Надо мной только небо
Если коротко: как вернуть уверенность в себе?
вопрос
Что вас беспокоит?
Я не чувствую уверенности в себе. Вообще я стеснительный человек и некоторая степень неуверенности всегда была фоном моей жизни. Но это не мешало т.к. я точно знала свои сильные стороны и у меня было много областей в которых я была уверена в себе и своих решениях. Когда появлялась необходимость действовать решительно у меня не возникало с этим проблем.
А последнее время мне очень тяжело даются решения, я не уверена в каждом шаге. Всё время кажется что сейчас осудят, отругают, перестанут со мной общаться/работать. Раньше это тоже вертелось в голове, но я знала что могу дать отпор всем этим недовольным. Сейчас такого ощущения нет.
И на фоне того что исчезли "сферы уверенности" фоновая неуверенность стала проблемой.
Я перестала верить своей памяти и теперь реально не могу запомнить (хотя раньше за короткий срок могла выучить приличный объем информации), начала нервничать на экзаменах и выступлениях, причем до такой степени что реально всё забываю. А раньше наоборот - рефлекторно вспоминала.
Я предполагаю что это связано со сменой "сферы деятельности". Я всегда была хороша в естественных науках и во взаимодействии с детьми. Мне пророчили карьеру детского врача ну или хотя бы преподавателя биологии. А я взяла и ушла в искусство. Мне тут интересно. Но... Я не смогла поступить в университет на бюджет (а мой ВУЗ вообще не относится к списку крутых), мне тяжело, на экзаменах про меня говорят "ну... Она старалась". Я не справилась с целями которые сама себе поставила на время обучения. Учеба уже почти кончилась, впереди поиск работы (которую надо будет искать очень быстро. Младший брат этим летом поступает в вуз, и не знаю как долго родители смогут помогать нам обоим) и я не уверена что смогу работать по специальности.
Раньше я была лидером, в некотором смысле. Меня признавали как компетентного в разных сферах человека. А сейчас мне кажется что я никто. Когда ты сам не веришь в собственную компетентность, невозможно доказать другим что твоё мнение чего-то стоит.
Как давно проблема беспокоит?
Как сильно и часто беспокоит?
Остро начало беспокоить в течении полугода где-то, может меньше. А в общем угасание уверенности в себе длится уже лет 6-7 как-раз с того момента как я начала готовиться поступать в ВУЗ.
Что вы уже пробовали сами? И что получается?
Переодически пытаюсь решить проблему через усиленную работу над собой - последний раз это кончилось тем, что я вообще не отдохнула за лето и осень началась с нервного срыва (небольшого, но всё равно неприятно).
Убеждение себя в том, что я уже далеко зашла, а значит чего-то стою, вдребезги разбивается о "ну... Она старалась".
Само осознание и разбор ситуации сделали немного лучше - с памятью стало проще. Стараюсь не называть себя забывчивой. До прежних мощностей пока далеко, но это лучше чем было пару месяцев назад.
Стараюсь забивать на то, что я недостаточно хороша, и просто делать. Последний большой проект вернул кусочек веры в себя - моя работа понравилась не профессионалам, и профессионал, которому я доверяю, её в целом похвалил. Указал лишь на недостатки, котрые я сама видела.
Что еще стоит знать о вашей проблеме?
Что вы сами о ней думаете?
Думаю что может сказаться то, что за лето у меня несколько посыпалось здоровье и у меня часто просто нет сил ни на что. Вместе с этим рассыпался режим дня, что тоже не добавляет ресурса.
А ещё думаю что надо взять и пойти на терапию к психологу, но сейчас все свободные деньги ушли на врачей. А дальше по схеме: нет уверенности в себе - нет работы - нет денег на терапию - нет терапии - нет уверенности в себе.
Возможно это всё звучит немного катастрофичнее чем есть на самом деле. Я вполне справляюсь с тем что бы учиться на неплохом уровне, у меня есть цели к которым я медленно иду, я вижу смысл в том, что бы вставать по утрам, даже если потом нет сил в сторону смысла идти.
мои соображения
картинка юмора
Замечательный самоанализ. Вы все очень конкретно описали и проанализировали, Вы только на выводах остановились. Давайте пройдем по цепочке: у Вас снизилась уверенность в себе. Снизилась конкретно в процессе учебы (поступление бы померкло, если бы с учебой все было ок). Снизилось не просто так, а из-за некачественного фидбэка от преподавателей. Это вот "она старалась" - оно же ни о чем. Задача педагога - дать конструктивную и позитивную обратную связь про учебу. Что получается хорошо, а куда и как конкретно нужно приложить усилия, чтобы получалось лучше. То есть это не Вы должны абстрактно работать над собой до изнеможения. Это опытный человек со стороны должен дать инструкции - нам сначала надо подтянуть вот это вот таким способом.
Конечно, когда никто на вашем пути не стоит с фонарем, освещая дорогу, остается или делать как делается, или работать над собой наугад. Понятно, что результаты будут не устраивать.
Возможно, я думаю плохо о Ваших преподавателях (у меня в принципе работа - думать о людях плохо), но выглядит так, словно они самоутверждаются за счет студентов. Типа, делаете плохо, а как надо - мы не скажем. При этом агрессивных и бойких студентов не трогают, а кого можно вот так задеть и укусить - не жалеют. У этого есть определение - токсичность. Они отравляют других людей, лишая уверенности в себе, интереса к жизни. Даже проблемы с памятью логично - самозащита включается. Я любым способом буду избегать общения с ними, даже забывая материал на экзамене - а все равно же ничего хорошего не выйдет.
Если я права - то Вам стоит серьезно подумать о вечерней или заочной форме. Уж лучше из такого ВУЗа уходить, чем продолжать учиться у таких токсичных преподавателей. Даже если там есть стипендия - я бы серьезно сто раз подумала, а стоит ли стипендия этих нервов - еще же самая мякотка - выпуск с финальными экзаменами впереди. Предлагаю прямо сейчас в неспешном темпе искать работу и репетитора-курсы с адекватными, поддерживающими и дружелюбными людьми. Пока у Вас еще есть запас времени - можно тихонько повыбирать места и поприсматриваться к людям. Вам сейчас важно выбирать даже не график-оклад-насколько попадет в специализацию, а чтобы место было с адекватными людьми. И когда Вы выдохнете из-под этого токсичного прессинга, самооценка сама подрастет. У Вас же есть и принципиальность и упрямство, и это все обычно дает отличные результаты и успехи само по себе - если токсичное окружение убрать. Если Вас не душить - Вы, с хорошими шансами, сами за полгода выдохнете и станете более уверенной и оптимистичной, а там и память вернется. Еще, если у Вас не будут часы тикать, а найду ли я работу быстро - если Вы ее прямо сейчас найдете, доучиваясь, Вам же будет спокойнее. И из ВУЗа будет проще уйти - что Вы на работу устроились, это аргумент - хотя будете морально готовы к пренебрежению вслед, кто же это Вас подобрал.
Кто еще что думает и скажет?
куда писать и дисклеймер
Я не люблю писать правила, все равно обычно их мало кто читает )), но вдруг они упростят жизнь новым читателям? В комментариях приветствуются такт и здравый смысл. Или хотя бы что-то одно, потому что если здравый смысл молчит, так хотя бы такт шепнет, что с людьми, которые хотят обсудить свои психологические проблемы, стоит говорить про их личную ситуацию, а не чужую или абстрактную, и без критики - критики вагонами можно получить в интернетах и так.
Автор письма всегда главный в своем посте - поэтому, если что-то заденет ТС, то буду стирать при первой же просьбе.
Свое мнение я высказываю один раз, в посте - тренирую выдержку и умение высказаться понятно. А еще очень хочется свободы мнений и не хочется спорить, поэтому - в комментах я только технически, если надо стереть или поправить.
Я тоже хочу задать вопрос! Для желающих - пост для вопросов и правила здесь
Я хочу записаться на консультацию по скайпу - посмотрите этот пост и пишите. Можно и на почту, и на умыл
вопрос
Что вас беспокоит?
Я не чувствую уверенности в себе. Вообще я стеснительный человек и некоторая степень неуверенности всегда была фоном моей жизни. Но это не мешало т.к. я точно знала свои сильные стороны и у меня было много областей в которых я была уверена в себе и своих решениях. Когда появлялась необходимость действовать решительно у меня не возникало с этим проблем.
А последнее время мне очень тяжело даются решения, я не уверена в каждом шаге. Всё время кажется что сейчас осудят, отругают, перестанут со мной общаться/работать. Раньше это тоже вертелось в голове, но я знала что могу дать отпор всем этим недовольным. Сейчас такого ощущения нет.
И на фоне того что исчезли "сферы уверенности" фоновая неуверенность стала проблемой.
Я перестала верить своей памяти и теперь реально не могу запомнить (хотя раньше за короткий срок могла выучить приличный объем информации), начала нервничать на экзаменах и выступлениях, причем до такой степени что реально всё забываю. А раньше наоборот - рефлекторно вспоминала.
Я предполагаю что это связано со сменой "сферы деятельности". Я всегда была хороша в естественных науках и во взаимодействии с детьми. Мне пророчили карьеру детского врача ну или хотя бы преподавателя биологии. А я взяла и ушла в искусство. Мне тут интересно. Но... Я не смогла поступить в университет на бюджет (а мой ВУЗ вообще не относится к списку крутых), мне тяжело, на экзаменах про меня говорят "ну... Она старалась". Я не справилась с целями которые сама себе поставила на время обучения. Учеба уже почти кончилась, впереди поиск работы (которую надо будет искать очень быстро. Младший брат этим летом поступает в вуз, и не знаю как долго родители смогут помогать нам обоим) и я не уверена что смогу работать по специальности.
Раньше я была лидером, в некотором смысле. Меня признавали как компетентного в разных сферах человека. А сейчас мне кажется что я никто. Когда ты сам не веришь в собственную компетентность, невозможно доказать другим что твоё мнение чего-то стоит.
Как давно проблема беспокоит?
Как сильно и часто беспокоит?
Остро начало беспокоить в течении полугода где-то, может меньше. А в общем угасание уверенности в себе длится уже лет 6-7 как-раз с того момента как я начала готовиться поступать в ВУЗ.
Что вы уже пробовали сами? И что получается?
Переодически пытаюсь решить проблему через усиленную работу над собой - последний раз это кончилось тем, что я вообще не отдохнула за лето и осень началась с нервного срыва (небольшого, но всё равно неприятно).
Убеждение себя в том, что я уже далеко зашла, а значит чего-то стою, вдребезги разбивается о "ну... Она старалась".
Само осознание и разбор ситуации сделали немного лучше - с памятью стало проще. Стараюсь не называть себя забывчивой. До прежних мощностей пока далеко, но это лучше чем было пару месяцев назад.
Стараюсь забивать на то, что я недостаточно хороша, и просто делать. Последний большой проект вернул кусочек веры в себя - моя работа понравилась не профессионалам, и профессионал, которому я доверяю, её в целом похвалил. Указал лишь на недостатки, котрые я сама видела.
Что еще стоит знать о вашей проблеме?
Что вы сами о ней думаете?
Думаю что может сказаться то, что за лето у меня несколько посыпалось здоровье и у меня часто просто нет сил ни на что. Вместе с этим рассыпался режим дня, что тоже не добавляет ресурса.
А ещё думаю что надо взять и пойти на терапию к психологу, но сейчас все свободные деньги ушли на врачей. А дальше по схеме: нет уверенности в себе - нет работы - нет денег на терапию - нет терапии - нет уверенности в себе.
Возможно это всё звучит немного катастрофичнее чем есть на самом деле. Я вполне справляюсь с тем что бы учиться на неплохом уровне, у меня есть цели к которым я медленно иду, я вижу смысл в том, что бы вставать по утрам, даже если потом нет сил в сторону смысла идти.
мои соображения
картинка юмора

Замечательный самоанализ. Вы все очень конкретно описали и проанализировали, Вы только на выводах остановились. Давайте пройдем по цепочке: у Вас снизилась уверенность в себе. Снизилась конкретно в процессе учебы (поступление бы померкло, если бы с учебой все было ок). Снизилось не просто так, а из-за некачественного фидбэка от преподавателей. Это вот "она старалась" - оно же ни о чем. Задача педагога - дать конструктивную и позитивную обратную связь про учебу. Что получается хорошо, а куда и как конкретно нужно приложить усилия, чтобы получалось лучше. То есть это не Вы должны абстрактно работать над собой до изнеможения. Это опытный человек со стороны должен дать инструкции - нам сначала надо подтянуть вот это вот таким способом.
Конечно, когда никто на вашем пути не стоит с фонарем, освещая дорогу, остается или делать как делается, или работать над собой наугад. Понятно, что результаты будут не устраивать.
Возможно, я думаю плохо о Ваших преподавателях (у меня в принципе работа - думать о людях плохо), но выглядит так, словно они самоутверждаются за счет студентов. Типа, делаете плохо, а как надо - мы не скажем. При этом агрессивных и бойких студентов не трогают, а кого можно вот так задеть и укусить - не жалеют. У этого есть определение - токсичность. Они отравляют других людей, лишая уверенности в себе, интереса к жизни. Даже проблемы с памятью логично - самозащита включается. Я любым способом буду избегать общения с ними, даже забывая материал на экзамене - а все равно же ничего хорошего не выйдет.
Если я права - то Вам стоит серьезно подумать о вечерней или заочной форме. Уж лучше из такого ВУЗа уходить, чем продолжать учиться у таких токсичных преподавателей. Даже если там есть стипендия - я бы серьезно сто раз подумала, а стоит ли стипендия этих нервов - еще же самая мякотка - выпуск с финальными экзаменами впереди. Предлагаю прямо сейчас в неспешном темпе искать работу и репетитора-курсы с адекватными, поддерживающими и дружелюбными людьми. Пока у Вас еще есть запас времени - можно тихонько повыбирать места и поприсматриваться к людям. Вам сейчас важно выбирать даже не график-оклад-насколько попадет в специализацию, а чтобы место было с адекватными людьми. И когда Вы выдохнете из-под этого токсичного прессинга, самооценка сама подрастет. У Вас же есть и принципиальность и упрямство, и это все обычно дает отличные результаты и успехи само по себе - если токсичное окружение убрать. Если Вас не душить - Вы, с хорошими шансами, сами за полгода выдохнете и станете более уверенной и оптимистичной, а там и память вернется. Еще, если у Вас не будут часы тикать, а найду ли я работу быстро - если Вы ее прямо сейчас найдете, доучиваясь, Вам же будет спокойнее. И из ВУЗа будет проще уйти - что Вы на работу устроились, это аргумент - хотя будете морально готовы к пренебрежению вслед, кто же это Вас подобрал.
Кто еще что думает и скажет?
куда писать и дисклеймер
Я не люблю писать правила, все равно обычно их мало кто читает )), но вдруг они упростят жизнь новым читателям? В комментариях приветствуются такт и здравый смысл. Или хотя бы что-то одно, потому что если здравый смысл молчит, так хотя бы такт шепнет, что с людьми, которые хотят обсудить свои психологические проблемы, стоит говорить про их личную ситуацию, а не чужую или абстрактную, и без критики - критики вагонами можно получить в интернетах и так.
Автор письма всегда главный в своем посте - поэтому, если что-то заденет ТС, то буду стирать при первой же просьбе.
Свое мнение я высказываю один раз, в посте - тренирую выдержку и умение высказаться понятно. А еще очень хочется свободы мнений и не хочется спорить, поэтому - в комментах я только технически, если надо стереть или поправить.
Я тоже хочу задать вопрос! Для желающих - пост для вопросов и правила здесь
Я хочу записаться на консультацию по скайпу - посмотрите этот пост и пишите. Можно и на почту, и на умыл
@темы: вопросы: мозговой штурм, тема: учеба
Но бросать учебу для меня не вариант. Во первых есть педагог которая очень сильно вкладывается в студентов и возможность учиться у неё это просто невероятный ресурс. И сейчас у нас как раз будет всё больше работы именно с этим педагогом. Ну и плюс есть хорошие преподаватели с которыми мы работаем гораздо меньше, но и там можно много полезного найти. Да и я просто люблю свою учебу. Очень. Достаточно просто пройти мимо универа и сразу внутри теплеет. А вечернего и заочного у нас нет.
Видимо надо просто переждать год, и потом станет легче.
Тогда дожить оставшийся университетский год было бы гораздо легче.
Под фидбэком, в профессиональной среде, обычно понимают разбор ошибок. Я их и так вижу. И в общем-то знаю в какую примерно сторону копать. Грамотный педагогический совет люди со стороны не дадут - надо видеть человека в динамике развития. Общие советы - я и сама могу их себе дать.
Да и думаю что еще одно тыкание в ошибки это не то, что может стать основанием для возвращения уверенности в себе.
У меня есть чатик, где я общаюсь с единомышленниками, там иногда можно получить позитивную обратную связь. Это выручает. Ну и стараюсь потихоньку собирать собственную аудиторию. Когда есть зритель, который говорит что ему нравится и он хочет еще, тогда действительно легче переживать критику т.к. знаешь что даже на этом этапе твои работы интересны.
Да ладно. Я училась в сфере искусства, и всякое, конечно, было, но такого, чтобы только ругали, никто себе не позволял. Даже если все совсем закритикуют, все равно обязательно говорили, как сделать лучше. А основной препод так критиковал, что потом хотелось все переделать с учетом сказанного, даже если уже оценку поставил. Притом что он по сути места живого не оставлял на наших шедеврах. И это не я одна такая странная, многие так делали.
Если только ругать, и не говорить, что удалось, то как человек будет развиваться? Это называется "конструктивная критика" и это нормально. Это их работа вообще-то - учить, и если они так не умеют или не считают нужным, это они со своей работой не справляются, а не вы - с учебой.
Это я не к тому, что надо бросить учебу, просто хочу сказать, что как у вас - это не ок, даже если это очень распространено, когда преподы свою корону за счет учеников полируют.
Можно еще пойти на какие-нибудь курсы дополнительно, может быть в интернете задания выполнять. Просто чтобы что-то делать и не слышать критики. А то так действительно ведь руки могут опуститься навеки. Закончите институт, устроитесь на какую-нибудь работу в офисе, не по специальности, а какую первую найдете, и к чему тогда были все эти годы учебы? Что они дали, кроме проблем с самооценкой? Очень много таких людей, которые закончили, но потом со своей специальностью по диплому ничего общего не хотят иметь.
Если вы избрали себе сферу искусства, то самый лучший совет, который вам можно дать - обрастайте толстой шкурой уже сейчас. Арт-тусовка - ОЧЕНЬ токсична по определению. Красиво обосрать конкурента-коллегу по цеху - это такая форма вежливости. (Пока у меня подруга работала в одной из крупнейших местных галерей 3 года, я там тусила регулярно, художники-фотографы-галеристы-байеры, вот это вот фсё, и насмотрелась... всякого).
ОЧЕНЬ много зависти: завидуют чужому таланту, свежему взгляду, оригинальным идеям, вдохновению, тому, что кто-то может регулярно выдавать по работе раз в месяц (а другой уже пол года из себя родить ничего не может), деньгам. О, особенно деньгам, и особенно если чел считает себя более талантливым, а другой за "халтуру" получает деньги и его коллекционеры покупают или работы висят в престижных галереях. Это пиздец просто, насколько всё ядовитой завистью пронизано, если чуть посребсти поверхность - а на поверхности да, блеск-лоск-все улыбаются и все друг друга любят и лучшие друзья...
Так что я бы очень советовала:
1) вооружиться фразой "Я художник, я так вижу" - и мысленно посылать всех критиканов нахуй;
2) учиться у мёртвых мастеров - по книгам, иллюстрациям, альбомам, музеям. Выбрать себе ориентиры - и следовать за ними.
3) обзавестить группой поддержки из не-колег по цеху. То есть, если вы художник - найдите друзей с факультета литературы. Желаетельно, умеющих отличить Малевича от Айвазовкого (чтоб их слово было для вас аргументом) - и чтоб они были на вашей стороне, хвалили вас, вилели ваш талант. Чтоб им нравилось ваше творчество - и они умели бы объяснить, потому ваше творчество - это хорошо.
И да, толстая шкура - это маст хэв, без вариантов.
Из собственного опыта:
Когда-то я была маленькая и глупая первокурсница и у нас была латынь. Ничего серьезного, обычный курс для
детей младшего школьного возрастапровизоров. Перед диктантом на десяток слов препод говорит, что, если этот диктант мы с другой девочкой напишем хорошо - будет официальная благодарность родителям. И я... очень стараясь... проваливаю этот диктант с таким треском, с каким не проваливала потом даже экзамен по токсикеЛучшее - враг хорошего и, вполне возможно, ваше "она старалась" - плод действительно того, что вы старались, но в процессе потеряли что-то, наделали гораздо больше мелких ошибок, которых не делаете, если не стараетесь. Попробуйте не стараться.
Вы пробовали задавать вопросы преподавателям по поводу своей техники? Честно, большинство преподавателей не кусается (а на тех, которые кусаются, нужно надевать намордники! И не обращать внимания!).
Постарайтесь найти профессионалов в вашей отрасли со стороны. ВУЗы, особенно которые "не лучшие" часто страдают излишней... академичностью организма. Не всегда это во вред, но взгляд совсем со стороны - не помешает. Возможно, это ваш уникальный стиль и вообще новое направление в искусстве.
Но вообще "ну... она старалась"... если это не разовая акция - это уже токсичность. Просто потому, что ни один преподаватель в здравом уме не будет тянуть студента годами на "она старалась" без попыток ситуацию сдвинуть в какую-то сторону, желательно, в положительную. Это, право слово, мазохизм уже....
*пошла активно следовать своему совету - не заморачиваться!*
Но вообще "ну... она старалась"... если это не разовая акция - это уже токсичность. Просто потому, что ни один преподаватель в здравом уме не будет тянуть студента годами на "она старалась" без попыток ситуацию сдвинуть в какую-то сторону, желательно, в положительную. Это, право слово, мазохизм уже....
Или залог выживания преподавателей. Если финансирование зависит от количества наличных студентов, то при отсутствии оных узкоспециализированые преподы вылетают на улицу. Разумеется, тогда неуспевающих двоечников, которых надо отчислять, подхватывают под белы рученьки и предлагают сделку: "ты сейчас получаешь незаслуженую тройку, но взамен пишешь заяву, что продолжаешь обучение на нужной нам специальности". Какой студент откажется от лафы? Стипуха, общежитие, для мальчиков откос от армии...
Гость, а почему несерьёзно-то? Лично я - вполне серьёзно говорила.
читать дальше
И... Вы меня простите, но не нужны в современном мире гении и таланты в тех объемах, в которых набирают в вузы. Нужны крепкие специалисты с хорошо поставленными навыками - причём, довольно ограниченным набором этих навыков
А на развитие в какой-то области, тем более без врождённого таланта и базы, полученной в нежном детском возрасте, могут уйти десятилетия.
P.S. А вы не пытались искать истоки того, что не получается, в вашей базе? Возможно, ваша склонность к естественным наукам где-то играет с вами злую шутку?
Сначала немного общего: пресловутое "ну... она старалась" не значит что я не расту, это значит что я опять не допрыгнула до общей планки отличной работы. Пожалуйста, хватит предполагать что у меня плохо с учебой.
Я очень сильно выросла над самой собой за годы обучения, у меня стабильное "хорошо" почти всегда в формате "чуть чуть не хватает до отлично". Я на очень хорошем счету у педагогов, никому и в голову не придет меня отчислять. Может не каждый семестр мне удается прыгнуть выше головы, но каждый семестр я делаю хотя бы шаг к тому что бы быть лучше.
Но этого не достаточно. Мне не достаточно что бы считать себя хорошим специалистом. Не достаточно что бы справляться с большой конкуренцией в моей сфере.
У меня плохо с ощущением себя а не учебой. Есть и гораздо более слабые студенты которые обладают прекрасной уверенностью в себе и это им очень помогает.
Вопрос в том что сделать с ощущением себя а не с учебой.
Что делать с технической частью учебы я знаю. Хорошо знаю. И в хорошие дни я понимаю, что мне просто надо чуть больше времени и сил и я всё смогу. Уверенность в себе была бы очень хорошей опорой, но пока это скорее провал.
Гость, как у вас - это не ок, даже если это очень распространено, когда преподы свою корону за счет учеников полируют.
Я и не говорю что это ок, я говорю что это частое явление. А еще это не только про полировку короны, а просто про неумение преподавать. Ну нет у половины моих педагогов нормального пед.образования (они заканчивали мою же кафедру, я знаю кто вел у них педагогику. Можно считать что пед.образования нет вообще).
Можно еще пойти на какие-нибудь курсы дополнительно
периодически пытаюсь, но мне просто не хватает сил. Старюсь хотя бы просто своё творчество не забрасывать, хотя бы мелкие открытки рисовать.
Cherina, по образованию буду художник-иллюстратор, и это же моя работа мечты.
Спасибо за советы. Я пытаюсь идти в эту сторону и отращивать шкуру, только не шкура привод к появлению уверенности в себе а наоборот. Поэтому и пришла с вопросом как, как стать увереннее, в том числе что бы спокойно слать в пень, всех кто мешает.
Навия, ТС, а вы не пробовали... не стараться? Ну, в качестве эксперимента.
мне периодически это рекомендуют. Пыталась. Не очень получается не стараться. Боюсь что всё испорчу и начинаю стараться. Иногда именно этим всё порчу. Надо пожалуй еще попробовать.
Про технику и акадмизм - выше писала что вообще-то нормально у меня всё с учебой, и разумеется я задаю вопросы, прошу объяснить и всё такое. Мой педагог сколько можеи - объясняет. Но он может не всё, особенно с моими работами его тяжело (очень разные у нас подходы к работе). А спрашивать чужих педагогов это трудно: во первых попробуй поймать, а во вторых профессиональная этика гласит "не лезь к чужим студентам". Академизм у нас в весьма умеренных количествах, очень адекватных, на мой вкус в идеальных количествах.
Про тянуть студента с "она старалась" - написала выше.
P.S. А вы не пытались искать истоки того, что не получается, в вашей базе? Возможно, ваша склонность к естественным наукам где-то играет с вами злую шутку - приличная часть моих проблем вытекает из проблем со зрением. Я это знаю. Работаю над этим. За несколько лет даже до педагогов донести удалось что в некоторых местах мне нужно больше помощи чем другим, потому что там где у всех зрительный опыт, у меня расплывчатые пятна. Работаю над этим.
Может не каждый семестр мне удается прыгнуть выше головы, но каждый семестр я делаю хотя бы шаг к тому что бы быть лучше.
Но этого не достаточно. Мне не достаточно что бы считать себя хорошим специалистом. Не достаточно что бы справляться с большой конкуренцией в моей сфере.
У меня плохо с ощущением себя а не учебой
Снижайте планку. Первое время это всегда непривычно, неприятно и тянет обратно. Но если у вас сейчас сил не хватает, они не появятся такими темпами. А вот если перестать стараться, как уже советовали выше, эти силы чуть позже появятся.
Какой ваш минимум? Без троек, чтобы была стипендия? Вот его и придерживайтесь. Знаний у вас от этого меньше не станет.
И да, я не говорю о том, чтобы похоронить себя в середнячках насовсем. Просто сначала надо освоить минимум, научиться справляться с сопутствующей нагрузкой, а уже потом тянуться выше.
Мне это очень знакомо - "достигнутая планка не считается планкой, взятая высота - высотой".
С одной стороны, вы всегда видите, что "выше что-то есть". С другой - очень плохо, кажется, отражаете собственный прогресс. Ну то есть делать что-то как другие при наличии физических препятствий к этому - это уже круто, это уже взятая высота, которую часто не берут.
В идеале стоит сформировать... какой-то способ оценки себя, не завязанный на "трудовые подвиги" и признание их окружающими. Пусть даже эрзац-вариант "мне сейчас слишком плохо, чтобы об этом думать, я подумаю об этом, когда будет хорошо" или что-то такое.
Не в идеале - попытаться найти некоторое количество человек, которые смогут давать положительный фидбэк с той частотой, с которой вам нужно. Это не попытка обмануться, это, считайте, внутривенное питание - бывают периоды, когда внутри натуральный Раскольников и положительный фидбэк помогает удержать этого паразита в приемлемых рамках. Потом отпускает.
Если что, я пишу со своего опыта и сейчас ломлюсь где-то в такую же стенку - по факту прогресс есть, но я его замечаю, только если меня в него натыкать носом и он существенно менее значим, чем неудача.
Извините, немного сумбурно)
ТС, "нащивать толстую шкуру" - это учиться НЕ принимать близко к сердцу слова и мнения других людей о вас и вашем творчестве. И я говорю именно о процессе наращивания "шкуры", потому что это именно навык, скилл, который оттачивается практикой. Это процесс, и тут невозможно щёлкнуть "переключателем", чтоб сменить вкл/выкл. И это умение игнорировать чужое мнение, выбирать как раз таки приводит к появлению уверенности а себе.
Уверенность в себе базируется на 3 компонентах:
1) самооценке
2) критериях оценки себя и своих действий
3) праве оценивать себя
Вы пишете:
я стеснительный человек и некоторая степень неуверенности всегда была фоном моей жизни. Но это не мешало т.к. я точно знала свои сильные стороны и у меня было много областей
последнее время мне очень тяжело даются решения, я не уверена в каждом шаге. Всё время кажется что сейчас осудят, отругают, перестанут со мной общаться/работать. Раньше это тоже вертелось в голове, но я знала что могу дать отпор всем этим недовольным. Сейчас такого ощущения нет.
Стеснительность - это всегда про страх, про то, что вы отдали другим право оценивать вас и, самое главное, что-то с вами по результатам этой оценке делать.
И ещё этот абзац вашего поста - про то, что у вас были критерии оценки по методу "территории" - вот эта территория силы, вот эта территория слабости и тут меня можно пинать ногами (символически), а на территории силы вы себе разрешали отбиваться.
А потом вы ушли с территории силы.
"Я художник, я так вижу" забирает это право обратно. Вы художник, и вы знаете технические критерии оценки своей работы (композиция, пропорции, перспектива - вот это вот всё, где гармония проверяеьтся алгеброй). А всё остальное - вкусовщина. Кому-то нравится, кому-то нет. От вас зависит, на чей вкус ориентироваться - для кого вы творите? Вам нужно выбрать группу поддержки и целевую аудиторию.
Страх, что осудят, отругают, перестанут общаться/работать - вот с этим надо работать. Осудят, отругают - и что?
"Перестанут общаться" - откуда такая мысль? Про кого это - кто этот человек или люди, чьего осуждения вы боитесь? И еще, зачем вам люди, которые хотят с вами общаться, только когда вы идеальная??? Вам точно нужны такие люди в своём окружении?
"Перестануть работать" - это про что? Про преподавателей или про работодателей?
Если один или несколько человек вас "осудят, отругают, перестанут общаться" - и что такого страшного с вами из-за этого случится?
www.amazon.com/Jerry-Lewis-Man-Behind-Clown/dp/...
Это американский комедиант 60x-70x, был очень популярен во Франции, а в его же Америке его не принимали, и жутко ругали критики - считали его юмор детским. И он говорит примерно такое: "Критики могут идти в жопу. Я творю не для них, а для людей, которые хотят хорошо провести время. Если я буду стараться угодить критикам, то сам превращусь в маленького злобного критика, сидящего на диване и нихрена не делаюшего".
Раньше как-то бытовало мнение, что в творческой специальности ты либо гений и зашибаешь большие деньги, либо никто. Возможно, так и было, но сейчас ситуация разительно изменилась. Говорю, как потребитель творческих услуг)
Не заморачивайтесь на теме конкуренции. Ваше ощущение "неидеальности" это одно, желания педагогов это другое, а мифическая конкуренция - третье совсем. Иллюстраторы в современном мире нужны ОЧЕНЬ. Т.е. если бы вы были живописцем-классиком, который только на выставки картины рисует и продает их, и только с этого зарабатывает - там, наверное, конкуренция и старая система.
Иллюстраторы же, если вы готовы рисовать не только для книг, нужны серьезно. В моей сфере (геймдев, причем российский геймдев, где полторы калеки игры-то делают, несравнимо с западом) нехватка рук постоянная. Не потому что мы придирчивы и выкидываем арт-сотрудников (сотрудничество с нашей стороны прекращается только там, где люди неисполнительны, не укладываются в собственные же сроки и т.п.), а потому что мало рабочих рук, очень. В геймдеве и 2д, и 3д художники очень нужны.
Плюс художник, имеющий крепкий уровень, может действительно нормально зарабатывать на комишенах в сети, причем в этой ситуации можно знать ин.яз по-минимуму для общения с частными клиентами, и работать на западных заказчиков, что позволяет очень неплохо зарабатывать. Когда людям рисуют то, что они хотят, они куда как менее придирчивы к качеству, чем ваши педагоги. И чем, мне кажется, вы к себе.
Что вам делать с неуверенностью и самокритикой не подскажу, но попробуйте выкинуть из головы устаревшую модель, где заработать сможет только гений