Надо мной только небо
вопрос

мои соображения

@темы: вопросы: мозговой штурм, тема: социум

Комментарии
21.01.2019 в 18:31

Надо мной только небо
21.01.2019 в 18:55

ну, мне кажется, что тут и правда со стороны родителей интересные вещи происходят - а позволяли ли автору вопроса в свое время быть самостоятельным? Ну, может, просто все отбирали и говорили "дай я, ты не умеешь/не можешь", вот и не научился. не учили потмоу что, а отпихивали.
так-то это не проблема интеллекта, конечно. Это скорее, хм, про выстраивание отношений с миром вокруг - с конкретными вещами. И если задаться вопросом самообучения, то это не проблема. будет вовсе.
21.01.2019 в 19:10

"Есть только две формы жизни: гниение и горение." Гамлет/элфв/пвнб/кзд
Я плюсану к тому, что вы не "дурак" и это всё нормально. Вернее, не очень-то нормально то, что скорее всего вас изначально родители оставили расти самостоятельно, но раз вы осознаете проблему и ищите решение, то всё, это правда просто вопрос времени.
и немного личного примера

Ещё я бы может быть сместила фокус внимания с того, чтобы разбираться в мелочах чужих норм (они у всех разные в конуе концов и всем не угодить!). Попробуйте поработать надо отстройкой своих личных представлений о том, как надо. Вот эта ваш ход мыслей "А если я никому не мешаю" очень верный. Если вы никому не мешаете, то вы вольны делать, что считаете нужны.
Отсутствие дезодоранта летом вот очень мешает другим пассажирам в метро, а еда чем? Вы ж не тухлятину едите.
21.01.2019 в 19:15

Тоже хотелось написать, что люди не "осваивают это сами", а их обычно учат в этом разбираться, с малолетства, очень многому — родители. Допустим, вы отлично учились в школе, — но, даже если вы мыли в школе класс, или лестницу, — скорее всего, там и было одно ведро, для мытья полов, а никаких питьевых вёдер не предполагалось, просто потому, что зачем они там. Может, где-то в столовой есть, но учащихся туда не пускают, так откуда вы могли знать? Не уметь того, чему и не учили, — нормально.

Такое ощущение, что где-то есть полный свод правил с примечаниями и пояснениями, а мне его выдать забыли
Тут опять смешано. На всякий случай, прописная истина: ну вы в курсе, что этих сводов правил более одного, и они не совпадают? Одни люди будут уверять вас, что плесень срезал - можно есть, другие - что надо выкинуть батон целиком. И так — по каждому пункту. Некое среднее, устраивающее многих, вывести всё-таки можно, — но получать замечания всё равно периодически будете. Особенно от людей, которые любят их давать, вот уж правда.

Кажется, часть таких вещей, хотя бы про общение и нормы приличия, откапываема в книжках про этикет, там как раз сразу будет большая подборка.
Второе, - послеживать не только за тем, что говорят о вас, — но и что говорят о других людях, рассуждают абстрактно; что делают или не делают сами (возьмём еду в транспорте. Это не очевидная ситуация, мнения расходятся, - и, если ваш знакомый при вас в транспорте ел, ему с шансами ок, что будете есть вы).
Делают ли так в фильмах? Всё ещё удобный пример, с едой в общественных местах, — норма приличия была изрядно сдвинута рекламой всяких чипсов, сухариков, лимонадов и иже: чего раньше совсем нельзя было, теперь уже считается более приличным, благодаря раскрученным образам в рекламе.
Но не знать всех умолчаний, — нормально, плюсую к Молнии, почти все временами открывают очевидное и в позднем возрасте.

Насчёт психиатра, — вроде, нет причины. Вот если бы вас в принципе не волновали такие вещи, и вы не понимали, почему они волнуют окружающих (допустим, женщина разводит в комнате, в тазике, костёр, и уже после объяснения с соседями, почему они напугались и вызвали пожарных, всё равно считает, что виноваты они, подумаешь, дым!), — было бы похоже на отклонения. А вы интересуетесь, стараетесь научиться недобранному.
21.01.2019 в 19:41

Coeur-de-Lion & Mastermind
Ну, в целом это действительно просто невроз и судорожность на тему. Может быть, с подачи родителей, как-то болезненно запомнилось и въелось. А может, вообще просто период такой, с генерализацией до времени рождения и стоит приглядеться скорее к текущему окружению.

Все - не знает никто. Частично можно догадываться, можно освоить клочок пространства, полагаться на аналогии и некоторые общие принципы. Не надо бояться. что что-то неправильно. Все неправильно, а глянут на нас всех лет через двести - оборжутся. (Особенно над теми, кто больше всех "знал").

И вот +500 к "гугл в помощь" :) Человеческая культура и современная среда обитания в целом гораздо больше, чем ее мог бы до мелочей усвоить каждый индивид, для этого существуют специализации, одни умеют одно, другие другое, и в этом нет ничего ужасного.
21.01.2019 в 20:04

Дорогой автор вопроса, только пожалуйста-пожалуйста, не поймите неправильно, и это ни в коем случае не диагноз по аватарке, нет-нет-нет. Но все, что вы описываете - довольно похожие штуки (на самом деле, их гораздо больше, но вот эти бытовые все вещи, необходимость осваивать осознанно то, что другие люди на автоматизме получают и вырабатывают, базовые всякие скиллы, особенно в общении и в быту) это одни из (многочисленных) симптомов РАС вообще и Аспергера в частности. Нет, с вами все в порядке совершенно. У меня дите с диагностированным Аспергером. Это абсолютная норма, просто некоторые вещи по-другому устроены. Очень похоже, да.
Не призываю вас ни в коем случае становиться дайри-аспергером и самодиагностироваться. Диагностировать может только специалист! а лучше три. И после нескольких месяцев наблюдений, с ведением дневника и тп. Я просто к чему это? Просто для РАС есть вполне работающие программы, методики, как адаптировать свои по-другому работающие внутренние механизмы к социуму, успешно.
21.01.2019 в 20:27

"Есть только две формы жизни: гниение и горение." Гамлет/элфв/пвнб/кзд
Lisciel, читать дальше
21.01.2019 в 20:38

...answers that can be questioned (c)
у меня еще мысль: а что вообще у ТС с ощущениями? потому что в какихто формальных вещах я проям понимаю-понимаю. есть какието лайфхаки здорово скрашивающие жизнь, типа вытрать грязную посуду технчиеской туалетной бумагой а потом ужемыть. - но насчет когда пора стирать чутболку, и когда уже нельзя есть испортившееся - это настораживает и про грязную воду кстати тоже. вам тело тут ничего не говорит, нкиаких ощущений? я та еще бардачница, но футболку пора стирать когда она противная, ежду надо выбрасывать когда ее не хочется есть, воду из грязного ведра я сама пить не буду.
футболкой вытереть пол запросто, толкьо опять же, после этог оя ее не надену, не потмоу что правило, плевать, а потмоу что мне самой не хочется уже.
как с ощущениями, с тем что к себе хчоется или не хочется прикладывать?
21.01.2019 в 20:40

...answers that can be questioned (c)
и кстати, мне кажется что какието такие вещи как раз в семье привносятся, как нечто само собой разумеющееся. как не вызывает вопросов про чистку зубов и вытирание попы после туалета. а дальше уже зависит от того как было принято в семье и насколько к этой практике ребенка привлекали... навреное?
у меня было например традицией провлить большие уборки, раз в две недел. поэтмоу я оч хорошо и естественно делаю большую уборку, но со скрипом подметаю каждый день. ну или чтото такое. или еще - мы все мое детство боролись с тараканами, роэтому не сотавлять грязную посуду в раковине, это въелось, уже не на уровне правила понимаемого головой а на какомто инстинктивном, мне просто неуютно если в раковине грязная посуда. а чтото другое не вьелось например, и учусь через голову...
21.01.2019 в 20:47

Плюсую к Гостю выше. Как человек с диагностированным РАС подтверждаю, что проблемы, описанные ТС, у меня вполне заметно выражены. Помогает именно что составление для себя полного свода правил на все случаи жизни (тем более что случаи эти сводятся к обозримому количеству общих типов ситуаций).

Может, имеет смысл всё-таки обратиться к одному-двум-трём специалистам по РАС, прояснить для себя вопрос - оно или не оно, и если оно - воспользоваться уже имеющимися наработками по теме, благо их с каждым годом всё больше и доступнее.
21.01.2019 в 21:02

Things happen for no reason but they create opportunities (c)
Я увидела в письме не одну задачу, а две:
- нормы бытовые (сюда всё типа разных вёдер для питья и пола);
- нормы социальные (где стричь ногти, можно или нельзя есть и т.д.).

Если так разделить, то, мне кажется, поиск решений будет более эффективным.

Бытовые нормы - это основывается на физике и биологии, то есть тут надо ориентироваться на теоретические знания и применять их на практике, например:
* В грязи микробы, ведро от поломытья остаётся грязным - питьевую воду в нём лучше не носить (но если хорошо вымыть ведро с мылом, а воду потом кипятить - то можно и носить.
Подход с позиции физики и биологии позволяет разруливать даже такие спорные вопросы как знаменитый кулинарный холивар "мыть или не мыть яйца перед варкой":
* В курином помёте может быть сальмонелла и е.коли, вызывающие болезни. Если яйцо хранится долго, эти бактерии могут проникать и внутрь яйца. При нагревани до 60 градусов Цельсия сальмонелла умирает за 12 минут, палочка коли - за 15 минут, а при 100 градусах -мгновенно. То есть, если яйцо свежее, и его вскипятить, то можно и не мыть. А если яйцо хранилось, то лучше варить после закипания минут 15 (чтоб температура внутри яйца, а не воды, продержалась как минимум 60 градусов 15 минут) для надёжности.

А социальные нормы - они разные в разных культурах и коллективах. Например, а Америке едят везде - и на занятиях в университете, и на бизнес-встречах это ок. А в Европе - не ок. То есть, нужно смотреть по сторонам и ориентироваться на лидеров данного конкретного коллектива/социума.
21.01.2019 в 21:45

плюсую про разницу социальных норм.

Даже оставаясь географически в том же местоположении, они здорово меняются со временем.
Поэтому это нормально иногда обнаруживать свой бытовой тупизм в каких то вещах. Даже не меняя своего местонахождения.
А уж если вы перенеслись куда-то географически или даже просто поменяли свой привычный круг общения - тем более нормально.
Особенно если какие-то взаимодействия с окружающим миром вы испытываете впервые. (это я про ситуацию с ведрами, к примеру). То, что вы ищете для себя ответ в таких ситуациях - это здоровая реакция здорового человека.
21.01.2019 в 22:01

Ну, что толку, что у тебя нет шизофрении, вот ты и придумать ничего не можешь(с)
Приплюсую к тем, кто выше: есть разные комплексы традиций и носители разных комплексов могут считать друг друга фуфуфу.

Знаю один "деревенский" комплекс, в котором мыться раз в неделю - максимум и вообще признак гламурной дамы, но при этом не дай боже перепутать "голову" и "ноги" у постельного белья, хотя после стирки и кипячения (а бельё там кипятят) какая разница, казалось бы?
"Питьевое ведро" вообще далеко не везде есть, чтобы ещё его учитывать.
Есть комплекс, в котором женщина без маникюра - не женщина вообще (не человек она по умолчанию, но с маникюром - хотя бы женщина!)
Есть комплекс, в котором есть в общественном транспорте абсолютно нормально и даже может быть изящно, если у вас брендовый кофе, допустим. Но при этом спать в общественном транспорте - даже просто дремать, закрыв глаза, - ужас-ужас, дикое неприличие и потрясание устоев.
Всё ещё живы носительницы комплекса "дважды надела одну одежду - ночевала не дома, а значит, шлюха".

Раньше носители разных комплексов могли видеть друг друга только "снаружи" и молча презирать )) а сейчас-то в интернете все они высказываются и аргументируют. Поэтому возник эдакий эпический срыв покровов :)

Я к тому, что соответствовать всем существующим комплексам традиций невозможно в принципе, они взаимоисключающие нередко. И аспергер тут вообще ни при чём.

По-моему, лучшее решение тут будет где-то в духе "я не создаю окружающим неустранимых проблем (я не роняю на них крошки, я не издаю неприятного запаха и т.п.), а если их беспокоит мой внешний вид или что-то типа того, то "мы же в нос к нему не лезем? пусть и он не пристаёт" :)
22.01.2019 в 00:08

идеальная форма сосуда для космической энергии - это Енот (Г.Рыльский)
о, я долго ждал этого письма. потому что когда-то был в похожей ситуации. и в целом ее порешал. и могу ответить на ряд вопросов.

спасают стандарты и протоколы. можно заимствовать, можно создавать собственные. про еду - все зависит от вашего жкт. моей дочери есть еду с плесенью можно, а мне нельзя. а еще можно срезать плесень и съесть еду. убирать надо в зависимости от ваших собственных представлений о порядке и посещаемости вашей квартиры чужими людьми.
а в социальном плане... можно научиться считать обратную связь. есть в общественном транспорте можно, если вы не запачкаете соседа едой (это написано в правилах общественного транспорта). орать на соседа матом можно - но можно и в табло получить (и тут надо смотреть на соседа). молодым матом можно друг с другом, а с 18 - свободно. (это, правда, внутренний протокол моей компании, но он достаточно разумен).

возможно, вообще изрядная составляющая вашей задачи - проблемы с обратной связью и ее оценкой? тогда надо начать с выработки собственных критериев. и тут "как часто надо убираться кому? и для чего?" "как часто надо менять футболку кому?, для чего? и в каких условиях?" (а то, скажем, в походе менять футболку каждый день как-то странно, а жарким летом при физической работе в коллективе можно и два раза поменять).

хотите - напишите мне в личку свой список дурацких вопросов. а дальше я отвечу. если мои ответы вызовут протест - значит, у вас есть свое представление об этом. если нет - значит, вам мои ответы подойдут.

скажите, а школьную программу к бытхимии вы свободно применяете? в смысле как вы решаете, чем мыть ванну и плиту?
22.01.2019 в 06:53

Юная нечисть.
Человек внезапно не рождается с этими "элементарными" знаниями. Им учат, чаще всего - в семье.
Ну то есть у вас, скорее всего, не проблема того, что вы "не способны усвоить", а проблема того, что мимо вас этой информации не пробегало.

Рискну предложить несколько хм... правил (?) для облегчения жизни. Они не гарантия, конечно, но, возможно, уменьшат количество неприятных ситуаций.
Гигиенические процедуры - кроме мытья рук - желательно не делать публично, крайне желательно делать дома. Соприкосновение с чужими обрезанными/выпавшими волосами/ногтями/продуктами жизнедеятельности людям неприятно.
Все действия, которые могут испортить вещь, особенно непоправимо - лучше не делать.
Все продукты, которые могли уже испортиться - лучше не есть. Испортиться может любой продукт, который хранится дольше срока годности (на многих продуктах указан срок годности при хранении в открытой упаковке, в холодильнике и без).
Вещи стирают так, как написано на ярлычках.
Всё, что может быть грязным - лучше не принимать внутрь, не прикладывать к открытым ранам и глазам. Вода из ведра "для пола" может быть грязной.
А, да. Люди часто поступают не просто вопреки нормам, но и вопреки здравому смыслу. Это нормально.
Я не насмехаюсь, я делюсь наработками.

P.S. Иногда помогает слушать окружающих. Они часто возмущаются чужими нарушениями их правильно и красиво. Слушаете, запоминаете, анализируете на предмет "субъективно-объективно" (или просто собираете статистику).
Есть, конечно, ресурсы в духе "задолба.ли" или "подслушано", но они дико субъективны и скорее введут в заблуждение.
Некоторые нормы есть в пособиях по этикету, но они сейчас крайне низкого качества. Можно тихонько почитать пособия для детей и подростков в духе "энциклопедия юного джентльмена", там обычно озвучиваются некоторые нормы поведения, характерные для текущего общества, и простейшие бытовые навыки.

P.P.S. Гигиенические требования логичны. Рискну и таки напишу "всем известные" вещи об одежде
читать дальше
22.01.2019 в 16:56

Как часто нужно убираться? Сколько раз можно надеть футболку и когда её отправлять в стирку? Если на забытой в холодильнике еде нет плесени, можно ли её есть?
Когда доходит до социального взаимодействия - тут вообще полный швах. Потому что непонятно, что можно, что нельзя. Такое ощущение, что где-то есть полный свод правил с примечаниями и пояснениями, а мне его выдать забыли.
Вот прямо плюс много.
23.01.2019 в 00:09

идеальная форма сосуда для космической энергии - это Енот (Г.Рыльский)
Навия, я обожаю гарпий! иногда...
23.01.2019 в 00:10

Я ТС - большое спасибо всем за ответы!

Я доходила до всего, наблюдая. Но вот беда - оба родителя бытовые пофигисты, которые не понимают, зачем, например, мыться чаще, чем раз в неделю. Их квартира - это хламовник, который я за три последних месяца не разгребла и конец ещё не близко. Одежда ими занашивается до дыр, а о какой-то моде и речи не шло. Такие низкие материи излишни))) То есть вообще все наблюдения показывали то, что у, например, олноклассников не происходило. Ну ещё бабушки с их идеальным порядком вносили некоторую смуту, и вот у них как раз было сильно проще, потому что всё чётко и почти по расписанию.
ledipo, ситуация безумно знакома. Правда, в моём случае бабушки только создавали дополнительную путаницу, т.к. мне уже в детстве были нужны ответы в стиле "зачем" и "почему", а не "так надо". Родители хотя бы на эти вопросы отвечали... Правда, ответ в стиле "а вдруг война/нищета, а у нас есть стратегический запас старых вещей, которые почти новые, только не по размеру, мало ли на что выменять получится" - несколько... осложняет жизнь)))

Бытовые нормы - это основывается на физике и биологии, то есть тут надо ориентироваться на теоретические знания и применять их на практике, например:
* В грязи микробы, ведро от поломытья остаётся грязным - питьевую воду в нём лучше не носить (но если хорошо вымыть ведро с мылом, а воду потом кипятить - то можно и носить.
Подход с позиции физики и биологии позволяет разруливать даже такие спорные вопросы как знаменитый кулинарный холивар "мыть или не мыть яйца перед варкой".

Cherina, а вот тут начинает всплывать другая проблема. Не для всех вопросов хватает школьных знаний, да и сообразить ещё надо, как они могут пригодиться. Про микробы, например, понятно, и то - как уже упоминалось выше, сложить вместе "в грязи микробы" и "ведро после мойки полов мало просто помыть с мылом, чтобы в нём стало можно носить воду для питья" мне без посторонней помощи не удалось. Возможно, для этого нужна была помощь родителей, возможно, другой подход к обучению.

скажите, а школьную программу к бытхимии вы свободно применяете? в смысле как вы решаете, чем мыть ванну и плиту?
Tanuki, увы мне - никак! Просто смотрю, что написано с лицевой стороны флакончика, мол, для ванны, для раковины, для акрила, для эмали, не рекомендуется для эмали...
Папа, помнится, очень смеялся, когда после начала изучения органики в школе мне вздумалось сказать, что теперь я могу понять, что написано на шампуне. Объяснил, что какой смысл понимать, как можно записать формулу вещества, если не понимаешь, как будет вещество взаимодействовать с другим? А вот понимать, как они будут взаимодействовать... тут и в неорганике я "плаваю".

Навия, огромное спасибо за список. Вот с такими "банальными" вещами чаще всего затык и их сложнее всего выяснить. Если на тему "чем мыть плиту" можно найти стопятьсот страниц холиваров, то на тему "как часто стирать одежду" - в лучшем случае требования из разных инструкций.
23.01.2019 в 17:52

идеальная форма сосуда для космической энергии - это Енот (Г.Рыльский)
ТС, главной моей мыслью было составление личных чек-листов и личных протоколов. бог с ней, с бытхимией. действительно интернет все знает.
24.01.2019 в 00:01

я поля влюблённым постелю, пусть поют...
Гость, напомнил мне любимого однокашника)) с которым мы в студенчестве оказались в общаге. Единственный ребенок в профессорской семье, сам ботаник и круглый отличник, он просто с бытовыми ситуациями не особенно сталкивался. Как-то пришел к нам, девушкам, с вопросом -сколько лить воды в таз, чтобы постирать рубашку??? Я удивилась. Говорю, было бы нормально, если бы ты спросил, сколько класть стирального порошка? Однокашник невозмутимо поправил очки и пояснил, что как раз с порошком вопросов не возникает - там указано количество в пересчете на объем воды. А вот количество ВОДЫ - не указано :-D Но чуть позже из него получился отличный семьянин и отец семейства, все нормально)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии