понедельник, 12 марта 2018
У меня есть «вопросы к психологу» - к этой рубрике вернемся завтра, а пока - КЛ!
Отличный
вопрос у
etoimyaneochесть ли связь между комфортностью текста для понимания и соотношением типов автора и читающего? на сложности понимания сильнее сказываются межлинеечные или межкаталожные отношения?а давайте поговорим! ))
картинка юмора
Навыки всегда важнее предрасположенностичитать дальше
Вы можете от рождения, скажем, обладать музыкальным слухом или легкой рукой, но только часы и годы практики помогут это развить. Чтение - тоже навык. Если человек тренировался читать разные тексты, если в силу образования или работы пришлось читать много и трудного - текст будет ощущаться как комфортный просто потому что набита рука, то есть глаз.
Опыт еще приносит легкость узнавания - я знаю, как это читать! И все три каталога находят для себя какие-то подходы и приемы. Тренированная Бестия, встречая детализацию, свойственную Ши, говорит себе, ага, я это знаю, и читает по какому-то своему привычному шаблону. Это может происходить даже без какой-то специальной явной рефлексии (эта книга похожа на другую книгу...), а просто есть ощущение, что все понятно или будет понятно.
Обычно тут говорят о когнитивной легкости, о том, что мозг оценивает задачу как легкую, потому что она уже знакома и имеет решение. В общем, все дело в тренировке. А если человек читает мало и редко, то ему любой текст может оказаться сложным и некомфортным и что угодно еще. Тип неважен. А, ну и еще существует дислексия - вообще не про типологию.
Но. Есть зависимости )))
Есть привычки, вкусы и предпочтения ))
И эти предпочтения связаны в первую очередь с линейками - с акцентуациями личности. про линейки!Что для каждого главное, то и будет определять, будет ли человек читать сложный текст, есть ли у него мотивация. А каталог скорее о том, как этот текст будет усваиваться, заглатываться целиком или кусочками, проще от фрагментов идти или выстраивать сразу цельную картинку, или даже целую галерею картинную (Ши, Бестии, Оборотни соответственно)
Реал и воображаемое:
Линейка Нормы очень хорошо читает тяжелые тексты. Главное условие - если они про реальную жизнь. Мемуары, например.
Линейка Эмоциональная хорошо читает тяжелые тексты, если они не про реальную жизнь, а фэнтези, утопии, что угодно. Им проще с гротеском, абсурдом и прочими приемами для усиления.
То есть чаще получается биографию реального человека в концлагере возьмет Сфинкс, а фантастическую книгу про космический концлагерь - Единорог. Ну, это если судить по тому, какие отзывы о прочитанных книгах мне пишут.
Поставленная задача - свободное чтение:
Линейка Правила хорошо читает, если есть четкая задача - зачем. Что надо вычитать, в какой плоскости.
Если задачи что-то вычитать нет - это очень комфортно Линейке Власти - можно я вычитаю свое? Поэтому Гарпии идеально пишут сочинения на тему "образ нищеты в пьесе "на дне"", а Владыки почему-то рассказывают, например, о том, что думал Рерих о нищете. (я утрирую!)
Полезная книга с лайфхаками вс бесполезная:
Полезное с большим интересом читает Управление, даже если книга утомляет деталями или тяжелым языком. Бесполезное и малопригодное в своей жизни читает как отдушину Восприимчивость - потому что ну на них и так сыпется поток полезной информации. Поэтому книгу, как выжить в большой корпорации возьмет Василиск, а книгу, как выжить среди викингов - Слон.
Красиво - коряво:
Красивый текст любой степени сложности будут читать и грызть до самого конца в линейке Социальной Приспособляемости. Потому что у них всегда нехватка красивого в организме. Некрасивый текст, корявый и косолапый простят за искренность и глубину в Реактивной Линейке.
Ну то есть реально красивый философский текст будет мучать Мавка ("Закат Европы" читать, но только обычно так, чтобы никто не заметил), а корявый "мой первый фанфик" серьезно прочтут Эквиски.
Читал - не читал:
О том, что читали или не читали, а просто мимо проходили, обычно одинаково не говорят Группирование и Подстройка - а потому что это личное! И интересуют их обычно общее - кто в какие шкуры рядится и почему. Угол интереса только разный )) Но обычно они читают ряд вещей по диагонали - чтобы быть в теме. Или вообще - отзывы, можно, кто-то уже прочитает и даст саммари?
Прочитать и подумать, и еще раз подумать, и еще раз....:
Что общего у Моторной Линейки и Целеполагания (при том, что они ужасно разные в поведении!), так это что они редко останавливаются на окончательном выводе. Они прочтут и проанализируют сначала одно, потом другое, часто в фоновом режиме. Но, если вещь зацепила, она будет доставаться из головы для осмысления при каждой подходящей ситуации.
дополнения и примеры приветствуются!
И, напоминаю, всегда есть личные вкусы, привычки, вообще, личная история, и вы не обязаны быть как все и в схеме - это просто общие тенденции, а не железные законы!
@темы:
кроме людей
Сразу вспомнилось о школе.
Мне читалось легко. Я всегда любила читать, читала запоями и, довольно часто, "не по возрасту". А вот с сочинениями у меня долго не складывалось совсем, а сложилось только тогда, когда я:
- поняла, какую структуру должен иметь нужный текст;
- поняла, какие именно фразы в каждом куске текста обычно используются;
- узнала, что в тексте сочинения можно пересказать (художественно) критику из учебника - и ничего за это не будет.
На выходе "В учебнике была только критика, но 6 листов сочинения о тяжкой доле (нужное вписать)". Ну кар.
Легче читается структурированный текст - как в плане наличия точек-абзацев, так и в плане отделения главного и второстепенного.
Имеет большое значение, зачем я читаю. Если для удовольствия - тогда предпочтителен относительно простой язык и предложения средней длины. Структура в тексте желательна, но не строгая, а хотя бы не "начал за здравие, закончил о зеленом".
Если для получения информации - то (взаимоисключающие параграфы!):
- текст должен быть структурирован и оформлен "одинаково". Ну то есть не "пол главы мы даем списком, половину - текстом и ХЗ, что там в этой каше..."
- информация должна лежать небольшими смысловыми кусками;
- язык должен быть плюс-минус не сложным. Ну то есть не "с точки зрения банальной эрудиции"
- должны быть примеры! Примеры - это главное, без примеров - нет понимания. Вплоть до "а теорию я по задачам учил" А историю - по историческим романам. Нет, из школы не выгнали и даже прокатывало.
- картинки! Насколько я не люблю видео, настолько я люблю схемы - связи, таймлайны, схемы процессов. Моя большая любовь, ага. Если картинку можно повертеть или вообще облапать - вообще прелесть.
- если картинки нельзя - таблицы
И да, очень сложно воспринимать в ключе "вот это правило, оно действует в трех случаях из 10, остальные 7 - исключения".
Перечитала написанное. Что-то оно мне напоминает Методичку какую-то
Забавно. Из художественных текстов школьной программы мне очень хорошо зашла "Война и мир", которую ругательно ругает пол интернета. Дважды зашла. И очень плохо - "Преступление и наказание", от последнего ощущение тяжелого бреда.
Год назад схему переменила, стала писать о прочитанном, чтобы замотивировать себя на две книги в месяц. В принципе - проблем не испытываю, хотя всё ещё удивляюсь что кому-то мои отзывы полезны.
Ещё одно "да" - читаю про много вещей. Пожалуй, даже по диагонали. Т.е. мне-то хочется верить, что я хорошо разбираюсь в том, о чём прочитала, но скорее всего я только по верхам крошек самых сладких нахватала и дальше понеслась.
Кстати, как-нибудь с линейкой можно соотнести антипатию к художественной литературе? Тяжела она мне, столько эмоций чужих, фу прям. То ли дело "полезная/бесполезная лайфхак-книга" И про корпорацию возьму, и про викингов прочитаю, всё несите
Василиск. В детстве читал "не нужное" типа фантастики для себя в огромных количествах, нужное -- строго мимо мозга и по диагонали, до первого мусорного ведра. В целом очень плохо беру информацию как из текста, так и из объяснений. Я скорее пытался догадаться, что от меня было нужно, и найти объяснение в себе, потому что внешнее объяснение я хоть тресни не понимал. Воспринималось так: "что люди вслух, что школьные учебники объясняют жопой, туда даже лучше не смотреть -- туда пусть идиоты смотрят, которые верят, что там могли написать что-то умное".
Сейчас с голой теорией так же туго. Если объяснение не прицеплено к практике, сходу ставлю двойку составителю объяснения и перестаю воспринимать этого идиота, покусившегося на мои мозг и время, как-то так ))
Олег Чаров, черна краска, белая краска, 2 маленьких кисточки, энтузиазм. Краску можно заменить лаком для ногтей. Наверное, краску можно смыть каким-то растворителем Не так прикольно, но вот, например, вообще без букв
Извините. Очень увлеклась идеей.
В целом да, нужно какое-то "зачем" или "отчего". Иногда помогает заранее ознакомиться с чужим отзывом, рецензией, да хоть статьей в вики, чтобы узнать хотя бы одну точку зрения на книгу. Типа, с какой стороны вообще к этому подходить? Имея точку отсчета, как-то легче и воспринимать, и потом свое мнение строить, нет большого перегруза информацией (в художественных книгах бывает).
Поэтому, кстати, нередко спрашиваю у других людей "а что тебе в этом тексте понравилось?" Иногда прям другая перспектива открывается.
Интересно, что в школе мне сочинения не особо давались класса до девятого, а потом, видать, что-то произошло, и стало легко и много Возможно, отчасти связано с тем, что учительница истории как раз в тот период взялась за нас плотно, а манера подачи информации у нее была чудесная (на мой взгляд), со списками, таблицами и схемами. Списки до сих пор обожаю. А вот модные майнд-мэпы мне ужасно не нравятся, там же все вразнобой, нихрена не структурировано и вообще смешались в кучу конелюди...
Примеры. Примеры да, важны и нужны. Легче запоминается конкретный пример, чем голая теория. Возможно потому, что теорию-то можно и так и этак повернуть при желании, а вот примеры это уже факты - даже если единичные, выделяющиеся, все равно тенденцию обозначают.
.molnija., сорри, отвлеклись немножко.
В художественной литературе мне интереснее мотивация поведения, чем ворох испытываемых эмоций. Лучше сочетанием, но ворох эмоций без объяснений внутренних мотивов кажется хаосом, а мотивы без эмоций... ну тогда эмоции можно либо додумать, либо пренебречь. Кажется, я хочу схему в художественной обработке. Если она еще как-то резонирует с моей системой ценностей, вообще круто.
А в не художественной - возможность вынести нужную информацию, не переливая бесконечные ведра воды. Причем желательно блоками: тема1, тема2, взаимодействие темы1 с темой2 (если они взаимодействуют). Таблицы и схемы, если это применимо к теме.
Предположительно РГ.
"Бесполезная" книга для чтения - это таблицы Брагиса, например: справочник, из которого можно извлечь конкретную цифру для конкретной ситуации, и ничего больше.
считаю себя Слоном
Хотя вот да, то что я люблю читать большая часть общества маркирует как "бесполезное", сопровождает фразами в духе "ну ничего, перерастешь", уже устала объяснять что оно полезное.
Ондена (самотипирование)
Кстати, а что с шизоидами? Как-то не углядела я их в посте.
мозговых извилининтеллектуальная и шизоид, как говорила моя терапевт.Люблю легкое с захватывающим сюжетом, увлекательное, повышающее настроение, и чтобы не нужно было очень напрягать голову. Крайне не люблю, когда меня пытаются погрузить в бесконечные трагические эмоциональные переживания, особенно там, где всетлен, все непрерывно страдают и больше ничем не занимаются. Излишние красоты текста, рюшки всякие, хитровывернутые красивые фразы ради красивых фраз в ту же кучу, что и страдашки.
Люблю конкретику, короче, не люблю, когда льют воду.
А потом начались гормоны, линька, и читать стало сложно. Внимание стало рассеиваться (и не сильно собирается до сих пор); настраивать себя уже не нужно, ведь настроение уже не такое прыгучее; ну и люди мне стали резко менее интересны. Так что свои теперешние отношения с книгами мне ещё предстоит выяснить.
Если отталкиваться от «зачем», то читать худлит полезнее на иностранных языках. Но именно это у меня стало получаться явно хуже, чем раньше. В чём же тут подвох?
ЗГ, бывший вампир.
Ну то есть реально красивый философский текст радует уже в силу редкости таких текстов
а корявый "мой первый фанфик" не натирал глаза в первый год знакомства с явлением фикрайтерства
Текст должен держать хоть чем-нибудь - информационной пользой, красотой текста, новизной идеи, экзотичностью формы, расслабляющим настроением... чем угодно, что в данный момент тебя торкает и гармонизирует.
Отвечу, где мне есть что конкретное сказать ))
niekas, читать худлит полезнее на иностранных языках. Но именно это у меня стало получаться явно хуже, чем раньше. В чём же тут подвох?
Я подумала сначала о возросшей требовательности, но читать дальше
Эрин О-Ллири, Про шизоидов - в ряде случаев шизоиды вообще не видят проблемы в комфорте от текста. Польза? Смысл? Это важнее, но именно комфорт не является значимой опцией для решения, буду читать или нет. Поэтому шизоидов можно поймать за чтением очень разной литературы - рамки комфортом не ограничены.
птенец бабочки-крылатки, как-нибудь с линейкой можно соотнести антипатию к художественной литературе? Тяжела она мне, столько эмоций чужих, фу прям. То ли дело "полезная/бесполезная лайфхак-книга"
Вопрос личных предпочтений )) То же самое могут сказать и в любой другой линейке.
Я по таким критериям читаю фэнтэзи, учебники по психологии, экономике, садоводству, музыке. Люблю Агату Кристи.
Причём в худлите привлекает продуманность и логичность мира, проработанные персонажи, хороший язык(+стиль и композиция), а также интересный, желательно закрученный, сюжет. Если в книге нет хотя бы двух элементов из вышеуказанных - это плохая книга.
Учебники и прочая познавательная литература(сюда же статьи) оцениваются с точки зрения грамотности подачи материала, информативности и актуальности(ну и возможности применения новых навыков на практике).
Ещё из наблюдений - Гэльвины акцентируются на свойствах всего и вся. На том, что можно применить на практике(тут могу ошибаться, ибо примеров мало). Что до Змей - их привлекает возможность погрузиться в среду и понять всё, что написано, изнутри.
В общем, это Интеллектуальная линейка, столкнувшись с любой рандомной проблемой вне зависимости от контекста - пойдёт про неё читать. Пусть даже и в интернете.
Если книга не моя - саммари и отзывы и краткие содержания нашевсё, особенно в годы на филфаке. И вообще я новые тексты и фильмы стараюсь вначале по вот этому вот всему понять, про что текст или видео и зайдут ли они мне эмоционально - и если да, то попробую. Ну а про зайдут - это и сеттинг, и атмосфера, и характеры-мировосприятие героев, вотэтовот - чтобы было либо хотя бы частичное отождествление с героем, либо понимание, кем бы я мог быть в этом мире-с этими героями, как-то так, и чтобы общая атмосфера мне была комфортна и нужна или хотя бы не вредна в конкретный период времени.
Сейчас читаю на удивление мало, и не только потому, что почти нет времени. Теперь я не могу читать всё подряд. Только то, что соответствует ну, моему мировоззрению? Моральному кодексу? Не знаю, как обозначить. Важен не жанр, не сюжет, а именно чтобы герои, обозначенные как положительные, были положительными в моих глазах. Злодеи хрен с ними, на то они и злодеи, автор их осуждает, и мы вместе с ним. Но герой должен быть хорошим. Как я это понимаю. И идеи должны доносится правильные. Например, Пратчетт в этом идеален, могу перечитывать бесконечно.
ВС