка глаза, как у дикой кошки".
И еще - история будет переписываться до тех пор, пока она не будет выверена до мельчайшего штриха, до волосяных нитей. И если я вернусь к той же через долгое время, она будет дополнена и исправлена и переписана заново, "уточнена"
Нет, это не значит, что фидбек мне не нужен. Нужен, и даже очень. Но настолько не какой попало, что проще считать, что его совсем не бывает.
Хотя я опять же знаю, что - бывает. В свое время у меня был такой эталон фидбека, о каком кто угодно может только мечтать, и я слишком хорошо знаю, что не повторяется такое никогда. Когда в тыща девятьсот девяносто лохматом году тебе звонят по телефону и сразу после "с новым годом" говорят - а прода есть? а прямщазз в трубку зачесть можешь? Еще и поэтому не позволяю себе хотеть - ибо хотеть еще раз ТАКОГО как-то очень уж нагло по отношению к мирозданию ))
Да и параллельные миры? Они как? Фанфикеры видят и пишут развилки.
И да, ваш подход мне гораздо ближе. Герой и мир бесспорно ценны, но человек и его благополучие - ценнее.
А вообще... Я очень люблю Фрая-писателя, и давно уже боюсь Фрая-блогера, у последнего совсем нк осталось света
*молча хрюкнула в лапку*
Притом это далеко не всегда хэппиэнд, вот на примере фильма "Адвокат дьявола" (с Киану Ривзом который и Аль Пачино) - там правильным решением для героя стало самоубийство. Я прям аплодировала - ах какой молодец, нашел выход из безвыходного (ну, оставим в стороне то, что там сверхъестественные силы и поворот на 180 в самом конце). Хотя ваще-то я подобные варианты не люблю, для меня правильно искать решение без таких вариантов. Но вот бывает.