читать дальшеПричины неудач в психотерапии часто делят на три группы: — неудача по вине пациента — неудача по вине терапевта — неудача по вине техники/метода и прочих оргвещей
Я с одной стороны очень понимаю желание найти именно виноватых. С другой — это тупик. Тема вины плоха еще и тем, что часто она провоцирует сомнения - а может, это все-таки я виноват? Я ведь как-то попал в эту ситуацию? Я ведь не смог ее изменить?
Тогда как же классифицировать неудачи в терапии? Давайте говорить о том, чего в этой терапии не хватило, чтобы она была удачной: Что было необходимо в пространстве между терапевтом и пациентом, но оно отсутствовало? Так мы уходим от вины, от того, кто виноват к тому, а что нам нужно?
Причина неудачи в том, что на консультации не хватало: — нешаблонного подхода? — такта? — контакта? — признание уникальности опыта каждого человека? — доверия словам друг друга? Какая ценность отсутствовала?
Я знаю, что многие, сначала получив неудачный опыт, а затем найдя своего специалиста, не знают, как рассказать о предыдущем негативном опыте. Можно тогда использовать подход из этого поста — рассказать, чего Вам не хватило в предыдущей работе. Это избавит и вас от неловкой для многих ситуации (я обвиняю другого психолога — а что подумают обо мне? А будут ли сейчас его защищать?), и даст понять, что вам особенно важно в текущей терапии.
.molnija., вот я бы сюда написала ещё один пункт: шаблонности подхода. Неоднократно отправляя кого-то к психологу или выясняя, почему когда-то человек так и не стал ходить к психологу, слышала нечто вроде: психолог должен делать так-то и так-то, а он не делал, психолог не должен делиться собственным опытом, а он делился, и т.д. То есть есть шаблоны, подсмотренные в фильмах или пересказанные кем-то, и любой нестандартный подход подрывает уверенность в специалисте. Наверное, это всё-таки про доверие и контакт, но как внешняя причина - очень грустный феномен.
В моем же опыте таких проблем не было, только дважды я косвенно натыкалась на некомпетентных психологов.
.molnija., я вот кстати, так для себя мысленно и не решила эту проблему - как провести первую встречу так, чтобы клиент не споткнулся об эту разницу. И ещё: первая встреча - это всегда ознакомление, подбор метода, попытка понять, с чем и какой пришёл человек. А клиент ждёт уже полноценной работы, чтобы прямо выйти новым человеком. Тоже к ожиданиям. В общем, эти вопросы мне не дают покоя)
Неоднократно отправляя кого-то к психологу или выясняя, почему когда-то человек так и не стал ходить к психологу, слышала нечто вроде: психолог должен делать так-то и так-то, а он не делал, психолог не должен делиться собственным опытом, а он делился, и т.д.
То есть есть шаблоны, подсмотренные в фильмах или пересказанные кем-то, и любой нестандартный подход подрывает уверенность в специалисте. Наверное, это всё-таки про доверие и контакт, но как внешняя причина - очень грустный феномен.
В моем же опыте таких проблем не было, только дважды я косвенно натыкалась на некомпетентных психологов.
В общем, эти вопросы мне не дают покоя)