Надо мной только небо
Зачем это стоит прочитать - это прекрасный, здраво написанный рассказ про психологические тренинги сегодня. Тут даже свежие веяния, какая лексика сейчас в ходу. Про "у вас плохо развиты социальные навыки" - самый трендовый наезд 2017 года.


рассказ, лонгрид!

мои соображения

@темы: вопросы: мозговой штурм

Комментарии
10.10.2017 в 11:17

По личным вопросам Мерлин принимает в каждую первую среду века.
Исходный вопрос интереснее иных статей! Люблю такие наблюдения.

По сабжу: можно к одному полезному совету (перебивать авторитет тренера авторитетом светил с именами) пристыковать другой полезный совет. Ну хотя бы для палитры вариантов )) Уронить компетентность тренера ниже плинтуса относительно образа обычного человека.
"Вот я обычная женщина, у которой вы видите кучу проблем и подозреваете психоз. Так как же может быть, что вы не понимаете очевидную вещь, которая понятна и мне, и всем вокруг?" Фокус получается в том, что люди действительно сами взвешивают "за" и "против". Но. Себя автоматом, не анализируя (кроме редких), считают "обычным человеком". И образ тренера падает не относительно того, кто это проделал, а относительно обычных свидетелей.
В менее острых ситуациях (не против профессионала) я так делал. "Да, я идиот. Ну и что стоят твои слова, если в них лажу видит даже такой идиот как я?" Против профессионала не любого стал бы, боязно )))
10.10.2017 в 11:22

ТС

Спасибо большое за разбор! Многое стало понятнее.
Да, я уже с однокурсником поговорила об альтернативных направлениях психологии, он ушел книжки читать ("Терапию настроений" Бернса почему-то выбрал). Правда, я заметила, что он как-то меня слегка подначивает, и у нас вскользь возникают, действительно, разные разговоры обо мне (типа "чего это ты все выходные занята? - да друзей много, от одних к другим бегаю - если бы я так по друзьям бегал, печень бы не выдержала - ну так я практически не пью, и друзья такие же"). Теперь я поняла ситуацию и буду к подначкам относиться спокойнее, а то у меня внутренний мангуст в боевую стойку в такие минуты встает и хочет ррррвать кобррр.

Это не попытка психолога из этой истории оправдать, нет, я только хочу, чтобы да деревьями не терялся лес. А данный психолог даже публично извинился, хоть и криво, но другие не способны бывают и на это. И в самом тренинге было много интересного, то есть человек не тупо доминировать на своих занятиях стремится, если уж сравнивать, каким бывает дно психологических тренингов.
И за этот пассаж отдельное спасибо, потому что, когда видишь и полезное для себя и не сильно полезное, то сложнее всего составить какое-то единое мнение о происходившем. Сказать "тренер - мудак" не получается. Но и сказать, что это я неадекват - тоже не получается и как-то и не хочется. А с такой позицией можно взять полезный опыт из тренинга, выкинуть бесполезный и пойти дальше :)
10.10.2017 в 11:29

ТС

Олег Чаров, классный подход! Надо будет запомнить, спасибо
10.10.2017 в 11:54

Еще одна работающая стратегия: с заинтересованным видом и заметным желанием разобраться задавать уточняющие вопросы. Для полноты картины при этом конспектировать.
Например, листнуть конспект на страницу-две назад и спросить "Вот вы в начале говорили, что все женщины одинаковые. Я правильно понимаю, что вот эта девушка, которая чарующая и сексуальная, по сути одинакова с А. и со мной?"
Ну и на прочих противоречиях подлавливать, но с видом искреннего желания понять и своими наивными недалекими мозгами охватить всю глубину и широту мысли тренера :evil:
Если делать это без вызова и подначки, то и аудитория начинает шевелить мозгами и обдумывать несостыковки.
10.10.2017 в 14:09

Считаю, что дело не в гештальте. Первая ступень гештальта - это обычно психотерапевтическая группа. Очень много вопросов к компетентности тренера, тем более, если он давно ведет группы, а не новичок. Особенно по части безопасности в группе и правил ведения психотерапевтической группы, которые, судя по описанию, нарушались самим ведущим. В частности оценивание и обесценивание чужого опыта и мнения, отличного от мнения тренера, переход на личности и разбрасывание диагнозами в результате конфликта. Даже психиатр с большим опытом практики не будет сходу клеить на незнакомого человека диагноз, видя его впервые.
10.10.2017 в 14:14

ТС

Гость, к сожалению, у меня языкатости на такое не хватит, а так это было бы круто ))))

Mirror of Nothingness, спасибо за ваш отзыв
да, я тоже думаю, что гештальт тут не виноват. но что делать, если в нашем городе гештальт вот такой )
по части безопасности в группе и правил ведения психотерапевтической группы
а это вообще где-то прописано, можно почитать? потому что я в этом вопросе практически зеленый новичок
10.10.2017 в 14:30

«а это вообще где-то прописано, можно почитать? потому что я в этом вопросе практически зеленый новичок»

Книги Кочюнаса по групповой психотерапии, это классика.

А, ну и Ялом, но его вроде выше упомянули.
10.10.2017 в 14:33

ТС

[email protected], спасибо! :)
10.10.2017 в 14:55

"Путь в тысячу ли начинается с лёгкого шока" (Al Dragon)
Вот да. Я тоже в недоумении от описания такой гештальт-группы. Советую почитать Пёрлза, который бы в гробу перевернулся от такого гештальта.
Сначала даже не поверила в историю и подумала, что топикстартер что-то сильно исказил и преувеличил (субъективное восприятие такое субъективное...). Но потом вспомнила читать дальше
10.10.2017 в 14:56

Гость, есть ряд стандартных правил, которые упоминаются практически в любом учебнике по групповой психотерапии:
- не оценивать, не осуждать, не давать советов;
- не перебивать говорящего;
- говорить только о себе и своих чувствах, мыслях, впечатлениях;
- правило "стоп" - член группы имеет право не говорить о том, к чему еще не готов или не хочет обсуждать.

Если ведущий позволил себе говорить за всю группу, что им якобы с вами так же неприятно как ему, - это было непрофессионально и недопустимо по отношению к вам как к клиенту и члену группы. Так же как и заставлять вас говорить о чем-то личном против вашего желания.
10.10.2017 в 15:12

ТС

Magrat Garlick, спасибо! Перлза почитаю. Ходить я точно туда не буду. Тренировать стойкость в конфликтах - дело, конечно, благодатное, но я, пожалуй, поищу себе место, где меня не будут выставлять безумцем с порога :)
Индивидуальная несовместимость - возможно.
А картину я старательно вырисовывала, стараясь максимально точно передать все слова и повороты сюжета. Если что-то упустила - то исключительно из-за несовершенства человеческой памяти )

Mirror of Nothingness, спасибо ) ну да, "низкие социальные способности" проваливают первый же пункт.
10.10.2017 в 15:26

Могу, умею, хочу и буду!
Спасибо за рассказ, очень интересно.
10.10.2017 в 19:13

Coeur-de-Lion & Mastermind
"а правда ли, что это опасно и вообще псевдопсихология?»

Я бы сказал, что да :))
10.10.2017 в 19:47

"Путь в тысячу ли начинается с лёгкого шока" (Al Dragon)
Ходить я точно туда не буду. Тренировать стойкость в конфликтах - дело, конечно, благодатное, но я, пожалуй, поищу себе место, где меня не будут выставлять безумцем с порога Гость, да уж это конечно. Насчет аргументов я имела ввиду ваши возможные диалоги с теми, кто ходить и подначивать продолжает.
10.10.2017 в 20:24

ТС

Magrat Garlick, ааа, тогда поняла ) да, почитать что-нибудь я точно планирую :)
11.10.2017 в 00:35

Полезных советов не дам, потому что сам не умею в таких ситуациях держаться, умею только избегать их.
Так что я пришел просто восхититься: ТС, вы герой, что высидели до конца занятия практически спокойно. Я, сталкиваясь с людьми, с которыми настолько несогласен (а то, что вы описали, вызвало у меня лютый баттхерт), да еще и после "диагноза" - устроил бы безобразный спор. Ну не умею я конструктивно спорить с идиотами (или теми, кого считаю идиотом). А вы справились - и вы молодец! :vo:
11.10.2017 в 02:25

Раз тут выше написали сомнение, а точно ли всё так, моё ИМХО: именно так, как описано, действительно бывает, без преувеличений. И это не личная несовместимость как таковая, а всё-таки некорректность ведущего.
Ну, то есть, — для примера, — кого-то, наверное, сексизм резанёт больше, а кого-то меньше, но это не отменяет того, что сексизм вреден как явление.

"а правда ли, что это опасно и вообще псевдопсихология?»
Плюсую, опасно. Некоторые полезные сведения не отменяют других - ложных и вредных, и шансов об такую "психологию" травмироваться. Если у вас, довольно уверенного и успешного человека, возникло сомнение в себе, — можете представить, как подобное может навредить кому-то, кто и так склонен себя обвинять.
Кстати, на мой взгляд, вы вели себя на занятии очень спокойно и корректно.
11.10.2017 в 17:53

ТС

Минейр Кот, спасибо на добром слове ) я себя героем не считаю, но приятно, что кому-то это дело показалось героическим :)

Lisciel, вот да, мало ли кто пришел, мало ли какие у него тараканы, мало ли какие особенности психики (в том числе склонность к депрессии). это ведь обычный человек критику анализирует и может понять, что критика не равна мысли "ты никто", даже если эту мысль проталкивают. а человек склонный к депрессии может от пары фраз покатиться по наклонной.
я уже потом ходила и думала: может, реально такой подход с жесткой критикой кого-то может сделать лучше? может, у нас люди стойкие к критике, сами не доходят? или наоборот, культура такая, что бабушки ругали, родители ругали, и я буду ругать, чтобы сделать лучше? типа особенность менталитета
11.10.2017 в 17:55

ТС

обычный человек критику анализирует
наверное, неправильно написала "обычный", но не знаю, что лучше сформулировать
11.10.2017 в 18:00

По личным вопросам Мерлин принимает в каждую первую среду века.
наверное, неправильно написала "обычный", но не знаю, что лучше сформулировать

Среднестатистически здоровый на голову, без выраженных проблем, которые повышают риск того, что психика от неаккуратного обращения упадет в деструктивный процесс по вкусу?
14.12.2017 в 14:42

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Просили дать обратную связь вот тут. Ну что ж.
Вопрос был мой :) Я сначала хотела его отправить неанонимно, но Молния посоветовала мне анонимно, а то мало ли что.
Но раз такое дело... сдеанонюсь :)
За разбор ещё раз спасибо, за комментарии тоже. Из итогов сейчас, на данный момент - я поняла, что я насчёт этой ситуации больше не парюсь, я её для себя решила и давно. Ходить дальше я, разумеется, не стала. Отношения ко мне у тех, с кем я общалась из группы, не поменялось. Всем пофиг. Одногруппник, которого я там встретила, теперь активно за мной ухаживает, читает полезные книжки и ходить дальше тоже отказался. Другой товарищ, с которым я там познакомилась, ходить туда собирается, но тоже за мной ухаживает (это я такая "непрокачанная женщина", ага, этот момент меня в этой истории особенно веселит :lol: ) . Плюс ещё как минимум одна девушка отказалась ходить туда, если верить слухам.
Впрочем, негативный эффект таки был. Как мне кажется, тот тренинг дал мне хороший пинок, чтобы начать кучу всего делать. И это было бы даже хорошо... но на тот момент я ещё не совсем оправилась от болезни и слишком себя перегрузила. В итоге спустя несколько недель свалилась с гораздо более серьёзной болезнью - загнала себя просто. Позже, анализируя, поняла, что мысли про то, что я себя слишком жалею и надо себя больше грузить, зародились именно как результат тренинга (это был вывод, который я сделала из того, что мне говорили, хоть логика получается немного странной). В другой ситуации эти мысли, возможно, были бы мне полезны. Но тут, конкретно в этом случае, вышло наоборот.
Потому мой вывод: надо себя беречь и не ходить на всякие вредные тренинги. Даже если вы адекватный и думающий человек, может случиться так, что вы далеко не всё негативное влияние сразу отловите :(
15.12.2017 в 12:12

Надо мной только небо
Ticky, про перегрузку после тренинга - да, это распространенный риск тренингов вообще. Внутреннее равновесие в итоге интенсива смещается слишком сильно, слишком много импульсов. Хорошо, что зато потом удалось это отследить и исправить, иногда это даже затягивается.
15.12.2017 в 13:17

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
.molnija., да... эффект-то в принципе неплохой. Но не для меня и не на том этапе. А не следи я за собой, нахваталась бы чего повреднее)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии