Что с жертвами не так?
то есть вот: "...почему жертвы пишут так, что хочется их пнуть? Читала тексты и удивлялась: в некоторых из них провокация на поверхности: как же так?" 5 ключевых вариантов
Сейчас, наверное, жестко и грубо получится, но давайте попробую рассказать.
Самая главная идея - мы ценим целое.
Мы не ценим разбитое.
Во всем.
На этом месте обычно спотыкаются об насилие и физическую целостность - нет, фишка в психологической целостности. Пока человек у нас складывается в цельную психологическую картинку - все у нас с ним ок. Как только эта картинка разбивается - мы напрягаемся. А если там, даже не какие-то трещины-сколы, а просто разбито на мелкие осколки - мы начинаем думать, что нам подсовывают мусор.
Я знаю, что человек не чашка! И вы это знаете! Но это на сознательном уровне. Проблемы начинаются на бессознательном уровне, когда бессознательное одного человека отправляет что-то не то, а бессознательное другого человека получает и сигнализирует: что-то не так! Нам подсовывают какую-то фигню!!
А теперь от метафор к конкретике - как это происходит, вот это разбивание целостности?
1. Хаотичность истории изнасилования:
я! это было ужасно! было! вот! наконец я смогла это рассказать! читать дальше
То есть жертва просто не может внятно и последовательно сказать, что было - даже без детализации. Описание сумбурное, противоречивое или просто отсутствует как факт - и потому оно вызывает недоверие. Что тут такого сложного?! На самом деле это и есть травма - я не могу увидеть это целиком, от этого мне слишком плохо. Но "разбитая" история" вызывает у читателя недоверие - я не вижу целого, я не верю в существование истории. Особенно если человек в принципе не имеет дела с работой через травму.
2. Нелепость концовки:
начали про изнсилование, закончили какой-то ерундой читать дальше
Вот эти вот все странные выводы или переключения на что-то не к месту, что для читателя выглядит просто вздором, каким-то перключением каналов на телевизоре, но никак не серьезной историей, у которой и концовка должна быть ну хотя бы логичной.
Это обычно показатель очень высокой травматизированности - человеку настолько надо себя успокоить, что он резко меняет тему. В кабинете психолога он еще может в этот момент начать раскачиваться из стороны в сторону в попытке как угодно справиться с тем, что внутри. Обнять подушку и начать обсуждать, удобная она или нет. Но для читателя это переключение любой ценой снова смотрится неадекватно - в порядке бреда. Чашка снова какая?
Когда в терапии удается справиться с этой нелепостью, удается заодно справиться с разочарованием в себе (потому что эти нелепые концовки - это обычно у жертвы повсеместный паттерн, который портит все, даже, скажем, концовку хорошего отпуска, а в итоге постоянное переживание, что что я ни пробую сказать или сделать, выходит не так)
3. Не те акценты в истории
Человек не может выделять, что главное. В любовных романах такого виктимного типа героиня говорит "ах, у него такие синие глаза..." - а герой тем временем от угроз переходит к насилию. читать дальше
В историях это такие детали, об которые вы спотыкаетесь - нет, ну а это то к чему упоминать?!
Вообще, это просто психика так защищается - подсовывая то, что в тот момент было не о насилии. Кто-то помнит прекрасно, как лежала палая листва. У читателя в этот момент волосы дыбом - да надо мной издеваются, романтизируя насилие?! Кто-то очень ясно - как выпали вещи из сумочки. Читатель не понимает, как это вообще относится к насилию (правильно - никак, потому и помнится). Что-то психологически нейтральное или близкое как способ выключиться-переключиться.
У психолога можно попробовать поговорить о том, что психика защищалась от происходящего как могла. Здача не в том, чтобы жертву развернуть от защит в тому, что было - а попробовать уже хотя бы отчасти сработавшие защиты усилить задним числом. Психика хотела больше наркоза? Ок, будет больше наркоза!
Проблема как обычно в том, что читатель таких историй с кусками обезболивания там и сям снова получает битую картинку, которой не верит.
В терапии тут обычно выявляется неудовлетворенность жизнью вообще - потому что эта защита с обезболиванием тут и там кусками, когда тут листва, тут мелодия, а потом оказалось, что полгода прошли в никуда, и я не знаю почему.
4. Перегрузка
Сначала меня изнасиловали вот так. Потом через год еще так. А потом... читатель обычно эмоционально выключается на примерно четвертом изнасиловании. потому что встает вопрос - или "разбиться" тут самому, или сделать вид, что чашка битая и все так и было. читать дальше
Один из аспектов работы жертвы насилия с психологом - это научить говорить об этом так, чтобы это не било по окружающим. Потому что это получится тогда отыгрыванием насилия, от которого и пытаются защититься.
Перегрузка обычно вызывает очень сильный протест у окружающих, включая ярость и брезливость. Отсюда и парадоксальная для жертв реакция - когда снова и снова вместо понимания и симпатии они встречают агрессию и использование.
В терапии тут переходный момент - когда человек начинает отслеживать, как же много у него агрессии и как она достается людям, которых он не считает в чем-либо виноватыми. Вот после этого обычно уходят и кошмары, и головные боли, и флэшбэки.
5. Ну и самый тяжлый для терапии случай - это провокации
Это все те истории, когда у читателя фейспалмы с вопросами: Что она делала? И потом ведь сама спровоцировала? Она же нарывается? Она хотя бы понимает, какая она ...?читать дальше
Обычно за этим стоит систематическое насилие - не обязательно сексуальное, все-таки в насилии главное - именно насилие. Важно, чтобы оно длилось несколько лет в сумме, чтобы человек понял, что это обычный и нормальный вариант обращения с ним.
И тогда все окружающие в будущем будут получать роли, которые человеку знакомы - роли насильников. а чтобы они точно эти роли сыграли, будут провокации. Как правильно, разноплановые - чтобы "раскачать" человека не одним, так другим и спровоцировать на выплеск агрессии.
Вокруг этих ситуаций можно сто раз спорить, можно ли носить короткую юбку, ходить ночью одной или пить с малознкомыми людьми. Вопрос в том, что систематически попадающие в травматические ситуации жертвы находятся в сценарии. Сценарии, который плохо влияет на их чувство самосохранения, на их способность обучаться, на их готовность к сопротивлению и прочие вещи.
В терапии это обычно самый тяжелый вариант - надо научить человека жить иначе. Надо рассмотреть идею о своей ценности.
Вообще, если вы по тэгу видите историю, которая вызывает
- доверие
- сочувствие
это говорит прежде всего о проработанности травмы, о том, насколько человек смог с этим справиться.
Если нет доверия ( в смысле, именно сомнения в искренности у вас возникают в первую очередь) - то обычно это травма для человека слишком сильна, чтобы сохранять целостность
Если нет сочувствия (тоесть наоборот, возникают неприятные эмоции, от раздражения до гнева) - то обычно это о длительности сценария насилия.
ПС: И давайте я напомню, что рбота с давним эпизодом насилия - это не работа со сценой насилия в первую очередь!
Мой фейсбук здесь
@темы: фейсбук, рана Евы, консультирование: запросы, Про травлю в сети, вопросы: мозговой штурм
PS. Куприн, "Яма".
"…Возьмите здешнюю хозяйку Анну Марковну. Эта кровопийца, гиена, мегера и так далее... – самая нежная мать, какую только можно себе представить. У нее одна дочь... - Берта, она теперь в пятом классе гимназии. Если бы вы видели, сколько осторожного внимания, сколько нежной заботы затрачивает Анна Марковна, чтобы дочь не узнала как-нибудь случайно о ее профессии. И всё- для Берточки , всё – ради Берточки . И сама при ней не смеет даже разговаривать, боится за свой лексикон бандерши и бывшей проститутки, глядит ей в глаза, держит себя рабски, как старая прислуга, как глупая, преданная нянька, как старый, верный, опаршивевший пудель. Ей уж давно пора уйти на покой, потому что и деньги есть, и занятие ее здесь тяжелое и хлопотное, и годы ее уже почтенные. Так ведь нет : надо еще лишнюю тысячу, а там и еще и еще - всё для Берточки . А у Берточки лошади, у Берточки англичанка, Берточку каждый год возят за границу, у Берточки на сорок тысяч брильянтов - черт их знает , чьи они, эти брильянты? И ведь я не только уверен , но я твердо знаю , что для счастия этой самой Берточки , нет , даже не для счастия , а предположим, что у Берточки сделается на пальчике заусеница , - так вот , чтобы эта заусеница прошла, - вообразите на секунду возможность такого положения вещей! - Анна Марковна, не сморгнув, продаст на растление наших сестер и дочерей, заразит нас всех и наших сыновей сифилисом. Что? Вы скажете - чудовище? А я скажу, что ею движет та же великая, неразумная, слепая, эгоистическая любовь, за которую мы все называем наших матерей, святыми женщинами.
Дальше у меня ставился вопрос "понимает ли человек, что он разломан". Ответ на этот вопрос был ответом, буду ли я общаться с человеком дальше. Потому что если разломан, но не понимает -- то будет выливать на меня свою токсичность и не замечать. А если понимает, то можно будет обсуждать, что не устраивает в формате общения. А то человек не чашка, но об осколки всё равно можно порезаться. Особенно если они не лежат куда кинули, а шевелятся и могут резануть по живому мне. Ни с кем у меня таких неприятных ситуаций не было, как с травматиками, которые не понимают, что они травмированы, и свои деструктивное восприятие того, как можно обращаться с людьми, кладут во взаимодействие с другими, продолжая ту же цепь насилия )
tanya-salpe, я на конкретных людей и политику не хочу переходить - мне как психологу это моветон ((, а в политике я еще и полный профан.
А вот цитата - чудеснейшая, спасибо! Тоже тема, которую обсуждают - уберечь от знания о насилии любой ценой приводит к повторению насилия
Или они боятся, что это случится с ними и их детьми, и пытаются себя успокоить, что пострадавшие "вели себя неправильно, они плохие-дуры-бабы".
почему их так много и почему их поведение в социуме по умолчанию считается нормальным.
Вот ппкс. Откуда берется столько делающих доказать, что все пострадавшие самивиноваты и плохие.
Ну так наблюдатель со стороны видит разломанного человека, который несет какую-то неупорядоченную пургу. Этот разломанный человек вызывает а) брезгливость, неуютность и желание отодвинуться б) подозрения, что чел сам был таким разломанным и в ситуации, о которых рассказывает, сам полез.
То есть, по жертве не видно, что до ситуации она "нормальная была". Взял в кавычки, чтоб никого не обидеть некорректным нормированием ) По жертве видно, что она ненормальная и побывала в какой-то пурге. А значит, что? Значит, вот такой вот хрен знает какой человек сам попал куда-то, где огреб, а теперь зачем-то ноет из-за этого несправедливого мира.
Внезапно, но аргумент "она раньше нормальная была" способен для некоторых прояснить причинно-следственную связь ) Она НЕ ОЧЕВИДНА.
Главная проблема - неопределенная ответственность.
Т.е. если все в обществе индивидуалисты - то действительно, пострадавшие в своем праве и выгребают самостоятельно.
А если ответственность коллективная (в патриархальном обществе), то женщина в короткой юбке - провокатор и головная боль для своего клана. Например, когда Скарлет ездила одна и беременная через негритянский райончик, то из-за ее личной лесопилочной прибыли пострадали несколько мужчин, чьих-то отцов и мужей.
целоваться в деснаобщаться с человеком, который мне неприятенппкс
tanya-salpe, так вопрос в том, почему вам такой человек неприятен (это Молния оьяснила) и не неприятен мне.
мне лично хочеться такого человека поддержать, приободрить, помоч. Склеить разбитую чашку и зашлифовать швы.
Так а лет 150-200 назад разве насилие над женщинами не считалось нормальным? Женщина была почти что собственностью мужчины, и отношение к ней было соответствующее: испорченной вещью пользоваться брезгуют, испорченная вещь - плохая. Самадуравиновата, ага.
Да даже 70 лет назад фактически считалось в порядке вещей и то, что жён били, и что с ружьём по пьяни за ними гонялись, и что "девок портили", и что "тебя замуж не возьмут, ты с мужчинами 4 года на войне была"... Всего каких-то пару поколений назад. Ценности, которым родители учат детей, так быстро не меняются.
Вы только что сказали, что один раз с человеком может случиться "какая-то пурга", но если в результате человек сломался - то пурга с ним будет случаться и дальше, это закономерное развитие событий, ничего по этому поводу делать не надо.
.molnija., очень ценно было прочитать, что иногда защиту нужно усиливать а не отменять всю.
А вообще страшно. Получается, что как раз те, кому помощь нужнее всего - скорей всего её не получат, просто никто с ними не захочет иметь дела.
Ну, чтоб если придёт вот такой весь разбитый клиент, от которого аж настолько фонит - то не отпихивать его, как и все вокруг, а что-то другое сделать.
Я сказал СОВЕРШЕННО не это.
Если мне вдруг на голову валится совершенно левая особа со своими рассказами (да все равно о чем, хоть о художниках Возрождения), то я попытаюсь убраться или убрать назойливое существо (сначала мягко, потом - как получится).
ЗЫ. Здеся я потому, в т.ч., что хозяйка - профессональный психолог. И вменяемая аудитория. Поэтому можно расслабиться и получать удовольствие от общения (зная, что мои косяки поправит специалист, есличо)
Характер темы тут вот при чем (зависимость корявая, опосредованная, но мне видится так)
Нормально, что чел с травмой часто не видит никого вокруг (ну, как "для голодного не существует плохой еды"). Но уж с _такой_ травмой жертва считает, что все вокруг обязаны ее утешать и выслушивать. А когда отказываешь (я устала, занята, и т.д.), часто получаешь порцию ненависти в спину, после чего желание общаться пропадает совсем. В крайнем случае могу посоветовать хорошего психолога. Конечно, я не утверждаю, что все поголовно жертвы пытаются поиметь выгоды со "счастливчиков", но как бы тенденция имеется((
Пока все ОК, если разговор станет утомительным, я скажу)))
Честное слово, я говорю не теоретически))
У меня не вызывают отторжения пострадавшие.
У меня вызывают недоумение интенсивно страдающие.
На практике - граница между насилием с сексуальной окраской и просто насилием иногда такая бывает тонкая, что для кого-то сексуальное насилие несет четкий отпечаток "это про власть", а для кого-то школьная травля с окорблениями и только, но исключительно словами "шлюха" и пр оставляет ощущение сексуального насилия.
В двух словах, в этом флэшмобе речь прежде всего о сексуальном насилии, с которым столкнулись женщины.
Еще - о том, что вообще считать насилием, все эти прижимания в транспорте, оскорбления и все, что попутно вспоминается и описывается (поэтому я сначала решила, что Вы спрашиваете о женщинах и подобном переживании).
Бывшие заложники и жертвы армейской дедовщины - это другая категория, вне флэшмоба вообще.