читать дальшеПо следам поста про фанфик
Я уже высказалась в предыдущем посте, что тема детей – конфликт поколений сегодняшнего дня. Давайте про частности?
Прежде всего, давайте не будем сужать рамки. Некорректное поведение в отношении детей – это не только сексуальное насилие. Я думаю, среди моих читателей дофига народа, не имевших печальный опыт сексуального насилия, но, тем не менее, с изгаженным детством. И изгадили это детство вовсе не маньяки и педофилы.
Педофилия – крайняя и выпуклая сторона злоупотребления положением взрослого. Понятная и очевидная – ребенок ищет принятия, а получает… ну да, это самое.
Если говорить о теме злоупотребления, то проще всего говорить в ракурсе педофилии. Писателя Ромашкина сделали педофилом в фанфике не потому, что он это слово. А потому, что тема педофилии позволяет говорить о злоупотреблении ответственностью. Ракурс удобный.
Поехали дальше?
Какое же злоупотребление ответственностью вменяют в вину писателю Ромашкину?
Ребенок ждет от взрослого принятия, понимания и поддержки. Подросток нуждается в этом в меньшей степени (он без подобного сумеет выжить), но он еще не умеет определяться, кому стоит доверять, а кому – нет. Кто действует, защищая его интересы, а кто – используя его самого.

Конфликт был между взрослыми, а погибнуть мог ребенок. Подростки в таких конфликтах всегда несут потери. Невидимые или незаметные потери. Конфликты в школе и дома, чувство использованности, разочарования, опустошенности… Как видите, никакой педофилии, а последствия сопоставимы.
Злоупотребление ответственностью – это когда «свои», добрые и хорошие люди предлагают тебе влезть в чужую взрослую войну ради прекрасной Идеи.
Почувствуйте разницу: попасть в переплет, где тебя по мере возможностей поддерживают взрослые, как в «Таинственном острове» Жюля Верна, учиться в республике Шкид или в Павловском институте (Чарская)… и быть разменной монетой в чужой войне.
Помните историю Крапивина про Ржавых ведьм? Где взрослые люди не могли справиться со злым волшебником, потому послали на смертельно опасное задание мальчика… Если вчитаться, всмотреться в лица, то видно, что взрослые дяди и тети прекрасно понимают, ЧТО они делают. Делают с ребенком, за которого они не несут никакой ответственности – все расхлебывать другим. Именно так красиво, волшебно, сказочно для подростка и выглядит злоупотребление его доверием. Пока в один момент он вдруг не понимает, что остался совершенно один, и возможные последствия катастрофичны. Кто-нибудь из зрительного зала эту картинку узнал? И, простите за рефрен, никакой педофилии, можно даже пальцем не тронуть, а ущерб нанесен.
Для тех, у кого в опыте нет, а хотелось бы иллюстрации посочнее – Нарния, если гротеском. Когда действующее лицо несет ответственность Взрослого, навязанную ответственность (не просили детки у тамошнего деда мороза подарки, да еще которыми придется убивать), навязанную манипулятивно (именно здесь именно ты должен именно
читать дальше
Нести ответственность – это не только абстрактно уважать личность (пусть еще в процессе формирования). Нести ответственность – это уметь отделить свои личные цели от всеобщего блага, свои желания от чужих возможностей. Или ты сам пустишь зиму в свою Нарнию. И не надо валить вину на других, типо оно само, меня околдовали, бес попутал, пусть придут дети, они разберутся...
Я говорила в предыдущем посте о конфликтной зоне поколений. К фанфику это имеет прямое отношение. Поколение назад злоупотребление детьми во имя благой цели было социально приемлемо, потому что на фоне нормы было незаметно. Теперь это видно. И есть достаточно тех, кто хотел бы предъявить счет.
Ромашкин, строго говоря, даже в фанфике не педофил (мальчик, его соблазнивший, на самом деле старше). А Льюис верит в Спасителя, умершего за него. Правда, читателю, в свое время доверившемуся, от этого не легче.
Годы действительно позволяют увидеть лучше на расстоянии. Мы читаем и даем своим детям Кэррола, чье имя окутано педофильскими скандалами, потому что в тексте создан удивительно теплый и добрый мир. Популярность Льюиса затмевают книги его друга – Толкиена. И титул профессор в массах используется только для второго, хотя в Оксфорде преподавали оба вообще-то.
Читателя не обманешь.
@темы: сцеживая яд, рецензии, тексты как тесты, социопатио, Любовь небесного цвета
И да - злоупотребление ответственностью в "Последнем пароходе". Спасибо за формулировку.
Спасибо, что осилили эту телегу. Я боялась, что вышло ужасно непонятно. А так можно со спокойной душой пить чай и спать собираться
Да боже мой, я все всегда читаю, только обычно молчу
А можно вопрос? какое впечатление на вас "Последний пароход" произвел?
А впечатление - эээ, торможу - я же вроде впечатления выложила постом собственно? Или речь о чем-то другом? Можно уточнить вопрос?
Мне кажется, нет, оно все по порядку ))
Прошу прощения, я с усталости невнятно выражаюсь. Я имела в виду скорее эмоциональные впечатления, из разряда "понравилось-не понравилось".
А кто в "Таинственном Острове" - подросток?
Красивый язык, есть стиль, не на уровне личного словаря (невелико достижение), а на уровне концепции, мировоззрения - это круто, не всякий автор до этого вообще доходит. Есть стройная четкая база в виде текстов и умение их подать. Не разжевывая в стиле Суворова (который писатель), а в четком динамичном действии (то есть на некоторые фишки типа "выстрел с монитора" мне тыкали более опытные читатели, я не узнала).
Уметь писать секс - это тоже навык, за который мой респект. Я это сама пробовала и знаю, насколько сложно писать подобные сцены.
Спасибо
Просто сама до сих пор пытаюсь со своими впечатлениями разобраться, уж больно они у меня неоднозначные...
хотя, наверное, Дети капитана... лучше бы пошли как пример
С одной стороны, я полностью согласна с тем, что текст очень хороший, качественный, красивый. С другой - я просто не люблю педофилию, и мне сложно думать о такой версии - о такой возможной подоплеке крапивинских книжек. Даже при том, что я всего одну-то и читала, и то давно.
А, ну да.
Просто я его не могу воспринимать как подростка - он, все-таки, солдат.
Есть только тема ответственности и злоупотребления доверием. А педофилия - это прием, привлекающий внимание к теме автора и его ответственности.
Имхо, конечно - позиции МБ я не знаю.
Ему Аслан, по-хорошему, и вовсе не нужен.
Это я понимаю
ППКС
пятнадцатилетний Герберт Браун А, ну да. Просто я его не могу воспринимать как подростка - он, все-таки, солдат.
ну да, Дети... были бы лучше как пример
Для меня не в самом эпатаже дело, а скорее в этой вот его конкретной форме...
Я вот сейчас как раз перечитываю, и меня опять резануло, какие там слабые взрослые. Герой, который регулярно застревает в состоянии "возьмут ли меня в игру", забывая, что он взрослый и заискивая...
Зато какая там описана Вечность!
Признаться, "Последний мой..." вызывает у меня сильное желание спросить, какова была предыстория. Такое впечатление, что есть огромный багаж, который потом даже не весь достали, чтобы в "Последний мой..." положить.
после выкладки этого текста нам с Фионой приписывали все смертные грехи, включая очернительство, клевету на светлый образ и ваще
речь в первую очередь шла о литературной игре и чем-то типа очень закамуфлированной рецензии на книги Автора