Надо мной только небо
Давным-давно прочла эту историю в жж [info]naritsyna. Сохранила себе ссылку, подумав, что потом найду слова и у себя процитирую, но слов так и не нашла (( Просто - сама история впечатляет, как четко и жутко зафиксирована, фактически, хроника трагедии. В общем, про ребенка и школу, лучше не читайте, если вас такое триггерит.

Обещанное - про Машу Пантелееву
Ещё в Питере я, вдохновившись посещением "пантелеевских мест" – дом на Малой Посадской и Дивенский садик – написала пост об этом посещении, косвенно упомянув родительский дневник Пантелеева "наша Маша" и судьбу самой Маши: увы, трагическую.

В комментариях под тем постом было много гипотез о том, почему так произошло с Машей. Я сама, грешная, скорее склонялась к мысли, что Пантелеев вольно или невольно повлиял на дочь своей контаминированной цензурой, особенно учитывая то, что в "Нашей Маше" много раз упоминаются проблемы воспитания дочери: ей запрещалось проявлять свои желания, говорить "хочу" и "не хочу" (в частности, не хочу есть то-то), а также прямо или косвенно запрещалось иметь собственность: свои игрушки или разные лесные находки ее чуть ли не обязывали раздавать другим детям или пришедшим в гости родственникам. читать дальше

© [info]naritsyna, отсюда

@темы: пиар, жж

Комментарии
25.12.2017 в 13:09

Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
Господи, какой ужас! И при этом стойкое впечатление, что не справились именно родители: стояли в шоке перед системой и надеялись, что некрепкий здоровьем ребенок сам все решит за них, сам справится и сам разберется.
25.12.2017 в 14:11

История та ещё.) Родители, которые настраивают своего ребёнка против школьных порядков наверное всё же не правы.
У меня была сходная ситуация. Предки школу ненавидели, постоянно со всеми ругались. Все ругались в ответ уже со мной. Я был чувствительным ребёнком с тотальным убеждением, что себя защищать не имею права(других защищать у меня получалось прекрасно) и постоянно на грани обморока. Вместо врачей впрочем было банальное "ты - лентяй". Ничего, как-то выжил. Как - неизвестно, но хрен с ним. Может всё дело в том что я знал алгебру лучше учительницы. Её это изрядно бесило, что добавляло ситуации каких-никаких лулзов. Естественно, я их ловил и аккумулировал. надо было чем-то отвлекаться.
Сейчас думаю что не напрасно меня все ненавидели. :laugh:
25.12.2017 в 14:21

идеальная форма сосуда для космической энергии - это Енот (Г.Рыльский)
.molnija., моя дочь сдает ЕГЭ сейчас...

за Машу когда-то, когда я увлеченно читал Макаренко, было очень горько. и горько сейчас. и горько за наших детей, за странную, неповоротливую и не очень полезную систему. ладно, в случае чего я знаю, где искать психотерапевта. и у дочери много способов слить нервное напряжение...
25.12.2017 в 14:49

Ребёнка очень жалко, потому что девочка оказалась ровно посередине между родителями, презирающими систему, и школой, отвечающей тем же. Им бы объединиться...
Хотя, боюсь, что если бы не в этом месте, так в другом случился перелом: уж больно настораживает постоянное упоминание большинства окружающих, как неподходящей компании.
Сейчас в школах очень тяжело. Система рейтингов заставляет нервничать администрацию, учителей, детей и родителей. Все гонятся за цифрами и показателями.
25.12.2017 в 15:10

Coeur-de-Lion & Mastermind
Мы держали ребенка в тепличке и лишали всех средств к выживанию, но нет, виновата окружающая среда - ведь она вся такая примитивная и пошлая, фу (ребенок, не смотри и не трогай бяку, презирай с нами все это), а не мы и не тепличка.
25.12.2017 в 16:37

we take what is offered
Мне честно говоря тоже кажется, что это проеб родителей. Отчасти-то, конечно, виновата система, небось еще более ригидная, чем сейчас, хотя... не, уже шестидесятые... опять же, если родители с таким кругом общения, то есть, в общем, связями... но все ж такие творческие, интеллигентные, как же ж ходить, договариваться, еще упаси боже барашка в бумажке или ответные услуги, о ужас. Круг общения, подозреваю, тоже не особо... как бы это. Слишком возвышенный, короче.
Система-то сломала, но родители, судя по выдержкам, очень постарались, чтобы ломать было проще.
Ужас((
25.12.2017 в 18:23

Стихия Света | сломал ребро во время выброса
Честно говоря, да, ощущение, что бедная Маша просто не видела в своей семье позитивного примера эмоционально устойчивого человека. Который относился бы к неудачам и про№бам системы с юмором, который не поддерживал в ней ощущение "инаковости", а наоборот, доходчиво рассказывал, что все люди хоть и разные, но очень структурно похожие, и что у всех есть свои чувства и свое мнение, а не только у папы, мамы и Маши. Они ведь всей семьей (и всем, видимо, кругом общения) упорно противопоставляли себя остальному миру. А это не всегда хорошая идея.
В школах всегда тяжело, в каждую эпоху по-своему: в шестидесятые была пропаганда, в девяностые (когда училась я) - смена систем после распада СССР, сейчас вот, как Etho пишет, все сходят с ума от количества рейтингов и показателей, которые надо закрывать в срок. И всегда есть дети, которые не справились, и всегда есть большинство, которое справилось, минимизировав нервные потери. И в этом очень большая заслуга родителей: как воспитать в раннем детстве до школы, как помочь адаптироваться в первые недели-месяцы, как выстроить грань между вмешательством в школьные дела ребенка и предоставлением ему полномочий самому решать свои проблемы. И как, в случае совсем уж острой ситуации, принять (или, по крайней мере, выдвинуть на семейный совет) решение о смене школы или вовсе домашнем обучении.
Так что фиалочные родители, как я думаю, совершенно не помогли. А во многом способствовали.
25.12.2017 в 18:33

Плюсую, тут много ответственности родителей.
Нельзя только на систему списать то, что ребёнок до слёз боится пропустить год учёбы. Если ребёнка всю дорогу не гнобили, что обязательно надо учиться любой ценой, в самой крутой школе, и на одни пятёрки, то с чего бы?
Зачем четырёхлетку ограждать от других детей? Научится общаться с людьми разного круга и культуры, вот ужас.
Разве нельзя объяснить дочке, что есть литературные стихи, а есть про космонавтов, они для другого (ну там, космонавтов порадовать, стараются ведь люди), и их тоже можно выучить, память тренируется. Школа не вдруг, к 8му классу, из-за одного только академа, решает, что она им не нравится, а по результату взаимодействия эти годы.
25.12.2017 в 18:40

we take what is offered
Зачем четырёхлетку ограждать от других детей? Научится общаться с людьми разного круга и культуры, вот ужас.
Ага, а потом к восьмому классу - среда и сверстники внезапно нужны, и "что ж поделать!"
А она, получив свободу, целый месяц плакала и просилась — да, да! — просилась в школу. И вот уже две недели ходит в этот страшный зверинец. Учиться ей, конечно, легче не стало, — наоборот, она отстала от класса. Но что ж поделаешь! ей нужна среда, сверстники… Она хоть и белая ворона, а все-таки ворона и ее тянет к другим воронам.
Выглядит ну точь-в-точь, будто в четыре года она родителям возражать толком не могла, а подростком научилась, пусть и пассивно-агрессивно (а что ей оставалось). Конечно, четырехлетку дома проще оставить. А подростку легче уступить, хотя академотпуск был вообще-то врачом показан.
25.12.2017 в 19:17

Вангуется мне, что Марина Нарицына в комментах там самую правдоподобную версию выдвинула: что в машином случае изрядная (если не основная) доля была проблем чисто соматических. Девочка была больна, неврологически, психиатрически - хз. Но именно больна. Воспитание могло это усугубить, спровоцировать обострение и т.д., разумеется. Но, если речь не идет о каких-то пытках и целенаправленном намеренном абьюзе (а там этого не было) - то рехнуться от неправильного воспитания нельзя. Так что "вины" родителей я в этой истории не вижу, они такие же пострадавшие, как и Маша. *оч. цинично*
25.12.2017 в 21:00

"Путь в тысячу ли начинается с лёгкого шока" (Al Dragon)
Я, когда это прочла всё, долго сидела ошарашенная. И никак не могла понять, что же мне эта школьная эпопея напоминает? Хотя бы местами?
А потом поняла.

История-то, увы, типичная. По счастью, не такая уж частая, но на каждую параллель всегда найдутся такие вот родители, априори относящиеся к школе и "системе" с высокомерием ("человеческий ребёнок среди гиппопотамов!") и презрением, смотрящие на учителей с недоверчивым, оценивающим прищуром и всегда готовые списать любые проблемы ребёнка на кровожадность/недалекость/равнодушие "школьной системы". Включая инфекционные заболевания и перелом ноги на даче у бабушки. И судя по тому, что история вновь пересказывается и вызывает понимание ("Система сломала, погубила, убила!"), этот родительский типаж, к сожалению, живуч и не скоро ещё исчезнет.
26.12.2017 в 00:28

унция совы
Подозреваю, что если бы Маша дома имела полную и безусловную поддержку - а не то, что гнало ее в школу, срывать последние силы и здоровье, - то все эти школьные траблы она перенесла бы легче. Т.е. могла бы чувствовать себя тем самым "человеческим ребенком среди гиппопотамов", а не "уродом-одиночкой", что обычно и является "первой трещиной в фундаменте личности".
26.12.2017 в 16:29

Things happen for no reason but they create opportunities (c)
Имхо, это там все-таки у родителей не все в порядке с головой. Потому что при таком презрении к системе требовать от дочери высокого результата по рейтингам этой самой системы - дабл байнд еще тот. Не удивительно, что "тупая" Машенька любой ценой пытается доказать, что она нормальная и может учиться, закончить школу, поступить в институт. Причем, даже с поступлением: единственное, в чем родители признавали ее ценность - артистические способности - было обесценено: ее убедили даже не пытаться поступать в театральный, и не верили, что даже в педагогический удастся поступить. Зла не хватает на таких уродов-родитетей.
27.12.2017 в 15:17

в штате Айова всё хорошо
Честно говоря, да, ощущение, что бедная Маша просто не видела в своей семье позитивного примера эмоционально устойчивого человека. Который относился бы к неудачам и про№бам системы с юмором,

Вот да! Система ломает тех, кто ломается, а ломаются те, кому не дали запаса прочности. Уверенности, что тебя поддержат, что родители на твоей стороне, каким бы ты ни был! Тройка по математике? Да и хрен с ней. А не -"ах, наша дочь - посредственность! ужас-ужас!"
Мне вот интересно, что такого чудовищного натворила та пятилетняя девочка? Наверное, она жутко капризничала. Увидела в витрине красивую куклу и начала кричать "ну маааам! ну купиииии!" ? Может быть, даже безобразно катаясь по тротуару? Нормальный эгоистичный ребёнок, не отсоединённый от своих желаний. Уверенный, что имеет полное право эти желания выражать. И что - более того - если мироздание долго бить ногами просить, оно отреагирует.
27.12.2017 в 15:31

в штате Айова всё хорошо
Потому что при таком презрении к системе требовать от дочери высокого результата по рейтингам этой самой системы - дабл байнд еще тот.

+ 10000
27.12.2017 в 16:11

в штате Айова всё хорошо
Arme, чувствовать себя "среди гиппопотамов" как-то тоже не айс. Удивляет стойкость, с которой родители отрезали от Маши потенциальных друзей.
27.12.2017 в 20:15

унция совы
Sasha_Kasatkina, тут таки стоит учитывать, что мы имеем дело с эпохой, в которую социальное расслоение все еще оставалось достаточно заметным. И было заметно, кто - "пролетарское дитя", кто "из деревни", кто - из новой технической интеллигенции, а кто - "вхож в дом Ахматовой и списывается с Чуковскими". Это было заметно по многим особенностям речи, поведения, приоритетов и пр.
Так что, вполне понимаю, почему "дети пролов" и учителя/завучи/etc из той же социальной группы, начинающей "выбиваться в люди", вызывали у представителей этой семьи и их друзей подобную оторопь.
Так что, тут дружба могла бы получиться только при условии, что девочка опустится до уровня этого социального слоя. До их интересов, манер, норм, правил поведения, приоритетов и потребностей. Как-то без такой дружбы таки лучше обойтись, если повезло родиться и вырасти не в этой среде.
Но - да, родительская поддержка здесь нужна. Потому что без нее, в подобном раскладе, в школе ты или "сливаешься с толпой", или становишься "мальчиком/девочкой для битья", или оказываешься "один в поле воин против всех" и как повезет. Из девочки типа Маши - вышла трагическая история. Кто посильнее - выдержит, но отвращение и презрение к людям, за редчайшими исключениями, пронесет через всю свою жизнь.
28.12.2017 в 03:59

в штате Айова всё хорошо
Так что, вполне понимаю, почему "дети пролов" и учителя/завучи/etc из той же социальной группы, начинающей "выбиваться в люди", вызывали у представителей этой семьи и их друзей подобную оторопь.
Допустим.
Но у тех, кто "вхож в дом Ахматовой и списывается с Чуковскими", кажется, принято дружить семьями. Неужели же не было детей из (плюс-минус) той же возрастной когорты среди своего круга? Обычно внутри этого круга формируется некая групповая идентичность, все эти "у культурных людей принято...", и нарабатываются лайфхаки, как обойти систему. А тут впечатление такое, что у этого святого семейства -- навечно затянувшаяся "остановка в пустыне": кругом песок, верблюды и Ахматова на горизонте, как мираж. И ни души живой.
29.12.2017 в 02:07

унция совы
Slynx,

А тут впечатление такое, что у этого святого семейства -- навечно затянувшаяся "остановка в пустыне": кругом песок, верблюды и Ахматова на горизонте, как мираж. И ни души живой. - :nope: когда живешь в режиме "скажешь слово и не знаешь, донесут или нет, и что последует из доноса" - общаешься осторожнее.
С той же Чуковской переписывались, как мы видим, достаточно интенсивно. Вполне возможно, что с какими-то другими людьми тоже как-либо поддерживали контакт. Почему не сложилось - надо брать и "копать" историю семейства.

У меня так получилось, что я сама, прочитав Шекспира до школы, вместо сборника детских сказок (благо, поняла я из него тогда не больше, скорее, вывела некоторый набор представлений и поведенческих моделей), пришла первый раз в первый класс - и сделала фейспалм: типа, это - мои сверстники? мне подобные? правда, что ли? нет, не признаю, не приму. Поужасала, сама того не желая, учительницу, которая предложила, по старой доброй традиции, "кто знает стишок наизусть, выйти и его прочитать" - начав декламировать "Балладу Редингтонской тюрьмы", которую тогда знала наизусть практически полностью (кончилось вызовом родителей в школу - мол, чему ребенка учите, будет вынесено на партийное рассмотрение и т.д.). В общем, в похожей ситуации оказывалась. По счастью, отец был полковником спецслужб, и поэтому судьба Маши меня миновала. Травить не решились. Предпочли вынести в неприкасаемые. (Как после одного конфликта школьного, улаживать который приходил отец, ибо грозило мне "за защиту чести и достоинства" внимание детской комнаты милиции, заявила учительница, пересадив меня на переднюю парту к окну, "не трогайте эту девочку никак. Не дружите с ней, не враждуйте с ней, не дразните ее, не просите ее ни о чем, если вам не нужны неприятности". Это положение дел я охотно приняла, ибо что с "этим всем" делать я не знала, да и знать не хотела, хотела "развидеть и забыть" это все при первой же попавшейся возможности.)
Но что такое "чувствовать себя среди гиппопотамов в родимой школе" - я хорошо знаю.
И тут одно из двух: или не учить ребенка читать до школы, а если учить, то "то же, что положено читать в этом возрасте всем", равно как и не обсуждать при ребенке ничего, что выходит за "общий кругозор его сверстников", средний такой по больнице, или он окажется "среди гиппопотамов".

Можете справедливо вполне заметить, что Уайльд и Шекспир - это не то, что стоит читать в дошкольном возрасте; хотя бы потому что материал этот - не поймешь и не усвоишь, образуется "коктейль Молотова" в голове и рад тому потом не будешь. Как говорится, так уж вышло. В конкретном моем случае. В других случаях будут свои "стартовые точки" инаковости. На которую испокон веков человечья стая реагирует совершенно одинаково. Даже сегодня, казалось бы, в наш просвещенный век (просто параметры инаковости меняются).
И взывать тут к чьей-либо терпимости совершенно, ИМХО, бесполезно. Скорее, ИМХО, опять же, стоило бы пересмотреть условия направления на индивидуальное обучение.
29.12.2017 в 02:50

Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
Arme, И тут одно из двух: или не учить ребенка читать до школы, а если учить, то "то же, что положено читать в этом возрасте всем", равно как и не обсуждать при ребенке ничего, что выходит за "общий кругозор его сверстников", средний такой по больнице, или он окажется "среди гиппопотамов".
Вы извините, я догадываюсь, что во времена Маши и позднее это было, наверное неактуально (хотя не знаю), но вы произносите эту сентенцию здесь и сейчас. Неужели вариант "подобрать школу и круг общения, соответствующие уровню развития ребенка" не рассматривается вообще?
29.12.2017 в 05:47

унция совы
Stella Lontana, вопрос в том, что не всегда подобную школу можно подобрать. Не знаю, как обстояли дела с Машей, т.е. что послужило причинами разлада (мы знаем ситуацию из этой переписки, по самым общим местам), но не уверена, что для меня подобная школа могла бы подобраться даже сейчас. Каждый подобный случай индивидуален достаточно контрастно с окружающей средой.
29.12.2017 в 08:57

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
В других случаях будут свои "стартовые точки" инаковости. На которую испокон веков человечья стая реагирует совершенно одинаково. Даже сегодня, казалось бы, в наш просвещенный век (просто параметры инаковости меняются).
ещё есть один путь: учителя и взрослые должны осуждать травлю, в любом виде. я даже видела исследования, что травля часто развивается при условии попустительства учителей, и даже начинается с учителей, типа "этот ребёнок нам не нравится" - и всё, дети чувствуют, что его можно травить
примеры классов без травли - есть, есть примеры классов, где принимали всех детей, разных, и умных, и глупеньких, и сильных, и слабых, и обеспеченных, и бедных. умение принимать тех, кто не похож на тебя, - это именно что умение. и этому можно научить
другое дело, что родители не всегда хотят этому учить

это, конечно, выходит за рамки беседы уже. но я не могла не влезть
травля - недопустима. её нельзя воспринимать, как должное, и говорить "ну такова природа человеческая". человек на то и разумный, чтобы бороться с примитивными инстинктами
29.12.2017 в 09:40

унция совы
Ticky, как бы, все так, но как всех мотивируешь/заставишь следовать этому прекрасному принципу? Особенно если мы говорим о людях (учителя и родители), которые сами выросли в этой атмосфере этой травли, были ее участниками или объектами.
29.12.2017 в 09:43

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Arme, в идеале это должна быть политика государства. и в некоторых странах об этом действительно думают
но не у нас :nope:
с другой стороны, высказывание своего мнения и ведение разговоров на эту тему тоже немного сдвигает ситуацию, заставляя людей задумываться
29.12.2017 в 09:55

унция совы
Ticky, или не заставляя.
Это не повод не высказываться, конечно, но повод не слишком уповать на то, что люди обязательно послушают и твоему ребенку, который с такими вводными данными идет в школу, обязательно повезет.
29.12.2017 в 10:30

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Arme, ну тут да. Позиция "это государство плохое" слабый помощник, когда речь о твоем ребенке
29.12.2017 в 16:15

Стихия Света | сломал ребро во время выброса
Ticky, Arme, ну, по счастью, сейчас (где-то начиная, как минимум, с девяностых годов) родители могут повлиять на травящего их ребенка учителя разнообразными методами, начиная с конструктивной беседы и вплоть до увольнения.
Но тут опять же - родители должны активно включиться и не принимать позицию жертвы. И тем более не ставить в нее ребенка.
29.12.2017 в 16:42

Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Санстеп, это если травит именно учитель. А если травит класс, то все сложнее. В идеале, тут все взрослые должны включаться, чтобы прекратить травлю
29.12.2017 в 17:37

Стихия Света | сломал ребро во время выброса
Ticky, ну это да, само собой. Но теперь хотя бы социально приемлемо подключить к этому учителя, особенно если это не столетняя бабуля советской закалки.
29.12.2017 в 18:23

унция совы
Санстеп, по-моему, проще поставить вопрос об упрощении процедуры перехода на индивидуальное обучение. Изменить локальную ситуацию проще, чем весь мир.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии