Надо мной только небо
Мне кажется, ситуация с выбором – это одна из имперских фишек. А что думаете вы?
В Империи в принципе ситуация выбора куда ограниченнее, чем в другом обществе. На всех уровнях реже, будь ты наверху или в помойке. Точнее, вопрос стоит обычно в виде «иметь или не иметь?». Стоять ли в очереди за дефицитом или не напрягаться (Стоять, естественно). Отдать ребенка в лучшую школу в городе или в ближайшую. Само собой, лучшая школа в городе одна. Разумеется, в Империи ходовых общедоступных вариантов, когда ты можешь спокойно завезти ребенка в школу нет, потому что тебе на работу надо попасть ровно в то же время, когда и детке – в класс. Ну и вариантов, когда ты можешь отдать ребенка в элитную школу за границу нет как класса. У тебя только альтернатива между лучшим и ближайшим, все остальные возможности оказались за бортом рамок и регламентов. Во всяком случае, там, где я росла, было так – конкуренция появилась только через несколько лет после перестройки. Зато сразу стало можно выбирать между тремя лучшими школами и возможностью обучать ребенка в Штатах, за деньги или по программе обмена.
Империя позаботится о том, чтобы выбор сводился к минимуму вариантов. За вас даже выберут, какой вы будете пить лучший чай (лучше этого вы не увидите), из какого сервиза и даже выбор сладостей будет искусственно заужен. А ежели вы оказались в какой-нибудь дыре, то «Мишек на севере» просто не увидите. Могу утешить, что сладкое вредно для зубов.читать дальше
В Империи в принципе ситуация выбора куда ограниченнее, чем в другом обществе. На всех уровнях реже, будь ты наверху или в помойке. Точнее, вопрос стоит обычно в виде «иметь или не иметь?». Стоять ли в очереди за дефицитом или не напрягаться (Стоять, естественно). Отдать ребенка в лучшую школу в городе или в ближайшую. Само собой, лучшая школа в городе одна. Разумеется, в Империи ходовых общедоступных вариантов, когда ты можешь спокойно завезти ребенка в школу нет, потому что тебе на работу надо попасть ровно в то же время, когда и детке – в класс. Ну и вариантов, когда ты можешь отдать ребенка в элитную школу за границу нет как класса. У тебя только альтернатива между лучшим и ближайшим, все остальные возможности оказались за бортом рамок и регламентов. Во всяком случае, там, где я росла, было так – конкуренция появилась только через несколько лет после перестройки. Зато сразу стало можно выбирать между тремя лучшими школами и возможностью обучать ребенка в Штатах, за деньги или по программе обмена.
Империя позаботится о том, чтобы выбор сводился к минимуму вариантов. За вас даже выберут, какой вы будете пить лучший чай (лучше этого вы не увидите), из какого сервиза и даже выбор сладостей будет искусственно заужен. А ежели вы оказались в какой-нибудь дыре, то «Мишек на севере» просто не увидите. Могу утешить, что сладкое вредно для зубов.читать дальше
С моей точки зрения, в Империи возможны только три типа граждан с точки зрения государственной машины.
1) "Трудящиеся массы", "средний класс", "офисный планктон"... Человеческий ресурс. Нечто, что обеспечивает выполнение труда. Чем менее вариативным будет их поведение - тем лучше, как, например, вредит креатифф при сборке автомобиля по технологии. Чем меньше думает эта категория - тем лучше. "И нехай ему - не зря же он напился, хай ругает президента, всяко разно... Лишь бы он в подъезде не мочился, да не лез бы к управленью государством!"
2) Контролируемое креативно мыслящее существо. Единица, имеющая представление о выборе и готовая осознанно его делать. Если есть возможность эффективного контроля, этому существу предоставляют весь выбор, не нарушающий граничного условия - соблюдения над ним контроля. В эту категорию можно отправить правящую верхушку, значимых деятелей науки и культуры. Например, у Стругацких к этой категории относится большая часть круга общения из НИИЧАВО, Максим Каммерер на Саракше или Г. А. Носов из "Отягощенных Злом". Так образуется элита.
3) Неконтролируемое креативно мыслящее существо. Подлежит устранению во избежание, выталкивается из системы. Ну, классические примеры - Галич или Бродский.
Проблемы в Империи начинаются, когда людей во второй категории становится меньше, чем в третьей.
Первая категория не просто никогда не сталкивается с выбором - она, в идеале, никогда не сталкивается с необходимостью выбора. Что, собственно, обеспечивает вторая категория, в качестве ресурса использующая ресурс, производимой первой. И делает выбор за всех.
Третья с системой борется, также делая выбор.
Как ни странно, в конечном итоге все довольны.
насчет все довольны... я не уверена.
по-моему, очень точно. ну и примеров в ЖЖ привели немало.
здесь(как уже сказали в ЖЖ, да), в общем, именно "почему ты, сволочь, оказался первым учеником?!", как Нассэ цитировала Шварца. а это, во многом, возвращается к тому, как рано и как сильно сломали ребёнка. игры по Берну не обязательно ломают, только калечат. при постоянном обучении "отсутствия выбора как концепции" человека ломают. но - как и во всех остальных случаях, и по Берну, и здесь - это сводится к тому, осталась ли у человека где-то в голове возможность хотя бы антисценария. если нет, то шансов перестать играть - и начать выбирать - намного меньше.
знаешь, не могу забыть.. у меня в школе, в Союзе, был учитель. мне хотелось с ним дружить - именно дружить. быть, общаться. простая детская любовь. не влюблённость, а именно любовь. ладно, это неважно. но привлекла меня в нём, наверное, глубина боли и желания жить всё равно. там были странные отношения, много лет(опять неважно, я ради конкретного случая вспоминаю). в общем, когда я(в четырнадцать с половиной, он в тот момент был ровно в два раза старше) уезжала из Союза, мы пошли с ним побродить(я проводила его домой, а потом мы гуляли вокруг ещё полчаса), и разобраться типа в наших отношениях, и просто попрощаться. разобрались, да, было интересно. так вот, я его несколько раз спрашивала, можно ли мне писать ему письма - я бы хотела переписываться. он сначала отмалчивался, потом согласился. чуть позже, как раз когда мы гуляли, уже пройдя мимо его дома, он мне, типа между делом, сказал такую фразу: "Ты пиши, если хочешь, конечно. Но имей в виду, моя мама вскрывает и читает мои письма. Так что..(думай, что говоришь...)" до сих пор помню, как я офигела. даже со всеми моими играми по Берну меня так не сломали.
несколько лет после того, как его мать умерла, он наконец стал выбирать и жить за себя - не как антисценарий, а именно "вперёд и вверх", именно думать и выбирать, что он хочет. в общем, уважаю я его, да. но свой шок помню слишком хорошо.
извини, наплела тут воспоминаний... спасибо за мысли.
ты молодец. очень сильный текст. спасибо.
"гэльвин - это звучит гордо", ага.
там много чего ещё было.. включая его маниакальное нежелание делиться никакой личной информацией, даже самой доступной и общеизвестной - потому что "моё", и в отличие от случая с мамой, остальным он ничего не был должен....
Потому что качество жизни это выбор из нескольких вариантов, а с болезнью всё просто: получил таблетку, отгулял больничный, к станку. А здоровым людям таблетки не нужны.
Нескромно приводить ссылки на свой же http://larta.livejournal.com/120821.html, но про кухни времён 60-х я писала в ту же тему, хоть и по совершенно другому поводу... Но, если подумать: общепит, рыбный день и салат оливье. Или курица в каждой кастрюльке плюс макдональдс: у каждой империи свои мифы.
Извиняюсь за ОФФ. К слову о драконах и Аше.
Не в том ли принципиальная разница в условиях воспитания, что при почти одинаковом отсутствии личных... предметов, скажем, эльфу окружение практически никогда не наступает на внутреннее пространство? Ну, то есть, игрушки и книжки могуть быть чужими или общими. но вот на сказки и мысли никто не посягает.
И не запрещает успешную деятельность просто так, для воспитания лояльности.
То есть, Аше получается очень крепким эльфом, которому настолько вытоптали личный Авалон, что на выходе получили чешуйчатое и пыхающее огнём создание?..
Просто замечала у драконов очень странное неумение уходить в своё, внутреннее. И огневую защиту информации, как выше уже сказали. При том, что отношение к личному пространству до боли знакомо.
По второму вопросу... я не готова обсуждать. Я извиняюсь, что спровоцировала такой вопрос, но мне неудобно эту тему обсуждать.
larta.livejournal.com/120821.html?nc=3 -- поравленная ссылка. Там эмоций больше чем фактов, заранее извиняюсь. После твоего поста под другим углом посмотрела на этот вопрос, потому и даю пример.
Почему-то вспомнилась такая притча:
Став просветленным, один мастер дзэн написал такие строки е ознаменование этого события:
- О, какое удивительное чудо:
Я колю дрова!
Ношу воду из колодца! (с).
Наводит на мысль о том, что главное все-таки внутренняя свобода. В том числе и свобода выбора. Начиная от покупки продуктов в супермаркете и заканчивая выбором образа мышления. И вовсе не обязательно для осуществления этого выбора быть имперским "мусором".
Впрочем, чтобы выбирать нужно знать о своих желаниях. Если они есть, конечно...