Вот вроде и есть желание сесть написать фик овер 100 тыщ слов, сюжет и все необходимое продумал, план составил, идея захватывает, все дела в реале поделал, время освободил... и тут наступает лень. Но желание все еще остается. Но лень.
Или вот решил немецким заняться. Все есть - время, учебники, препод, клевые тетрадки и цветные ручки, поездка в Берлин через х месяцев, любимая немецкая группа на плакатах и в наушниках... и лень. Но тетрадки, Берлин, прокаченный скилл? Но лень.
Или вот приготовить себе суп, а то от бутербродов живот болит. Все есть для готовки. Лень. Терплю болящий живот, но готовить не иду. Хотя супа хочется. Но лень.
Попытки себя заставить оборачиваются упадком сил. Нахожу причины не делать. И страдаю от этого.
Ок, что может сказать психолог и чем помочь?Ну, давайте начнем с диагностики. Что мы видим?
Четко структурированный, рабочий для психолога, но при этом практически художественный текст. Описание проблемы не только четкое, полное и доходчивое, но еще и красивое, выразительное. Главную роль как художественное средство играет, пожалуй, рефрен - раз за разом длинное (чуть ли не как у Гомера) описание подготовки, настроя, предвкушения обрубает короткое и жесткое "Но лень".
Я не сколько похвалить пытаюсь (это тем, чьи вопросы я без вот таких отступлений разбирала), сколько указываю на очень характерную симптоматику. Ее характерность в:
— глобальность (проблема в самых разных сферах)
— неподатливость (никакие мои сознательные усилия не меняют ситуацию, как я ни рефлексирую)
— рефрен (ситуация повторяется и повторяется)
Итак, я думаю, глядя на описание, все узнали, что это такое? читать дальше
ЭТО СЦЕНАРНАЯ ПРОБЛЕМА
Сценарий тут такой - что каждый раз Титаник должен утонуть.
Существует некий сценарий, в котором Вы раз за разом вынуждены проходить один и тот же бесплодный Сизифов путь на гору - закатываете камень - а он не держится и катится вниз, никакое усилие не помогает переломить сценарий.
Подтверждающий диагноз момент - это если успехи по жизни получаются случайно, мимоходом.
Какова задача психолога на первичной консультации?
Выяснить ключевые характеристики сценария - это было бы супер
Как это делается?
Три направления работы; то есть три направления для опроса:
— Родители (у них были такие сценарии неуспеха? Или они Вас настраивали на нечто подобное? Вообще, если брать семейный сценарий "как жить", то это что и о чем?)
— Творчество (в Ваших историях, фантазиях есть тема неудачи/преодоления неудачи? Если да, то какие там нюансы?)
— Личные убеждения (считаю ли я себя ...нет, не ленивым, тут ответ очевиден, а, например, глупым или невезучим или каким-то еще таким, которого просто ждет неуспех?)
Это работа с рядом неприятных вопросов, где задача - найти навязываемые рамки. То есть почему все должно сорваться вопреки любым усилиям? Ответы помогут формировать антисценарий
Дальше надо смотреть, какие характеристики у Вас вызывают внутреннее сопротивление (где Вы сможете попробовать бороться самостоятельно), а какие - нет. В зависимости от этого определяется темп и сложность терапии.
В хорошем варианте я вижу характеристики и могу сам с собой начать спорить. Тут и одной консультации может хватить. И потом читать, как другие просто с похожими проблемами про язык или написание текстов справлялись и копировать.
В плохом - вижу, но не могу. В смысле, все понимаю, но ресурса на борьбу нет. Тогда надо смотреть, что дадут 3-5 консультаций. Обычно это позвляет нащупать внутренний ресурс.
В самом плохом - вижу, но не понимаю, в чем проблема - да, я уверен, что я бездарный, все же доказывает именно это. Ну, тут можно умножать на 10 и закладываться на 30 консультаций и с чувством еще и поненавидеть себя за то, что язык никак не учится, вряд ли удастся без этого куска работы обойтись.
карта
Animal Totem Tarot
И еще раз про технику работы со сценарием
Если внутри нет ответа на "да у меня никто не мог выучить язык в семье" нечего противопоставить, то надо искать, как вытащить в ощущение "я справлюсь", и это будет вешками. Сразу никак. Только с кочки на кочку, через "я хочу попробовать (ну это то я хочу?!)", "да, я точно хочу попробовать!", "я попробовал, ерунда какая-то выходит", "оказывается, пока я пробую, я себе говорю, что я ... - вот это мне мешает!". И где-то в конце этой дороги "да, я могу и знаю как".
То есть шаг за шагом формировать новый сценарий.
По времени
Формулирование своего жизненного сценария само по себе - это работа сама может быть не на одну сессию, поэтому за первый час обычно не сколько целостную картинку строят, сколько ищут, где очевидный "провис" и тыкают в него пальцем. И дальше по обратной связи от пациента обычно видно, насколько тот способен самостоятельно сформировать сценарий или нет. Ушиб, вывих или перелом - как-то так.
По характеру работы:
Противная. Пациентам приходится рассказывать, вот, я себя вот так гноблю, эдак, а еще я думаю вот такие гадости о себе - зачем, зачем мы это обсуждаем?! Но без понимания, чему мне приходится противостоять и какие самообвинения я не выдерживаю, преодолеть сложно. Но зато обычно динамика даже в плохом случае через 3-5 часов видна - хотя бы начал пробовать.
РЕЗЮМЕ:
Подумайте над версией сценария?
Над вариантом, что это такая программа, где раз за разом Вы должны что-то повторять безуспешно - и почему так? Подсказки могут быть в творчестве, в сценариях родительских. Какую историю своей жизни я пишу?
Психолог это вряд ли исправит за одну консультацию, буду пессимистична, но в целом это решаемая задача, техник и подходов работы со сценариями вагон, спасибо Берну, так что можно думать и пробовать.
Кто сейчас пытается сориентироваться, а нет ли у него тоже сценарной проблемы - ищите у себя тогда по записям художественные (то есть с попыткой отрефлексировать, переработать) тексты с описанием проблемы, где раз за разом - рефреном говорится о неудаче, поражении. Иногда в таких текстах видно, в чем сценарий (ибо я не заслужил, например), но обычно суть сценария скрыта и искать надо в других местах, например, «почему мои персонажи терпят неудачу?» будет более информативно для поиска собственного сценария.