Надо мной только небо
Спасибо Вам за Вашу рубрику.
У меня проблема с обучением по работе. Дело в том, что моя специализация требует постоянного повышения квалификации. Даже не повышения, просто, как в Зазеркалье, тут нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте.подробности
Работать, в принципе, можно и не повышая квалификацию, но тогда ты будешь хреновым специалистом, а это всегда неприятно, согласитесь. Когда же я сажусь изучать что-то, сперва у меня следует период эйфории, вроде, как здорово, удалось найти такую классную книгу или курс. А потом на меня накатывает осознание, что то, что я изучаю сейчас - это капля в море. Что вот этот курс или книга мне не дадут, по сути, ничего, а реальный результат дадут только штук пять книг или штук пять курсов, и то ненадолго. Что пока я читаю вот это - появляется целая куча новых технологий, которые тоже нужно изучать. И чем дальше - тем их больше. И что тут не работает схема "прошёл курс - поднял свой уровень". Тут скорее "прошёл курс - сохранил свой уровень" или даже "прошёл курс - и твой уровень упал не так сильно, как мог бы".
Я оказываюсь перед фактом, что мне нужно отказаться от каких-то своих увлечений и часть своего свободного от работы времени (внутренний голос в этот момент орёт "ВСЁ свободное время!") посвящать изучению новых технологий. Просто чтобы быть хорошим специалистом. А жить когда?
Что вы уже пробовали сами? И что получается?
Могу сказать, что точно не получается: не получается договориться с собой по схеме "ну давай мы будем тратить час в день или пару часиков в неделю на обучение". Мозг такие аргументы не воспринимает. Час в день, когда в среднем свободного времени в день остаётся как раз час, выглядит как издевательство. Да и вообще, я итак постоянно живу в состоянии дефицита времени, мне его вечно не хватает, там банально обувь почистить не всегда время есть (сразу оговорюсь: готовить время есть, убирать квартиру - есть, мыться - тоже время есть, но по мелочи какая-то фигня вечно подвисает, потому что не успеваю). При этом мне нужно каждый день хотя бы немного попрокрастинировать: просто бывает такое, что я прихожу и падаю. Полежу минут пятнадцать-двадцать, потуплю в телефон - силы появляются. И как-то ругать себя за тупление в телефон у меня нет никакого желания, я понимаю, что это мозг так стресс сбрасывает и в себя приходит.
Плюс у меня всё очень плохо с планированием. Знаете, есть люди, которые чувствуют спокойствие, когда у них весь день распланирован, им так комфортно. Для меня же следование плану - это всегда стресс. Поэтому планировать что-то делать регулярно мне крайне тяжело. Когда я вижу план на день, у меня возникает внутренний крик "А жить-то когда?!"
Причём, когда нет этой паники про "когда жить?!", я вполне себе нормально могу работать, мне нравится учиться и так далее.
мои соображениякартинка юмора
Ок, у Вас проблема на уровне информации - надо усваивать много, а я не могу. Давайте проверять, что вообще с темой работы с информацией. Ключевой была бы информация, почему так важно много усваивать. Что это за специализация или что это за стандарты на работе - но именно этой важной информации нет. То есть и мы посоветовать что-то конкретное не можем, и проверить, а действительно ли все так, как Вы оцениваете? Я про анонимность понимаю, но тут даже сферы работы нет! Мне кажется, если это дополнить, то могут что-то дельное сказать те люди, у которых эта же сфера деятельности.
Ладно, работаем с тем, что знаем:читать дальше
тут не работает схема "прошёл курс - поднял свой уровень". Тут скорее "прошёл курс - сохранил свой уровень" или даже "прошёл курс - и твой уровень упал не так сильно, как мог бы"
Что-то здесь не так. Или Вы говорите чужую позицию, и тогда мы имеем дело с прессингом на работе (кстати, а проблем с зарплатой и отпусками нет? А то если есть и именно под предлогом, что Вы не растете как надо, то у вас не проблемы с информацией, а проблемы с начальством)
Или Вы говорите свою позицию, но тогда интересно, откуда она у Вас взялась и как давно? Просто она должна была бы отравить школу и вуз, если была в детстве и сделать выбор профессии просто мучительным. Раз Вы об этом не пишете, я все же делаю ставку на версию, что о проблемах с обучением Вам говорят сейчас люди, заинтересованные навязать Вам образ некомпетентного человека. Что это меняет? А то, что тогда Ваш здравый смысл и самосохранение не дают Вам тратить время на учебу - бессмысленно, если опять прикопаются. Найдут, как. Поэтому Вы и не учитесь.
Могут быть в Вашей ситуации и варианты посложнее. Что у Вас ресурс отъедают не на работе, а где-то еще - раз остается всего час в день на себя. А на кого или на чьи дела приходится тратить остальное время? Вам, случайно, не приходится слишком много помогать маме там, мужу, кому-то еще? Почему всего час остается на себя? Этого правда мало, и надо думать, а как бы на себя побольше времени получить.
Резюме:
мне кажется, Ваша паника "когда жить?" и есть корень проблемы. Почему-то мало времени на себя и свою жизнь. Какая-то ловушка, в которую Вы незаметно попали. На кого Вам приходится тратить время и кто Вам внушает мысль, что, обучаясь, Вы все равно теряете в квалификации (газлайтинг какой-то, честное слово)
В общем, не ищите проблему в себе - ищите ее в окружающих!
Кто еще что думает и скажет? И какие есть идеи, как тут быть?
Я тоже хочу задать вопрос! Для желающих - пост для вопросов и правила здесь
Я хочу записаться на консультацию по скайпу - посмотрите этот пост и пишите. Можно и на почту, и на умыл
У меня проблема с обучением по работе. Дело в том, что моя специализация требует постоянного повышения квалификации. Даже не повышения, просто, как в Зазеркалье, тут нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте.подробности
Работать, в принципе, можно и не повышая квалификацию, но тогда ты будешь хреновым специалистом, а это всегда неприятно, согласитесь. Когда же я сажусь изучать что-то, сперва у меня следует период эйфории, вроде, как здорово, удалось найти такую классную книгу или курс. А потом на меня накатывает осознание, что то, что я изучаю сейчас - это капля в море. Что вот этот курс или книга мне не дадут, по сути, ничего, а реальный результат дадут только штук пять книг или штук пять курсов, и то ненадолго. Что пока я читаю вот это - появляется целая куча новых технологий, которые тоже нужно изучать. И чем дальше - тем их больше. И что тут не работает схема "прошёл курс - поднял свой уровень". Тут скорее "прошёл курс - сохранил свой уровень" или даже "прошёл курс - и твой уровень упал не так сильно, как мог бы".
Я оказываюсь перед фактом, что мне нужно отказаться от каких-то своих увлечений и часть своего свободного от работы времени (внутренний голос в этот момент орёт "ВСЁ свободное время!") посвящать изучению новых технологий. Просто чтобы быть хорошим специалистом. А жить когда?
Что вы уже пробовали сами? И что получается?
Могу сказать, что точно не получается: не получается договориться с собой по схеме "ну давай мы будем тратить час в день или пару часиков в неделю на обучение". Мозг такие аргументы не воспринимает. Час в день, когда в среднем свободного времени в день остаётся как раз час, выглядит как издевательство. Да и вообще, я итак постоянно живу в состоянии дефицита времени, мне его вечно не хватает, там банально обувь почистить не всегда время есть (сразу оговорюсь: готовить время есть, убирать квартиру - есть, мыться - тоже время есть, но по мелочи какая-то фигня вечно подвисает, потому что не успеваю). При этом мне нужно каждый день хотя бы немного попрокрастинировать: просто бывает такое, что я прихожу и падаю. Полежу минут пятнадцать-двадцать, потуплю в телефон - силы появляются. И как-то ругать себя за тупление в телефон у меня нет никакого желания, я понимаю, что это мозг так стресс сбрасывает и в себя приходит.
Плюс у меня всё очень плохо с планированием. Знаете, есть люди, которые чувствуют спокойствие, когда у них весь день распланирован, им так комфортно. Для меня же следование плану - это всегда стресс. Поэтому планировать что-то делать регулярно мне крайне тяжело. Когда я вижу план на день, у меня возникает внутренний крик "А жить-то когда?!"
Причём, когда нет этой паники про "когда жить?!", я вполне себе нормально могу работать, мне нравится учиться и так далее.
мои соображениякартинка юмора

Ок, у Вас проблема на уровне информации - надо усваивать много, а я не могу. Давайте проверять, что вообще с темой работы с информацией. Ключевой была бы информация, почему так важно много усваивать. Что это за специализация или что это за стандарты на работе - но именно этой важной информации нет. То есть и мы посоветовать что-то конкретное не можем, и проверить, а действительно ли все так, как Вы оцениваете? Я про анонимность понимаю, но тут даже сферы работы нет! Мне кажется, если это дополнить, то могут что-то дельное сказать те люди, у которых эта же сфера деятельности.
Ладно, работаем с тем, что знаем:читать дальше
тут не работает схема "прошёл курс - поднял свой уровень". Тут скорее "прошёл курс - сохранил свой уровень" или даже "прошёл курс - и твой уровень упал не так сильно, как мог бы"
Что-то здесь не так. Или Вы говорите чужую позицию, и тогда мы имеем дело с прессингом на работе (кстати, а проблем с зарплатой и отпусками нет? А то если есть и именно под предлогом, что Вы не растете как надо, то у вас не проблемы с информацией, а проблемы с начальством)
Или Вы говорите свою позицию, но тогда интересно, откуда она у Вас взялась и как давно? Просто она должна была бы отравить школу и вуз, если была в детстве и сделать выбор профессии просто мучительным. Раз Вы об этом не пишете, я все же делаю ставку на версию, что о проблемах с обучением Вам говорят сейчас люди, заинтересованные навязать Вам образ некомпетентного человека. Что это меняет? А то, что тогда Ваш здравый смысл и самосохранение не дают Вам тратить время на учебу - бессмысленно, если опять прикопаются. Найдут, как. Поэтому Вы и не учитесь.
Могут быть в Вашей ситуации и варианты посложнее. Что у Вас ресурс отъедают не на работе, а где-то еще - раз остается всего час в день на себя. А на кого или на чьи дела приходится тратить остальное время? Вам, случайно, не приходится слишком много помогать маме там, мужу, кому-то еще? Почему всего час остается на себя? Этого правда мало, и надо думать, а как бы на себя побольше времени получить.
Резюме:
мне кажется, Ваша паника "когда жить?" и есть корень проблемы. Почему-то мало времени на себя и свою жизнь. Какая-то ловушка, в которую Вы незаметно попали. На кого Вам приходится тратить время и кто Вам внушает мысль, что, обучаясь, Вы все равно теряете в квалификации (газлайтинг какой-то, честное слово)
В общем, не ищите проблему в себе - ищите ее в окружающих!
Кто еще что думает и скажет? И какие есть идеи, как тут быть?
Я тоже хочу задать вопрос! Для желающих - пост для вопросов и правила здесь
Я хочу записаться на консультацию по скайпу - посмотрите этот пост и пишите. Можно и на почту, и на умыл
@темы: вопросы: мозговой штурм, тема: учеба
Никакого газлайтинга и прессинга нет, семьи нет
Опыт 8 лет
Вопрос про то, почему остается всего час-два, звучит странно. Я даже как-то теряюсь от этого. Банальнейшая математика: рабочий день - 9 часов с обедом, сон - 8 часов, утром встать, позавтракать, собраться и доехать до работы - 2 часа, вечером аналогично - доехать, переодеться, поужинать (сюда же душ добавляем и вечерний туалет - 2 часа). Остается в сухом остатке 3 часа. И это если ничего больше не делать, только ходить на работу. А дальше начинается, что надо зайти в магазин, в банк, в салон и так далее - это тоже время. Постирать одежду - время, погладить - время, почистить ботинки - время, уход за собой - время. Я уже молчу про то, что иногда надо ходить на тренировки, встречаться с друзьями, навещать родителей и так далее.
Дела постоянно появляются: то надо купить подарок на день рождения, то сходить к зубному, то еще куда. Это кажется, что это надо делать редко, но таких редких дел - уйма. Вот и получается, что если каждый вечер делать одно дело помимо работы, то остается час свободного времени максимум. И в этот час часто хочется заняться хобби или просто расслабиться, а не учиться
Короче, мне странно, что приходится это все объяснять. Это же обычная реальность работающего человека, что на словах у тебя 8 часов свободного времени, а в реальности его крайне мало
И вариант перестать общаться с друзьями и ходить на тренировки или забить на внешний вид, чтобы учиться, мне кажется странным. А учиться раз в неделю или раз в две недели, когда есть время, - это мало
Вот и получается выбор между быть специалистом и жить
А уж какую IT-древность преподают вузы!.. Программа вузовского обучения и близко не успевает за прогрессом в этой сфере, так что диплом устаревает ещё до того, как попадает к тебе в руки.
По моим наблюдениям идти в ногу с прогрессом успевают те, кто маниакально увлечен, влюблен в свою делянку работы. Кому не в тягость всё свободное и несвободное время вгрызаться в любимую тему, у кого работа это и хобби, и источник радости.
Лично я жилы из себя не тяну, отстаю потихоньку, но пока не выгнали - и хорошо. То, что интересно - изучаю в ритме вальса, но загонять себя без острой необходимости не считаю нужным. Правда, я и не настроен на карьерный рост
Да, оно в том числе. Вообще, я фулл-стэк программист. Раньше было проще: была четкая специализация. Сейчас должность выше, как следствие - задач больше, технологий больше, и постоянно то в одной сфере, то в другой вылезает, что я чего-то не знаю. Начинает казаться, что хвататься надо за все
Гость, дайте я пожму вам руку. Вот да, у меня работа не является любимым хобби. Учиться интересно, но не настолько, чтобы жертвовать.
Но мне как раз хочется расти, не ради денег, а просто потому, что так интереснее работать
ВОТ ОНО!
У меня та же беда, ТС. Обычно мой путь до работы составлял полчаса, а когда на меня свалились эти дополнительные минус три часа в сутки, поплыло все вплоть до здоровья и самооценки. Вылечила съемом квартиры ближе к работе. (кстати, а удаленку не пробовали?)
Не могу посоветовать ничего умного, словив пачку стрессов и начав сыпаться по всем фронтам я убедила менеджера и перешла почти полностью на работу дома (минус дорога до работы, но пришлось очень сильно организовывать пространство и переделывать привычки, иначе работать невозможно). Ну и смирилась с тем, что повышения не будет, и роста зп тоже, максимум индексация. Это все еще больше, чем платят почти везде, даже на моем очень среднем уровне.
Было очень страшно понять, что выше головы я не прыгну и таланта и увлечения у меня к этому всему нет.
ТС, надеюсь, у вас получится как-то удачнее, съем квартиры рядом с работой правда помогает, если удается такое устроить.
Удаленку не хочется, мне комфортнее работать, когда вокруг люди. Работу менять тоже не хочется, неплохой коллектив и понимающее начальство
Санстеп, жму руку, все так...
Подумаю над этим
Мне один товарищ объяснил так: т.к. сфера огромная и постоянно расширяется и изменяется, ты либо знаешь немножко из разных кусков, либо специализируешься. Знать всё, даже в узкой сфере, невозможно, не стоит пытаться. Для фулл-стэка и широкого специалиста важны навыки видения общей картины, умения найти нужную информацию или людей, которые знают, как сделать, и собрать разные куски вместе (не обязательно понимая их от и до), архитектура приложений туда же. Для узких специалистов важнее доскональное знание предмета. Невозможно быть фулл-стеком и знать всё.
В зависимости от вашего склада ума, вам может быть легче первый тип работы или второй. Если первый, то примите как данность, что ваши знания и умения будут общими. Ловите тренды, не зарывайтесь в детали, делегируйте. Преимущество - можно не привязываться сильно к конкретным технологиям и легче перескакивать с проекта на проект.
Если второй вариант дается проще, возможно стоит поговорить с начальством, сменить вашу должность и сузить поле деятельности. Желательно работать на одной основной технологии, а не прыгать, допустим, с React на Angular, или с javasсript на php. Это даст возможность фокусироваться на одном и изучать что-то одно, и чувствовать, что ты up to date. Я так сделала, но мне для этого пришлось сменить работу, и в итоге я вроде и фулл-стэк, но зато на одном проекте с одним языком программирования, и это в разы проще.
Следующий момент. Если вы не хотите менять работу, то вопрос отставания не должен стоять так остро. Вы работаете над конкретными проектами, вы их знаете, вы на них постоянно учитесь. Можно внедрять какие-то небольшие новые штуки, следить за обновлениями технологий, которые вы используете - и всё это в рабочее время. И это нормально, это часть работы, и вы не обязаны делать ее в нерабочее время.
И карьера.. карьера в айти хорошо строится, если работу регулярно менять, это такой общемировой тренд, скорее всего и в России работает. Ты смотришь на другие должности, видишь несколько незнакомых технологий в требованиях, изучаешь их на досуге (потому что хочешь сменить работу, и знаешь, что это кратковременные жертвы свободным временем), идешь, просишь больше зарплату, попадаешь на новый проект и делаешь скачок роста. Опять же, в рабочее время.
Моё резюме - вы не обязаны жертвовать своим свободным временем, и работодатель не вправе этого от вас ожидать или требовать. Ищите возможности продвигаться вперед в рабочее время. Специализируйтесь, если это легче. Знать всё - невозможно.
Но мы в стационаре работаем, там можно между делом и позавтракать, и пообедать, и рабочий день короче.
ТС, как у вас с качеством сна? Вы высыпаетесь? Вы храпите во сне? Как у вас с давлением? Что у вас с щитовидкой?
А существующие проекты постоянно требуют нестандартных решений
Акша Таквааш, я утром собираюсь от часа до полутора. Это и приготовить завтрак, и поесть в нормальном темпе (я против того, чтобы не завтракать), и собраться, и раз в два дня помыть голову и уложить волосы. Вечером это делать или утром - неважно, время все равно уходит
bog_fire, нормальный 8-часовой сон, который я не хочу сокращать, здоровая щитовидка
решать все проблемы по мере поступления. Споткнулись о непонятное место - ползли изучать, именно когда споткнулись. Начальство сказало что со следующего месяца надо начинать разработку приложения под андроид - начали изучать андроид. И хотя бы часть этого делать в рабочее время.
Может вам подойти такой метод?
И да, идея что если рабочий день 8 часов, то работоспособности мозга должно хватить на .эти 8 часов - миф.
Хватит на 2-3 часа если у вас всё ок. И именно из этих 2-3 часов кусок нужно на обучение пустить.
Ещё можно посмотреть на дорогу на работу - с работы. Можно ли в это время слушать аудиокнижку или читать что-то, или ещё как-то получить пользу.
Тогда и сил на учебу будет оставаться больше, и времени на нее не так жалко.
Т.е. учиться по 20 минут по пути на работу и обратно (или только в 1 сторону) проще, когда завтрак приготовился в мультиварке (поставлен с вечера на режиме отложенной готовки), не надо гладить с утра одежду, тк она еще вечером в воскресенье подготовлена на неделю вперед, базовую закупку продуктов на неделю привезли с доставкой, а убралась в квартире приходящая раз в неделю уборщица.
Вроде, на каждом шаге экономится то минут по 15-20, а в целом эффект есть и хороший.
И таких мелких гитиков, типа автоматизации платежей за жку, оплаты необходимого через инет и т.д. очень много. + делегируйте все, что можно не только в работе
Гость, вот про то, что хорошо мозг работает 2-3 часа в день - я согласна. Но ощущение такое, что это у меня так. А у окружающих по 8 часов
Гость, Cherina, 15-20 минут обучения в день - это фигня. В том плане, что 15 минут вспоминаешь, например, что было в главе, которую начал читать вчера - и вот оно. Или там только вспомнишь, что делается в примере кода - и уже закрывать.
работа не является любимым хобби. Учиться интересно, но не настолько, чтобы жертвовать.
и на все дальнейшие предложения, лайфхаки и прочие попытки мозгоштурма вы отвечаете в том же духе - да мол всё правильно говорите, но для меня не годится ни то, ни это, ни пятое, ни десятое. Простейший вариант, первый, который приходит в голову - испросить на работе выделенный час в день или полдня в неделю на повышение квалификации - вы, скорее всего, тоже уже отмели.
Тут одно из двух - либо вы хотите принципиально поменять род деятельности и постепенно дозреваете до этого, либо не хотите менять вообще ничего, и обкатываете так и эдак способы притерпеться к текущему состоянию. Ну т.е. не вы сами хотите, а ваш организм, о чем и сигналит вам повышенной усталостью после трех часов работы. Умом-то, ясное дело, хочется и в умницы и в красавицы, не разрываться же из-за этого.
15-20 минут экономится на каждом бытовом повседневном событии, если они автоматизируются, делаются оптом или делегируются. В итоге каждый день набегает + дополнительные час-полтора-два в день на хобби, обучение или отдых, тут уж кому что ближе/ важнее.
К тому же, во многих ИТ-конторах да и не только в них понимают, что обучение даже частично в рабочее время в дальнейшем поможет работать более эффективно. Кое-где даже готовы оплачивать обучение. Вопрос в желании.
ЭЭЭЭ... а вы успеваете прочитать за 15 минут предыдущего дня всю ЦЕЛУЮ главу?!
Методика беби-степс обучения строится на таких китах:
1) период, когда мозг может быть сосредоточен и эффективно усваивать информацию - это 15-20 минут. читать дальше .
2) блок информаци "длинной" в 15 минут легко запоминается. Если в первый день вы внимательно прочитаете кусок книжки только в течение 15 минут, то легко запомните прочитанное, и легко будет помнить это на следующий день.
Кстати, а как именно вы читаете? Какая у вас техника чтения, скорость чтения и % запоминания прочитанного?
Я не шучу и не иронизирую. Правильно эффективно для запоминания читать - это навык, который тоже надо уметь. Техника чтения-для-обучения отличается от обычного чтения для фана. Это относится к study skills - навыкам, как учиться - которым американских студентов обучают в специальном обязательном классе, и это ещё обязательный элемент репетиторский сессий.
Может, вам можно улучшить именно свои стади-скиллс, и тогда обучение-по-работе будет даваться легче?
Гость, я честно не вижу, как можно оптимизировать мытье полов, например. Ну вещи же делаются с определенной скоростью. Там с определенной скоростью чистятся зубы, их не почистить быстрее, разве что плохо, и т.д.. то, что может быть в параллели (типа поставить завтрак и пойти умываться) - оно итак в параллели. Но таких вещей мало
Cherina, в том- то и дело, что нормальная глава - это час-полтора. Там теория, объяснение примера и практический пример. Причем примеры часто многоступенчатые, сделать одно, потом это усложнить, потом еще усложнить
Я понимаю, вам это непривычно, вы, видимо, привыкли к другим дисциплинам, но вспомнить, на чем остановился, вспомнить тему и достичь нужной концентрации - это 10 минимум, а часто и 25 минут. Я говорю так уверенно, потому что включаю периодически таймеры-помидорки. Таймер на 25 минут (классика помидорки) - это издевательство, я едва успеваю погрузиться в работу - и отвлекают. Сделать ничего не успеваешь. Нормально - это 45, лучше 60 минут
Чем сложнее изучаемые вопросы, тем дольше нужно времени, чтобы въехать.
В общем, я от темы отписываюсь, считаю, что дальше уже обсуждение бесполезно, если все начинает сводиться к тому, что моей реальности не верят
А то еще немного, и газлайтинг начнется
Гость, я честно не вижу, как можно оптимизировать мытье полов, например.
Да самым что ни на есть прямым способом - 1) автоматизировав - купив робот-поломой, например. Приходишь с работы - а все уже вымыто/выпылесошено. Да, возможно, придется перед этим оптимизировать расстановку мебели, убрать лишнее с пола, продумать, как и что сделать. Но в итоге затраченное один раз время на перестановку/покупку окупится сторицей.
Еще вариант - 2) делегировав. Пока нанятая дама моет/стирает/убирает/готовит/гладит, вы учите. Да, это не бесплатно. Но ваше время тоже не бесплатное. И вложение в образование даст в итоге повышение оплаты рабочего времени.
Но придется менять быт. Перестраивать образ жизни. В той или иной степени. Но тут засада в общем плане - если что либо учишь, куда либо двигаешься, в любом случае потом окажешься в другом месте.
По поводу советов от Cherina я на стороне TC - 15 минут, скорость чтения, процент запоминания напоминают скорее задачу более-менее сохранить прочитанное в голове, что по опыту (>6 лет) может быть полезно на ранних этапах типа "это винтик, это гайка", но для более углубленного изучения уже не подходит. Чтобы что-то более сложное ("продолжаем строить синхрофазотрон") осознать, разобрать по винтикам и сохранить для дальнейшего использования, а не просто запомнить текст, нужно как минимум
* выгрузить из головы текущий контекст (другая рабочая задача, список покупок и все остальное)
* загрузить нужный для обучения (вспомнить описание всех винтиков и гаек, какие части синхрофазотрона уже построены и как там между собой все это связано), тут возможно что-то обновить в памяти по тексту
* провести те самые продуктивные 15-20 минут, читая и осознавая новое - не просто запоминая, но разбирая алгоритм работы и выстраивая связи с уже имеющейся информацией
* попробовать это новое на практике, потому что иначе оно так и останется абстрактным куском текста в голове, плохо привязанным к рукам
* в идеале попробовать - не просто перепечатать кусок текста, а вообразить несколько разных вариантов применения изучаемой штуки и их позапускать
По теме (если вдруг TC еще не очень далеко ушел) - частично помогает совмещение приятного с полезным - просмотр видео с хороших конференций по нужной теме во время еды например
Вообще как факт - знания, полученные по книгам\курсам все равно стоит рассматривать только как стартовую\дополнительную базу, потому как реальность в более-менее сложном проекте все равно бьет граблями по лбу, и самое интересное и ценное выносится именно оттуда.