Надо мной только небо
читать дальшеА давно не было холивара на тему этих ваших сраных фанфиков.
У Макса Фрая пост.
Мой пост - в защиту фанфиков пост из двух частей, эта - про фанфики вообще
Это для меня важная тема - пожалуй, большинство из тех, кто типируется и сразу приносит материалы, приносят именно фанфикшн. Это замечательный материал для диагностики, для проработки - и мне очень хочется об этом высказаться.
Преамбула
Я живу совсем в другой картине мира. Совсем другой.
Каждый раз, когда я смотрю на подзаголовок Как объяснять картины мертвому зайцу я это очень остро чувствую. Я не про банально пошлые остроты, что мы тут не зайцы, а волки или мы тут живые зайцы, я просто в какой-то другой системе координат.
Как бы это обьяснить?
Через эзотерику и религию?
Ну, ок
Когда психолог слышит о боге, его обычно никак не касается вопрос существования бога.
Вообще.
Понимаете?
Вот сидит пациентка и говорит, что уже сьездил в три монастыря, а все ее грызет и кошмары мучают. Это о чем? О том, что надо что-то делать с кошмарами. Надо сначала оценить серьезность - может, лучше к психиатру за таблетками, а может, есть смысл предложить парадоксальную интерпретацию кошмара. Такое объяснение, что придаст кошмару совсем некошмарный смысл.
Но должны ли помогать монастыри в работе с кошмарами - это за скобками.
Или вот приходит пациентка и говорит, между прочим, что ей приснилась дева Мария и дала совет. Это о чем? Это о внутренних ресурсах пациентки - у нее есть к чему обратиться.
Это точно бессознательное или нечто большее?
Not my business
Мое дело - подчеркнуть позитивную динамику. Например, уточнить это принесло облегчение или вдохновение - какое чувство ближе?
Это психоаналитический подход, есть и православная психология, у них там иначе.
Но я рассказываю про свое, какая картина мира у тех, кто идет за Фрейдом и Юнгом.
Так вот, являются ли фанфики осквернением божественного акта творения или нет - вне моей картины мира. Как это там говорится - суди не выше сапога?
Я думаю о другом - они пациенту помогают или нет?
Вообще когда я говорю, что я консультирующий психолог, я имею в виду, что я, эм, не теоретик, а механик, автослесарь. Открываю крышку капота и смотрю-слушаю, что стучит. А объясняюсь примерно как после ПТУ. То есть мне очень не хватает возможности красиво раскрыть тему, опираясь на теорию обьектных отношений. Например, на куклах Барби и мишках Тедди. Что ребенку неважно, брендованный ли это мишка или пошитый китайцами. То есть, может, эгрегору Барби и Мишек или обладателю патента или кто еще заинтересован в трейдмарке - важно. Я не знаю, я психолог, меня волнует только то, что для детей обычно нет разницы, если только ее не создадут ему взрослые, сказав, что у Кати реальная Барби, что Катя с восторгом повторит всем в песочнице.
А еще больше меня волнует вопрос, был ли мишка реальной игрушкой, сформировалась ли прочная привязанность - с ним играли-гуляли-кормили кашей - или нет. Или он стоял в шкафу. И тогда важного психологического процесса - как это быть с кем-то в отношениях - не происходило.
Правильно прочитанная книга не кладется просто на полку. Она встраивается в голову. Разбирается (как детские пирамидки, идея та же) на кусочки, собирается потом то как попало, то в поиске новых комбинаций. В хорошем случае ребенок не ограничивается шаблоном, а придумывает свой. Я слеплю свой куличик, нарисую свою принцессу. И да, придумаю свою историю.
Почему это важно - свой куличик, свой рисунок и своя история?
Это - о формировании автономии и индивидуальности.
Потом сформируется и собственное мнение, из вот этих экспериментов с готовым.
Если как-то еще, но все о том же:
Мир внутри должен отличаться от мира снаружи.
А для этого должна возникать разница между своими представлениями и чужими.
Все лепят так, а я хочу вот так. И нарисую я по-своему. И расскажу тоже по-своему.
Из этих экспериментов шаг за шагом возникают интересы, приоритеты, стремления... характер. Сумма всех этих выборов во взрослом возрасте дает нам характер.
Насчет порно - я вынуждена заткнуться как фрейдист. читать дальшеМне кажется, любой нормальный фрейдист со своими "где тут либидо?" и "вижу фаллический символ!" сделает горячее порно из чего угодно. Одна пирамидка и уже жестокий рейтинг. Вы же помните, что там палочка? А что этой палочкой надо сделать?! Все-все, я заткнулась.
Что дает фанфикшн, в чем его психологическая ценность?
Мне кажется, это важно - вот так посмотреть на природу фанфикшна.
И давайте на моем любимом, где я все равно как автослесарь изъясняюсь, но зато более доходчиво, Кроме Людей:
и через призму типологии
КАТАЛОГИ
Оборотни через фанфикшн достраивают вселенную.
Оборотню все надо самостоятельно ощутить масштаб. Оборотни часто в свою историю добавляют много материальных, земных, весомых деталей, делая так историю для себя более явной и ощутимой. Но главное, это обычно всегда шире предлагаемого канона. Или точнее. Или более развернуто. Но это не про недодали, это про погрузиться и прожить, с чувством, с расстановкой.
Если фанфик Оборотня представлять как картину, то они пишут маслом. Каждый мазок явно виден. И идеальная картина без пустот.
Фанфикшн Ши больше похож на комиксы с отбором самого яркого и выразительного. Формирование идеально четкого и точного слайда, передающего самое главное.
Это не обязательно короткие произведения, но рвано-карандашные линиии очень узнаваемы.
Фанфикшн Бестии чаще всего о причинно-следственных связях. Что было первичным импульсом (откуда начать историю, может, даже раньше или позже исходно-авторской) и как этот импульс формировал круги по воде. Как именно идут сами круги - зависит уже от линейки, у интеллектуальной четкий подсчет амплитуды, у власти будет рассказ о неизбежности волны, а-ля белые ходоки все ближе и ближе)
Если как рисунок представлять, то это как картина тушью. У мазка есть начало, заметно как он меняется, как начинается новая линия. Между линиями хватает пустоты, и это само по себе - замысел. Некоторые вещи же очевидны, потому можно стрелять не из всех ружей, полагают чаще всего Бестии.
ЛИНЕЙКИ
Гэльвины, Змеи, Драконы
Интеллектуальная активность в фанфикшн обычно приходит за четкой логикой событий. История должна получиться как алгоритм или шахматная партия, ну или хотя бы как нотная партитура - иметь четкое смысловое деление и логические переходы.
Если бы эти люди писали фанфикшн по Игре Престолов, у них было бы меньше мудаков на метр квадратный. И размен пешек имел бы более явные логические последствия. Как это - выпилить просто так?!
Орки, Лошади, Дельфины
Моторная активность приходит в фанфикшн с фристайлом. Живи движением, живи ярко, будь упорным и превзойди всех! Арья, пересекающая карту Вестероса сверху вниз и снизу вверх - да, все как в жизни )) Ключевое, что обосновывает и доказывает Моторная Линейка, это нельзя останавливаться. А если поднатореть в фанфикшне, то появляется идея, что двигаться к целям можно по-разному, и в этом ключ к успеху.
Эльф, Медведь, Единорог
Эмоциональная активность приходит в фанфикшн с самой большой палитрой эмоций. И их проблема - это как не потерять в обилии цветов-эмоций сюжет. Нарисовать цветок одним красным цветом намного проще, чем использовать пять оттенков. Поэтому им так трудно написать истории любви, не запутавшись в красках. Их личный квест не забыть, какие цвета есть и не запутаться, а что рисую, зачем я взял этот цвет, что теперь? Цвет не делает историю или делает?
Если бы эти люди писали фанфикшн по Игре Престолов, то вовсе не обязательно Бриенна превратилась бы в рефлексирующую хрупкую в душе няшу, нет, это перегиб, но - появилась бы многогранность и неоднозначность даже у отмороженных Рамзи с Джоффри.
Стальной Страж, Лиса, Гарпия
Линейка Правила обычно ассоциируется со скучными шаблонными "правильными" фанфиками. Вовсе нет, правильность - это осторожность начинающих авторов вообще. Но зато линейка Правила любит цельность. Цельность персонажей и истории - это те самые четкие рамки, которые делают мир для Линейки Правила таким, как надо. Если герой хороший, то он в целом хороший, а не приступами. Если герой умный, то умный всю дорогу, без глупых косяков.
Если бы эта линейка нам снимала Игру Престола, то Нед Старк, с шансами, прожил бы больше первого сезона. Ой нет, они сейчас придут и скажут, что его выпилили по правилам? )) Тогда не знаю, как это было бы с сериалом, потому что с чем обычно сталкивалась - это с историями, где есть согласованность между внутренним миром героя и тем, что он получает от мира. Очень логичные истории и вселенные, где даже попытки написать вселенную бардака и хаоса скатываются в четкую систему, логику и свод правил )) Детективные линии им лучше всего даются. Что если все не учел - попался! ))
Тролль, Фальконнор, Василиск
Линейка Управления обычно узнается по текстам, в которых душа или божья искра есть у каждого героя. Просто так складываются обстоятельства, что непонимание ведет к вражде. Это такой четкий узнаваемый стиль - с одной стороны ценен каждый. С другой стороны нельзя без жестких решений. Жизнь - боль, я почти без иронии.
Если бы они снимали Игру Престолов, у нас бы были флэшбэки, где все показывались когда-то или при каких-то обстоятельствах очень и очень неплохими. Просто ситуация перестала быть управляемой. Просто один король сошел с ума, и все сыпется и сыпется как карточный домик. Они это здорово умеют написать - что такое выходящая из-под контроля ситуация, когда не знаешь, как в следующую ситуацию все ухудшится в казалось бы и так безнадежной ситуации.
Ллири, Волк (стайный), Охотник
Неустойчивая Линейка пишет, кстати, часто именно о мужестве и умении выстоять. Им будет реально интересно разбораться в вопросах типа в чем накосячил Теон Грейнджой и что помогло Арье? (У опытных-прокачанных сразу пять готовых ответов и потому неинтересно - ответы то уже есть)) Что надо из себя достать или перенять у других? Что все вокруг сейчас ценят как дорогую и хорошую шкуру? Кто у нас нынче жертвенные ягнята, а кто на них охотится?
Их фанфикшн - истории, беспощадные к неудачникам. Ты не получишь жалости и снисхождения, учись выживать. Часто это истории как можно лажануться даже умному и хитрому, если ты потерял бдительность.
Черт, вот хочется теперь посмотреть, кто писал сценарий для сериала, действительно ли там спелись Василиски с Охотниками при ненавязчивом участии Дельфинов.
Продолжение по линейкам будет обязательно, постараюсь на следующей неделе.
Даже не ожидала, а по типологии у нас отличные дополнения!
читать дальшекартинка юмора в тему![](http://memesmix.net/media/created/iez44d.jpg)
_nabludatel_
А если роботы/киборги/терминаторы?
Хороший вопрос! читать дальшеВыбор темы/персонажей был хорошим диагностическим критерием в условиях дефицита информации. в 70-80, например. А сейчас это легко доступная информация, не требующая серьезного выбора, и это мейнстрим - ну вот аудитория Вестворлда - она большая, и они там все разные! ))
Смотрите не на персонажей, не на мир - смотрите, что происходит, каковы законы успеха.
Ну или не всегда слово успех хорошо подходит, но тогда ищите, вокруг чего строится сюжет, где натянут нерв, что важнее прочего?
Надо задавить искусственным интеллектом (интеллектуальная линейка))?
Надо прорваться к рычагам власти? (управление)?
Или надо научиться чувствовать тоньше и человечнее (эмо-линейка)?
Или есть некая непостижимая людьми Цель у ИИ (целеполагание)?
В общем, ищите, вокруг чего все происходит!
И примеры из комментариев
Я выбрала только часть, как мне кажется, самое вхарактерное. читать дальшеЕсли у вас что-то не откликается точно-точно, то тут может быть куча причин, например, есть все же личное - личный опыт и предпочтения. Это влияет - если вы, скажем, думаете, какую цель себе поставить, как к ней идти - вы поймаете себя на чтении фанфиков от Целеполагания. А если хочется почувствовать себя живым, почувствовать эмоции, разные, то Вы поймаете себя на попытках писать как эмо-линейка. Поэтому определить по одному тексту что-то трудно, и вообще - иногда проще определить, что вас волновало, чем - кто вы ))
И, конечно, влияет мастерство - если Вы учитесь и расширяете репертуар - то типное все больше смазывается, потому что накладываются вовсе не типные приемы, фишки и так далее.
Навия Рацгарпия
мои герои очень любят соблюдать технику безопасности. То есть правила, да.
И у них есть - внутренние или внешние - правила, нарушение которых "не бывает, потому что не бывает никогда". В какой-то вариации я даже историю возникновения таких правил продумала.
А дальше уже на марш выходят личные тараканы.
Смотрительница Бездны ВС
И тут я задумалась: есть ли что-то общее в моих фиках, какая-то ключевая деталь. Долго думала и поняла - идеи. Точнее, как.
Есть Идея (именно с заглавной буквы, которая красной нитью через всё творчество и бла-бла), и она, сцуко, первичнее любого канона. Что бы я не писала, по какому фэндому, с какими персонажами и какого жанра, я пишу, потому что Идея. Которую обязательно надо сунуть под нос всем и много раз, и нет, мне никогда не надоест, и для чего ещё писать, если не во имя её?
Мой нынешний канон для этого прекрасно подходит: он сам во многом несёт мою Идею, при этом в охуенной форме стёба, трэша, угара и содомии, а не унылых нравоучений. Я пишу очень в стиле канона, мне часто говорят: "как серию канона посмотрел", "тебя покусали авторы канона или ты их внебрачное дитя?" и всё в этом роде. А всё потому, что он таки идеально ложится на мою Идею, плюс по форме - абсолютно мой стиль сюжетов, укура, юмора и так далее.
И есть идеи. Мелкие: сюжетные, персонажные, стилистические и т. д. - они уже вторичны по отношению к канону. Я называю их задачами. И да: тут именно "а что если" и круги по воде.
Lindwurm Стальной Страж
Насчет типологии - я тут осознала страшное. Я стальной страж, партнер - неподтвержденный василиск, и вместе из нас-как-авторов, похоже, получился вечный прыгатель, который пока тормозится разве что моей недопрокаченностью и суровым реалом.
Потому что сперва василиск пишет текст, в котором душа или божья искра есть у каждого героя, где все показывались когда-то или при каких-то обстоятельствах очень и очень неплохими, и вообще, "это все среда виновата".
Потом я прихожу и говорю, как же так! где же согласованность между внутренним миром героя и тем, что он получает от мира? может, душа-то и есть, но действия-то этой души вон говорят сами за себя, герой должен от мира получить! И пишу, как именно получает.
Потом василиск, в свою очередь, приходит и говорит - но ведь, но вот еще не все же потеряно... и т.д. и т.п.
![:facepalm3:](http://static.diary.ru/userdir/0/0/6/7/0067/67280270.gif)
Отдельно от - в самом деле люблю детективы, хорошо прописанные АУ-вселенные и придумывать теории заговора на основе канонических фактов. Это всё к цельности. Мне порой легче - и интереснее! - придумать многоэтажный обоснуй, чем признать, что автор канона облажался в характеристике персонажа или в повороте сюжета. Хотя это смотря какой поворот, некоторые просто отбивают желание дальше знакомиться с каноном (и рождают желание придумать развесистую АУ от этого самого поворота в другую сторону, чтоб все наконец-то стало правильно
вообще фикс-иты очень люблю, да).
Как обычно, получился четкий доклад от Правила и проникновенный - от Власти ))
Продолжение по линейкам - в четверг.
еще 4 линейки
картинка юмора![](http://memesmix.net/media/created/5ld3d5.jpg)
Вампир, Кошка, Тень
Подстройка. Под что подстраиваемся? Люди и идеи - кого и что мы выбираем? Под что принципиально не подстраиваемся - чему сопротивляемся? Или, если так будет понятнее, поддержка - кого мы поддерживаем всеми лапами и хвостом и немножечко усами; и кого мы не поддерживаем всеми возможными способами, хотя бы и в тапок нассать. Чтобы не оказаться просто чужим опорным столбом, этой линейке жизненно важно ответить себе на смысловые вопросы. Почему я подстраиваюсь, принимаю, поддерживаю одно и абсолютно отвергаю другое? Поиск этих ответом дает понимание себя - что я вообще делаю?
И их герои занимаются этим - пониманием и объяснением. А решение собственно проблем сюжета происходит одной левой - ну потому что это не сложно в сравнении с вопросом "а зачем мне это надо?" ))
Гоблин Мышь Владыка Иллюзий
Линейка Власти это еще и сензитивная акцентуация. Что это дает - это обычно очень чистые тексты, написанные с вниманием к каждому слову. Как будто их уже пропустили через армию бет и редакторов. Это не обязательно очень талантливые тексты - акцентуация это про характер, а не про уровень способностей, но - это практически всегда хорошо написанные истории, четким выверенным слогом. Сензитивность дает это чутье к слову и их сочетаниям. Сама история при этом может иметь логические лакуны или фантастические допущения - обычно за счет языка возникает доверие автору и если не полная готовность принять предложенные реалии, то хотя бы снисходительность вместо критики.
Если вернуться к сюжету - да, как уже написали в комментариях, там всегда есть Идея. Ее признание приносит смысл и надежду, ее отрицание делает жизнь персонажей пустой. То есть тут основная борьба вокруг признать и допустить или отрицать.
Это часто путешествия с большим смыслом. Когда еда, пейзажи, люди - все сливается в причудливый орнамент и получается намек за намеком на нечто большее.
Мавка, Корова, Пчела
Когда читаешь их тексты, то хорошо понимаешь, за что их так не любят многие другие типы. Это истории как 1+1 в сумме дают 3, а иногда и все 5. В социальной приспособляемости очень хорошо это чувствуют - как кого к чему приспособить )) Как соединение или даже просто сведение вместе разных людей приводит к серьезным переменам и большим результатам. Это линеечное чутье, как должно выглядеть "в нужное время в нужном месте", когда находятся точки соприкосновения, общие интересы и новые возможности. Это выглядит почти как магия и в жизни, и в фанфиках. В общем, не случайно в их историях на третьем плане регулярно бывают бесящиеся от зависти персонажи.
В общем, это истории в которых любят находить Мэри Сью, но - это не о банальных роялях в кустах, а об умении в каждой ситуации найти мед и обернуть все себе на пользу. Просто их труд - это больше похоже на полет Пчелы или флегматичное стояние Коровы на лужайке, но никак не копать от забора и до обеда.
Гном, Коза и Сфинкс
Ох, ребята, вот ваши истории мне обычно ножом по сердцу, потому что в них не работает идея подстройки, это миры, где подстройка может быть ошибкой и подставой, и, главное, ты никогда не можешь контролировать ущерб. По этому трагичному чувству, что в этом мире я не выжила бы, я вас и узнаю ))
А если более объективно постараться описать, то линейка Нормы это практически линейка упорного и монотонного труда. Терпение и труд - те два качества, которые жизненно важны любому позитивному персонажу. А негативный или не обладает терпением или позволяет себе лениться. Притом терпение и труд не обещают совсем ничего - ни любви, ни счастья, ни исполнения желаний. Но без них ты просто будешь выпилен из истории при любом удобном случае.
Чаще эта линейка все же пишет мемуары (читают точно чаще других), чем фанфики - им больше нравится понять то, что уже реально было, чем придумать новое. В мире и так хватает загадок, зачем придумывать новые. Но даже придумывание нового чаще напоминает производственный роман (по детализации) или исторический роман (в смысле, с проработкой среды, социума, условий - для этой линейки это стандарт качества)
Остались еще три линейки - в следующий заход ))
Эквиски, Лисы и Калликанзариды
Меня саму их тексты завораживают )) Это каскад реакций. И поэтому там много живого динамичного действия:
- я отреагировал (Гарри Поттер накладывает заклинание)
- он отреагировал (Драко Малфой накладывает заклинание)
-дверь вышибло от наших заклинаний, прибежали окружающие и отреагировали...
В плохом варианте это " а тот!... а этот!" как пересказывают боевики. Тоже весело, но как литрпг.
В хорошем - невозможно оторваться, потому что затягивает. Это реакции на первом плане, но на втором видны сюжет, характеры, идея. Просто зрелищность всегда на первом плане, зрелищность прежде всего.
По жизни Реактивную линейку именно за это недолюбливают - что шоу надо осмысливать, что надо анализировать их реакции, увязывать со своими словами - рефлексировать. А все же любят, когда им словами через рот ))), что на самом деле очень скучно и нервно, кстати говоря. А вот в текстах со стороны разбираться "да что же ты сам подталкиваешь к драке!" очень весело ))
продолжение завтра
Песочник Волк (Одинец) Горгулья
Фанфик Целеполагания - это зачастую путь искания. Что-то смутное в воздухе. Что-то меня поманило и позвало. На худой конец, как самое внятное - я услышал пророчество. Классический Путь Героя. Вместе с его метаниями. Сначала я искал так (вообще сомневаясь, что мне лично эти поиски нужны), а потом эдак, и, наконец, нашел третий путь или триста тридцать третий путь.
Тексты Целеполагания легко узнать по борьбе с бессмысленным исканием - не должно быть лишних ответвлений на пути перебора возможностей. В смысле, если я что-то новое пробую, так я это четко и логично увязываю с предыдущим. А потом снова делаю выводы и им следую.
Фанфик в итоге немножко напоминает отчет из лаборатории, даже если задумывался романтический стеб. И иногда мне кажется, что они этим втайне гордятся ))
продолжение завтра а тормознула на неделю
Ондена, Барсук, Слон
Вы помните, что у меня выборка специфическая? Я не литературный критик, который читает лучшее от издательств. Я обычно читаю фанфикшн к типированию или потом слушаю обьяснения " а вот с фанфиками не ладится".
У Конформной линейки чаще всего не ладится с творчеством при том, что они больше всех в нем заинтересованы. Вполне типичная ситуация, когда представитель этой линейки отучился, взял мастерклассы и... буксует. Огромные вложения и минимальный выход годами. На лице у них обычно при этом вежливое смирение самурая перед волей неба. То есть когда у нас разрыв между возможностями и результатом, с шансами, это Конформная Линейка, которой словно бы дали слишком много игрушек в руки. В плохом варианте и в фанфике слишком много героев и деталей ни о чем. или деталей, которые много говорят автору и мало - читателю. Они с этим много мучаются - из себя наружу картинку не просто достать, но и обьяснить, и сделать это живо и интересно, и во всем этом не увязнуть.
В хорошем варианте - читатель соприкасается с другим миром, чувствуя, что это - реально целый мир, а не картонные декорации.
У Макса Фрая пост.
Мой пост - в защиту фанфиков пост из двух частей, эта - про фанфики вообще
Это для меня важная тема - пожалуй, большинство из тех, кто типируется и сразу приносит материалы, приносят именно фанфикшн. Это замечательный материал для диагностики, для проработки - и мне очень хочется об этом высказаться.
Преамбула
Я живу совсем в другой картине мира. Совсем другой.
Каждый раз, когда я смотрю на подзаголовок Как объяснять картины мертвому зайцу я это очень остро чувствую. Я не про банально пошлые остроты, что мы тут не зайцы, а волки или мы тут живые зайцы, я просто в какой-то другой системе координат.
Как бы это обьяснить?
Через эзотерику и религию?
Ну, ок
Когда психолог слышит о боге, его обычно никак не касается вопрос существования бога.
Вообще.
Понимаете?
Вот сидит пациентка и говорит, что уже сьездил в три монастыря, а все ее грызет и кошмары мучают. Это о чем? О том, что надо что-то делать с кошмарами. Надо сначала оценить серьезность - может, лучше к психиатру за таблетками, а может, есть смысл предложить парадоксальную интерпретацию кошмара. Такое объяснение, что придаст кошмару совсем некошмарный смысл.
Но должны ли помогать монастыри в работе с кошмарами - это за скобками.
Или вот приходит пациентка и говорит, между прочим, что ей приснилась дева Мария и дала совет. Это о чем? Это о внутренних ресурсах пациентки - у нее есть к чему обратиться.
Это точно бессознательное или нечто большее?
Not my business
Мое дело - подчеркнуть позитивную динамику. Например, уточнить это принесло облегчение или вдохновение - какое чувство ближе?
Это психоаналитический подход, есть и православная психология, у них там иначе.
Но я рассказываю про свое, какая картина мира у тех, кто идет за Фрейдом и Юнгом.
Так вот, являются ли фанфики осквернением божественного акта творения или нет - вне моей картины мира. Как это там говорится - суди не выше сапога?
Я думаю о другом - они пациенту помогают или нет?
Вообще когда я говорю, что я консультирующий психолог, я имею в виду, что я, эм, не теоретик, а механик, автослесарь. Открываю крышку капота и смотрю-слушаю, что стучит. А объясняюсь примерно как после ПТУ. То есть мне очень не хватает возможности красиво раскрыть тему, опираясь на теорию обьектных отношений. Например, на куклах Барби и мишках Тедди. Что ребенку неважно, брендованный ли это мишка или пошитый китайцами. То есть, может, эгрегору Барби и Мишек или обладателю патента или кто еще заинтересован в трейдмарке - важно. Я не знаю, я психолог, меня волнует только то, что для детей обычно нет разницы, если только ее не создадут ему взрослые, сказав, что у Кати реальная Барби, что Катя с восторгом повторит всем в песочнице.
А еще больше меня волнует вопрос, был ли мишка реальной игрушкой, сформировалась ли прочная привязанность - с ним играли-гуляли-кормили кашей - или нет. Или он стоял в шкафу. И тогда важного психологического процесса - как это быть с кем-то в отношениях - не происходило.
Правильно прочитанная книга не кладется просто на полку. Она встраивается в голову. Разбирается (как детские пирамидки, идея та же) на кусочки, собирается потом то как попало, то в поиске новых комбинаций. В хорошем случае ребенок не ограничивается шаблоном, а придумывает свой. Я слеплю свой куличик, нарисую свою принцессу. И да, придумаю свою историю.
Почему это важно - свой куличик, свой рисунок и своя история?
Это - о формировании автономии и индивидуальности.
Потом сформируется и собственное мнение, из вот этих экспериментов с готовым.
Если как-то еще, но все о том же:
Мир внутри должен отличаться от мира снаружи.
А для этого должна возникать разница между своими представлениями и чужими.
Все лепят так, а я хочу вот так. И нарисую я по-своему. И расскажу тоже по-своему.
Из этих экспериментов шаг за шагом возникают интересы, приоритеты, стремления... характер. Сумма всех этих выборов во взрослом возрасте дает нам характер.
Насчет порно - я вынуждена заткнуться как фрейдист. читать дальшеМне кажется, любой нормальный фрейдист со своими "где тут либидо?" и "вижу фаллический символ!" сделает горячее порно из чего угодно. Одна пирамидка и уже жестокий рейтинг. Вы же помните, что там палочка? А что этой палочкой надо сделать?! Все-все, я заткнулась.
Что дает фанфикшн, в чем его психологическая ценность?
Мне кажется, это важно - вот так посмотреть на природу фанфикшна.
И давайте на моем любимом, где я все равно как автослесарь изъясняюсь, но зато более доходчиво, Кроме Людей:
и через призму типологии
КАТАЛОГИ
Оборотни через фанфикшн достраивают вселенную.
Оборотню все надо самостоятельно ощутить масштаб. Оборотни часто в свою историю добавляют много материальных, земных, весомых деталей, делая так историю для себя более явной и ощутимой. Но главное, это обычно всегда шире предлагаемого канона. Или точнее. Или более развернуто. Но это не про недодали, это про погрузиться и прожить, с чувством, с расстановкой.
Если фанфик Оборотня представлять как картину, то они пишут маслом. Каждый мазок явно виден. И идеальная картина без пустот.
Фанфикшн Ши больше похож на комиксы с отбором самого яркого и выразительного. Формирование идеально четкого и точного слайда, передающего самое главное.
Это не обязательно короткие произведения, но рвано-карандашные линиии очень узнаваемы.
Фанфикшн Бестии чаще всего о причинно-следственных связях. Что было первичным импульсом (откуда начать историю, может, даже раньше или позже исходно-авторской) и как этот импульс формировал круги по воде. Как именно идут сами круги - зависит уже от линейки, у интеллектуальной четкий подсчет амплитуды, у власти будет рассказ о неизбежности волны, а-ля белые ходоки все ближе и ближе)
Если как рисунок представлять, то это как картина тушью. У мазка есть начало, заметно как он меняется, как начинается новая линия. Между линиями хватает пустоты, и это само по себе - замысел. Некоторые вещи же очевидны, потому можно стрелять не из всех ружей, полагают чаще всего Бестии.
ЛИНЕЙКИ
Гэльвины, Змеи, Драконы
Интеллектуальная активность в фанфикшн обычно приходит за четкой логикой событий. История должна получиться как алгоритм или шахматная партия, ну или хотя бы как нотная партитура - иметь четкое смысловое деление и логические переходы.
Если бы эти люди писали фанфикшн по Игре Престолов, у них было бы меньше мудаков на метр квадратный. И размен пешек имел бы более явные логические последствия. Как это - выпилить просто так?!
Орки, Лошади, Дельфины
Моторная активность приходит в фанфикшн с фристайлом. Живи движением, живи ярко, будь упорным и превзойди всех! Арья, пересекающая карту Вестероса сверху вниз и снизу вверх - да, все как в жизни )) Ключевое, что обосновывает и доказывает Моторная Линейка, это нельзя останавливаться. А если поднатореть в фанфикшне, то появляется идея, что двигаться к целям можно по-разному, и в этом ключ к успеху.
Эльф, Медведь, Единорог
Эмоциональная активность приходит в фанфикшн с самой большой палитрой эмоций. И их проблема - это как не потерять в обилии цветов-эмоций сюжет. Нарисовать цветок одним красным цветом намного проще, чем использовать пять оттенков. Поэтому им так трудно написать истории любви, не запутавшись в красках. Их личный квест не забыть, какие цвета есть и не запутаться, а что рисую, зачем я взял этот цвет, что теперь? Цвет не делает историю или делает?
Если бы эти люди писали фанфикшн по Игре Престолов, то вовсе не обязательно Бриенна превратилась бы в рефлексирующую хрупкую в душе няшу, нет, это перегиб, но - появилась бы многогранность и неоднозначность даже у отмороженных Рамзи с Джоффри.
Стальной Страж, Лиса, Гарпия
Линейка Правила обычно ассоциируется со скучными шаблонными "правильными" фанфиками. Вовсе нет, правильность - это осторожность начинающих авторов вообще. Но зато линейка Правила любит цельность. Цельность персонажей и истории - это те самые четкие рамки, которые делают мир для Линейки Правила таким, как надо. Если герой хороший, то он в целом хороший, а не приступами. Если герой умный, то умный всю дорогу, без глупых косяков.
Если бы эта линейка нам снимала Игру Престола, то Нед Старк, с шансами, прожил бы больше первого сезона. Ой нет, они сейчас придут и скажут, что его выпилили по правилам? )) Тогда не знаю, как это было бы с сериалом, потому что с чем обычно сталкивалась - это с историями, где есть согласованность между внутренним миром героя и тем, что он получает от мира. Очень логичные истории и вселенные, где даже попытки написать вселенную бардака и хаоса скатываются в четкую систему, логику и свод правил )) Детективные линии им лучше всего даются. Что если все не учел - попался! ))
Тролль, Фальконнор, Василиск
Линейка Управления обычно узнается по текстам, в которых душа или божья искра есть у каждого героя. Просто так складываются обстоятельства, что непонимание ведет к вражде. Это такой четкий узнаваемый стиль - с одной стороны ценен каждый. С другой стороны нельзя без жестких решений. Жизнь - боль, я почти без иронии.
Если бы они снимали Игру Престолов, у нас бы были флэшбэки, где все показывались когда-то или при каких-то обстоятельствах очень и очень неплохими. Просто ситуация перестала быть управляемой. Просто один король сошел с ума, и все сыпется и сыпется как карточный домик. Они это здорово умеют написать - что такое выходящая из-под контроля ситуация, когда не знаешь, как в следующую ситуацию все ухудшится в казалось бы и так безнадежной ситуации.
Ллири, Волк (стайный), Охотник
Неустойчивая Линейка пишет, кстати, часто именно о мужестве и умении выстоять. Им будет реально интересно разбораться в вопросах типа в чем накосячил Теон Грейнджой и что помогло Арье? (У опытных-прокачанных сразу пять готовых ответов и потому неинтересно - ответы то уже есть)) Что надо из себя достать или перенять у других? Что все вокруг сейчас ценят как дорогую и хорошую шкуру? Кто у нас нынче жертвенные ягнята, а кто на них охотится?
Их фанфикшн - истории, беспощадные к неудачникам. Ты не получишь жалости и снисхождения, учись выживать. Часто это истории как можно лажануться даже умному и хитрому, если ты потерял бдительность.
Черт, вот хочется теперь посмотреть, кто писал сценарий для сериала, действительно ли там спелись Василиски с Охотниками при ненавязчивом участии Дельфинов.
Продолжение по линейкам будет обязательно, постараюсь на следующей неделе.
Даже не ожидала, а по типологии у нас отличные дополнения!
читать дальшекартинка юмора в тему
![](http://memesmix.net/media/created/iez44d.jpg)
_nabludatel_
А если роботы/киборги/терминаторы?
Хороший вопрос! читать дальшеВыбор темы/персонажей был хорошим диагностическим критерием в условиях дефицита информации. в 70-80, например. А сейчас это легко доступная информация, не требующая серьезного выбора, и это мейнстрим - ну вот аудитория Вестворлда - она большая, и они там все разные! ))
Смотрите не на персонажей, не на мир - смотрите, что происходит, каковы законы успеха.
Ну или не всегда слово успех хорошо подходит, но тогда ищите, вокруг чего строится сюжет, где натянут нерв, что важнее прочего?
Надо задавить искусственным интеллектом (интеллектуальная линейка))?
Надо прорваться к рычагам власти? (управление)?
Или надо научиться чувствовать тоньше и человечнее (эмо-линейка)?
Или есть некая непостижимая людьми Цель у ИИ (целеполагание)?
В общем, ищите, вокруг чего все происходит!
И примеры из комментариев
Я выбрала только часть, как мне кажется, самое вхарактерное. читать дальшеЕсли у вас что-то не откликается точно-точно, то тут может быть куча причин, например, есть все же личное - личный опыт и предпочтения. Это влияет - если вы, скажем, думаете, какую цель себе поставить, как к ней идти - вы поймаете себя на чтении фанфиков от Целеполагания. А если хочется почувствовать себя живым, почувствовать эмоции, разные, то Вы поймаете себя на попытках писать как эмо-линейка. Поэтому определить по одному тексту что-то трудно, и вообще - иногда проще определить, что вас волновало, чем - кто вы ))
И, конечно, влияет мастерство - если Вы учитесь и расширяете репертуар - то типное все больше смазывается, потому что накладываются вовсе не типные приемы, фишки и так далее.
Навия Рацгарпия
мои герои очень любят соблюдать технику безопасности. То есть правила, да.
И у них есть - внутренние или внешние - правила, нарушение которых "не бывает, потому что не бывает никогда". В какой-то вариации я даже историю возникновения таких правил продумала.
А дальше уже на марш выходят личные тараканы.
Смотрительница Бездны ВС
И тут я задумалась: есть ли что-то общее в моих фиках, какая-то ключевая деталь. Долго думала и поняла - идеи. Точнее, как.
Есть Идея (именно с заглавной буквы, которая красной нитью через всё творчество и бла-бла), и она, сцуко, первичнее любого канона. Что бы я не писала, по какому фэндому, с какими персонажами и какого жанра, я пишу, потому что Идея. Которую обязательно надо сунуть под нос всем и много раз, и нет, мне никогда не надоест, и для чего ещё писать, если не во имя её?
Мой нынешний канон для этого прекрасно подходит: он сам во многом несёт мою Идею, при этом в охуенной форме стёба, трэша, угара и содомии, а не унылых нравоучений. Я пишу очень в стиле канона, мне часто говорят: "как серию канона посмотрел", "тебя покусали авторы канона или ты их внебрачное дитя?" и всё в этом роде. А всё потому, что он таки идеально ложится на мою Идею, плюс по форме - абсолютно мой стиль сюжетов, укура, юмора и так далее.
И есть идеи. Мелкие: сюжетные, персонажные, стилистические и т. д. - они уже вторичны по отношению к канону. Я называю их задачами. И да: тут именно "а что если" и круги по воде.
Lindwurm Стальной Страж
Насчет типологии - я тут осознала страшное. Я стальной страж, партнер - неподтвержденный василиск, и вместе из нас-как-авторов, похоже, получился вечный прыгатель, который пока тормозится разве что моей недопрокаченностью и суровым реалом.
Потому что сперва василиск пишет текст, в котором душа или божья искра есть у каждого героя, где все показывались когда-то или при каких-то обстоятельствах очень и очень неплохими, и вообще, "это все среда виновата".
Потом я прихожу и говорю, как же так! где же согласованность между внутренним миром героя и тем, что он получает от мира? может, душа-то и есть, но действия-то этой души вон говорят сами за себя, герой должен от мира получить! И пишу, как именно получает.
Потом василиск, в свою очередь, приходит и говорит - но ведь, но вот еще не все же потеряно... и т.д. и т.п.
![:facepalm3:](http://static.diary.ru/userdir/0/0/6/7/0067/67280270.gif)
Отдельно от - в самом деле люблю детективы, хорошо прописанные АУ-вселенные и придумывать теории заговора на основе канонических фактов. Это всё к цельности. Мне порой легче - и интереснее! - придумать многоэтажный обоснуй, чем признать, что автор канона облажался в характеристике персонажа или в повороте сюжета. Хотя это смотря какой поворот, некоторые просто отбивают желание дальше знакомиться с каноном (и рождают желание придумать развесистую АУ от этого самого поворота в другую сторону, чтоб все наконец-то стало правильно
![:-D](http://static.diary.ru/picture/1133.gif)
Как обычно, получился четкий доклад от Правила и проникновенный - от Власти ))
Продолжение по линейкам - в четверг.
еще 4 линейки
картинка юмора
![](http://memesmix.net/media/created/5ld3d5.jpg)
Вампир, Кошка, Тень
Подстройка. Под что подстраиваемся? Люди и идеи - кого и что мы выбираем? Под что принципиально не подстраиваемся - чему сопротивляемся? Или, если так будет понятнее, поддержка - кого мы поддерживаем всеми лапами и хвостом и немножечко усами; и кого мы не поддерживаем всеми возможными способами, хотя бы и в тапок нассать. Чтобы не оказаться просто чужим опорным столбом, этой линейке жизненно важно ответить себе на смысловые вопросы. Почему я подстраиваюсь, принимаю, поддерживаю одно и абсолютно отвергаю другое? Поиск этих ответом дает понимание себя - что я вообще делаю?
И их герои занимаются этим - пониманием и объяснением. А решение собственно проблем сюжета происходит одной левой - ну потому что это не сложно в сравнении с вопросом "а зачем мне это надо?" ))
Гоблин Мышь Владыка Иллюзий
Линейка Власти это еще и сензитивная акцентуация. Что это дает - это обычно очень чистые тексты, написанные с вниманием к каждому слову. Как будто их уже пропустили через армию бет и редакторов. Это не обязательно очень талантливые тексты - акцентуация это про характер, а не про уровень способностей, но - это практически всегда хорошо написанные истории, четким выверенным слогом. Сензитивность дает это чутье к слову и их сочетаниям. Сама история при этом может иметь логические лакуны или фантастические допущения - обычно за счет языка возникает доверие автору и если не полная готовность принять предложенные реалии, то хотя бы снисходительность вместо критики.
Если вернуться к сюжету - да, как уже написали в комментариях, там всегда есть Идея. Ее признание приносит смысл и надежду, ее отрицание делает жизнь персонажей пустой. То есть тут основная борьба вокруг признать и допустить или отрицать.
Это часто путешествия с большим смыслом. Когда еда, пейзажи, люди - все сливается в причудливый орнамент и получается намек за намеком на нечто большее.
Мавка, Корова, Пчела
Когда читаешь их тексты, то хорошо понимаешь, за что их так не любят многие другие типы. Это истории как 1+1 в сумме дают 3, а иногда и все 5. В социальной приспособляемости очень хорошо это чувствуют - как кого к чему приспособить )) Как соединение или даже просто сведение вместе разных людей приводит к серьезным переменам и большим результатам. Это линеечное чутье, как должно выглядеть "в нужное время в нужном месте", когда находятся точки соприкосновения, общие интересы и новые возможности. Это выглядит почти как магия и в жизни, и в фанфиках. В общем, не случайно в их историях на третьем плане регулярно бывают бесящиеся от зависти персонажи.
В общем, это истории в которых любят находить Мэри Сью, но - это не о банальных роялях в кустах, а об умении в каждой ситуации найти мед и обернуть все себе на пользу. Просто их труд - это больше похоже на полет Пчелы или флегматичное стояние Коровы на лужайке, но никак не копать от забора и до обеда.
Гном, Коза и Сфинкс
Ох, ребята, вот ваши истории мне обычно ножом по сердцу, потому что в них не работает идея подстройки, это миры, где подстройка может быть ошибкой и подставой, и, главное, ты никогда не можешь контролировать ущерб. По этому трагичному чувству, что в этом мире я не выжила бы, я вас и узнаю ))
А если более объективно постараться описать, то линейка Нормы это практически линейка упорного и монотонного труда. Терпение и труд - те два качества, которые жизненно важны любому позитивному персонажу. А негативный или не обладает терпением или позволяет себе лениться. Притом терпение и труд не обещают совсем ничего - ни любви, ни счастья, ни исполнения желаний. Но без них ты просто будешь выпилен из истории при любом удобном случае.
Чаще эта линейка все же пишет мемуары (читают точно чаще других), чем фанфики - им больше нравится понять то, что уже реально было, чем придумать новое. В мире и так хватает загадок, зачем придумывать новые. Но даже придумывание нового чаще напоминает производственный роман (по детализации) или исторический роман (в смысле, с проработкой среды, социума, условий - для этой линейки это стандарт качества)
Остались еще три линейки - в следующий заход ))
Эквиски, Лисы и Калликанзариды
Меня саму их тексты завораживают )) Это каскад реакций. И поэтому там много живого динамичного действия:
- я отреагировал (Гарри Поттер накладывает заклинание)
- он отреагировал (Драко Малфой накладывает заклинание)
-дверь вышибло от наших заклинаний, прибежали окружающие и отреагировали...
В плохом варианте это " а тот!... а этот!" как пересказывают боевики. Тоже весело, но как литрпг.
В хорошем - невозможно оторваться, потому что затягивает. Это реакции на первом плане, но на втором видны сюжет, характеры, идея. Просто зрелищность всегда на первом плане, зрелищность прежде всего.
По жизни Реактивную линейку именно за это недолюбливают - что шоу надо осмысливать, что надо анализировать их реакции, увязывать со своими словами - рефлексировать. А все же любят, когда им словами через рот ))), что на самом деле очень скучно и нервно, кстати говоря. А вот в текстах со стороны разбираться "да что же ты сам подталкиваешь к драке!" очень весело ))
продолжение завтра
Песочник Волк (Одинец) Горгулья
Фанфик Целеполагания - это зачастую путь искания. Что-то смутное в воздухе. Что-то меня поманило и позвало. На худой конец, как самое внятное - я услышал пророчество. Классический Путь Героя. Вместе с его метаниями. Сначала я искал так (вообще сомневаясь, что мне лично эти поиски нужны), а потом эдак, и, наконец, нашел третий путь или триста тридцать третий путь.
Тексты Целеполагания легко узнать по борьбе с бессмысленным исканием - не должно быть лишних ответвлений на пути перебора возможностей. В смысле, если я что-то новое пробую, так я это четко и логично увязываю с предыдущим. А потом снова делаю выводы и им следую.
Фанфик в итоге немножко напоминает отчет из лаборатории, даже если задумывался романтический стеб. И иногда мне кажется, что они этим втайне гордятся ))
продолжение завтра а
Ондена, Барсук, Слон
Вы помните, что у меня выборка специфическая? Я не литературный критик, который читает лучшее от издательств. Я обычно читаю фанфикшн к типированию или потом слушаю обьяснения " а вот с фанфиками не ладится".
У Конформной линейки чаще всего не ладится с творчеством при том, что они больше всех в нем заинтересованы. Вполне типичная ситуация, когда представитель этой линейки отучился, взял мастерклассы и... буксует. Огромные вложения и минимальный выход годами. На лице у них обычно при этом вежливое смирение самурая перед волей неба. То есть когда у нас разрыв между возможностями и результатом, с шансами, это Конформная Линейка, которой словно бы дали слишком много игрушек в руки. В плохом варианте и в фанфике слишком много героев и деталей ни о чем. или деталей, которые много говорят автору и мало - читателю. Они с этим много мучаются - из себя наружу картинку не просто достать, но и обьяснить, и сделать это живо и интересно, и во всем этом не увязнуть.
В хорошем варианте - читатель соприкасается с другим миром, чувствуя, что это - реально целый мир, а не картонные декорации.
@темы: кроме людей, о сущности инобытия
Очень заинтересовали "фанфики по линейкам", жду свою.
Кто-то делает ход и получает за это последствия. За не сделанный ход последствия тоже будут (дочь Станниса не даст соврать). (Впрочем, она же мужика научила читать. Когда этот мужик что-нибудь нужное прочитает, это будет её влияние на сюжет... но ей это уже не поможет.)
Причем ход обычно -- эдакий ботинок, снятый с одного камешка и переставленный на другой. Взлетает и прилетает в лоб обычно не тот камешек, на котором стоишь сейчас, а тот, с которого слез. Иногда прилетает то, о чем знать вовсе не было возможно. Чтобы не получить лавиной в лоб, надо помнить всю последовательность шагов, своих и чужих. (Но поскольку сценаристы должны подчеркнуть, что даже это иногда не помогает, жду новых неприятностей для Брана Старка в ближайшем будущем).
Я ИП смотрю как эдакий детектив. Пытаюсь угадать, что убьет персонажа через секунду )))
Собсно, руководствоваться тех.заданием по построению ситуации мог любой сценарист, без влияния типа. Тут не про типы, а про мастерство, то есть способность выходить за свои рамки, чтобы создать что-то больше себя. У них там что угодно может быть в мозговом составе. Сценарист-эмоциональщик, который
рыдает в подушкунаступил на горло своей песне и безжалостно вырезал все внутренние конфликты там, где они рушат более глобальную красоту происходящего. Или сценарист-моторник, которыйизбивает подушкусожалеет из-за того, что глобально информация о перемещениях Арьи не вписывается в картинку. Именно из-за того, что те, кто делает Игру Престолов, профессионалы, там и получается столько всего найти )) Чем виднее тип создателя, тем однотонней гамма у героев.Интереснее всего то, кто поставил тех.задание так, чтобы до всех дошло, в какие испанские сапоги надо вкручивать свои хотелки, и следит за его исполнением.
Целеполагание, идти к цели по созданию офигенного сериала, по живому, не поддаваясь своим и чужим слабостям.Власть. Сериалы снимают постоянно, а возможность сделать офигенный и надолго бывает редко.Постою с табличкой "имхо", что ли, а то тема-то холиварная )))
Но для темы проще было бы поупражняться на поттериане, пожалуй ))
goblincat, еще раз соберусь и напишу обязательно! Просто за раз не получается ))
Скажу на примере поттерианы. Человек с интеллектом прекрасно разделяет фанфик и оригинал, просто таки великолепно. Стали для меня персонажи хуже из-за того, что довелось почитать с полдюжины фанфиков? Нет. Они стали другими? Нет. Они прямо (ужас-ужас) умерли? Нет. Напротив, я испытываю горячую благодарность к фикрайтерам, которые "уползли Снейпа". Прекрасно понимаю всю прелесть одноногих собачек, тоже люблю убить условного эльфа Добби и бедненькую сову, чтобы читатели в сопли изревелись. Но как читатель — пойду и зачту, где Снейп уполз. *я так в Бличе Гина уползал, и читатели были вполне довольны, и я был счастлив, кому мешает, не догоняю я). После вороха прочитанных фиков пойти перечитать оригинал? Люблю, умею, практикую. Не вижу проблемы. Если для кого-то это проблема, то это уж конечно не проблема фикрайтера.
читать дальше
Простите, я не смог удержаться ))))
ппкс
Именно. Люблю писать о том что было, могло бы быть или будет после того, как канон завершился. О том, как персонажи и мир "дошел до жизни такой" показанной в авторской вселенной, если сам автор (что часто бывает) недообъяснил. Но я считаю это тоже достраиванием мира, просто не в плане "описать цвет каждой скамеечки в парке, о котором упомянул автор", а в смысле увидеть мир как набор взаимосвязей, вертеть его, как комок спутанных нитей под разными углами.
Бестия. Сфинкс.
Ну, и насчет ноосферы опять же - соглашусь, бывает. Вот у меня, например. Сюжет с упавшей с неба звездой я придумала лет за десять до Геймана, но написал-то он). И у меня бы так не получилось. А еще что касается персонажей, иногда читатели вполне справедливо считают. что автор кого-то просто слил, потому что не знал, что с ним делать дальше (тот же Снейп умер так глупо, что читатели этого так и не смогли принять, хотя того же Дамблдора обычно не "уползают"). Или просто не смог его раскрыть. Читатель - всегда соавтор. Даже если не пишет фанфиков.
Василиск.
А еще - из характерного - мои герои очень любят соблюдать технику безопасности. То есть правила, да.
И у них есть - внутренние или внешние - правила, нарушение которых "не бывает, потому что не бывает никогда". В какой-то вариации я даже историю возникновения таких правил продумала.
А дальше уже на марш выходят личные тараканы.
Рацгарпия.
Олег Чаров, хочется ответить вот на это:
Дело в том, что персонаж начинает существовать не тогда, когда дяденька-издатель сказал "вау, круто, ваш бестселлер надо издать в лимьярде экземпляров!", а когда какой-то автор вкладывает в него душу, энергию, время, мозг -- свои. И персонаж этот начинает существовать не на заветной флэшке автора, в виде текста, а сначала в неком астрале, информационном пространстве.
как не только автор фанфиков, но и участник текстовых ролевых, отмечаю интересную вещь - про внутренний мир одного конкретного персонажа разные люди, не сговариваясь, пишут используя одни и те же визуальные образы. Не знаю, кто был первым и списывали ли все эти люди информацию друг у друга, но в каноне этого точно не было
А еще писатели фанфиков замечают в истории то, что я пропустила. И тогда тоже совершенно логично относиться к героям иначе при перечитывании.
Оч.интересно по типологии!
Ну, и про вторичность фанфикшна я уже проходилась неоднократно. Было бы не менее удобно и здорово анализировать любую творческую продукцию клиента - действительно творческую продукцию, созданную "с нуля". А тут человек, скорее, играется ограниченным набором готовых фигурок... Впрочем - см.выше - лишь бы не публиковал).
"С нуля" не создаётся ничего в принципе. Половина мировой литературы - это или плагиат, или фанфики. Плагиат - потому что авторы брали за основу и переделывали-переписывали-дополняли более ранние чужие произведения (самый яркий пример - "Ромео и Джульетта" Шекспира). А фанфики - с той позиции, что очень часто за именитым автором стоял целый цех безымяных соавторов, как, например, за Дюма-отцом и его мушкетёрами.
А в тех произведениях, которые не переписывают более ранние (и менее известные) - обнаруживается перепев народных сказаний, сказок и легенд (привет той тонне любимых всеми исторических романов и историй про рыцарей круглого стола, ну или Пушкинским "Руслану и Людмиле"), пересказывание библейских сюжетов (например, Хроники Нарнии - это аушка Библии с добавлением ОЖП и ОМП, и даже на счет Толкиена бытует подобное мнение - мол, слишком уже похож его Фродо на Христа, учитывая проходимые им испытания, исход этих испытаний и нравственный посыл, хотя Толкиен (как написано в вики) ссылался на "Беовульф" как на источник мифологии и вдохновения).
А вторая половина литературы - это личный авторский опыт (как у Джека Лондона, например), авторские наблюдения за социумом здесь-и-сейчас (привет Толстому и всей русской классике, а также современной прозе) и авторские фрустрации-переживания на тему "тварь я дрожащая или право имею".
Так что будет считаться произведением "с нуля"?
Апд: я забыла про научную фантастику. Имхо, единственное направление, где можно найти хоть что-то действительно "с нуля".
Не будем лукавить. Ок, сам "Гарри Поттер" до боли напоминает "Волшебника Земноморья" и слегка - "Мио, мой Мио" - но тем не менее это Гарри Поттер, Гед и Мио - а не Гарри, сильно изменившийся за лето.
а сохранение имён и реалий — отсылка к авторству того, у кого ты их потащил. Ну, вот тут совсем не согласна. Эдак любой плагиат можно назвать «отсылкой». Нет уж: "потащено" - это и есть "потащено".
Хочу сказать, что хотя я и отошел от фанфиков больше полутора лет назад (совсем, а до этого еще года полтора в вялотекущем режиме отваливался от фандомов), с Фраем и его сторонниками я все же не согласен. Если оценивать тексты с точки зрения художественной ценности, то бездарный "оридж" не более ценен, чем бездарный фанфик, и то что автор заменил имена и соединил в своем Великом Тексте героев двух и более вселенный, понадергав из того, что нравится, не делает его текст написанным с нуля. Если же автор талантлив, то его текст, даже будучи фанфиком - это всегда расширение и углубление авторского замысла. Это всегда про то, "а что было бы если", или "а что было до", или "а что было после". Да, это работа с готовым материалом - но это работа. Понять героя, выделить логику его поведения, поместить его в другие обстоятельства и посмотреть, что получится - это дает атвору и читателям больше, чем просто обмен мнениями.
Если же рассматривать с точки зрения пользы фанфиков для психики - почему защитникам неприкосновенности авторских образов, апеллирующих к "создай свое!" не приходит в голову, что человек может не иметь ресурса для создания своего? Я лично знаю трех человек, которых фанфики (написание и чтение) вытащили, дали силы продержаться в отношениях с перверзниками. У них не было сил на чтение новых книг (их же нужно понять, потратить силы, прежде чем получишь отдачу), не было сил на создание своего мира, своих героев, но они держались за фанфики - и за фидбек, который почему-то свойственно недооценивать, а он дает ой как много! - и они выжили и вышли из этих отношений. И вот тогда у них появились силы на свое.
Я сам был не в нарциссических отношениях, но в глубоком ресурсном минусе, из которого вышел именно за счет того, что наращивал силы, навыки текстовые, копилку положительной обратной связи на мои тексты за счет фанфиков. И сейчас пишу свое.
Не надо отбирать у детей игрушки, а у больных - костыли. И тем более не надо их клеймить за то, что они играют и опираются на палки.
А с другой, под такое определение "с нуля" подойдут, например, "50 оттенков серого". Или тот аушный фанфик Майи, который был опубликован как роман.
Об "оригинальности" художественной литературы можно спорить до посинения, это правда. Но вы действительно готовы поставить знак равенства между, скажем, "Тремя мушкетерами" и фанфиком по мотивам "Трех мушкетеров"? Really? Тогда мы, как сказала Молния, имеем очень разные картины мира.
С формальной - ну очень формальной - точки зрения "50 оттенков серого" - действительно самостоятельное произведение. Бездарное и графоманское, но да, оригинальное. (И честно говоря, досадно, что именно эта вот тётенька нашла в себе смелость перепереть свои фантазии из глупого фанфика в самостоятельные текст, тогда как куда более талантливые авторы на это так и не решились).
А клиентское творчество - не литература?
Клиенты не пишут исторические романы?
"50 оттенков серого" - действительно самостоятельное произведение. Бездарное и графоманское, но да, оригинальное.
Но 50 оттенков серого - это был фанфик до того, как автор поменяла героям имена. Герои изначально-то были чужими и не-оригинальными.
То есть, следуя такой логике, любой аушный фанфик, если поменять имена героев, становится оригинальным произведением?
вот за это: Это точно бессознательное или нечто большее?
Not my business
Мое дело - подчеркнуть позитивную динамику. Например, уточнить это принесло облегчение или вдохновение - какое чувство ближе? - отдельный респект и низкий поклон
Что касается поста Мартынчук...
все мои скромные представления о литературоведении, психологии, религии, нейрофизиологии, а так же весь опыт творчества как оригинальных произведений, так и по мотивам - в глубочайшем обмороке и печали.
Транслировать свою картину мира, в том числе и религиозные представления (видимо замешанные на мистическом опыте, доводилась мне видеть авторов и читателей у которых "ониживые" было куда более прочным столпом мироздания, чем вера в триединого у христиан) это, конечно, право, которое фиг отнимешь. Но видеть такое неприятно, независимо от того, направлен этот порыв на фанфики, чужое тело или иные проявления окружающего мира.
И отдельно хочется отметить, что агрессивно не принимаю фанфикшен обычно люди, которые не стали составлять о нем представление, как об отдельном системном явлении, появившемся в конкретном контексте. Конечно, взять порнофик на пару тысяч слов и сравнить его с любым произведением из пула классической литературы - достаточно, для того, чтоб ужаснуться и получить неприятный образ. Но черт возьми, я бы дорого дала, чтобы увидеть обвинение в ужасности и мертвечине в адрес наших дорогих артеров или хэндмейдеров на том основании, что при сопоставлении с музейными экспонатами, они не тянут уровень и глубоко вторичны. А потому, лучше бы уж не делали ничего, и молча читали книжки, смотрели сериалы, слушали музыку, то есть потребляли платный авторский продукт.
Наверное, понимание что такое фанфикшен, во многом коррелирует с тем, как люди понимают секс. Кому прилетело словом из трех букв вместе в шлепком по губам, кому разрисованным учебником анатомии в школе, кому-то анекдотом про жареную стюардессу, а кому-то сценой из фильма для взрослых. Какое либидо? Какие еще границы? А эмпатия это вообще непонятное слово из псевдотренингов для стрижки денег с идиотов. И нет, про зеркальные нейроны говорить уже просто нет смысла. Зато все мы знаем, что такое это ваши
фанфикипростите, что у вас за секас - журнальчики купили и ночью в туалете того самого, волосы на ладонях растят. А потом тех дур, то есть потаскух, которые юбку короткую надели, по подъездам нагибают. И да, давайте запретим и осудим эту грязь, это безусловно плохое слово, от этоголитературный процесссемейные ценности, а так же мораль и нравственность достигнут новых неизведанных чистот.А судя по раскладке фиков на линейки, я таки меняла тип-каталог больше одного раза. На самом деле, для активно и всерьез пишущей братии, мне кажется, может оказаться годным способом проверки себя и отслеживанием динамики.
Категорически не согласны с Фраем в этой его теории. И даже если отставить в сторону всяческую эзотерику и оставить мысль про "замещение" оригинального образа героя на таковой из фанфика - всё равно не согласны. Во-первых, единого стройного образа героя в фанфиках нет и быть не может, у каждого автора свой Дарт Вейдер. На что замещать-то? Во-вторых, если герой из фанфика не укладывается в рамки твоего представления о нём из основного произведения - ты просто скажешь ему своё "не верю!", и на том дело кончится. В-третьих - а если фанфичный герой таки оказался ближе сердцу, чем оригинальный, значит, он совпал с твоим представлением о нём после прочтения оригинального произведения. Ну, или автор сам "не дотянул" персонажа, и это сделали за него. В любом случае автор не получается несчастной жертвой фанфикописцев.
*ехидно*
Но, в принципе, в чём-то Фрая мы понять можем. Нам в детстве тоже не нравилось, когда кто-то другой брал наших пупсиков и играл ими совсем иначе, чем мы.
Эльф, Медведь, Единорог. Эмоциональная активность приходит в фанфикшн с самой большой палитрой эмоций. И их проблема - это как не потерять в обилии цветов-эмоций сюжет.
И при этом я все равно не согласна с автором изначального поста: если человеку что-то помогает, то нет разницы, оридж это или фанфик. Главное, что с этим можно эффективно работать даже самостоятельно. Да и возмущаться, что люди берут и на оригинальный™ архетип-костяк с авторскими детальками навешивают свои детальки, как-то эээ. Может, у них от этого связь с вечным наоборот лучше устанавливается? Восприятие персонажа конкретным читателем - уже не дело автора и не его территория (как и не дело других читателей, в общем-то), и после окончания работы над сюжетом и публикации бегать и кричать, что фанфики - это зло, это как бегать и кричать "вы все неправильно всё воспринимаете, ПРИКРОТИТЕ воспринимать всё так индивидуально
и не так, как я!!!"Во-первых, единого стройного образа героя в фанфиках нет и быть не может, у каждого автора свой Дарт Вейдер. На что замещать-то? Во-вторых, если герой из фанфика не укладывается в рамки твоего представления о нём из основного произведения - ты просто скажешь ему своё "не верю!", и на том дело кончится. В-третьих - а если фанфичный герой таки оказался ближе сердцу, чем оригинальный, значит, он совпал с твоим представлением о нём после прочтения оригинального произведения. Ну, или автор сам "не дотянул" персонажа, и это сделали за него. В любом случае автор не получается несчастной жертвой фанфикописцев.
ППКС. Допиливания или изменения деталек в характере даже больше не об оригинальном персонаже, а о конкретных личностях и их потребностях.
Ещё раз: клиентское творчество может быть чем угодно. Но Молния говорит конкретно о фанфиках, а не исторических романах и прочей оригинальной литературе. И я говорю о фанфиках. Фанфики - это фанфики. Оригинальные тексты - это оригинальные тексты. Это не фанфики.
Ещё раз: "50 оттенков серого" был фанфиком, пока авторша его не переперла в самостоятельную историю (получилось хреново, но речь не о том). И оно перестало быть фанфиком.
Ещё раз: поменять имена недостаточно. Оригинальность персонажа складывается из совокупности характеристик: имени, внешности, биографии, характера. Если я напишу рассказ о мрачном и саркастичном зельеваре и декане волшебного факультета с чёрными сальными волосами, некогда влюбленного в рыжую полукровку, и назову его Иван-Петровичем, этот герой не будет оригинальным персонажем. Если он будет выглядеть иначе, иметь другую судьбу и характер... Да что я говорю: реальные герои не сочиняются "от противного", это самостоятельный творческий процесс, и я искренне сочувствую тем, кто этого не способен понять.
В общем, на этом свой гражданский долг почитаю выполненным) Свою точку зрения я озвучила (у нас ведь, надеюсь, позволительно не соглашаться с большинством?), дала пояснения и комментарии, ещё раз их повторила и больше, пожалуй, делать мне нечего. Убеждать прожженных фикрайтеров (и их читателей) прекратить не входит в мои планы))
(К тому же я слишком ленива, чтобы поставлять попкорн в холивары))Мне вообще непонятно такое ярое неприятие какого-либо явления... Это ну... как ненавидеть все коньяки, которые производятся не в провинции Коньяк или все шампанские вина, которые делают вне Шампани. Потому что не оригинал-мертвечина-вторичность-не так как задумывалось оригинальным производителем.