Надо мной только небо
А вот еще один важный, но редко задаваемый вопрос про отношения. Меня в них упрекнули - меня задело, я пытаюсь с этим упреком справиться и измениться. Вопрос, который должен нас как психологов волновать - это не как помочь человеку измениться, чтобы не давать повода для упрека! Нет, нас будет в первую очередь волновать - а есть ли для упрека основание! Надо ли вообще что-то действительно исправлять или все и так ок? Потому что очень часто оказывается, что на деле все как раз ну, может, не идеально, но вполне себе ничего.

вопрос

мои соображения

@темы: вопросы: мозговой штурм, тема: социум

Комментарии
21.01.2018 в 22:41

Things happen for no reason but they create opportunities (c)
Суммируя эти многабукв :-D дружбы как таковой там нет. Генри влюблен в своё отражение в глазах Дориана, но для Дориана Генри - не более чем источник идей, которые Генри транслирует в пространство и разбрасывает наугад, а Дориан берётся проверять на практике, чтоб не скучно было. При этом, Дориан чем дальше, тем больше от Генри закрывается, соответственно и результаты своего "эксперимента" Генри увидеть не может - и поэтому профита для Генри тут никакого. Более того, от его жизненной философии ему одни убытки:
- он приходит к ошибочным выводам,
- он по ходу дела теряет и жену (а вместе с ней и репутацию в обществе), и Грея.
21.01.2018 в 23:54

Подзабывший Дориана Грэя,

дальше

ТС
22.01.2018 в 00:52

Подзабывший Дориана Грея,

дальше

ТС
22.01.2018 в 02:13

Cherina,

про Генри и всех-всех-всех

ТС
22.01.2018 в 06:53

Things happen for no reason but they create opportunities (c)
Скорей не настоящее, а хорошее, всё-таки настоящий Дориан, по книге, как раз в портрете.
Это интересная мысль. Я её подумаю... и пожалуй, всё-таки возражу.
Если бы Бэзил видел только хорошее, то не боялся бы, что Генри испортит Дориана. Но он именно видел Генри таким, какой тот есть: человеком, не совершающим плохих поступком, но опасным своими речами и идеями.
И дальше, когда Бэзил приходит к Дориану на следующий день после смерти Севиллы Вейн, он сразу зачемачает, что Дориан - изменился:
"-- Дориан, это ужасно! Что-то сделало вас совершенно другим человеком. На вид вы все тот же славный мальчик, что каждый день приходил ко мне в мастерскую позировать. Но тогда вы были простодушны, непосредственны и добры, вы были самый неиспорченный юноша на свете. А сейчас... Не понимаю, что на вас нашло! Вы рассуждаете, как человек без сердца, не знающий жалости. Все это -- влияние Гарри. Теперь мне ясно...
Дориан покраснел и, отойдя к окну, с минуту смотрел на зыбкое море зелени в облитом солнцем саду.
-- Я обязан Гарри многим, -- сказал он наконец.-- Больше, чем вам, Бэзил. Вы только разбудили во мне тщеславие.
-- Что же, я за это уже наказан, Дориан... или буду когданибудь наказан.
-- Не понимаю я ваших слов, Бэзил, -- воскликнул Дориан, обернувшись.-- И не знаю, чего вы от меня хотите. Ну, скажите, что вам нужно?
-- Мне нужен тот Дориан Грей, которого я писал, -- с грустью ответил художник.
(...)
-- Своим отказом вы губите меня как художника. Никто не встречает свой идеал дважды в жизни. Да и один раз редко кто его находит.
-- Не могу вам объяснить причины, Бэзил, но мне нельзя больше вам позировать. Есть что-то роковое в каждом портрете. Он живет своей особой жизнью... Я буду приходить к вам пить чай. Это не менее приятно.
-- Для вас, пожалуй, даже приятнее, -- огорченно буркнул Холлуорд."

И позднее:
Поймите, я вовсе не верю этим слухам. Во всяком случае, я не могу им верить, когда на вас смотрю. Ведь порок всегда накладывает свою печать на лицо человека. Его не скроешь. У нас принято говорить о "тайных" пороках. Но тайных пороков не бывает. Они сказываются в линиях рта, в отяжелевших веках, даже в форме рук. В прошлом году один человек, -- вы его знаете, но называть его не буду, -- пришел ко мне заказать свой портрет. Я его раньше никогда не встречал, и в то время мне ничего о нем не было известно -- наслышался я о нем немало только позднее. Он предложил мне за портрет бешеную цену, но я отказался писать его: в форме его пальцев было что-то глубоко мне противное. И теперь я знаю, что чутье меня не обмануло, -- у этого господина ужасная биография. Но вы, Дориан... Ваше честное, открытое и светлое лицо, ваша чудесная, ничем не омраченная молодость мне порукой, что дурная молва о вас -- клевета, и я не могу ей верить.
То есть, Бэзил тут именно что увидел загадку: факты (слухи) говорят ему одно, а его взгляд художника, привыкший подмечать детали - говорит другое. И он приходит к Дориану выяснить правду.
Так что - нет. Бэзил хочет видеть настоящее, а не хорошее.

И на счет Генри Бэзил тоже оказывается прав:
" -- Ты все это говоришь не всерьез, Гарри. Ведь, если жизнь Дориана будет разбита, ты больше всех будешь этим огорчен. Право, ты гораздо лучше, чем хочешь казаться. (...)
-- Больше всего на свете я презираю оптимизм... Ты боишься, что жизнь Дориана будет разбита, а, помоему, разбитой можно считать лишь ту жизнь, которая остановилась в своем развитии."

Это то, что Генри говорит. А когда доходит до дела, Генри даёт Дориану советы, как избежать скандала:
-- Это правда, Дориан, -- сказал лорд Генри серьезно.-- Об этом сообщают сегодня все газеты. Я вам писал, чтобы вы до моего прихода никого не принимали. Наверное, будет следствие, и надо постараться, чтобы вы не были замешаны в этой истории. В Париже подобные истории создают человеку известность, но в Лондоне у людей еще так много предрассудков. Здесь никак не следует начинать свою карьеру со скандала. Скандалы приберегают на старость, когда бывает нужно подогреть интерес к себе. Надеюсь, в театре не знали, кто вы такой? Если нет, тогда все в порядке. Видел кто-нибудь , как вы входили в уборную Сибилы? Это очень важно.

Но, как говорил сабж, в основе веры в чужую хорошесть лежит страх за себя-любимого))
Я лично с этим глубоко несогласна, но это оффтоп.
Это говорит Генри, да. Но учитывая, что Бэзил поплатился жизнью за желание разобраться в том, кто на самом деле Дориан, то получается как раз наоборот: страх за себя любимого скорее должен привести к тому, что человек будет видеть в другом плохое, опасаться плохого. Легкая степень паранои (как видение в людях плохого, а не в мед.смысле) способствует выживанию, как правило.

Но ведь он явно пытается отобрать у Бэзила Дориана...
а "фраки - это скучно, не хочу надевать фрак")) Скорей уж, Бэзил вообще не большой любитель выходов в свет (Генри, предположу, отлично об этом отношении знает, поэтому и предложил такую культурную программу) и тут он проверят, считает ли его Дориан за своего "авторитетного товарища", готов ли Дориан отказаться от общества лорда ради него)
(проверка прошла неудачно и показала, что Бэзил уже проигрывает Генри внимание Грея)
Это да.


Ну, где-то Генри прав. Впрочем, влияние Генри ему не помешало в 38 лет размышлять очень наивным образом, так что где-то Дориан и Бэзила не разочаровал.
Разочаровал, и Бэзил об этом прямо говорит, и не один раз. Сначала, когда умерла Севилла Вейн, а потом - когда увидел портрет.
И имхо, не всё так однозначно с влиянием Генри. С одной стороны, влияние Генри сводилось к тому, чтоб поддерживать тщеславие и эгоизм, и придушить зачатки рефлексии в зародыше:
"-- Гарри, -- воскликнул Дориан Грей, подходя и садясь рядом с лордом Генри.-- Почему я страдаю не так сильно, как хотел бы? Неужели у меня нет сердца? Как вы думаете?
-- Назвать вас человеком без сердца никак нельзя после всех безумств, которые вы натворили за последние две недели, -- ответил лорд Генри, ласково и меланхолически улыбаясь.
Дориан нахмурил брови.
-- Мне не нравится такое объяснение, Гарри. Но я рад, что вы меня не считаете бесчувственным. Я не такой, знаю, что не такой! И все же -- то, что случилось, не подействовало на меня так, как должно было бы подействовать. Оно для меня -- как бы необычайная развязка какой-то удивительной пьесы. В нем -- жуткая красота греческой трагедии, трагедии, в которой я сыграл видную роль, но которая не ранила моей души.
-- Это любопытное обстоятельство, -- сказал лорд Генри. Ему доставляло острое наслаждение играть на бессознательном эгоизме юноши."

Но, с другой стороны, "страдаю не так сильно, как хотел бы" - это об отсутствии эмпатии как таковой, изначально. Так что скорее похоже, что семена идей Генри просто упали на уже благодатную почву, и влияния Генри как такового гораздо меньше, чем Генри себе воображает.

Опять же, Генри верит, что стремиться стоит к красоте, а уродства следует избегать.
"Подлинный секрет счастьяв искании красоты"
"Правда, я считаю, что лучше быть красивым, чем добродетельным. Но, с другой стороны, я первый готов согласиться, что лучше уж быть добродетельным, чем безобразным."

а Дориан пробует всё, без исключения - включая бордели и притоны. Дориану не только красота притягательна, но и уродство тоже - любой чувственный опыт вообще. Но тёмную сторону натуры Дориан от Генри скрывает.

Генри, по-своему, очень наивен - он так и не разобрался, с чем имеет дело:
"-- Такие, как вы, Дориан, -- своенравные солнечные лучи, озаряющие жизнь, -- не совершают преступлений."
Как он изначально в это верил, так и не заметил потом, что Дориан по уши в преступлениях увяз.


Кстати, ещё вот этот комментарий очень интересный.
"-- Так вот почему вы больше не обедаете со мной по вечерам! Я так и думал, что у вас какой-нибудь роман. Однако это не совсем то, чего я ожидал"
Я очень озадачилась вопросом - а чего ж именно он ожидал, какого именно романа. И именно из-за этой фразы предположила, что он подталкивает Дориана в постель к Бэзилу. Особенно учитывая пассаж о женщинах ( "-- Мой мальчик, женщины не бывают гениями. Они -- декоративный пол. Им нечего сказать миру, но они говорят -- и говорят премило. Женщина -- это воплощение торжествующей над духом материи, мужчина же олицетворяет собой торжество мысли над моралью. ")

Вообще, я, честно говоря, именно направленного влияния Генри на Дориана не вижу. Генри говорит о том, что ему по-приколу внушить свои мысли в другого человека, сделать другого человека продолжением себя... Но действует он слишком рандомно, наугад. И именно поэтому результат для него - каждый раз озадачивает, оказывается непредсказуем, не то, то Генри ожидает.
22.01.2018 в 06:53

Things happen for no reason but they create opportunities (c)
Я вот ещё о чем подумала. В контексте вот этого:
Художник -- тот, кто создает прекрасное.
Раскрыть людям себя и скрыть художника -- вот к чему стремится искусство.
Критик -- это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного.
Высшая, как и низшая, форма критики -- один из видов автобиографии.
Те, кто в прекрасном находят дурное, -- люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех.
Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, -- люди культурные. Они не безнадежны.
Но избранник -- тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту. "


Имхо, Дориан - это критик. То, как он расписывает Сивиллу Вейнн Генри - это как раз "передать впечатление от прекрасного" (хоть и нет там любви, но есть искреннее восхищение; то, что Дориан сам в своих чувствах не разобрался - ну, не хватило ему мозгов, увы, по молодости лет).
Бэзил - это художник.
А вот кто Генри? С одной стороны, он многое обесценивает, но с другой - видет смысл в искусстве.
Последняя фраза про "кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту." - т.е. ни смысла, ни дурного - это, по-сути, про безоценочное восприятие. Этим там никто не страдает (Генри на это претендует, но на самом деле он только и делает, что раздаёт оценки направо и налево).
23.01.2018 в 00:28

Cherina,

продолжение

ТС
23.01.2018 в 01:19

читать дальше

Подзабывший Дориана Грэя
23.01.2018 в 01:20

и ещё чуток

Подзабывший Дориана Грэя
23.01.2018 в 01:23

Cherina,

дальше

ТС

23.01.2018 в 05:46

Things happen for no reason but they create opportunities (c)
Есть ещё вариант, что Генри просто действует по принципу "вижу идеал - не могу не разрушить". И ревность там к любым идеалам как таковым. А то как это - у кого-то есть идеал, а у него нет?) Ну так щас придёт Генри и идеала ни у кого не будет.
да, похоже, что так и есть.

Ну, про его ревность Бэзила тоже напрямую не сказано...
Не сказано, но про ревность Дориана он прямо говорит - что нет, я не ревную. А на счет Бэзила - как-то уж прямо слишком сразу завёлся, когда узнал, что Бэзил влюбился нашел свой идеал. С другой стороны, если он ревнует именно к существованию идеала, то это всё объясняет :-D

Мне кажется, не утверждает, что мир никак на него не влияет и что он self made. Скорей, он утверждает, что он себя препарировал, выпотрошил свои внутренности (избавился от чувствительности, впечатлительности, наивности и т.д.) и потому теперь имеет право проводить схожие опыты над другими.
Я не говорила, что он утверждает, что мир на него никак не влияет, и я согласна, что он утверждает, что "выпотрошил свои внутренности", но имхо именно это и делает его селф-мейд: он таки сделал себя. Вопреки влиянию мира, можно добавить. Он там думает о себе как о человеке, который "и сам представляет собой творение искусства" - имхо, это очень интересная точка зрения на себя: если он творение искусства, но при этом сотворил себя сам - то это он тоже на звание художника претендует, получается. Только типа художника человеческой души. (Чем это закончилось для его второго шедевра Дориана мы знаем, ага).
А на счет влияния мира - он этого влияния как раз таки боится очень - боится старости, вульгарности, пошлости.

а, его репутация рушится, от него уходит жена, но он единственный в романе, по сути, умудряется сохранить свои т.с. идеалы и формально даже не разочароваться в них (потому что это не те идеалы, в которых возможно разочароваться в принципе). В этом смысле он выбрал выигрышную позицию.
Ну, Дориан тоже до последнего верен себе - умирает-то он по той причине, что решил уничтожить портрет, чтоб никто не догадался о его грехах. Уничтожить собственную совесть. А что умер - это у него случайно вышло:
Портрет не дает ему спокойно спать по ночам. И, уезжая из Лондона, он все время боится, как бы в его отсутствие чужой глаз не подсмотрел его тайну. Мысль о портрете отравила ему не одну минуту радости, омрачила меланхолией даже его страсти. Портрет этот -- как бы его совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить.
Дориан осмотрелся и увидел нож, которым он убил Бэзила Холлуорда. Он не раз чистил этот нож, и на нем не осталось ни пятнышка, он так и сверкал. Этот нож убил художника -- так пусть же он сейчас убьет и его творение, и все, что с ним связано. Он убьет прошлое, и, когда прошлое умрет, Дориан Грей будет свободен! Он покончит со сверхъестественной жизнью души в портрете, и когда прекратятся эти зловещие предостережения, он вновь обретет покой.

А на счет выигрыша Генри... Если подумать продолжение истории для Генри: Дориана находят мёртвым и безобразным. Как Генри переживёт, что его прекрасный Адонис, "солнечный луч" - безобразное чудовище?

Это происходит в конце, и там действительно неизвестно, приглашают его теперь куда-то или всё-таки нет. Предположу, что, действительно, общество могло не выдержать его эксцентричных выходок, исчерпать лимит терпения, и начать воспринимать его как изгоя. Но это только в теории...
Ну, учитывая, что к побегу жены и разводу теперь ещё добавилась странная смерть Дориана, который был близким другом лорда Генри - вопрос, наверное, в том, насколько он богат и влиятелен.

Ну, неплохое подспорье для общения. У них обоюдный интерес, никакого обмана. Дориану интересно всё попробовать, но не потерять образа милого мальчика, Генри интересно, чтобы Дориан всё попробовал, но не рушил ему его теории...
Да наоборот - там сплошной обман как основа общения. Генри притворяется другом, а на самом деле проводит эксперименты. А Дориан притворяется хорошим и красивым, а на самом деле - уродливое чудовище.

Вот интересно, а если бы Генри предложили узнать тайну Грея и он бы осознавал серьёзность ситуации (не в том смысле, что его как Бэзила там зарэжут, а в том смысле, что его теории и идеалы могут быть разрушены) и мог бы отказать, не боясь, что это будет как-то противоречить его образу прожжённого циника, то как бы он поступил? Что думаете?
Думаю, что для него это было бы крушением всего, крахом личности. Всё-таки из Дориана Генри лепил себя-прекрасного. А получилось то, что получилось. И он отказал бы под тем основанием, что убийство - это вульгарно и пошло, фу таким быть, как низкие классы. А ещё - он бы завидовал портрету. Генри же там дико страдает по поводу ухода молодости и приближения старости, весь роман говорит об этом так или иначе. А портрет - это ж такая шикарная возможность оставаться вечно молодым - за что такое счастье Дориану, а не Генри? Думаю, он бы об этом сильно страдал.

Притом он там не придуривается и не паясничает, вполне искренне считает, что он совершил благое дело))
Но позже он осознаёт:
Он думал о Гетти Мертон. Нет, этот портрет, это зеркало его души, лжет! Самолюбование? Любопытство? Лицемерие? Неужели ничего, кроме этих чувств, не было в его самоотречении? Неправда, было нечто большее! По крайней мере, так ему казалось. Но кто знает? Нет, ничего другого не было. Он пощадил Гетти только из тщеславия. В своем лицемерии надел маску добродетели. Из любопытства попробовал поступить самоотверженно. Сейчас он это ясно понимал.

от уж кого Дориан щадит, так это Генри. Я даже не знаю, почему))
Половина высшего света с Дорианом уже не общается. Если Генри узнает правду - то тоже перестанет общаться. Хоть Генри там и говорит, что ему было бы интересно познакомиться с настоящим убийцей, но убийство для него - это всё-таки слишком вульгарно и пошло, а стремиться он считает правильным к красоте.

Скорей он ставит их в такое положение, чтобы им было неловко не посмеяться и не поддержать диалог. Т.е. он смеётся над чувствами, вынуждая людей надевать маски, дабы соответствовать его уровню. А как только человек надевает маску, он уже не видит разумной причины не пообмениваться колкостями удовольствия ради.
Генри делает интересный фокус своим юмором ближе к концу романа: он прячет себя, выставляя себя же на виду - как если надеяться, что положи брильянты посреди стола, и воры подумают, что бижютерия.
И не обязательно носить маску, чтоб обмениваться колкостями. Это отлично получается и от своего "себя! (как например тот лорд, который пошутил, что 40 человек на собрание собираются подремать).
Что интересно, над чувствами он не смеётся. Ни над чувствами Бэзила, ни над чувствами герцогини, которая тоже влюблена в Дориана - он к этим чувствам очень уважительно относится. Обесценивает он почему-то именно и только чувства Дориана (наверное, потому что именно из Дориана планировал вылепить себя).
23.01.2018 в 05:54

Things happen for no reason but they create opportunities (c)
Выходит, иллюзии, построенные на цинизме самые безопасные и надёжные?)
Опять же, вопрос в том, что будем считать выигрышем и чего опасаться. Если материальные плюшки реального мира - то иллюзии всегда приводят к тому, что плюшки теряешь и остаёшься в минусах (как у Генри - минус жена, минус Бэзил, минус талант художника Бэзила, минус Дориан; более того, со смертью Дориана и обнаружения его уродливого трупа даже иллюзий у Генри не останется).
Надёжные - вы имеет ввиду самые живучие? Если да, то да.
Ну а моё личное мнение - иллюзии есть зло. Нет в них никакой практической пользы, один вред: они мешают эффективно управлять реальностью, потому что невозможно управлять тем, чего не видишь.
23.01.2018 в 23:43

Cherina,

дальше

ТС
24.01.2018 в 01:38

Cherina,

дальше

ТС
24.01.2018 в 12:34

Подзабывший Дориана Грэя,

дальше

ТС
24.01.2018 в 17:01

читать дальше

Подзабывший Дориана Грэя,
24.01.2018 в 18:37

Подзабывший Дориана Грэя,

читать дальше

ТС
25.01.2018 в 02:35

читать дальше

Подзабывший Дориана Грэя,
26.01.2018 в 01:46

Подзабывший Дориана Грэя,

дальше

ТС
26.01.2018 в 22:16

Things happen for no reason but they create opportunities (c)
ТС, давно хотела сказать. Спасибо за эту дискуссию. Мы, конечно, уже глубоко ушли в оффтоп, но я так давно с таким удовольтвием не обсуждала литературных персонажей... Наверное, со времен зарождения ГП-фандома. :lol: Дискуссии, в которых действительно появляется более глубокое-понимание чего-либо - очень большая редкость. :red: :heart:

В ваших последних ответах мне были две мысли, которые мне надо было подумать.
читать дальше
27.01.2018 в 00:25

Things happen for no reason but they create opportunities (c)
ТС,
читать дальше
28.01.2018 в 02:13

читать дальше

Подзабывший Дориана Грэя
28.01.2018 в 04:00

Cherina,

дальше
28.01.2018 в 11:53

Cherina,

дальше

ТС
29.01.2018 в 20:48

Things happen for no reason but they create opportunities (c)
ТС,
читать дальше
29.01.2018 в 21:20

Things happen for no reason but they create opportunities (c)
ТС,
читать дальше
29.01.2018 в 23:13

Подзабывший Дориана Грея,

дальше

ТС
30.01.2018 в 00:57

Cherina,

дальше

ТС
30.01.2018 в 01:06

*И решает он создать своего собственного супергероя, своего антипода :D

Чтоб отыгрывать привычный сценарий.

Хотя в результате выходит как раз суперзлодей))
30.01.2018 в 01:55

читать дальше

Подзабывший Дориана Грея

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии