14:52

Надо мной только небо
Доклад на пленарном. заседании 15-й Международной конференции {'Пси-
хоанализ, литература, искусство», Санкт-Петербург. 4 июня 199Sr Текст дан
по Психоаналитический вестник. — 1999. — №1 (7). — С. 162-176

Даниэл Ранкур-Лаферьер «Крейцерова соната».
... Одним из наиболее примечательных убеждений Толстого, которое не разделяли другие русские писатели, Достоевский, Чехов. Пастернак, Солженицын, является его ярко выраженное враждебное отношение к сексу. В 1888 г. Толстой решил, что люди не должны больше заниматься половой любовью. Позднее Толстой признавался, что его самого «ужаснул» этот вывод. И все же весь остаток жизни он был искренне убежден в превосходстве полового воздержания. Завсегдатай борделей в молодости, отец троих законнорожденных летей и по меньшей мере двоих детей от связи с крестьянкой до свадьбы. Толстой вдруг высокомерно заявил, что было бы хорошо, если бы люди прекратили рожать детей. Этот «неутомимый блудник», как в одном из писем Максиму Горькому он сам называет себя в молодости, отрекся от существенной части собственной личности и человечества в целом.
Что же послужило причиной этого отречения? Оно не было литературным фактом, однако мир узнал о нем благодаря выходу в свет литературного произведения, озаглавленного «Крейперова соната» (1889). Речь идет не о религиозном убеждении в чистом виде, хотя Толстой подкрепляет свои тезисы цитатами из Библии. Отречение Толстого от секса было скорее частью его личной жизни, самоограничением, соответствующим состоянию его души в тот момент.
Отвращение Толстого к сексу было делом личным, а именно такие личные вопросы являются наиболее подходящим объектом психоаналитического исследования. Сверх того, в данном случае личная проблема заявила о себе в особых временных рамках и получила литературное воплощение в конкретном сжатом произведении. Таким образом, мы можем определить конкретную тему, подходящую для психоаналитического исследования.
читать дальше

@темы: рецензии, психология, психоанализ

Комментарии
21.01.2009 в 01:00

Es geht kein Weg zurück...
Молния, хочу добавить что Наташа Ростова как самка в эпилоге тоже из этой оперы
но банально и очевидно
21.01.2009 в 01:08

Надо мной только небо
kataoka ну, зато понятно, почему она такая, откуда все выросло

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии