Надо мной только небо
Все многообразие поведения вас как творца в своем мире можно свести к двум вариантам:
вы изучаете мир. Исследуете. Герои ищут убийцу, ищут заговор, ищут принцессу, путешествуют вокруг света и так далее.
вы меняете мир. Герои спасают мир. Завоевывают или этому противостоят. Топят в крови. Лечат благой магией и так далее.
Речь не о поведении одного героя или нескольких, речь о том, что вообще происходит, в самом крупном масштабе (а то в мелком — один герой вполне может думать и исследовать мир, а второй с топором напролом бежать). Нет, нам нужно понять, что в целом происходит в вашей истории.
Это редко бывает в чистом виде, но что-то обычно явно преобладает. У Достоевского Раскольников сначала убивает старушку, меняя мир, но затем 400 страниц самоисследования. У Джорджа Матрина мир изучают вынужденно, меняя декорации на ходу или узнавая, что мир еще более жесток, чем казалось )) А так — доминирует изменение мира.
Итак, если утрировать:
если у вас все дико поменялось пять раз в процессе — скорее всего, вы изменяете мир
А если изменения пусть и есть, но они имеют глубокий экзистенциальный смысл, над которым герои бились пол-книги — скорее всего, вы мир исследуете.
Еще один воможный критерий — смерти
Там, где мир меняют, герои чаще умирают просто потому, что так получается. (Как у Мартина про "давить жуков", в котором нет никакого сакрального смысла)
Там, где мир исследуют, смерть зачастую несет смысл — философский, сакральный (Раскольников канонический пример)
Зачем нам надо выбрать что-то одно?
Если вы склонны исследовать мир в своем тексте, то, с шансами, и в реале вам сначала нужно исследовать все, что происходит, прежде чем решиться действовать. Вы можете себя упрекать в нерешительности, тогда как суть в том, что это не ваша стратегия. Вам надо сосредоточиться на осмыслении и понимании перемен, и вот тогда ситуация будет под контролем.
Если вы склонны в своих историях менять мир, то, вероятнее всего, и в реале вам стоит позволить себе просто действовать, не пытаясь просчитать каждый шаг и перестать упрекать себя за ошибки. Ваша стратегия - действовать, активность позволит взять ситуацию под контроль.
Сразу скажу, это общая закономерность, но в психологии редко все так буквально, поэтому, если у вас в текстах одно, а в жизни надо другое — просто пишите и о таких вариантах тоже!
Итак, что происходит в ваших историях?
Вы исследуете мир или меняете?
ПС: вопрос - для всех желающих!
здесь включен режим анонимного комментирования. если вы стесняетесь писать из-под ника - пишите анонимом ))
вы изучаете мир. Исследуете. Герои ищут убийцу, ищут заговор, ищут принцессу, путешествуют вокруг света и так далее.
вы меняете мир. Герои спасают мир. Завоевывают или этому противостоят. Топят в крови. Лечат благой магией и так далее.
Речь не о поведении одного героя или нескольких, речь о том, что вообще происходит, в самом крупном масштабе (а то в мелком — один герой вполне может думать и исследовать мир, а второй с топором напролом бежать). Нет, нам нужно понять, что в целом происходит в вашей истории.
Это редко бывает в чистом виде, но что-то обычно явно преобладает. У Достоевского Раскольников сначала убивает старушку, меняя мир, но затем 400 страниц самоисследования. У Джорджа Матрина мир изучают вынужденно, меняя декорации на ходу или узнавая, что мир еще более жесток, чем казалось )) А так — доминирует изменение мира.
Итак, если утрировать:
если у вас все дико поменялось пять раз в процессе — скорее всего, вы изменяете мир
А если изменения пусть и есть, но они имеют глубокий экзистенциальный смысл, над которым герои бились пол-книги — скорее всего, вы мир исследуете.
Еще один воможный критерий — смерти
Там, где мир меняют, герои чаще умирают просто потому, что так получается. (Как у Мартина про "давить жуков", в котором нет никакого сакрального смысла)
Там, где мир исследуют, смерть зачастую несет смысл — философский, сакральный (Раскольников канонический пример)
Зачем нам надо выбрать что-то одно?
Если вы склонны исследовать мир в своем тексте, то, с шансами, и в реале вам сначала нужно исследовать все, что происходит, прежде чем решиться действовать. Вы можете себя упрекать в нерешительности, тогда как суть в том, что это не ваша стратегия. Вам надо сосредоточиться на осмыслении и понимании перемен, и вот тогда ситуация будет под контролем.
Если вы склонны в своих историях менять мир, то, вероятнее всего, и в реале вам стоит позволить себе просто действовать, не пытаясь просчитать каждый шаг и перестать упрекать себя за ошибки. Ваша стратегия - действовать, активность позволит взять ситуацию под контроль.
Сразу скажу, это общая закономерность, но в психологии редко все так буквально, поэтому, если у вас в текстах одно, а в жизни надо другое — просто пишите и о таких вариантах тоже!
Итак, что происходит в ваших историях?
Вы исследуете мир или меняете?
ПС: вопрос - для всех желающих!
здесь включен режим анонимного комментирования. если вы стесняетесь писать из-под ника - пишите анонимом ))
как оно в жизни - я даже и не понимаю. вот пытаюсь понять, может эта методика поможет?)
Тевмесская лисица, смотрите, что получается:
исследование, как справиться с тяжестью изменений.
Это, если выбирать между Достоевским и Мартином, как я понимаю, ближе к Достоевскому - как жить дальше со сделанным выбором, как с ним справиться?
И еще один критерий - действий субьективно кажется слишком много и их сложно описывать - я бы тогда предлагала это переносить и на реал, что, может быть, происходящие в реале действия сложнее воспринимать - для себя описать. И что, возможно, легче действовать, формируя внутреннее отношение в первую очередь - сначала как я к происходящему отношусь, потом - ну и что мне с этим делать.
я скорее вынуждена согласиться с комментарием Frigg de Lutz - в очень большой истории имеет смысл смотреть, что герой делает прямо сейчас, о чем мне хочется писать
хотя в целом истории у меня про изменение мира, или, скорее, про попытки его изменить. но при этом я прописыватель в первую очередь атмосферы, и часто застреваю на том, что герои целыми страницами не могут решиться на действие или систематически зависают на воспоминаниях и анализе прошлого/настоящего/будущего. и основная идея моих текущих историй о том, что выигрывают герои, жестко меняющие мир, даже если они чуть не уничтожили его в процессе или вообще упорно шли "в сторону От", как пела Арефьева - меня часто тревожит и даже пугает
а в реальности я вряд ли стремлюсь что-то менять, хотя мои действия больше направлены на выплескивание информации в мир, чем на изучение мира О_о
Это немножко уже забегаем вперед, нам дальше пригодится.
А когда Вы в реале пробовали (думаю, наверное, были такие попытки) действовать вот так - жестко и уверенно, пусть даже не владея всей информацией - это нравилось? Специально не спрашиваю, что получалось - стратегия очень уж рисковая и дроволомательная, оценивать ее лучше по привлекательности. Если нравится - стоит искать, как же ее можно в реал привносить
в реале - да, мне очень-очень важно сформировать отношение к происходящему. но это фейлится, возможно, по двум причинам - мое отношение чаще всегорезко осуждается (семьей-друзьями-реже обществом), и по причине ограничительной БС (гамлет гамлета в этом должен понимать, наверно?). может, поэтому зачастую действую просто чтобы действовать. а потом уже сижу думаю.
сама лично я тяготею к исследованию, все же. и в жизни и в литературе. это если мозгом выбирать.)
в общем, спасибо за очень интересную методику, меня захватила! пойду перечитаю старенькие тексты, подумаю)
об отношениях с миром в тексте вторая часть курса, закрытая )) если наберутся желающие, будем разбираться ))
Габриэль, все время есть движение и перемены - ок! Согласна с выводом!
Aksalin, работоспособность в эти месяцы просто фантастическая О_о к сожалению, пока создавать такие ситуации искусственно я не умею, но думаю над этим)
с вектором работы согласна! ))
Понял, буду следить) если найду время и силы - это может быть полезно.
однако со временем выяснил, что, чтобы менять, надо хорошо его представлять. а для этого может быть необходимо исследовать.
И еще - стратегия побега/путешествия. Если придумать, как это добавить в реал и для себя использовать как подход, возможно, было бы ресурсным ))
Задумалась тут, читать дальше
ave_2006, ))
Навия, перемены - ок!
Tanuki, со временем выяснил, что, чтобы менять, надо хорошо его представлять. а для этого может быть необходимо исследовать. важное открытие!
Интересный пост =)
просто, судя по прописанной концепции, герои внезапно (!) оказываются в ситуации, в которой они вынуждены развиваться, изменяться и изменять мир. А потом внезапно (!) оказываются в ситуации, когда миру они нужны в другом качестве... и им вновь внезапно (!) приходиться развиваться и изменяться.
Хорошо, что чукча не писатель, а читатель. Иначе бы к чукче, как к тому волшебнику, пришли его герои.
Полагаю, это концепция эээ... личности-как-мира в моем кривом исполнении.
о втором любимом законченном сюжете в принципе имеет место сплошная мистика - в одном времени персонаж гибнет из-за другого, в другом виновник то ли дух, то ли призрак и они снова встречаются в том же месте.
Полагаю, это уже моя концепция неизбежности путей.
Тевмесская лисица, выходит, есть определенная наклонность, тяга к самоииследованию ))
Talto, "Я правильно понимаю что это вопрос стратегий? А если сначала долго изучать, потом приложить незначительное усилие в ключевых точках и изменить?" я вот тут это хотел спросить.
совершенно верно!
И обычно, не всегда, но обычно в текстах это отражается - личная склонность действовать вот так.
Навия, получается, тема внезапности играет важную роль. А это обычно таки об изменениях - когда обстоятельства требуют действия, не двая рефлексировать.
Ticky, ))
Все персонажи, которых я ловлю изнутри, занимаются исследованием. Могу видеть снаружи героев, которые что-то делают, но они явно по отношению к автору более внешние )
исследовать мир - хорошо, можем двигаться дальше, к следующему вопросу ))
Просмотрел последние тексты. Мои персонажи всегда много размышляют, путешествуют, беседуют. То есть сюжет весь строится на их богатом внутреннем мире, мир их как бы окружает, смотрит на них, выступает декорациями, сценой для внутренних изменений. То есть - самокопания и изучение мира, однозначно)