воскресенье, 08 февраля 2009
Цитирую по просьбе PaleFireПсихолог о «параллельных реальностях»: размышления психолога и Интернет-пользователя читать дальше
Часто возникает вопрос: для чего нужны ролевые игры? Какие функции они несут? Большинство людей участвуют в них ради удовольствия. Для взрослых людей игры несут, как правило, рекреативную функцию, они помогают расслабиться, забыть о проблемах на работе, пообщаться с новыми людьми. Также игры – это школа общения, застенчивым людям проще общаться в игровой обстановке, не от первого лица, а от лица своего персонажа (в этом их несомненное сходство с соответствующими тренингами).
Г. М. Авилов (2004) выделяет основные мотивации к участию в ролевых играх:
1. "Нереализованные потребности". Данный уровень мотивации ролевой игры образуется реальной движущей силой поведения, драйвом, побуждением к действию, которое по каким-то причинам человек не может или не желает реализовывать в реальной жизни. В качестве такой потребности может выступить потребность человека в самоутверждении, в признании со стороны окружающих; потребность во власти как возможности контролировать определенный сегмент мира; потребность в чувстве опоры, такой как вера, долг, смысл, структурированность мира; потребность в риске; потребность помогать другим, быть нужным; потребность переживать красоту природы, эстетическое наслаждение, наконец, потребность в новом опыте и переживаниях. Первый уровень мотивации могут образовывать и сиюминутные желания и побуждения – желание "уйти" от проблем, отдохнуть, "снять" стресс.
2. "Потребность в игре как таковой". Й. Хейзинг говорит об игре как явлении нефизиологическом, внерациональном и внеморальном. Таким образом, потребность в игре как таковой — особенная потребность, и не духовная, и не физиологическая. Она делает возможным само существование ролевых игр, как и любых прочих.
На основании анализа литературы и имеющихся данных о ролевых играх и особенностях их участников можно выдвинуть ряд гипотез. В частности, можно предположить, что вступлению в ролевое движение способствует неблагоприятный социальный фон, затруднения в межличностных контактах, а также общий повышенный уровень стрессоров, который может способствовать возникновению у человека желания убегать от реальных проблем в вымышленный мир игры.
Так как у творческих людей нередко соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные, «детские», черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках, мы можем предположить наличие высокого творческого потенциала у молодых людей увлекающихся ролевыми играми.
Также можно предположить, что участников ролевых игр характеризует специфический склад личности, а именно, интуитивность, эмоциональность, предпочтение свободы выбора. Именно эти характеристики оценивались в эмпирическом исследовании, в котором были получены следующие основные результаты.
Представители молодежного ролевого движения обладают более высоким уровнем креативности (творческой способности) по сравнению со своими сверстниками, которые ролевыми играми не увлекаются. Это выражается в том, что люди, увлекающиеся ролевыми играми, показывают более высокие результаты по Модифицированному тесту креативности Гилфорда, в группе участников ролевого движения рассказы по картинке из ТАТ длиннее, они также более эмоциональны, больше сказочных, нереальных сюжетов, написанных как отдельные художественные произведения или отрывки произведений. Следовательно, гипотеза о том, что участники ролевого движения будут обладать более развитыми творческими способностями по сравнению с молодежью, которая не увлекается ролевыми играми, подтвердилась.
Гипотеза о том, что чем дольше человек увлекается ролевыми играми, тем выше его уровень креативности, не подтвердилась. Это дает возможность говорить, что увлеченность молодых людей ролевыми играми не является причиной высокого уровня креативности, а наоборот, данное движение привлекает людей творческих, нестандартно мыслящих, с развитым воображением, умеющих перевоплощаться и принимать на себя различные роли.
Также было показано, что ролевыми играми увлекаются люди с определенным типом личности, по Кейрси это тип ENFP или INFP, то есть, это люди склонные доверять интуиции, а не опыту; они судят о ценности тех или иных вещей, используя не логику и аргументы, а придавая большее значение эмоциям, в категориях «плохой или хороший», «приятный или неприятный». Они предпочитают открытую и бессистемную обстановку и возможность выбора распланированной и структурированной среде. Люди типа NF описываются как утонченные и художественные натуры, которые отвлеченные духовные ценности ставят выше материальных. Следовательно, гипотеза относительно типа личности участников молодежного ролевого движения также подтвердилась.
Среди участников молодежного ролевого движения не наблюдается связи между стажем участия в ролевых играх и типами личности: корреляция между продолжительностью увлечения ролевыми играми и показателями теста Кейрси отсутствует. Поэтому гипотеза о том, что личностные особенности людей, увлекающихся ролевыми играми, становятся более ярко выраженными с увеличением стажа пребывания в ролевом движении, в данном исследовании не подтвердилась. Таким образом, мы можем считать, что особенности личности являются, так же как и высокий уровень креативности, предрасполагающим фактором к вступлению в ролевое движение.
События, имевшие место в жизни молодых людей, увлекающихся ролевыми играми, напротив, таковым фактором не являются – поскольку никаких ”критических” событий, близких по времени к вступлению в ролевое движение, выявлено не было. В то же время полученные результаты могут свидетельствовать о большей выраженности у «ролевиков» затруднений в общении с противоположным полом – участники ролевого движения чаще, чем их сверстники, расстаются с партнерами и, соответственно реже вступают в брак – а также о более выраженном психическом неблагополучии – они чаще отмечают у себя мысли о самоубийстве или о нанесении себе увечья. И то и другое может служить фактором, способствующим вступлению в ролевое движение, однако эти данные нуждаются в дальнейшем подтверждении.
Таким образом, невзирая на полученные в исследовании достоверные различия по частоте некоторых жизненных событий, можно сделать вывод о том, что гипотеза об обусловленности выбора увлечения событиями, произошедшими в жизни, в целом не подтвердилась.
Полученные результаты позволяют нам составить обобщенный психологический портрет участников молодежного ролевого движения. Люди, увлекающиеся ролевыми играми, это люди креативные, с большим творческим потенциалом, который они стремятся реализовать. Их нестандартное мышление и развитое воображение позволяет им с легкостью перевоплощаться и принимать на себя различные роли. Как креативные люди, они предлагают оригинальные идеи, необычные подходы к решению вполне обычных задач, но в обычной жизни из-за нестандартности могут сталкиваться с непониманием.
“Ролевики” – это люди, склонные доверять интуиции, придавать большое значение эмоциям, предпочитают свободу выбора, что они утонченные и художественные натуры, они стремятся к полному взаимопониманию и реализации себя. В этом им и помогает ролевое движение, где они могут полностью раскрепоститься и проявить свой творческий потенциал.
Но в тоже время, их отношения с противоположным полом чаще заканчиваются разрывом, а не браком. Этот факт возможно объясняется тем, что эти люди, относясь к воспринимающему типу «не любят связывать себя, предпочитая свободу выбора».
Таким образом, людей в ролевые игры приводит определенный склад личности - с преобладанием интуитивно-эмоционального начала, интересом к миру чувств, нелюбовью к определенности, а также высокий творческий потенциал и возможно тонкость душевной организации, приводящая к трудностям адаптации в реальной жизни. Однако все это - скорее предпосылки попадания в мир "ролевиков", нежели особенности, которые развиваются в процессе участия в ролевых играх. Признаков изменения, связанных с длительностью участия в ролевых играх, в данном исследовании не обнаружено. Это не значит, что их нет, возможно они могут быть выявлены в более масштабном исследовании.
Т.В. Барлас - психолог, канд. психол. наук.
@темы:
психология