Надо мной только небо
В этом посте ничего нового нет... но может быть и есть! под морем - раздача слонов, цитаты и просьба смело высказываться без моря. Господи, я сама сейчас себя чувствую гопником ))
Опрос превзошел мои ожидания в той части, что у нас теперь есть реально конкретные и узнаваемые описания, по которым вам намного проще будет отличить Ши, Оборотней и Бестий. Комментаторов, которые бы взялись поучаствовать в тесте было пока около десятка. Если к концу года у нас будет вместо десятка сотня, я буду считать, что это - успех. Потому что хорошая типология это все-таки такая типология, в которой могут разобраться много человек, потому что она понятнаяи интересная.
люди, которые разбираются в теме, поименноКто у нас в лидерах по ответам и написал про все три каталога:
Эрин О-Ллири
задумчивая ульрика,
dancing sula,
sparkling_mead,
высказались по трем каталогам верно. Я думаю, надо выдавать почетное оружие за меткую стрельбу!
А если серьезно, у нас теперь есть люди, которые четко и понятно смогли ответить на вопрос, как стать писателем, с раскладкой по всем трем каталогам.
По 2 ответа (т.е. про 2 каталога)
Alario, птенец бабочки-крылатки, Кодзю Тацуки, werepine, Chris Danver
Золотые пули за участие!
А если серьезно, я думаю, и про третьи каталоги уже картинка у вас всех складывается, просто не до того, чтобы писать было, да?
И спасибо за участие в нашей олимпиаде:
Rot_fuchs, Гость, Акша Таквааш, Хелариан, Навия, Lloy, Magrat Lipwig, Viel_AsIs, Кидо, Рошелин, просто сова, _Ир-Рианн_
Наградные значки за участие!
Кого неправильно поситала или потеряла, пишите, поправлю!
Описания трех стратегий - можно вместе читать и сравнивать:
Бестия три ответа
ответ 1 - Бестии нужен планБестии нужно знать, зачем она хочет стать писателем. И нужен план. Можно поискать книжку "Как стать знаменитым писателем", наверняка она есть. И еще мне кажется, Бестии склонны легко руки опускать, когда план не простраивается, ну вот, наверное, не опускать руки и понимать, что инструкции, как стать знаменитым писателем, на самом деле нет.
Можно делать все, что вписывается в план.
ответ 2, Бестия и какой план ей нужен1. Мониторинг рынка. Что пользуется спросом, что набирает популярность, какие ниши не закрыты.
2. Анализ и прогнозирование - что может выстрелить. Список примерных направлений\жанров\сегментов, определение ЦА.
3. Тут линеечное, но этот пункт для меня слишком важен, чтобы пропустить: встраивание в выбранное направление Идеи. Ибо да, становиться Писателем надо не ради бабла и славы, а чтобы Нести Идею в Массы! И ни ради каких денег и популярностей писать то, что противоречит Идее, я не стану. Ну типа тупые любовные романы про брутала и лань могут хоть миллионы приносить, я их писать не буду. Если я напишу любовный роман - он будет про равные отношения равных людей и на фоне сюжета про воинов света (в моём понимании). Так что на этом этапе нужно продумать, что и как писать, чтобы оно и популярным стать могло, и не противоречило моим жизненным ценностям.
4. Изучение пути от написания до издания книги. Причём меня больше вдохновляет голая теорияя, чем "а вот Васис Пупидзяки поступил так-то..." Мониторинг издательств. Составления списка издательств, куда можно послать рукопись.
5. Составление плана действий по изданию книги.
6. Составление плана пиара себя и своих книг. Продумывание имиджа в соцсетях и СМИ.
7. Издание и пиар.
4-6 пункты - параллельно с написанием книги.
ответ 3, и еще немножко про планыМне кажется, нужно определить цель и простроить путь до неё. Что такое успешный, знаменитый писатель, на кого равняться?
Тут есть два основных вопроса - что писать и как потом добиться известности.
Сначала нужно определить, что писать. Исходя из личных предпочтений или из того, что сейчас популярно. Дальше собрать информацию о том, как сейчас люди идут к славе и что для этого нужно, какие есть маршруты.
Потом действуем по плану. Для начала неплохо бы книгу написать, в качестве первой точки пути
.
Причём план должен быть какой-то такой, чтобы этапы были чёткие и конечные, и в каждый момент времени понятно, где я нахожусь относительно этого пути, что мне делать и как.
Как можно испортить? Действовать без плана. Тогда в какой-то момент становится неясно, к чему это всё и пропадает желание что-то делать.
P. S. Выше в комментариях бирочки упомянули. Так вот - курсы писательские это не бирочка! Бирочка в данном случае - это написанная и изданная книга. Если есть хоть одна законченная и опубликованная книга, то вы писатель. Если нет, то сорри. Начинать писать можно прекрасно без курсов, но вообще почитать материалы полезно. Вышеупомянутых Олди, к примеру.
Ши три ответа по теме
комментарий в темучто такое результат для ши. Это как торрент действует - он получает файл мелкими кусочками, в любом порядке. Для других результатом будет весь файл целиком, всеми кусочками, склеенный. (или, это, может для оборотня весь целый, а для бестии, к примеру, что-то типа решета заполненных кусочков). А для ши результатом будет каждый маленький кусочек файла. И им даже не нужны все кусочки.
ответ- обеспечить себе максимум разных возможностей для "записать вот прямо здесь и сейчас", то есть буквально в любой ситуации (программы в гаджетах, блокнот с карандашом в туалете, в сумке, на каждой вертикальной поверхности)
- писать разное и по-разному, не стремясь сразу унифицировать и загнать в рамки, пусть это будет такая "мозаика", "коллаж" (ну или, как это раньше называлось, "Пестрая смесь")
- общаться на "эту самую" тему с самыми разными людьми (даже с теми, кого на первый взгляд не заподозришь в интересе и возможностях посодействовать)
- участвовать в тематической движухе, которая привлекает внимание и вызывает желание поучаствовать (конкурсы, флешмобы)
- по полной использовать свое умение ловить тенденции из воздуха и таки активно интересоваться тем, привлекло внимание (ну, вроде того, что основная масса народа только-только обнаружила, что соцсеть А — это круто и перспектино, а Ши уже два месяца там вовсю тусуется; понятно, что не только применительно к соцсетям)
А вот писать _текст_, в смысле _эпохальный труд_, мне кажется, совсем не обязательно. Пожалуй, именно в случае с Ши наиболее велика вероятность "я писал блог о том, что мне интересно, а потом в личку постучался человек из издательства и сказал: "Как прикольно, а давайте из вашего блога сделаем книжку!"
2.
- приносить в жертву "большой цели" мелкие эпизоды или детали, которые на первый взгляд не вписываются (детали — это же самая что ни на есть изюминка Ши!)
- вообще пытаться поставить глобальную конкретную цель и стремиться к ней и только к ней
- ориентироваться строго на "правильные" методы продвижения ("вот Бестия так делала, а до нее сто лет назад ровно так же еще одна, и у них получилось"), заставляя себя игнорировать "не те", "неправильные"
ответЕсли Ши хочет стать успешным, знаменитым, востребованным писателем с огромными тиражами и славой: Хммм, а ши может хотеть в такой гигантской размытой формулировке, которая сама по себе может испугать? Или он уже изначально хочет этого в какой-то очень конкретной форме, какой-то конкретный объект/впечатление? У него внутри может, уже есть сказка, которую надо выпустить, или он хочет членский билет союза писателей, чтоб ходить в их буфет? Я слышала "Хочу классную книжку вот про это почитать, но ее в мире нету. Я все, что по теме есть в мире, прочитал уже, и они не совсем то, что мне хочется, и это жалко очень. Придется ее написать самому, чтобы потом прочитать. "![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
1. что Ши обязательно стоит делать?
По чуть-чуть собирать детальки паззла, которые уже видно. По мере движения будут потихоньку проявляться новые детальки, и так потом соберутся в целую картину. Это похоже на игру в морской бой, наверное?![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
По чуть-чуть записывать небольшие яркие сценки, наброски.
Точечно закидывать удочки в издательства, например, или как это там делается.
Точечно, может быть, где-нибудь публиковать новые кусочки.
Собирать вдохновляющие впечатления из каких угодно других источников, можно точечно, не обязательно читать научные труды по теме и смореть фильмы целиком.
Для себя лично выяснить как-то, какие минимальные разовые усилия будут радовать и вдохновлять, а не выматывать.
Все время отвлекаться и следить за тем, чтоб глаз не замыливался и "слова не кончались", не переуставать.
Если в какой-то момент вдохновение не прет совсем, не насиловать себя, а отвлечься на какие-то сторонние вещи.
Когда слишком сильно прет, важно следить за перерывами, чтоб не вестись на "вот еще же капелька осталась сейчас еще 5 минут и готово", а проходят часы, и ши все еще делает-делает и уверен, что "ну теперь-то остается 5 минут" - тут важно как-то отвлечься. (Правда, я не очень понимаю, как тут не потерять вдохновение, если прерваться?) Это тот самый штопор ши?
Планировать что-то, наверное, только в пределах нескольких дней.
2. а чего Ши делать категорически не стоит? (как Ши может всё испортить?)
Нельзя вестись на "полезные советы" бестий и оборотней про их схемы и марш-броски, "все могут, и ты сможешь".
Не стоит действовать по расписанию без пропусков, но и не стоит ждать, пока сложатся звезды и мир двинется навстречу. - Наверно, ши нужно прислышиваться как раз лично к себе, своему вдохновению и наличию сил в данный момент.
Нельзя планировать на долгий период и заранее пытаться представить размер книги и содержание.
Нельзя вестись на собственную "жадность" и "еще 5 минут, и я добью этот кусок, а потом прервуюсь".
Оборотень 2 коротких ответа и один большой
ответ, всего 2 абзаца1. Стоит настроиться на то что это будет долгая песня. Дать себе время на то что бы собрать информацию, осмыслить, подготовиться. Полезно будет найти свой "рабочий кабинет". Заранее изучить не только вопрос творчества но и что делать потом. Но вот компанию по пиару себя любимого запускать стоит после того как текст написан т.к. это Ши спокойно кидают в публику фрагменты, Оборотни скорее всего сначала закончат с творческой частью а потом возьмутся за часть связанную с продажами и пиаром. В этом смысле если Оборотня в писательство затянет основательно то наверное ему будет нужен менджер что бы он мог пиарить обротня пока тот пишет, иначе интервалы между книгами рискуют стать очень очень большими.
2. Не стоит торопиться и хвататься за сто дел сразу. Не стоит смотреть на Ши, которые вот вроде еще ничего не закончили а уже аудиторией обросли. А на бестий наверное смотреть можно, ну просто что бы было.
ответ, всего 2 абзаца1. Читать много-много-много-и-ещё-больше хорошей литературы, чтобы понять что это такое, как оно устроено, и с чем это едят. Тут возникает вопрос: как отличить хорошую литературу от плохой, до того, как-ты со всем этим разобрался. Мой ответ: попросить совета (Совета что почитать, а не как писать! ). Возможно, это ответ линейки Правил - начинаем плясать от того, что общепринято. Но в конечном счете танец все равно получится авторский
2. Не покупать брошюры типа "Стань писателем за 6 недель - Алгоритм успеха", и уж тем более не пытаться этот алгоритм соблюдать![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
ответ, очень, очень, очень подробная инструкциячтобы получить признание, Оборотню стоит сделать ставку на свои сильные стороны — ту же глубину проработки темы. найти нишу, в которой это будет уместно и востребовано. нон-фикшн всяческий специализированный — в областях, где ценится умение копать. если фикшн, то тоже с возможностью продемонстрировать высокую детализацию: чтобы дело происходило в какой-то интересной исторической эпохе или касалось какой-нибудь такой сферы (например, профессиональной), о нюансах которой многим будет любопытно почитать.
а ещё сейчас довольно много любителей подробных, многоуровневых сеттингов в фэнтези и фантастике: чтоб была история мира от сотворения, чтобы были продуманы и технологии, и социальные институты, и всякие обычаи-традиции, и флора с фауной. Оборотню стоит целится в такую книжку, по которой в итоге захочется делать фанатскую викию)) кстати, вот об этом Оборотень может весьма продуктивно контактировать с аудиторией, если таковая у него появится, — отвечать на вопросы про мир или там предыстории героев, завести для этого площадку, потихоньку так может сформироваться активное какое-то сообщество, ядерная аудитория, которая будет по сто лет ждать, пока Оборотень разродится. многим людям нравится книжный мир, продолжающий расширяться за пределами книг, — по письмам Толкина ползают с лупой, каждый твит Роулинг про ГП обсуждают неделю. это, конечно, примеры космически успешных авторов и сеттингов (никого не типирую, вообще недолюбливаю типирование знаменитостей), зато по ним видно, что запрос на дополнительные подробности существует, есть такая ниша. а у Оборотня дополнительные подробности, скорее всего, найдутся.
впрочем, Оборотню стоит заранее прийти в гармонию с совершенно возмутительной мыслью: ВСЁ НЕ ВЛЕЗЕТ!))) никогда, ни при каких обстоятельствах в одну книжку не уместится всё, что ты придумал, что ты можешь навертеть вот по этому и вот по тому поводу. попытки обязательно впихнуть невпихуемое могут отрицательно сказаться как на чисто художественном качестве текста, так и на самой возможности его когда-нибудь закончить. поэтому лучше заранее настроиться: «окей, я пишу серию». или «окей, я пишу роман, а потом — справочник по этому роману»)) Оборотню вот прямо очень важно научиться хоть что-нибудь — хоть иногда! — отрезать, сокращать, не включать.
Оборотню стоит познать меру в ресёрче. нет, полторы фразы третьестепенного героя не заслуживают двух ночей выгугливания тонкостей выращивания бахчевых культур на северном полюсе))) двух часов вполне достаточно) впрочем, если от двух ночей удержаться всё-таки не удалось, однажды можно обнаружить себя автором труда о полярных дынях. в принципе, это неплохо, всё когда-нибудь пригодится, но если задача — полторы фразы третьестепенного героя, лучше слишком не увлекаться, вот буквально будильник себе поставить)) мера с будильником жестокая и не-оборотневая по природе своей, зато хоть отваживает от совсем запойного углубления во всё, во что можно углубиться)))
для Оборотня довольно важно научиться оценивать сроки своей работы. и всегда умножать на три. если Оборотень заключает с кем-то договорённости насчёт времени сдачи (от контракта с издательством до совершенно неформальных, но значимых обещаний другим людям), ему следует быть осторожным и лучше положить срок побольше. никогда не знаешь, какие вдруг в тексте прорастут полярные дыни, требующие самого внимательного изучения! если удастся закончить быстрее оговорённого срока — ну и хорошо, вот уж это вряд ли кого-то расстроит)) этот пункт направлен в первую очередь не на самого Оборотня, а на других людей, с которыми связан его рабочий процесс, но самому Оборотню тоже бывает полезно понять, что нет, к концу месяца я, скорее всего, не закончу, это нереалистичный план, на котором не стоит основывать другие планы.
Оборотню нужно освоить стоп-кран «перестань полировать». процесс улучшения по природе своей бесконечен, у него нет финала, а у дела, у книжки — должен быть. в конце концов, всегда можно написать следующую — ещё лучше, с учётом всех новых наработанных скиллов, новых обретённых знаний и так далее. но для Оборотней характерны трудности с тем, чтобы сказать себе «я закончил, вот теперь — достаточно, вот теперь — хорошо». столько же всего ещё можно расширить, углубить, переделать, довести до ума! тут может очень помочь сторонняя редактура или даже не редактура, а просто мнение каких-то людей, которые прочитают и что-то скажут. их взгляд со стороны позволит более трезво оценить, что в улучшениях действительно нуждается, а что уже перегиб.
но Оборотню будет комфортней показывать другим людям (даже самым близким и понимающим) не ход работ, а всё сразу — ну или хотя бы большими кусками. на этом, кстати, можно крупно погореть, если вдруг книжка заказная, а не собственная (и такое бывает): ты уже всё написал, а заказчик вообще другого хотел! поэтому если Оборотень работает на заказчика или как-то ещё должен вписаться в чьи-то конкретные пожелания, ему обязательно нужно помнить, что часы лучше сверять до того, как ты прокопал туннель под Атлантикой)) возможно, ты копаешь не в ту сторону. если же чужие пожелания над головой не нависают, Оборотню трудно и не особенно полезно показывать каждые три абзаца аудитории. вместо удовлетворения будут китайские ёлочные игрушки, а то и стресс от того, что работу увидели в неглиже! эмоционально при этом фидбека может хотеться, но это, по моему опыту, всё равно не повод показывать три абзаца, а повод работать быстрее))
что касается необходимой Оборотням атмосферы, о которой так много говорили большевики, то мне кажется, что взрослый-состоявшийся Оборотень свою атмосферу создавать и так умеет) пожалуй, ему важно на атмосферу не забивать и не отмахиваться от себя, если вдруг захотелось странного. хочу писать кульминацию, глядя из окна отеля на Босфорский пролив? окей, есть деньги — вперёд, это не каприз, это правда так и надо. самые эксцентричные желания с высокой вероятностью окажутся тем, что поможет работать, даже если со стороны они оцениваются как «да ты офигел вообще». маленьким и пока неопытным Оборотням, наверное, можно посоветовать внимательно слушать себя. проанализировать: вот мне очень хорошо работалось — что тогда творилось вокруг? а что я делал сам (помимо того, что хорошо работал)? или наоборот: вот я полную фигню сделал — а что ещё в то время было не так, вокруг и во мне? по-моему, Оборотням легко удаётся вычислить такие вещи, если они вообще задались вопросом. тут главное не принимать близко к сердцу народную мудрость «плохому танцору и пол кривой». во-первых, да, кривой пол — совершенно реальная помеха. во-вторых, если знаешь, что он кривой, пол можно перестелить! и кривизна мешать больше не будет. поэтому Оборотню стоит не ждать атмосферы, а учиться создавать её самому, направлять обстоятельства, конфигурировать их под свои потребности. и помнить, что любой, даже самый обязательный ритуал А можно без особых потерь заменить ритуалом Б, если ритуал А почему-то осуществить сейчас нельзя))
что точно не стоит делать Оборотням, так это бежать, теряя тапки, что-то писать, как только в голову пришла самая первая идея. и не стоит всем на свете рассказывать, что я-де щас напишу, заключать контракты, договорённости, создавать у окружающих какие-то ожидания, что-то им обещать. потому что первая идея ещё двести раз уточнится и дополнится, переродится, потребует для своего воплощения съездить на край света, выучить новый язык, построить дерево и посадить сына — в общем, подготовительный этап будет значительный, Оборотню надо повариться с идеей, прежде чем кидаться её реализовывать. вообще говоря, действительно хорошо проваренную идею Оборотень может реализовать очень даже быстро, иногда даже быстрее тех сроков, которые для такого дела считаются реальными. отчасти это связано с умением Оборотней делать сразу на чистовик, без необходимости возвращаться и всерьёз редактировать. но такое «на чистовик» возможно только в том случае, если идея перед этим хорошо поварилась, была выстроена подводная часть айсберга, которую не видно, но она здесь.
P.S. про свой каталог (да ещё и на близкую тему) говорить труднее, чем про чужие)) приходится отделять совсем личный опыт и прочие индивидуальные особенности от того, что сработает более-менее у всех Оборотней
В обсуждениях уже прозвучало, что все еще и поняли вопросы по-разному.
ВЫВОДЫ:3 штуки
Лично мне понравилось.
Нет, ну серьезно, во-первых, столько четких понятных примеров, во-вторых, подтверджить правоту намного проще, чем из себя выдавить рассказ. Ну, мне так точно проще 30 раз сказать "засчитываю", даже с комментариями, чем 1 раз самой написать три примера. Особенно учитывая, что если меня клинит на каком-то слове по типу "бирочка2, то что ты сделаешь. В общем, это удобно, это интересно, это весело.
Отдельно меня радует, что это практично.
Жизненно. Учитывая, что в дайри каждый третий пишет или хотя бы подумывает о том, чтобы написать. А так, глядишь, будет меньше попыток загнать себя в неудобные чужие сценарии "как писать". Очень надеюсь, что это реально пригодится. Еще, наверное, надо сделать опрос, как иметь дело с капитаном, когда он Бестия, а ты Ши или Оборотень, а может, так лучше опрос, как вдохновить себя, если крокодил не ловится, не растет кокс, тьфу ты, никак не заставить себя писать, но это я лучше просто в следующий раз спрошу, что нам нужнее.
Я думаю, нам точно стоит повторить.
Не сейчас,а Лиса когда будет? сделаем перерыв на линейках. Поговорим, например, о том, как стоит искать романтических отношений по каталогам или лучше пожестче вопрос - как справиться с болезненным разрывом? А, ладно, все обсудим, если следующий опрос организовать так, чтобы кто-то присматривал за морем, и мне надо будет только писать, что засчитываю или нет, то будет все куда быстрее и проще ))
Опрос превзошел мои ожидания в той части, что у нас теперь есть реально конкретные и узнаваемые описания, по которым вам намного проще будет отличить Ши, Оборотней и Бестий. Комментаторов, которые бы взялись поучаствовать в тесте было пока около десятка. Если к концу года у нас будет вместо десятка сотня, я буду считать, что это - успех. Потому что хорошая типология это все-таки такая типология, в которой могут разобраться много человек, потому что она понятная
люди, которые разбираются в теме, поименноКто у нас в лидерах по ответам и написал про все три каталога:
Эрин О-Ллири
задумчивая ульрика,
dancing sula,
sparkling_mead,
высказались по трем каталогам верно. Я думаю, надо выдавать почетное оружие за меткую стрельбу!
А если серьезно, у нас теперь есть люди, которые четко и понятно смогли ответить на вопрос, как стать писателем, с раскладкой по всем трем каталогам.
По 2 ответа (т.е. про 2 каталога)
Alario, птенец бабочки-крылатки, Кодзю Тацуки, werepine, Chris Danver
Золотые пули за участие!
А если серьезно, я думаю, и про третьи каталоги уже картинка у вас всех складывается, просто не до того, чтобы писать было, да?
И спасибо за участие в нашей олимпиаде:
Rot_fuchs, Гость, Акша Таквааш, Хелариан, Навия, Lloy, Magrat Lipwig, Viel_AsIs, Кидо, Рошелин, просто сова, _Ир-Рианн_
Наградные значки за участие!
Кого неправильно поситала или потеряла, пишите, поправлю!
Описания трех стратегий - можно вместе читать и сравнивать:
Бестия три ответа
ответ 1 - Бестии нужен планБестии нужно знать, зачем она хочет стать писателем. И нужен план. Можно поискать книжку "Как стать знаменитым писателем", наверняка она есть. И еще мне кажется, Бестии склонны легко руки опускать, когда план не простраивается, ну вот, наверное, не опускать руки и понимать, что инструкции, как стать знаменитым писателем, на самом деле нет.
Можно делать все, что вписывается в план.
ответ 2, Бестия и какой план ей нужен1. Мониторинг рынка. Что пользуется спросом, что набирает популярность, какие ниши не закрыты.
2. Анализ и прогнозирование - что может выстрелить. Список примерных направлений\жанров\сегментов, определение ЦА.
3. Тут линеечное, но этот пункт для меня слишком важен, чтобы пропустить: встраивание в выбранное направление Идеи. Ибо да, становиться Писателем надо не ради бабла и славы, а чтобы Нести Идею в Массы! И ни ради каких денег и популярностей писать то, что противоречит Идее, я не стану. Ну типа тупые любовные романы про брутала и лань могут хоть миллионы приносить, я их писать не буду. Если я напишу любовный роман - он будет про равные отношения равных людей и на фоне сюжета про воинов света (в моём понимании). Так что на этом этапе нужно продумать, что и как писать, чтобы оно и популярным стать могло, и не противоречило моим жизненным ценностям.
4. Изучение пути от написания до издания книги. Причём меня больше вдохновляет голая теорияя, чем "а вот Васис Пупидзяки поступил так-то..." Мониторинг издательств. Составления списка издательств, куда можно послать рукопись.
5. Составление плана действий по изданию книги.
6. Составление плана пиара себя и своих книг. Продумывание имиджа в соцсетях и СМИ.
7. Издание и пиар.
4-6 пункты - параллельно с написанием книги.
ответ 3, и еще немножко про планыМне кажется, нужно определить цель и простроить путь до неё. Что такое успешный, знаменитый писатель, на кого равняться?
Тут есть два основных вопроса - что писать и как потом добиться известности.
Сначала нужно определить, что писать. Исходя из личных предпочтений или из того, что сейчас популярно. Дальше собрать информацию о том, как сейчас люди идут к славе и что для этого нужно, какие есть маршруты.
Потом действуем по плану. Для начала неплохо бы книгу написать, в качестве первой точки пути
![:rolleyes:](http://static.diary.ru/picture/1483.gif)
Причём план должен быть какой-то такой, чтобы этапы были чёткие и конечные, и в каждый момент времени понятно, где я нахожусь относительно этого пути, что мне делать и как.
Как можно испортить? Действовать без плана. Тогда в какой-то момент становится неясно, к чему это всё и пропадает желание что-то делать.
P. S. Выше в комментариях бирочки упомянули. Так вот - курсы писательские это не бирочка! Бирочка в данном случае - это написанная и изданная книга. Если есть хоть одна законченная и опубликованная книга, то вы писатель. Если нет, то сорри. Начинать писать можно прекрасно без курсов, но вообще почитать материалы полезно. Вышеупомянутых Олди, к примеру.
Ши три ответа по теме
комментарий в темучто такое результат для ши. Это как торрент действует - он получает файл мелкими кусочками, в любом порядке. Для других результатом будет весь файл целиком, всеми кусочками, склеенный. (или, это, может для оборотня весь целый, а для бестии, к примеру, что-то типа решета заполненных кусочков). А для ши результатом будет каждый маленький кусочек файла. И им даже не нужны все кусочки.
ответ- обеспечить себе максимум разных возможностей для "записать вот прямо здесь и сейчас", то есть буквально в любой ситуации (программы в гаджетах, блокнот с карандашом в туалете, в сумке, на каждой вертикальной поверхности)
- писать разное и по-разному, не стремясь сразу унифицировать и загнать в рамки, пусть это будет такая "мозаика", "коллаж" (ну или, как это раньше называлось, "Пестрая смесь")
- общаться на "эту самую" тему с самыми разными людьми (даже с теми, кого на первый взгляд не заподозришь в интересе и возможностях посодействовать)
- участвовать в тематической движухе, которая привлекает внимание и вызывает желание поучаствовать (конкурсы, флешмобы)
- по полной использовать свое умение ловить тенденции из воздуха и таки активно интересоваться тем, привлекло внимание (ну, вроде того, что основная масса народа только-только обнаружила, что соцсеть А — это круто и перспектино, а Ши уже два месяца там вовсю тусуется; понятно, что не только применительно к соцсетям)
А вот писать _текст_, в смысле _эпохальный труд_, мне кажется, совсем не обязательно. Пожалуй, именно в случае с Ши наиболее велика вероятность "я писал блог о том, что мне интересно, а потом в личку постучался человек из издательства и сказал: "Как прикольно, а давайте из вашего блога сделаем книжку!"
2.
- приносить в жертву "большой цели" мелкие эпизоды или детали, которые на первый взгляд не вписываются (детали — это же самая что ни на есть изюминка Ши!)
- вообще пытаться поставить глобальную конкретную цель и стремиться к ней и только к ней
- ориентироваться строго на "правильные" методы продвижения ("вот Бестия так делала, а до нее сто лет назад ровно так же еще одна, и у них получилось"), заставляя себя игнорировать "не те", "неправильные"
ответЕсли Ши хочет стать успешным, знаменитым, востребованным писателем с огромными тиражами и славой: Хммм, а ши может хотеть в такой гигантской размытой формулировке, которая сама по себе может испугать? Или он уже изначально хочет этого в какой-то очень конкретной форме, какой-то конкретный объект/впечатление? У него внутри может, уже есть сказка, которую надо выпустить, или он хочет членский билет союза писателей, чтоб ходить в их буфет? Я слышала "Хочу классную книжку вот про это почитать, но ее в мире нету. Я все, что по теме есть в мире, прочитал уже, и они не совсем то, что мне хочется, и это жалко очень. Придется ее написать самому, чтобы потом прочитать. "
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
1. что Ши обязательно стоит делать?
По чуть-чуть собирать детальки паззла, которые уже видно. По мере движения будут потихоньку проявляться новые детальки, и так потом соберутся в целую картину. Это похоже на игру в морской бой, наверное?
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
По чуть-чуть записывать небольшие яркие сценки, наброски.
Точечно закидывать удочки в издательства, например, или как это там делается.
Точечно, может быть, где-нибудь публиковать новые кусочки.
Собирать вдохновляющие впечатления из каких угодно других источников, можно точечно, не обязательно читать научные труды по теме и смореть фильмы целиком.
Для себя лично выяснить как-то, какие минимальные разовые усилия будут радовать и вдохновлять, а не выматывать.
Все время отвлекаться и следить за тем, чтоб глаз не замыливался и "слова не кончались", не переуставать.
Если в какой-то момент вдохновение не прет совсем, не насиловать себя, а отвлечься на какие-то сторонние вещи.
Когда слишком сильно прет, важно следить за перерывами, чтоб не вестись на "вот еще же капелька осталась сейчас еще 5 минут и готово", а проходят часы, и ши все еще делает-делает и уверен, что "ну теперь-то остается 5 минут" - тут важно как-то отвлечься. (Правда, я не очень понимаю, как тут не потерять вдохновение, если прерваться?) Это тот самый штопор ши?
Планировать что-то, наверное, только в пределах нескольких дней.
2. а чего Ши делать категорически не стоит? (как Ши может всё испортить?)
Нельзя вестись на "полезные советы" бестий и оборотней про их схемы и марш-броски, "все могут, и ты сможешь".
Не стоит действовать по расписанию без пропусков, но и не стоит ждать, пока сложатся звезды и мир двинется навстречу. - Наверно, ши нужно прислышиваться как раз лично к себе, своему вдохновению и наличию сил в данный момент.
Нельзя планировать на долгий период и заранее пытаться представить размер книги и содержание.
Нельзя вестись на собственную "жадность" и "еще 5 минут, и я добью этот кусок, а потом прервуюсь".
Оборотень 2 коротких ответа и один большой
ответ, всего 2 абзаца1. Стоит настроиться на то что это будет долгая песня. Дать себе время на то что бы собрать информацию, осмыслить, подготовиться. Полезно будет найти свой "рабочий кабинет". Заранее изучить не только вопрос творчества но и что делать потом. Но вот компанию по пиару себя любимого запускать стоит после того как текст написан т.к. это Ши спокойно кидают в публику фрагменты, Оборотни скорее всего сначала закончат с творческой частью а потом возьмутся за часть связанную с продажами и пиаром. В этом смысле если Оборотня в писательство затянет основательно то наверное ему будет нужен менджер что бы он мог пиарить обротня пока тот пишет, иначе интервалы между книгами рискуют стать очень очень большими.
2. Не стоит торопиться и хвататься за сто дел сразу. Не стоит смотреть на Ши, которые вот вроде еще ничего не закончили а уже аудиторией обросли. А на бестий наверное смотреть можно, ну просто что бы было.
ответ, всего 2 абзаца1. Читать много-много-много-и-ещё-больше хорошей литературы, чтобы понять что это такое, как оно устроено, и с чем это едят. Тут возникает вопрос: как отличить хорошую литературу от плохой, до того, как-ты со всем этим разобрался. Мой ответ: попросить совета (Совета что почитать, а не как писать! ). Возможно, это ответ линейки Правил - начинаем плясать от того, что общепринято. Но в конечном счете танец все равно получится авторский
2. Не покупать брошюры типа "Стань писателем за 6 недель - Алгоритм успеха", и уж тем более не пытаться этот алгоритм соблюдать
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
ответ, очень, очень, очень подробная инструкциячтобы получить признание, Оборотню стоит сделать ставку на свои сильные стороны — ту же глубину проработки темы. найти нишу, в которой это будет уместно и востребовано. нон-фикшн всяческий специализированный — в областях, где ценится умение копать. если фикшн, то тоже с возможностью продемонстрировать высокую детализацию: чтобы дело происходило в какой-то интересной исторической эпохе или касалось какой-нибудь такой сферы (например, профессиональной), о нюансах которой многим будет любопытно почитать.
а ещё сейчас довольно много любителей подробных, многоуровневых сеттингов в фэнтези и фантастике: чтоб была история мира от сотворения, чтобы были продуманы и технологии, и социальные институты, и всякие обычаи-традиции, и флора с фауной. Оборотню стоит целится в такую книжку, по которой в итоге захочется делать фанатскую викию)) кстати, вот об этом Оборотень может весьма продуктивно контактировать с аудиторией, если таковая у него появится, — отвечать на вопросы про мир или там предыстории героев, завести для этого площадку, потихоньку так может сформироваться активное какое-то сообщество, ядерная аудитория, которая будет по сто лет ждать, пока Оборотень разродится. многим людям нравится книжный мир, продолжающий расширяться за пределами книг, — по письмам Толкина ползают с лупой, каждый твит Роулинг про ГП обсуждают неделю. это, конечно, примеры космически успешных авторов и сеттингов (никого не типирую, вообще недолюбливаю типирование знаменитостей), зато по ним видно, что запрос на дополнительные подробности существует, есть такая ниша. а у Оборотня дополнительные подробности, скорее всего, найдутся.
впрочем, Оборотню стоит заранее прийти в гармонию с совершенно возмутительной мыслью: ВСЁ НЕ ВЛЕЗЕТ!))) никогда, ни при каких обстоятельствах в одну книжку не уместится всё, что ты придумал, что ты можешь навертеть вот по этому и вот по тому поводу. попытки обязательно впихнуть невпихуемое могут отрицательно сказаться как на чисто художественном качестве текста, так и на самой возможности его когда-нибудь закончить. поэтому лучше заранее настроиться: «окей, я пишу серию». или «окей, я пишу роман, а потом — справочник по этому роману»)) Оборотню вот прямо очень важно научиться хоть что-нибудь — хоть иногда! — отрезать, сокращать, не включать.
Оборотню стоит познать меру в ресёрче. нет, полторы фразы третьестепенного героя не заслуживают двух ночей выгугливания тонкостей выращивания бахчевых культур на северном полюсе))) двух часов вполне достаточно) впрочем, если от двух ночей удержаться всё-таки не удалось, однажды можно обнаружить себя автором труда о полярных дынях. в принципе, это неплохо, всё когда-нибудь пригодится, но если задача — полторы фразы третьестепенного героя, лучше слишком не увлекаться, вот буквально будильник себе поставить)) мера с будильником жестокая и не-оборотневая по природе своей, зато хоть отваживает от совсем запойного углубления во всё, во что можно углубиться)))
для Оборотня довольно важно научиться оценивать сроки своей работы. и всегда умножать на три. если Оборотень заключает с кем-то договорённости насчёт времени сдачи (от контракта с издательством до совершенно неформальных, но значимых обещаний другим людям), ему следует быть осторожным и лучше положить срок побольше. никогда не знаешь, какие вдруг в тексте прорастут полярные дыни, требующие самого внимательного изучения! если удастся закончить быстрее оговорённого срока — ну и хорошо, вот уж это вряд ли кого-то расстроит)) этот пункт направлен в первую очередь не на самого Оборотня, а на других людей, с которыми связан его рабочий процесс, но самому Оборотню тоже бывает полезно понять, что нет, к концу месяца я, скорее всего, не закончу, это нереалистичный план, на котором не стоит основывать другие планы.
Оборотню нужно освоить стоп-кран «перестань полировать». процесс улучшения по природе своей бесконечен, у него нет финала, а у дела, у книжки — должен быть. в конце концов, всегда можно написать следующую — ещё лучше, с учётом всех новых наработанных скиллов, новых обретённых знаний и так далее. но для Оборотней характерны трудности с тем, чтобы сказать себе «я закончил, вот теперь — достаточно, вот теперь — хорошо». столько же всего ещё можно расширить, углубить, переделать, довести до ума! тут может очень помочь сторонняя редактура или даже не редактура, а просто мнение каких-то людей, которые прочитают и что-то скажут. их взгляд со стороны позволит более трезво оценить, что в улучшениях действительно нуждается, а что уже перегиб.
но Оборотню будет комфортней показывать другим людям (даже самым близким и понимающим) не ход работ, а всё сразу — ну или хотя бы большими кусками. на этом, кстати, можно крупно погореть, если вдруг книжка заказная, а не собственная (и такое бывает): ты уже всё написал, а заказчик вообще другого хотел! поэтому если Оборотень работает на заказчика или как-то ещё должен вписаться в чьи-то конкретные пожелания, ему обязательно нужно помнить, что часы лучше сверять до того, как ты прокопал туннель под Атлантикой)) возможно, ты копаешь не в ту сторону. если же чужие пожелания над головой не нависают, Оборотню трудно и не особенно полезно показывать каждые три абзаца аудитории. вместо удовлетворения будут китайские ёлочные игрушки, а то и стресс от того, что работу увидели в неглиже! эмоционально при этом фидбека может хотеться, но это, по моему опыту, всё равно не повод показывать три абзаца, а повод работать быстрее))
что касается необходимой Оборотням атмосферы, о которой так много говорили большевики, то мне кажется, что взрослый-состоявшийся Оборотень свою атмосферу создавать и так умеет) пожалуй, ему важно на атмосферу не забивать и не отмахиваться от себя, если вдруг захотелось странного. хочу писать кульминацию, глядя из окна отеля на Босфорский пролив? окей, есть деньги — вперёд, это не каприз, это правда так и надо. самые эксцентричные желания с высокой вероятностью окажутся тем, что поможет работать, даже если со стороны они оцениваются как «да ты офигел вообще». маленьким и пока неопытным Оборотням, наверное, можно посоветовать внимательно слушать себя. проанализировать: вот мне очень хорошо работалось — что тогда творилось вокруг? а что я делал сам (помимо того, что хорошо работал)? или наоборот: вот я полную фигню сделал — а что ещё в то время было не так, вокруг и во мне? по-моему, Оборотням легко удаётся вычислить такие вещи, если они вообще задались вопросом. тут главное не принимать близко к сердцу народную мудрость «плохому танцору и пол кривой». во-первых, да, кривой пол — совершенно реальная помеха. во-вторых, если знаешь, что он кривой, пол можно перестелить! и кривизна мешать больше не будет. поэтому Оборотню стоит не ждать атмосферы, а учиться создавать её самому, направлять обстоятельства, конфигурировать их под свои потребности. и помнить, что любой, даже самый обязательный ритуал А можно без особых потерь заменить ритуалом Б, если ритуал А почему-то осуществить сейчас нельзя))
что точно не стоит делать Оборотням, так это бежать, теряя тапки, что-то писать, как только в голову пришла самая первая идея. и не стоит всем на свете рассказывать, что я-де щас напишу, заключать контракты, договорённости, создавать у окружающих какие-то ожидания, что-то им обещать. потому что первая идея ещё двести раз уточнится и дополнится, переродится, потребует для своего воплощения съездить на край света, выучить новый язык, построить дерево и посадить сына — в общем, подготовительный этап будет значительный, Оборотню надо повариться с идеей, прежде чем кидаться её реализовывать. вообще говоря, действительно хорошо проваренную идею Оборотень может реализовать очень даже быстро, иногда даже быстрее тех сроков, которые для такого дела считаются реальными. отчасти это связано с умением Оборотней делать сразу на чистовик, без необходимости возвращаться и всерьёз редактировать. но такое «на чистовик» возможно только в том случае, если идея перед этим хорошо поварилась, была выстроена подводная часть айсберга, которую не видно, но она здесь.
P.S. про свой каталог (да ещё и на близкую тему) говорить труднее, чем про чужие)) приходится отделять совсем личный опыт и прочие индивидуальные особенности от того, что сработает более-менее у всех Оборотней
В обсуждениях уже прозвучало, что все еще и поняли вопросы по-разному.
ВЫВОДЫ:3 штуки
Лично мне понравилось.
Нет, ну серьезно, во-первых, столько четких понятных примеров, во-вторых, подтверджить правоту намного проще, чем из себя выдавить рассказ. Ну, мне так точно проще 30 раз сказать "засчитываю", даже с комментариями, чем 1 раз самой написать три примера. Особенно учитывая, что если меня клинит на каком-то слове по типу "бирочка2, то что ты сделаешь. В общем, это удобно, это интересно, это весело.
Отдельно меня радует, что это практично.
Жизненно. Учитывая, что в дайри каждый третий пишет или хотя бы подумывает о том, чтобы написать. А так, глядишь, будет меньше попыток загнать себя в неудобные чужие сценарии "как писать". Очень надеюсь, что это реально пригодится. Еще, наверное, надо сделать опрос, как иметь дело с капитаном, когда он Бестия, а ты Ши или Оборотень, а может, так лучше опрос, как вдохновить себя, если крокодил не ловится, не растет кокс, тьфу ты, никак не заставить себя писать, но это я лучше просто в следующий раз спрошу, что нам нужнее.
Я думаю, нам точно стоит повторить.
Не сейчас,
@темы: кроме людей
Я думаю, еще народ или не увидел или не успел, следующий будем тогда прямо заранее предупреждать, чтобы все успели.
Я бы поговорила об этом, интересно.
Действительно, просто не успел про Оборотней, да. Но теперь чего уж...
Что в зазор меж бревнами попало, то пропало
А давайте попробую ответить не на тот вопрос, а про процесс по своему желанию, насколько будет похоже на вашу Горгулью, или не будет?
читать дальше
Я честно хотела откомментить выводы, но сложилась от смеха и всё забыла))))))
что такое рукожоп ))я справилась со второго раза! ))
Кодзю Тацуки, понимаю - после темы линеек, наверное, станет проще ))
а кто таким не бывает?..)))А вообще, я попроовала ответить развёрнуто и обстоятельно... и поняла, что мне нечего ответить, только то, что стратегии других каталогов вызывают такое ощущение странно-непродуктивно-вредно мне, что даже толком вникнуть в них не получается.
А вот от сокаталожников много полезного для себя поймала)))
О да))
А вот от сокаталожников много полезного для себя поймала)))
ну это, кстати, как еще одно подтверждение верного определения каталога тогда можно рассматривать.
А еще конструктив в том, что вместо одной универсальной стратегии видно, что они разные, и свою все легче узнавать-отличать от других.
не запугивать Ши радостным «ой как здорово, осталось всего ничего — ещё пятьдесят таких же подходов!»))
да ))
поэтому их всего два, и случаются они очень редко