Надо мной только небо
ну и еще один репост:
podsolnuxx.livejournal.com/150652.html
Проглотила чудную книжку: «Логика неудачи. Стратегическое мышление в сложных ситуациях». Рассказываю. Сразу вызывают вопрос «сложные ситуации». Например: в чужом городе напился, заблудился, ограбили, попал в милицию - это сложная ситуация? Как выясняется, нет. Потому что вариантов поведения при таком раскладе практически не представлено. Сложную ситуацию отличает
сетевидность (когда влияние на одну переменную затрагивает и все остальные),
непрозрачность (известна не вся информация о переменных)
и развитие во времени.

Насколько я понимаю, эта книга – во многом результат наблюдений за стратегиями игроков, управляющих неким виртуальным быстроразвивающимся городком и виртуальным земледельческим племенем, украшенный бантиками из теории систем. Зато изложено – наглядней некуда.

Например: на подведомственной территории земледельческого племени все хорошо, только смертность при родах высокая. Развиваем медицину, убираем смертность, через 15 лет получаем огромное количество едоков, которых не прокормить из имеющихся запасов – затем голод и снова уменьшение количества работоспособного населения. Мы бодро расшатали систему без учета фактора времени. Кстати, почти любое нововведение нарушает стабильность системы.

Так вот, поведение тех управляющих, которые все-таки не до конца уморили свой виртуальный народец, отличало несколько общих особенностей:
- они умели выявлять не только текущие, но и будущие проблемы,
- были способны переносить высокую неопределенность ситуации,
- умели заниматься важным, а не быстроразрешимым, т.е. не отвлекались на текущие стимулы.
Собственно, весь секрет почти разглашен в этих трех пунктах, но в книге есть такие волшебные описание способов бегства от работы в сложной ситуации, что не могу молчать.

Короче, если где-то появилось слово «переменная», значит, скоро пожалует слово «модель». То есть, типовая последовательность действий в сетевидных динамических ситуациях в том, чтобы определив свои цели, начать разрабатывать модель (понять, из каких переменных состоит ситуация, и как они друг с другом связаны), затем сделать прогноз, спланировать и осуществить действия и проконтролировать результаты (если не то – пересмотреть стратегию). Проще не бывает.

А теперь прекрасное: как сделать все вышеизложенное криво.
1. Начать вместо глобальных целей решать проблемы, которые бросаются в глаза, и для которых случайно находится решение.
2. Начать решать проблемы, которые знаешь, как решать. Так происходит инакапсуляция в том, что человек умеет делать.
3. Нацелиться на одну-единственную проблему, не учитывая, насколько она продолжает быть актуальной по прошествии времени.
4. Создать гипотезу, которая сводит все к одной переменной, которую нужно «подправить». В системах не бывает так, что надо решить одну задачу – и все сразу встанет на место. Хуже того, никогда не бывает так, чтобы одна цель достигалась путем одного действия (их всегда оказывается больше одного).
5. Начать изучать механику процесса вместо решения задачи (такой сдвиг целей дает ощущение безопасности).
6. Бесконечно собирать информацию о системе: так , чтобы растущая неуверенность не давала возможности принять решения.
7. Обратное тоже верно: отказываться от информации, чтобы избежать неуверенности.
8. Бегство по вертикали: рассматривается не реальность, а собственные мысли о ней.
9. «Баллистическое поведение» - никогда не пересматривать выбранную стратегию, чтобы не усомниться в собственной некомпетентности.

Мне, например, из этого списка свойственны два пункта. Ну ладно, если не льстить себе, то и все четыре. Есть в этой эпопее и светлое пятно в виде резюме для начинающих стратегов. Итого:

- Ясно формулировать цели и снимать противоречия между ними.
- Строить модель системы с учетом внешних влияний
- Не редуцировать гипотезу (т.е. не сводить все к одной причине)
- Анализировать свои ошибки и контролировать свое бегство из ситуации.
- Осознавать, что иногда мы действуем только ради того, чтобы доказать, что мы в состоянии что-то сделать.

@темы: пиар, жж, психология

Комментарии
30.08.2009 в 19:57

…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
Жуть какая. Понимаю, почему это ведет к неудаче, но при этом понимаю, что сам действую именно так в жизни. И не знаю, как это изменить, честно говоря.
30.08.2009 в 20:26

Мой покерфейс сильнее твоего фейспалма
в цитатник...
Кстати, что это за игрушка такая навороченная - это часом не Kings of Dragon Pass?
30.08.2009 в 23:15

Надо мной только небо
Demon Alcohol имхо, автор книги все же передергивает. директор - это должность а не человек, и все эти управленческие навыки на самом деле нужны не в таком обьеме или реализуются более просто

larshire понятия не имею
31.08.2009 в 00:01

…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
Вот мне тоже по здравом размышлении показалось, что да, задачи такого рода мне кажутся ужас-ужасом, и решать я их не умею... да и так ли оно необходимо, раз я никем и ничем, кроме себя и своей жизни, руководить не собираюсь особо.
08.09.2009 в 22:18

Над волной ручья, ловит, ловит стрекоза собственную тень.
Похоже на игрушку SPORE написанную для MAC, там из одной клетки надо вырасти в зверушку, повторяя всю эволюционную цепочку, потом размножившись создать племя, государство и так далее, все это при тесном взаимодействии с другими игроками, которые тоже там чего-то растят, в итоге можно вырасти до цивилизации и улететь в космос, кем станешь зависит от выбранной стратегии, каждое решение имеет массу последствий.
Все хорошо про стратегии, но что если твое руководство это не читает? И твое обдумывание стратегии могут объявить бездействием и не умением принимать решения :alles: Приходится делать много телодвижений на первый взгляд статусных и не связанных между собой, и что бы в итоге все они вели к цели "что бы не один путь , а все пути вели к одной цели"
:shuffle2: как-то наболело...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail