Надо мной только небо
В жж рецензия на «Окаянные дни», кусочком оттуда:
«Бунину аж дурно от того, в каких условиях он живёт и с каким быдлом сталкивается. Его в самом прямом смысле «аж трисёт» – постоянно упоминает о разных проявлениях соматизации: руки тряслись, ноги подкашивались, шёл как пьяный, мороз в голове, услышал новость – и чуть не упал. Тут, конечно, человека жалко – эк его колбасит.
При этом он совершенно нерефлексивно ненавидит происходящее вокруг и даже не пытается вникнуть в положение других, проявить эмпатию. Не, нуачо? Всё ж было суперски, ему всегда жилось тепло, сыто и удобно; антоновские яблоки, деревенские девки, вот это вот всё. Самая тягостная проблема описывалась в "Чистом четверге": когда дама обманула – дать дала, а замуж не пошла. А потом вдруг бац – и набежала вся эта злобная матросня, жиды и недоучившиеся студенты с наганами. Затрясёшься тут от ярости. Откуда вы все выползли, спрашивает автор, ну чего вам не жилось? Мне же вот жилось отлично. Без вас-то.»
И я еще вспомнила картинку про Бунина и его холиварные отношения с окружающими, она с рецензией очень уж перекликается. Может, картинка, кстати, из дайри. Не из команды русских классиков что-то такое было?.. большая картинка
«Бунину аж дурно от того, в каких условиях он живёт и с каким быдлом сталкивается. Его в самом прямом смысле «аж трисёт» – постоянно упоминает о разных проявлениях соматизации: руки тряслись, ноги подкашивались, шёл как пьяный, мороз в голове, услышал новость – и чуть не упал. Тут, конечно, человека жалко – эк его колбасит.
При этом он совершенно нерефлексивно ненавидит происходящее вокруг и даже не пытается вникнуть в положение других, проявить эмпатию. Не, нуачо? Всё ж было суперски, ему всегда жилось тепло, сыто и удобно; антоновские яблоки, деревенские девки, вот это вот всё. Самая тягостная проблема описывалась в "Чистом четверге": когда дама обманула – дать дала, а замуж не пошла. А потом вдруг бац – и набежала вся эта злобная матросня, жиды и недоучившиеся студенты с наганами. Затрясёшься тут от ярости. Откуда вы все выползли, спрашивает автор, ну чего вам не жилось? Мне же вот жилось отлично. Без вас-то.»
И я еще вспомнила картинку про Бунина и его холиварные отношения с окружающими, она с рецензией очень уж перекликается. Может, картинка, кстати, из дайри. Не из команды русских классиков что-то такое было?.. большая картинка
ничего, кроме злорадства, эта истерика не вызывает
ЛИСТЫ И КОРНИ
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что́ б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».—
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те»,
Им снизу отвечали:
«Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится,—
Не станет дерева, ни вас».
Здравствуй, фандом Серебряного Века.Крайне неполиткорректное мнениеИМХО, то, что пишет Бунин - обыкновенная истерика человека, у которого внезапно отняли верно служившие социальные рамки и установления, а еще статус и прилагающиеся к нему плюшки. За которые большинство людей легко и непринужденно удавят ближнего своего. Плюс отсутствие стереотипов и шаблонов на ситуацию, когда он, белая кость и "цвет нации" оказался в зависимом положении от тех, кого за людей в принципе не считал, а здесь - ррраз - и вчерашние матросы и истопники выше него, распоряжаются его жизнью. В отсутствие тех самых механизмов регуляции у кого угодно крыша поедет. А касательно эмпатии... Бунин? Эмпатия?
Нет, не слышал.Вот этот желочный господин в принципе был на на нее категорически не способен.Ариадна Эфрон вспоминала, что перед отъездом в Москву она была в гостях у Буниных. И милейший Иван Александрович выдал речь примерно такого содержания:
— Дура, девчонка, к разбойникам едешь, на верную смерть! Эх, были бы у меня твои годы, поехал бы в Москву.
То есть у классика в голове была та еще каша и совсем альтернативная картина мира. Что в среде русской эмиграции было совсем неудивительно. Как почитаешь мемуары Н.А.Тэффи, так рука не отлипает ото лба. Конкретно парижская община русских эмигрантов была тем еще змеюшником, все время вздыхавшим о снегах былых времен. Большинство этих людей в принципе были не способны ни наладить свой быт, ни нормальную коммуникацию, когда уровень запросов и амбиций был высоченный, а ресурсов и возможностей для выражения наплакал трехлапый кот. Трезво оценивать себя они в большинстве своем тоже не могли. Зато завести к тем, кто хоть немного удачливее них - выше крыши.