Надо мной только небо
Типичный вопрос по типологии, просто в очередной раз спросили, и вот сейчас я поняла, что я таких уже много видела
Утрирую специально, для наглядности, как оно мной читается, такой шаблонный комментарий:
Вопроц
1. я хочу понять, Вася х или у (любые два типа)
2. у Васи в детстве было это (обычно е*анутые родители)
3. Вася теперь так вот поломатый (самые разные варианты, как именно)
Внимание, Вася х или у?
И я на этом месте переклиниваюсь конкретно. То есть я понимаю, что я не догоняю, почему вот так спрашивают. Это у социоников так? или у фрейда? Или откуда такой шаблон вопроса?
Мне с этим шаблоном плохо сразу по целой куче причин:
1. Ладно бы мы выбирали из экстраверсии и интроверсии. А так типов то дофига. почему все остальное - отбросили? Как?
2. Если Вася у нас в детстве поломатый е*банутыми родителями, то блин, скольку ему с этим ярлыком ущербного детства еще жить? Ну, просто любопытно - до могилы?!
3. А самое интересное - что мы хотим дальше с информацией сделать?
Ну например, у нас есть тип х в депрессии. Я, допустим, отвечаю, что это, кажется, в детстве был х. А про депрессию - что сказать?
Ну или выясняется тип, чтобы, скажем, решить, как с этим человеком помириться. так, может, важнее из-за чего и как ссора получилась? а то если не разобраться, то и примирение провалится. Неважно же, подьедешь ты правильно или нет - конфликт то не решен.
Или я нагородила огород фигни и не вижу что-то элементарное, что авторы вопросов видят?
Поговорите со мной?
Утрирую специально, для наглядности, как оно мной читается, такой шаблонный комментарий:
Вопроц
1. я хочу понять, Вася х или у (любые два типа)
2. у Васи в детстве было это (обычно е*анутые родители)
3. Вася теперь так вот поломатый (самые разные варианты, как именно)
Внимание, Вася х или у?
И я на этом месте переклиниваюсь конкретно. То есть я понимаю, что я не догоняю, почему вот так спрашивают. Это у социоников так? или у фрейда? Или откуда такой шаблон вопроса?
Мне с этим шаблоном плохо сразу по целой куче причин:
1. Ладно бы мы выбирали из экстраверсии и интроверсии. А так типов то дофига. почему все остальное - отбросили? Как?
2. Если Вася у нас в детстве поломатый е*банутыми родителями, то блин, скольку ему с этим ярлыком ущербного детства еще жить? Ну, просто любопытно - до могилы?!
3. А самое интересное - что мы хотим дальше с информацией сделать?
Ну например, у нас есть тип х в депрессии. Я, допустим, отвечаю, что это, кажется, в детстве был х. А про депрессию - что сказать?
Ну или выясняется тип, чтобы, скажем, решить, как с этим человеком помириться. так, может, важнее из-за чего и как ссора получилась? а то если не разобраться, то и примирение провалится. Неважно же, подьедешь ты правильно или нет - конфликт то не решен.
Или я нагородила огород фигни и не вижу что-то элементарное, что авторы вопросов видят?
Поговорите со мной?
Всё верно, я нахожусь в блоге, автор которого никому диагнозов с лёту не ставит, и даже жёстких директивных приказов не раздаёт, а если и помогает определиться с типом, то только во время личной консультации, которая занимает некоторое время. Иными словами - делает некоторые предположения после некоторого осмотра и обретения некоторой информации.
Ну и с судмедэкспертами вы тоже, очевидно, не знакомы.
Давайте как-то вот без этого всего. Хотите перейти на личности - велком в умыл.
Мне кажется, также это еще потому, что вы довольно много писали и тут обсуждалось на тему, где типология бессмысленна, но мало о том, что она дает.
Конечно, она по сути ничего не дает такого, чего нельзя получить по-другому. Но если аж так глобально подходить, то мы либо перестаем ей интересоваться совсем, либо возвращаемся к изначальному варианту.
да, мне определенно стоит этот перекос поправить - хотя бы потому, что если будет больше про практическую пользу, уже, может, будет меньше о том, что не работает. А то я так как директор из анекдота (- здесь рыбы нет. и здесь .и здесь. - а кто говорит? - директор катка)
поняла, спасибо за совет!
alinea, одна и та же травма все-таки может давать очень разные варианты развития. Это несколько противоречит самой княжне, зато не противоречит психологии и психиатрии в целом))
вот, да!
Cherina, спасибо огромное! саммари про соционику прямо очень четкое вышло
а где границы применимости КР? Я помню, кажется, однажды был такой разговор-вебинар, но может быть, эту тему стоило бы развить?
я вижу, что да, надо собраться и двигаться в ту сторону
Гость, И всякие модные практики типа НЛП работают очень поверхностно, замазывая разлом стены штукатуркой, а рвануть или осыпаться эта стена может в любой момент, если не знать, как проходит трещина, насколько она глубока и что может спровоцировать ее углубление.
в целом психика стремится к стабильности, но здорово было бы чтобы это рассказал, например, психиатр - почему подход «не трогаем прошлое» рабочий, ну и как это выглядит, чтобы на примерах. если я увижу что-то внятное на эту тему - я притащу в блог. я поняла - эта тема тоже не освещена.
спасибо всем за обсуждение, я увидела, что мне стоит сделать, чтобы было конструктивно
с маленькой деткой я пока не планирую ниччего конкретно делать, но на будущее - понятно, в какую сторону думать и о чем рассказывать.
Типологии классные, когда они помогают налаживать контакт - с самим собой или окружающими. Это всё-таки очень важно - понимать, кто там, на второй стороне контакта, исходя из этого - анализировать ситуацию. Поэтому да, зная особенности свои и собеседника, просто намного проще. Скажем, я перестала злиться на разницу скоростей с другими каталогами, или когда понимаю, что муж мне не назло тормозит, а потому что пытается мою систему в свою схему перевести без потери качества. Одну тётку удалось простить только после понимания, что если мы конфликтёры по двум из трёх типологий, а по третьей просто слишком разные - ок, стало не обидно, чего это она роде хорошая и искренняя, а я с ней то взлетаю, то порчусь... Получилось, ну, упростить и наладить контакт. И не толтко с ней упрощалось многое, просто тут наиболее ярко... Это не панацея, конечно. Но очень полезная штука.
Сейчас, правда, такие времена пошли, что у меня общение отошло на какой-то из последних планов. Но я помню, когда я пришла читать этот журнал, для меня это все читалось как инструкция, как перестать сотрясать воздух без дела и начать общаться.
Если рассматривать как тяжелую артиллерию при конфликте или еще чем-то экстремальном, вряд ли сильно важно, кто какого типа. Зато хорошо может помочь от мелких недопониманий. Которые рискуют возникнуть всегда и с кем угодно, если это не совсем формальное общение на самые простые темы. Например если кто-то из линейки идеи начинает говорить что-то о смысле жизни и всем таком, я теперь знаю, что это он не переводит разговор на что-то максимально абстрактное, а наоборот говорит о том, что ему важно. И все такое. Может, и мелочи, но зато из них состоит жизнь, так как можно с этим встретиться каждый день в любом разговоре. А подходящего конфликта можно три года ждать, а потом обнаружить, что не хочешь ни с чем разбираться, просто не хочешь с этим человеком дела иметь. Или он с тобой уже не хочет.
Но уже то, что я понимаю разницу - для меня уже очень утешительно и как минимум примиряет с собой.
Мне кажется (потому что я через это проходила, хотя в моём случае было про эмоциональный ресурс), что вопрос надо сформулировать иначе: насколько вам важно и зачем, чтоб это существо не считало вас ленивой задницей? И второй вопрос - что такого страшного может с вами случиться, если вы позволите этому существу себя ленивой задницей считать?
Это я к тому, что, может, стоит направить усилия не на изменение мнения существа о вас, а на то, чтоб от мнения существа для вас ничего не менялось?
Я предположительно Барсук, не уверена пока еще в линейке, но точно Оборотень.
Имхо, это не про бестий, а про
любимую российскуюстратегию выжимать все соки из работника, потому что "этот кончится - другого найдём". Я сама бестия, но этот подход стал для меня одной из причин уйти из офиса в свободное плавание. Бестия видна по тому, сколько она нагружает на себя, нагружают на других хреновые менеджеры, которым пофиг на качество проделанной работы (а оно в авралах теряется у большинства людей, и это сложно не заметить).Нам типология помогла шкурно: мы через неё обратили внимание на свой эмоциональный комфорт, и что он для нас как для Единорога критично важен. Когда почистили окружение от всяких нехороших бяк и устроились на работе туда, где в коллективе чувствуем себя человеком, а не ущербным чмом, и где необходимость выстраивать отношения с людьми стремится к минимуму, то наша развесистая психосоматика наконец заткнулась, и мы теперь спокойненько и с удовольствием пашем себе на своих любимых полутора ставках в своей любимой неотложной кардиологии, и нам хорошо и уютно.)))
в целом психика стремится к стабильности, но здорово было бы чтобы это рассказал, например, психиатр - почему подход «не трогаем прошлое» рабочий, ну и как это выглядит, чтобы на примерах.
Я, как всегда, случайно забрела на огонек помахать кулаками после драки, когда все уже про всё поговорили и разошлись, но все равно хочу встрять. Имхо, подход рабочий - смотря для каких целей. Если в целом качество жизни более-менее устраивает, то целенаправленно заниматься археологией и выкапывать свои травмы совершенно незачем. Работает - не трожь. Стабильность штука полезная, адаптации кое-какие уже произошли, худо-бедно шкандыбаем куда хотели и результатами довольны - ну и ладушки. А комментаторы тут говорят о ситуациях, когда сломанные в детстве конечности _почему-то_ работают хуже, чем у окружающих, и это напрягает. То ложки из рук падают, то старые раны на погоду ноют и спать не дают, и есть весьма обоснованные предположения, что это последствия чего-то, что случилось когда-то. Так вот, если стоит задача починить то, что работает хреново, улучшить качество жизни и перестать, условно говоря, постоянно прятать руки за спину и избегать взаимодействия с ложками, то прошлое потрогать все-таки придется. Чтобы выяснить, что ж там было сломано, как срослось и какие кривые компенсации поверх этого наросли. Да, прошлое мы изменить не можем, но воспоминания свои мы же перезаписываем каждый раз, когда вспоминаем, поэтому мы можем изменить свое настоящее и будущее, правильно и грамотно потрогав прошлое. В общем, все опять упирается в то, про типологию мы тут или про травмы как таковые. Особенности характера не болят, а болят шрамы от травм. Работать с травмами через типологию, честно говоря, не представляю как, не вижу такого подхода и смысла в этом не вижу. Разбираться с типологией через травмы - тоже как-то в Париж через Караганду немножко. Опять же, психиатры, насколько я себе представляю, работают немножко не с тем, с чем психологи-травматерапевты. Психиатр может успешно победить ПТСР, которое есть расстройство и которое имеет место в настоящем, а не в прошлом, и его действительно нужно лечить в настоящем и в прошлое для этого лезть необязательно. А вот научить человека не расщеплять свою психику на кусочки, не сливать свою энергию в черные дыры и не шарахаться от безобидных предметов - это все-таки к разговорному жанру. И для этого надо выяснить, для компенсации чего отросли такие кривые способы взаимодействия с действительностью. Я длинно написала, но если подытожить коротко, то: пляшем от запроса же.
Или я что-то не так поняла и ты вообще про другое говорила?
а насчет что все поговорили и разошлись - ну, тема то себя не исчерпала! )))
Особенности характера не болят, а болят шрамы от травм.
вот тут то и порылась собака! Надо как-то разделять, где прямо болит, а где - чисто недовольство окружающих, что фу, какой ты нам неудобный. И я то чаще вижу второе. Но ведь и первое - существует. И хорошо бы как-то их разделять так, чтобы все могли четко увидеть разницу, я подумаю в эту сторону.
А вообще - очень ты все по делу пишешь, спасибо, что заглядываешь на огонек! ))
Имхо, граница проходит по эффективности.
Если то, на что жалуются окружающие, помогает человеку эффективно достигать свои цели и задачи - то не надо это "лечить", а надо заняться охраной границ.
Потому что лишний раз увидела, насколько Подстройка и реактивные прямо противоположны в подходе к решению проблем.
Для меня НЕТ понятия "бывают и просто мудаки". Для меня есть предельно конкретное понятие "этот человек ведет себя как мудак со мной либо со значимыми для меня людьми". А такое ощущение у меня вполне может быть субъективным. А запретить себе чувствовать я не могу, да и не считаю нужным. Могу только умом подкорректировать "может, все же не он ведет себя как мудак, а у тебя неуживчивость и неуступчивость 80 лвл?" А для этого у меня должен быть КРИТЕРИЙ отличения ситуативного недопонимания от концептуального мудачества.
И в типологию я пришла в 2013 г именно за попыткой найти этот критерий. А вы сейчас прямым текстом говорите, что для этого типология не годится. То есть в таком случае лично мне остается вернуться к тому, от чего я пытаюсь уйти - сразу рвать отношения со всеми, с кем я не смогла договориться (ибо это для меня самое легкое и комфортное), не искать никаких других путей разрешения конфликта и как следствие жить почти в полном уединении (и вот это для меня уже не сказать, чтобы очень комфортно).
Я сейчас твердо уверена, что если бы знала некоторые нюансы отношения моей свекрови с ее матерью (а нюансы там весьма и весьма травматические), то сама могла бы быть к ней милосерднее. Но свекрови больше нет в живых, и эти нюансы я узнала после ее смерти. А при жизни... при жизни Я ВЕЛА СЕБЯ С НЕЮ, как полагается вести с мудаками, то есть систематически и планомерно посылала нах. Кому от этого стало легче? Мне - точно не стало.
Еще раз: это вам не в какой бы то ни было упрек, это всего лишь попытка объяснить, что подход, который вам с вашими ТТХ кажется единственно верным, для существа с противоположными ТТХ, по жизни минимизирущего не ущерб, а неопределенность, суть дорога в тупик.
Вот если мне встречается по жизни человек, который ведет себя как мудак, я в первую очередь смотрю, насколько мне с этим человеком вообще необходимо взаимодействовать.
1)Если это какой-то мимокрокодил, ведущий себя как мудак, то пусть себе идет дальше, тратить свое время и энергию на попытки понять его глупо и неэффективно, поставим галочку и минимизируем взаимодействие.
2)Если это человек того круга общения, с которым приходится общаться так или иначе и нахер не послать (начальник, педагог в школе у ребенка, соц- или мед-работник, от которого прям надо получить справку) - то держа в голове, что человек-мудак, формализируем отношения, чтоб официально к вам было не придраться, но мягкий животик ни в коем случае не показываем.
3)А вот если это семья - нуу, что делать. Принимаем и пытаемся понять. Мы все для кого то мудаки. Тут только воспитание и отращивание дзена может помочь. Ну и выстраивание границ. Тут мягкий животик тем более показывать нельзя, ибо чревато.
Просто само знание чужой травмы и сочуствие этой травме ничем не помогает, когда вам в душу начнут прицельно плевать. А вот наоборот, желание оттоптаться на этой чужой травме в отместку, если вас совсем сильно обидели, наоборот, может возникнуть. И даже если это нехорошее желание не будет реализовано, то мысль о том, что "вот такие желания у меня возникли" будет создавать чувство вины. Короче, если вашу свекровь её мама когда-то травмировала - это не ваша вина. А вот то, что свекровь умудрилась вызвать у вас чувство вины, за то, что её в детстве кто-то обидел - это прям совсем плохо.
Во время обсуждения типов я вообще ничего не писала например про мою маму, которая очень похожа на описание. Если все сказанное понимать наихудшим образом. Потому что есть и приличные представители типа. В том числе в коментах. А мне вообще далеко за примером ходить не надо, тетя очень похожа на мою маму и тип тот же. Но это совершенно другой человек и жизненные результаты другие во всем, хотя на первый взгляд люди практически одинаковые (и даже внешне), однако же разница есть (между мудаком и не мудаком), и она не объясняется типом.
Вот с тетей да, какие-то вещи стали понятнее.
А мама такая злющая стала в последние годы, что если я начну тут рассказывать, мне небось и не поверят. И моя проблема не в том, что я чего-то не понимаю, а наоборот, что я понимаю. Я понимаю, что она чувствует, как она дошла до жизни такой, что ей движет. Мне ее жалко. Хотя я уже даже не злюсь, не обижаюсь, я ее боюсь, и отнюдь не безосновательно. Всех можно понять. Такова природа зла. Не в том, что люди злые и думают, что бы им такого зловещего сделать, а в том, что берега потеряли.
А Молния наверняка в своей работе регулярно встречает таких людей как я. Когда не то что понимать, а уже разговаривать смысла нет. Конечно, на этом фоне дополнительный инструмент, чтоб страдать тем же самым под новым углом, вообще лишний.
Если бы я это знала, я бы нашла ПРАВИЛЬНЫЕ слова. А не обзывала ее старухой-процентщицей за то, что мать ей все давала по остаточному принципу, и она искренне поверила, что это и есть любовь - экономить на себе (и своих), штопать тряпочки и говорить, что главное внимание. Для меня-то первая попавшаяся хрень в качестве подарка или на праздничный ужин (при том, что деньги в семье ЕСТЬ, три раза подчеркнуть последнее обстоятельство) и есть не просто невнимание, а наплевательство!!!
Молния действительно привыкла иметь дело с хорошими людьми, которые чувствуют себя виноватыми и хотят договориться, потому что их так учили. А я плохой людь, я хочу не договориться, а 1) вырвать свое; 2) понять, можно ли его вырвать в принципе; 3) и не в последнюю очередь - научиться хоть немного быть хорошей, жалеть и снисходить, а не включать сволочь / ставить стенку сразу же, как только у меня с кем-то возникли разногласия. Видеть людей, а не жизненные обстоятельства, несколько в большем кол-ве индивидов, чем те, кого я считаю своей настоящей семьей, по духу, а не по крови.
К счастью Молнии и на беду для княжеской типологии, это действительно так.
Типология Княжны создавалась на материале сильно поломанных, травмированных людей, для них и для тех, кто с такими сталкивается. Именно потому типы и называются "нелюдями", что система защит и костылей у них (у нас) сложная и при поверхностном взгляде извне непонятная, нелюдская. И для того типология и создавалась, чтобы суметь как-то понять, что там вообще внутри творится у себя или у вот этого непонятного нелюдя.
А Молния, насколько я понимаю, на основе этого материала делает еще одну миленькую типологию для нормотипиков, соционика вид сбоку, психософия вид с торца. А с поломанными нелюдями, которые для условно-нормального, действительно хорошего человека могут выглядеть мудаками (поскольку каждый по-своему избыточно защищает травмированное место), предлагает просто не общаться. Что по большому счету правильно. а вот я, а вот у меня
Типология Княжны, по сути, для тех, кто хочет понять, как происходит компенсация того или иного типа травмы, как это выглядит снаружи и изнутри. Еще бы допилить ее грамотно!.. Эх, мечты-мечты!..
А Молния, насколько я понимаю, на основе этого материала делает еще одну миленькую типологию для нормотипиков, соционика вид сбоку, психософия вид с торца. А
в типологии Княжны сильно поломанные и травмированные люди - это мы все, она сама где-то несколько раз говорит что людей довольно мало. В типологии есть более поломанные и менее поломанные (бестии и ши например), так что не все прям опасные мудаки для окружающих или выглядят таковыми.
А Молния пишет просто с другого ракурса, систематизированно и опираясь больше на логику, чем на драму. И Молния не сколько имхо имеет дело с хорошими людьми, сколько не склонна драматизировать чужие поломки. В типологии Княжны на самом деле очень много шоу и сказки, это очень привлекательно и выглядит гораздо более драматично, конечно же.
Но в этом тоже по-моему часть проблемы. У всех свой опыт и уж с родственниками проблемы те или иные точно есть у подавляющего большинства. И каждый через него все воспринимает и кажется, что все об одном, но на самом деле нет.
И мне кажется, в этой теме об этом и речь. Казалось, что все об одном, но на самом деле нет. Потому что границы применения не заданы, я так думаю.
Да, все так. И я тоже во многом стараюсь оберегать людей от себя.
Проблема в моем случае - конкретно в том, что для поломанного нелюдя могут ощущаться мудаками и условно-хорошие люди. Ну не дает мой радар разницы между теми и другими, он сигнализирует исключительно "приготовься, щазз как рванет" /"что-то слишком сильно попахивает дустом". И потому "просто не общаться" приводит к замечательному выбору между "будь или один, или вместе с кем попало". Как-то это не слишком конструктивно
Ну и прок от меня тоже может быть, иначе мои ближние не ценили бы меня - но я уже давно постановила, что в массе своей люди в нем не больно-то нуждаются, мало того, вряд ли вообще воспринимают как прок то, что я могу давать помногу и с охотой. А того, что воспринимают как прок они, у меня для них попросту нет.
В общем, неумение и невозможность сотрудничать - это не норма. И не хорошо. И не правильно
Имелось же ввиду не моральные качества или этика человека, а отличие нормы от не-нормы:
- где тип, а где психопатия или социопатия
- где тип, а где биполярное расстройство
- где тип, а где пограничное состояние
- где тип, а где депрессия
- где тип, а где нарцисс или абьюзер обычный бытовой
- где тип, а где уже забрежжил старческий маразм и заиграла деменция, и родитей не пытаться понять, принять и простить надо, а направлять к "доброму доктору", чтоб ноотропы прописал.
То есть, пытаться договариваться с человеком, у которого в голове психиатрия - это так можно и до угрозы жизни до договариваться.
И вопрос был изначально именно об этом: по каким маркерам и "красным флагам" обыватель (т.е. человек без специального образования) может понять, что тут не-норма встретилась.
Единственная польза от типологий, это бывает донести до человека на его языке, что я или кто-то ещё устроены иначе, и к нам не надо с его линейкой или лекалом, притягивать к своей шкале нормы и здоровья, меряя по своим болевым точкам в духе "мне неприятно = всем неприятно" или наоборот "мне не трудно, и тебе должно быть не трудно".