
«Манара» – колода, которая вызывает острые и противоречивые чувства, что делает честь таланту ее создателей. Я знаю тех, кто плотно и активно с ней работает. Я знакома и с теми, кто отказывался брать «Манару» в руки.
У Врубеля есть картина «Демон». Для одних зрителей герой невероятно красив, для других – отталкивающе уродлив. Есть люди, у которых эта картина оставляет впечатление гармонии и покоя, они приходят к ней за вдохновением. А кто-то морщится, говоря «бесовщина», слишком неприятна тема ли, подача ли или нечто неуловимое третье. Между картиной Врубеля и колодой Мило Манара можно провести параллели и в выборе темы, и в творческой свободе, и неоднозначности подачи.
Пусть вас не вводит в заблуждение гламурно-розовая рубашка и шоколадная окантовка арканов. Колода предлагает очень интимный формат общения, предлагая провоцирующие иллюстрации. С первого взгляда хочется вынести вердикт – манипуляции и сценарные игры. Одни карты рисуют нам поведение виктимной жертвы, другие – агрессора. На виктимность указывает несоответствие ситуации и действий девушки. Можно до хрипа обсуждать, стоит ли девушке ходить одной ночью в открытой одежде, но, пожалуй, мало кто оспорит, что в темное время суток одинокой девушке задирать юбку перед зрителями небезопасно. Развязно залезть в чужие штаны в общественных местах тоже не самый благоразумный поступок. Монахиня, задирающая подол, опять же вызывает недоумение. Что обьединяет этих героинь? Они ярко, жадно ищут вкус жизни, не разбирая времени и места. Это не игры, это жизнь такая. Женщины предельно откровенны с собой и другими, они просто свои личные желания ценят на порядок выше, чем социальные нормы. Героини не верят в завтрашний день, оттого так безрассудно ищут кайфа прямо сейчас. Если они манипулируют людьми, то не по расчету, а из-за неуемных страстей. Такими чувственными иллюстрациями колода пытается спровоцировать вас на то, чтобы вы признали за собой ваши «неприличные» желания, перестали от себя отворачиваться.
читать дальше
Мужские фигуры на некоторых иллюстрациях потрясают фалличностью. Это проявляется в монструозности и бесчеловечности, простите, негуманоидности персонажей, как будто обычное тело не может удовлетворить алчущую наслаждения героиню. Кое-где можно отыскать агрессию. Мужчина несет девушку, у которой связаны руки. Лесной король задирает юбку… Если присмотреться к мимике и позам героинь, то мы поймем, что агрессия лишь игра – трудно изнасиловать женщину, жаждущую секса! Строго говоря, иллюстрации – отражение желания, игры воображения, чувственных фантазий.
Если взаимоотношения с людьми здесь показаны утрированными, гротескными, то общение с миром, особенно с природой, изображено как предельно искреннее и открытое. Тихая заводь, прохлада воды в бассейне – все живое и настоящее. Мило Манара вдохнул в каждую карту не только страсть, но и умиротворяющее спокойствие природы, ее гармонию.
Художник изучал архитектуру в Венеции, написал в комиксах «историю Италии» и китайский роман XV века «Обезьяний король», но не надо знать все эти подробности, чтобы увидеть, что в созданную колоду Мило вложил целый мир. Манара вообще умеет с неожиданной для такого азартного экспериментатора бережностью открыть новый мир и показать его зрителям.
В одном из неснятых фильмов Федерико Феллини,
На тоненькой льдине, в бокале «Мартини».
Герой на героине, героиня на героине,
И двойная сплошная пролегла между ними.
Помните эти строчки из песни «Би2» + «Сплин»? Как пишет www.castlerock.ru: «Как известно некоторые замыслы Феллини так и не были осуществлены (важнейшие эпизоды из едва намеченных фильмов он безжалостно растаскивал по другим картинам) и, чтобы хоть в какой-то форме донести до аудитории свои невоплощенные идеи, Феллини доверяет Манара их материализацию в форме комиксов. Крупнейшие нереализованные фильмы режиссера – «Путешествие в Тулум» (почти документальный рассказ о поездке создателя «Ночей Киберии» в Мексику к Кастанеде – событии, после которого человечество впервые убедилось, что автор «Дона Хуана» существует в реальности) и «Путешествие Масторны» отныне и навеки останутся в истории культуры в обличии комиксов Мило Манара».
Как произведение искусства колода прекрасна, но как инструмент работы с собой «Манара» не самый удачный выбор. Вы же не будете всерьез строить жизнь по картинкам из «Плейбоя»? «Манару» оценят те, кто любит красивый и дерзкий рисунок. Колода умеет вдохновить, зажечь, уговорить на авантюру и обрадует любого, кому нравится творчество Феллини и Манара.
Artwork by Milo Manara.
last edition 2005.
78 cards — 70х125 mm.
Published by Lo Scarabeo.

еще картинки


Ну и Би2 + Сплин: