Надо мной только небо
И в радужных лучах, и в самом небе Рима!
Всё та ж высокая, безоблачная твердь,
Всё так же грудь твоя легко и сладко дышит,
Все тот же теплый ветр верхи дерев колышет,
Всё тот же запах роз... и это все есть Смерть!..
Федор Тютчев
Всё та ж высокая, безоблачная твердь,
Всё так же грудь твоя легко и сладко дышит,
Все тот же теплый ветр верхи дерев колышет,
Всё тот же запах роз... и это все есть Смерть!..
Федор Тютчев

2009г., Йоханна Вокалек и Дэвид Уэнэм
В двух словах: история Фарамира и Эовин, если бы та пошла мужским путем до конца, при поддержке любимого человека.
Фильм снят как легенда – он не исторический, но цельный, яркий, с живыми характерами.
Кино и книга, по мотивам которой и ставилась экранизация, различаются по тональности. Текст - любовный роман с умными цитатами, отчего в голове крутится: «замуж, дура, срочно замуж!». А кино смещает акценты с богатого внутреннего мира героини на второстепенных героев. Пройти своим путем Иоанна могла только при молчаливой, но верной и надежной поддержке мужчин. Они рискуют ради нее, они спасают ее раз за разом:
- учитель, решивший учить ее грамоте;
- брат, защитивший при вторжении норманнов;
- монах-травник, подсказавший насчет лодки;
- Папа, доверивший собственную жизнь;
- ...и многие другие мужчины.
Фильм зрелищный. Книга - про убогость средних веков, а режиссер вместо грязи и дерьма показывает то сельские пейзажи, то роскошь Ватикана. Пусть это церковь по-голливудски, но это все-таки церковь, за декорациями видна идея. Католическая церковь как система или организм здесь подана штрихами, но достаточно выразительно.
Иоанна избрала путь, столь тесно связанный с Римской Католической церковью, потому что альтернатив попросту не было. Выбор стоял между "быть или не быть", а не "как именно быть". Думаю, если бы она осталась дома, то отец ее бы попросту замучил, как мать и старшего сына. А уйти вникуда - не в те времена.
Если бы Иоанна жила сейчас, наверное, она бы стала консервативным психоаналитиком, из тех, кого анализанды не видят практически всю терапию. Как не знали тайн Иоанна Англикуса окружающие в фильме, так она бы оставалась чистым фоном для проекций в духе классического фрейдистского анализа. Ее кабинет был бы местом для исповеди, очищающей и трансформирующей душу. А фрейдовское «любить и работать» Иоанне могло бы понравиться даже больше чем «мыслю, следовательно, существую».
Концовка выбивается из общей тональности – здесь режиссер ничего не мог поделать с авторским текстом, но он поставил свою точку, показав в финале небо, соединив так своих героев - на небесах. Небо над городом как очищение, как обещание счастья и покоя. Небо как символ высшего суда, вне политических, гендерных и канонических рамок.
Вечное небо, вечный город и легенда на века.
Трейлер на ютубе