понедельник, 17 августа 2009
Сижу в некоторой растерянности. В очередной раз услышала мнение, что в
No fate нц сцены лишние, не несут смысловой нагрузки и их можно выбросить без ущерба для сюжета. И я чешу в затылке, объяснять ли свою позицию, и если да, то как?
Ладно. Признаться, я абсолютно убеждена, что мне свою позицию не объяснить и не доказать. Слишком близко к вопросам вкусов и убеждений, слишком сколькая тема. Но просто хочется хотя бы выразить для себя.
adults only
Психоанализ – это не просто социальная адаптация (то есть: «чувак, ты будешь выглядеть нормальным!»). Психоанализ – это умение жить личной жизнью. Именно потому когда мы говорим о психоанализе, мы так часто подразумеваем секс. А секс – это, прежде всего, отношения. Понимаете, кроме физиологии есть психология. Я говорю о чувствах и умении их выражать на телесном языке. Нигде люди так не раскрываются для себя и для Другого, как в теме секса. Оттого эта тема зачастую одна из самых тревожных. Это тревожность провоцирует на контакт по принципу «…и все завертелось», когда происходящее невнятно, неописуемо и непроговариваемо. Эта непроговариваемость обычно маскирует трудности с осознаванием своих чувств, эмоций, ощущений, проблемы с признанием и реализацией ожиданий. Я говорю и о том, как вообще партнер воспринимается – как вибратор с АйКью или же как живое существо со своими вкусами-потребностями. Есть ли между людьми диалог или же они придерживаются некого сценария, который реализуют в меру физических возможностей?
Когда в центре стоит личностный рост и умение строить отношения, тема секса всегда будет рядом. Хотя бы и потому, что человек – это существо с физиологией. Гормоны, знаете ли. Потребности. А психология это не абстрактный предмет на тему как быть счастливым (и счастье невинное, как на пасхальных открытках), а конкретный, на тему осознания потребностей, борьбы мотивов, умения выдерживать внутренние конфликты, не вытесняя в глубины подсознания и умения решать свои проблемы.
И дать герою высказаться, а потом повесить шторку тогда, когда он перешел к действиям… это как если рассказать, как Иванушка-дурачок морально собирался на войну, а вот само описание войны опустить как излишнее и чрезмерно волнующее детские души. И да, чтобы два раза не вставать – о волнениях. В нашем менталитете, закаленным проимперским «секса нет», считается неприличным испытывать сексуальное возбуждение от чтения да-да-да сексуальных сцен. Рыдать над умирающим героем – пожалуйста. Радоваться за героя, восстановившего мира в галактике – пожалуйста. В общем, везде сопереживать можно, только в теме дзинь-дзинь – ни-ни. Что это нелогично – это один вопрос. А вот что плохо, так это то, что получается, что все богатство темы проходит мимо, сводясь к механистичному процессу. И ряд людей не может потом уразуметь, например, как это тема насилия не про секс, а про власть. Потому что это же приглядываться надо. Ну или они не могут понять, почему «он ушел к другой» и чего он там искал. Ну, разумеется, "эксперты" установили, что все мужики – козлы, хуле ли разбираться в подробностях.
Секс – это вообще-то в ряде случаев и есть сюжетообразующая составляющая отношений. А не финтифлюшка на отношениях. Если это осмыслить, то станет многое понятно. Ну, типа как избежать наебалова, когда у девушки фигура есть, а минет она делать не умеет. Впрочем, в фанфике об этом я уже не писала.
@темы:
no fate,
гп
и два
Это одна и та же сцена, описанная через восприятие двух ее участников. Но ведь неспроста в первом случае "вешается шторка", а во втором ее нет. Разные люди. Разные приоритеты. Разное восприятие. Разная значимость. Разное проживание. Разное понимание.
При этом, для первого героя происходящее намного значимее, чем для второго. Но осознать эту значимость, перепрожить ее он не в состоянии, у него нет для этого языка, нет инструментов.
А текст - это еще и инструмент. И "шторка", которую задергивает один, так же важна, как и отсутствие "шторки" для другого. "Шторка" - это тоже способ показать восприятие процесса и отношение к нему персонажа.
Секс важен в отношениях, но при описании отношений очень важно бывает показать отношение персонажа к описанию. Отстраненный авторский взгляд на процесс потому зачастую и превращает процесс в порнографию, что восприятия происходящего персонажем в этом взгляде нет. Только равнодушная фиксирующая камера.
Психоанализ – это не просто социальная адаптация (то есть: «чувак, ты будешь выглядеть нормальным!»)..да, психоанализ как раз не для создания видимости нормальности а для ощущения себя таковым..
А психология это не абстрактный предмет на тему как быть счастливым (и счастье невинное, как на пасхальных открытках), а конкретный, на тему осознания потребностей, борьбы мотивов, умения выдерживать внутренние конфликты, не вытесняя в глубины подсознания и умения решать свои проблемы. вы очень верно, точно и ёмко сформулировали суть..
контакт по принципу «…и все завертелось», когда происходящее невнятно, неописуемо и непроговариваемо. – на мой взляд, лучше вообще не доводить до контакта в таком случае..
Эта непроговариваемость обычно маскирует трудности с осознаванием своих чувств, эмоций, ощущений, проблемы с признанием и реализацией ожиданий – полностью согласна с вами..именно так..
получается, что все богатство темы проходит мимо, сводясь к механистичному процессу. это очень огорчает..и усложняет отношения, вы правы..
Секс – это вообще-то в ряде случаев и есть сюжетообразующая составляющая отношений. А не финтифлюшка на отношениях. да, недооценивание роли секса в отношениях приводит к крайне неприятным последствиям...согласна..
PaleFire , очень верно про шторку .. и про восприятие процесса самими персонажами..чувствуется разница..
Спасибо
не рейтинг делает порнографию порнографией, а цели и мотивы автора. Но пока тема в большинстве свое табуированная, будет очень много читателей, которые чисто потому что здесь пушки, пардон, члены, будет все класть в одну папку с порнографией.
Начать стоит с того, что не будь сны и переживания Гарри завязаны на секс, он вообще бы к психоаналитику не пришел. Незачем было бы. Любопытство пополам с неизвестностью или стыдом - хороший двигатель прогресса для того, кто иначе думать не умеет или не хочет. Отношения с Дамблдором, Дерсли, Малфоями, Снейпом, собственными друзьями уже настолько устаканились и кажутся настолько неизменными и обоснованными, что никаких вопросов и сомнений не возникает, а если и возникают, их проще подавить, чем сознательно обдумать. А тут - бабац! - и вылезает на поверхность то, что не вписывается в общую картину и что не выходит проигнорировать, потому что тело начинает разговаривать своим собственным языком. Ик! - а владелец организма только растерянно понимает, что он себя не знает и уже не уверен, что же стоит за его отношением к привычному врагу. Дальше - больше: он не уверен, что же стоит за прочими отношениями. И едва он начинает осмысливать собственные обстоятельства жизни и реакцию на них, делать выводы и первые шаги в нужном направлении, обретать некую уверенность в том, что теперь он сам может менять эти отношения, а не просто изображать щепку в бурных водах, вполне обоснованным становится и исследование той территории, с которой все началось. И тут либо мы смотрим такими же открытыми глазами, как и в прочих сферах взаимодействия с людьми, либо выборочные жмурки нас уводят прочь от достигнутого. Типа, здесь играем, а здесь рыбу заворачивали.
Но фик-то начинается с того, что Гарри решил изменить подобное отношение к миру на что-то более комфортное, более внутренне согласованное и понятное, разве не так? И неважно, что он такими словами об этом не думал и вообще не очень хорошо поначалу понимал, зачем в кабинете Эмили оказался (про странные сны поговорить, ага), важно, что общая тенденция такова по сути. И достигнутый результат будет таковым по всем фронтам - и как это так, показать результат в одних сферах и не показать в других? Вернуться к исходному, что ли - тут играем, а тут не играем?
Про смерть нельзя, про секс нельзя... так и вижу картину: почетные имажинисты-извращенцы норовят заставить читателя испытывать что-то из запретного спектра переживаний! :-))) Конечно, проще сказать - это у вас бред, а это у вас неоправданно много подробностей, а это у вас главный герой имеет нахальство обладать детородным органом и использовать его в отношениях с другим человеком, да еще испытывать при этом какие-то чувства, которые не выходит свести к простой физиологии... а если чувства, то зачем вы тогда пишете про член?! *разведя руками* Как-то по жизни неизменно оказывается, что означенный детородный орган всякий раз оказывается рядом с чувствами и переживаниями, и даже принимает активное участие в событиях, и никуда от этого не деться и не замазать никакой ретушью, и не закрыть никакими ширмами. Более того - чем согласованнее чувства, мысли и телодвижения, связанные с наличием органа, тем более наполненной, цельной и счастливой оказывается жизнь владельца органа. И вот это - ты правильно думаешь - не объяснить и не доказать тому, кто считает одни части организма более "равными" и главными, чем другие, а другие, в свою очередь, менее достойными уважения и внимания; и незаметно для себя распространяет такое отношение и на людей, и на сферы их взаимодействия, и много еще на что, не пытаясь при этом задать себе вопрос об обоснованности подобного отношения.
В общем... Не знаю, может, я слишком просто отношусь к таким вещам.
Так что я с вами полностью согласен.
Кстати, от текста я в восторге, хоть и не дочитал еще.
Гарри, вежливо посылающий к черту Дамблдора... Да это кажется вообще первый Гарри, к которому я отношусь с невольным уважением)
Я читала в жж.
Понимаешь какая штука... Мы с тобой находимся в совершенно разных позициях. В той точке, где находишься ты, я была года три назад. И после нее - были и холивары о том, что высокорейтинговые тексты надо убирать на закрытые ресурсы; были обсуждения и рассказы о том, как подростковое восприятие приемлемого и неприемлемого в сексе корежится пожиранием высокорейтинговых дрочилок с насилием; были отказы авторов, которые пишут дрочилки с насилием и считают их высокохудожественными фиками, закрывать свои ресурсы от свободного доступа, потому что авторам хочется популярности, а популярность проще всего добывается фиками рейтинга NC17; тексты с хорошим сюжетом и серьезными психологическими исследованиями эволюции персонажей, но дженовые или с низким рейтингом объявляются плохо написанными, потому что для большинства читателей хороший текст = вызывающий сексуальное возбуждение или пиковые эмоции (как фики с описаниями сексуального или несексуального насилия).
Да, собрать популярность высокорейтинговой сценой просто. Проще, чем показать эротику в обыденном и не идти за героями в спальню. Проще описать бурную сексуальность подростков, чем взвешенные отношения взрослых.
Да, собственную сексуальность проще исследовать через текст. Да, это этап, через который проходят, по-моему, все слэшеры.
Просто я как слэшер - старше. Так получилось. И я не только за собой замечаю, что люди, которые в слэше давно, меняют позицию. Это просто эволюция, это приходит со временем. Становится интереснее показать любовь не через койку, а через готовность умереть за того, кого любят, или через готовность изменить свою жизнь, или через готовность помочь ему изменить свою жизнь.
Понимаешь... Секс, сексуальность, либидо (прости, что смешиваю это в одну кучу) - это горючее жизни. Ее нефть. Но из нефти можно сделать факелы и жечь ее просто так; можно возгонкой получить бензин, стеарин, мазут и использовать как горючее для машины и самолета, как топливо для ТЭЦ; можно использовать для производства пластиков. Нефть все та же. Результаты разные. Со временем становится неинтересно жечь нефтяные факелы. Это горючее можно использовать тоньше. Для меня половой акт в тексте - это нефтяной факел. Эффектно, но малоэффективно. Мне интереснее и посмотреть, и описать, какое электричество зажжется на этом горючем. Не так прямо, но намного ярче.
И - насчет табуированности смерти: в тексте она хороша только когда уместна. А не когда автор запутался и не знает, что делать с персонажем дальше.
Да, я понимаю, что ты как слэшер, меня старше. Но хотя я и написала высокорейтинговый фанфик только полгода назад, со словом вообще я работаю давно и прочно. Я еще в Зорьку писала, хи-хикс. И к теме слэша я обратилась не потому, что я а-а-а попала в фэндом и увидела, что это можно писать. Я почти два года молча читала. Я к теме откровенного описания секса обратилась как к своеобразному итогу своих впечатлений от психоаналитической литературы. Мне хотелось показать, как тема секса, доминирующая в психоанализе, работает. И по моему скромному знакомству с гп-фэндомом, я из тех немногих, кто серьезно обратился к теме личностного роста, завязанного на проработку своей сексуальности и почти наверняка единственная, кто при этом юзал психоанализ. Потому мне кажется, что сравнение меня с рядом "обычных" слэшеров некорректно. И более того, такое сравнение мне не нравится само по себе, оно слишком общее, чтобы можно было о нем продуктивно говорить.
Мне трудно обсуждать утверждение, что я нахожусь там, где ты была три года назад. Потому что я, извини, не помню, где ты была три года назад, я тогда не следила за темой. Но само предположение "ты там, где я была три года назад" звучит несколько... покровительственно - я бы предпочла говорить на равных или говорить с конкретными доказательствами, что ты была действительно на той же позиции, что и я сейчас.
Холивары про рейтинги меня не интересуют. Меня интересует конкретно обьяснить обоснованность нц-сцен в Ноу Фэйте, их сюжетообразующее значение. С позиций, где аргументы автора слышат. Все. На большее я не замахиваюсь.
Я очень хорошо понимаю вашу позицию. И мне самому интереснее читать про отношения, чем про секс (я, помнится, еще с год назад на дневнике писал со смехом, что лучший слеш - настоящая мужская дружба))). Писать НЦ мне интересно, но мне простительно - я не писатель и я это не умею, а то что не умеешь, оно интересно.
Но мне кажется как раз именно в No fate нет спекуляции на рейтинге. Есть попытка, и на мой непросвещенный вкус - удачная, показать, как изменилось отношение Гарри к своим желаниям, в том числе в такой табуированной области, как секс. То, что она табуирована, только подчеркивает, насколько он изменился - ну, мне так кажется. От нервного чуть ли не хихикания, почти паники, до... до того, что есть. То, что в тексте попадаются рейтинговые сцены мне не кажется попыткой заигрывать с читателем "подсыпав порнушки".
Еще раз повторюсь - я не пытаюсь доказать вам, что вы не правы, признаю, что вы старше, мудрее и опытнее, но тем не менее - пытаюсь показать вам текст моими глазами. В вашей власти сказать,ч то мне недостает опыта, чтобы понять, но иметь и осторожно высказывать собственное мнение я все-таки могу, даже если не претендую на знание единственной истины, правда?
да, вот момент, что именно в ряде фанфиков вообще "графика"=дрочево и спекуляция на рейтинге я согласна, я забыла отметить, спасибо.
А я и не сравниваю тебя с собой. Если тебя обижают какие бы то ни было мои сравнения - прости, пожалуйста.
Про No Fate мы с тобой говорили - не про то, что сексуальные сцены там лишние, а про то, что фик получился разбалансированным. То есть, на мой взгляд, проблема не в графическом описании секса, а в композиционном балансе. Сексуальные сцены потому так и выпятились, что они мало чем уравновешены. Вводная ("о, так это нефть") прекрасная, середина ("вау, как полыхает") хороша, а вот финал ("блин, да я же могу осветить и согреть целый город") получился скомканным. Это грустно. Потому что текст хороший.
И по моему скромному знакомству с гп-фэндомом, я из тех немногих, кто серьезно обратился к теме личностного роста, завязанного на проработку своей сексуальности и почти наверняка единственная, кто при этом юзал психоанализ.
Фик именно про личностный рост, провязанный на проработку сексуальности, впервые попался мне в 2004-м. Он переводной, но чтоб мне треснуть, если помню, как он назывался и на каком именно ресурсе лежит. Снарри. Неплохой фик.
Про психоанализ - нет, не единственная. Причем настолько, что некоторое время назад No_Face в перечислении личных сквиков отдельно упоминала фики, где герой работает с психологом, психотерапевтом или психоаналитиком, и поддержали ее многие. То есть фиков такого рода достаточно, чтобы часть читателей оценила их как личный сквик. Правда, No_Face читает и на английском, и не только по ГП.
На реплики типа "я там была три года назад" я реагирую нервно, извини. Ладно, замяли.
Про графику - да по началу треда, честно говоря, я не поняла твою позицию. а по диалогу вживую у меня сложилось впечатление, что перекос именно из-за нц, потому что позицию, что высокий рейтинг ты высказывала - я не поняла, что это относилось не к моему тексту.
Про композиционный разбаланс - я придерживаюсь позиции, что ключевое - сказал ли автор то, что хотел сказать. и раз я сказала все, что хотела, то разворачивать концовку ради именно композиции не стоит. Но я знаю, что это нарушает каноны (не роулинговские), просто для меня это не имеет существенного значения.
No_Face диари закрыт, так что эта информация остается опять же для узких кругов, в которые я не имею чести входить. Но буду знать, что такое имеет место быть.
Спасибо за пост, очень любопытно )) примерно о чем-то похожем я все думала-думала...
к тому же он, кажется, выявил какие-то мои баги, так что еще и полезно ))
По-моему, в No Fate описания секса очень важны для повествования. Без них было бы совершенно не то.
На мой взгляд, такие сцены всегда помогают увидеть героев такими, какие они есть. Понять про них то, что в других обстоятельствах просто не выплыло бы.
Я только тогда думаю, что лучше бы рейтинговых сцен не было, когда у автора совершенно другое представление о сексе, чем у меня, и/или мне не нравится стиль его эротических описаний.
Спасибо за этот пост. И дискуссию было интересно почитать.
ivor-severs спасибо, для меня важно это слышать. А когда представления не совпадают... о, о да, лучше бы не было.
Да, имхо, так называемые рейтинговые сцены - вполне на своём месте, органичная часть всего. Но тут это имхо в чистом виде, принять обоснованное участие в дискуссии я не могу - я вообще не понимаю. почему вокруг рейтинга столько шуму.