Надо мной только небо
Все многообразие поведения вас как творца в своем мире можно свести к двум вариантам:
вы изучаете мир. Исследуете. Герои ищут убийцу, ищут заговор, ищут принцессу, путешествуют вокруг света и так далее.
вы меняете мир. Герои спасают мир. Завоевывают или этому противостоят. Топят в крови. Лечат благой магией и так далее.
Речь не о поведении одного героя или нескольких, речь о том, что вообще происходит, в самом крупном масштабе (а то в мелком — один герой вполне может думать и исследовать мир, а второй с топором напролом бежать). Нет, нам нужно понять, что в целом происходит в вашей истории.
Это редко бывает в чистом виде, но что-то обычно явно преобладает. У Достоевского Раскольников сначала убивает старушку, меняя мир, но затем 400 страниц самоисследования. У Джорджа Матрина мир изучают вынужденно, меняя декорации на ходу или узнавая, что мир еще более жесток, чем казалось )) А так — доминирует изменение мира.
Итак, если утрировать:
если у вас все дико поменялось пять раз в процессе — скорее всего, вы изменяете мир
А если изменения пусть и есть, но они имеют глубокий экзистенциальный смысл, над которым герои бились пол-книги — скорее всего, вы мир исследуете.
Еще один воможный критерий — смерти
Там, где мир меняют, герои чаще умирают просто потому, что так получается. (Как у Мартина про "давить жуков", в котором нет никакого сакрального смысла)
Там, где мир исследуют, смерть зачастую несет смысл — философский, сакральный (Раскольников канонический пример)
Зачем нам надо выбрать что-то одно?
Если вы склонны исследовать мир в своем тексте, то, с шансами, и в реале вам сначала нужно исследовать все, что происходит, прежде чем решиться действовать. Вы можете себя упрекать в нерешительности, тогда как суть в том, что это не ваша стратегия. Вам надо сосредоточиться на осмыслении и понимании перемен, и вот тогда ситуация будет под контролем.
Если вы склонны в своих историях менять мир, то, вероятнее всего, и в реале вам стоит позволить себе просто действовать, не пытаясь просчитать каждый шаг и перестать упрекать себя за ошибки. Ваша стратегия - действовать, активность позволит взять ситуацию под контроль.
Сразу скажу, это общая закономерность, но в психологии редко все так буквально, поэтому, если у вас в текстах одно, а в жизни надо другое — просто пишите и о таких вариантах тоже!
Итак, что происходит в ваших историях?
Вы исследуете мир или меняете?
ПС: вопрос - для всех желающих!
здесь включен режим анонимного комментирования. если вы стесняетесь писать из-под ника - пишите анонимом ))
вы изучаете мир. Исследуете. Герои ищут убийцу, ищут заговор, ищут принцессу, путешествуют вокруг света и так далее.
вы меняете мир. Герои спасают мир. Завоевывают или этому противостоят. Топят в крови. Лечат благой магией и так далее.
Речь не о поведении одного героя или нескольких, речь о том, что вообще происходит, в самом крупном масштабе (а то в мелком — один герой вполне может думать и исследовать мир, а второй с топором напролом бежать). Нет, нам нужно понять, что в целом происходит в вашей истории.
Это редко бывает в чистом виде, но что-то обычно явно преобладает. У Достоевского Раскольников сначала убивает старушку, меняя мир, но затем 400 страниц самоисследования. У Джорджа Матрина мир изучают вынужденно, меняя декорации на ходу или узнавая, что мир еще более жесток, чем казалось )) А так — доминирует изменение мира.
Итак, если утрировать:
если у вас все дико поменялось пять раз в процессе — скорее всего, вы изменяете мир
А если изменения пусть и есть, но они имеют глубокий экзистенциальный смысл, над которым герои бились пол-книги — скорее всего, вы мир исследуете.
Еще один воможный критерий — смерти
Там, где мир меняют, герои чаще умирают просто потому, что так получается. (Как у Мартина про "давить жуков", в котором нет никакого сакрального смысла)
Там, где мир исследуют, смерть зачастую несет смысл — философский, сакральный (Раскольников канонический пример)
Зачем нам надо выбрать что-то одно?
Если вы склонны исследовать мир в своем тексте, то, с шансами, и в реале вам сначала нужно исследовать все, что происходит, прежде чем решиться действовать. Вы можете себя упрекать в нерешительности, тогда как суть в том, что это не ваша стратегия. Вам надо сосредоточиться на осмыслении и понимании перемен, и вот тогда ситуация будет под контролем.
Если вы склонны в своих историях менять мир, то, вероятнее всего, и в реале вам стоит позволить себе просто действовать, не пытаясь просчитать каждый шаг и перестать упрекать себя за ошибки. Ваша стратегия - действовать, активность позволит взять ситуацию под контроль.
Сразу скажу, это общая закономерность, но в психологии редко все так буквально, поэтому, если у вас в текстах одно, а в жизни надо другое — просто пишите и о таких вариантах тоже!
Итак, что происходит в ваших историях?
Вы исследуете мир или меняете?
ПС: вопрос - для всех желающих!
здесь включен режим анонимного комментирования. если вы стесняетесь писать из-под ника - пишите анонимом ))
У меня интересно получается... У меня не герои исследуют мир, а я исследую героев. Они просто живут своей жизнью, а я открываю что-нибудь этакое про тих. А еще я очень часто отдаю своим литературным героям свои реальные мысли и биографические события, мысли по тому или иному поводу. То есть, получается, что посредством литературного творчества я исследую себя? И помню, как-то спрашивала мнения у одной знакомой про мои рассказы, а она сказала, что их очень тяжело читать, потому что везде смерть. Я удивилась, потом посмотрела - а ведь и правда! Кто-то реально умирает в рассказах редко, а вот упоминания, что умер родственник, допустим, довольно часты. И еще один момент: на этом курсе нужно анализировать один текст или собрать статистику по всему творчеству?
а про на этом курсе нужно анализировать один текст или собрать статистику по всему творчеству? а тут как удобнее! Потому что кому-то легче про, скажем, последнюю вещь написать, а кому-то - все в целом рассматривать.
Исследование героев - ок, принимаю и такой вариант ))
А вот про смерть - а есть ли в этих упоминаниях что-то кроме самих упоминаний? Какой-то общий оттенок настроения, характер, какая-то общая черта, после чего это становится ярким, заметным? Вообще, эти упоминания - что они делают с атмосферой историй?
За ними что-то стоит, а я не понимаю пока, что именно.
есть ли в этих упоминаниях что-то кроме самих упоминаний? Какой-то общий оттенок настроения, характер, какая-то общая черта, после чего это становится ярким, заметным? ну-у... вообще я начала писать рассказы с описания умирающей тигрицы. Это был как бы ответ, когда мой дядя сказал, что я не смогу поступить в техникум, я разозлилась, обиделась, написала рассказ про тигрицу и поступила. Рассказы так и пишу с тех пор (раньше - только стихи).
А в рассказах... например, у меня есть рассказ, где у девушки умирает отец, она теряет смысл жизни и подбирает кота. А кот оказывается ангелом и побуждает ее к действиям. Или в другом рассказе - у героини погиб любимый мужчина, она теряет смысл жизни, но все это оказывается сном с временнЫм парадоксом. В нескольких миниатюрах герои (там это животные) пытаются справиться с горем после смерти хозяев. В зависимости от сюжета им это или удается (находят друга), или нет (умирают с тоски). Или это вообще пост-апокалипсис, где все умерли просто по законам жанра. Вообще, эти упоминания - что они делают с атмосферой историй? они являются важной сюжетной составляющей, раскрывающей характер героя.
И да, здесь я пока не анализирую фанфики - там таких упоминаний нет.
смотрите, когда речь идет о важной и раскрывающей, мне лично не дает это совершенно ничего для понимания ((( Чем важна? Что раскрывает? То есть тут лучше разворачивать, или собственно смысл останется за скобками.
Вот когда речь идет о потере смысла жизни, об утрате возможности (поступить куда хочется) - мне понятнее, тут можно говорить о работе горя, о переработке горя через творчество. А насколько это подходящее определение (может, как-то точнее можно сказать) - это уже смотрите сами, как будете этот общий анализ делать. Там оно или еще как-то проявится, или можно будет, например, сказать, что идет конкретно, например, поиск нового смысла жизни взамен утраченного.
да, я так и думаю, и то, что Вы его не чувствуете, для меня аргумент "за" - как-то же надо при этом с ситуацией справляться, переработать и жить дальше?
Про не чувстовать горя - иногда тк бывает, когда в горе что-то трудно понять - почему так со мной поступили, почему это случилось, непонимание мешает почувствовать.
Но это как версия, а может быть и что-то овсем другое, уже тут не скажу
Кстати, вот упомянула, вы сказали, что за этим что-то стоит, я стала анализировать и почувствовала, что хочу кусаться и хлопнуть дверью. Значит, нашла что-то важное, думаю. Но ответ мне кажется, будет позже, под конец курса, думаю. Пока я только теории строю.