Надо мной только небо
Все многообразие поведения вас как творца в своем мире можно свести к двум вариантам:
вы изучаете мир. Исследуете. Герои ищут убийцу, ищут заговор, ищут принцессу, путешествуют вокруг света и так далее.
вы меняете мир. Герои спасают мир. Завоевывают или этому противостоят. Топят в крови. Лечат благой магией и так далее.

Речь не о поведении одного героя или нескольких, речь о том, что вообще происходит, в самом крупном масштабе (а то в мелком — один герой вполне может думать и исследовать мир, а второй с топором напролом бежать). Нет, нам нужно понять, что в целом происходит в вашей истории.
Это редко бывает в чистом виде, но что-то обычно явно преобладает. У Достоевского Раскольников сначала убивает старушку, меняя мир, но затем 400 страниц самоисследования. У Джорджа Матрина мир изучают вынужденно, меняя декорации на ходу или узнавая, что мир еще более жесток, чем казалось )) А так — доминирует изменение мира.

Итак, если утрировать:
если у вас все дико поменялось пять раз в процессе — скорее всего, вы изменяете мир
А если изменения пусть и есть, но они имеют глубокий экзистенциальный смысл, над которым герои бились пол-книги — скорее всего, вы мир исследуете.

Еще один воможный критерий — смерти
Там, где мир меняют, герои чаще умирают просто потому, что так получается. (Как у Мартина про "давить жуков", в котором нет никакого сакрального смысла)
Там, где мир исследуют, смерть зачастую несет смысл — философский, сакральный (Раскольников канонический пример)


Зачем нам надо выбрать что-то одно?
Если вы склонны исследовать мир в своем тексте, то, с шансами, и в реале вам сначала нужно исследовать все, что происходит, прежде чем решиться действовать. Вы можете себя упрекать в нерешительности, тогда как суть в том, что это не ваша стратегия. Вам надо сосредоточиться на осмыслении и понимании перемен, и вот тогда ситуация будет под контролем.

Если вы склонны в своих историях менять мир, то, вероятнее всего, и в реале вам стоит позволить себе просто действовать, не пытаясь просчитать каждый шаг и перестать упрекать себя за ошибки. Ваша стратегия - действовать, активность позволит взять ситуацию под контроль.

Сразу скажу, это общая закономерность, но в психологии редко все так буквально, поэтому, если у вас в текстах одно, а в жизни надо другое — просто пишите и о таких вариантах тоже!

Итак, что происходит в ваших историях?
Вы исследуете мир или меняете?


ПС: вопрос - для всех желающих!
здесь включен режим анонимного комментирования. если вы стесняетесь писать из-под ника - пишите анонимом ))

@темы: психология, Курс по работе с текстом

Комментарии
17.05.2015 в 21:09

«Наш пророк такая светочь...»
Раньше были тексты-исследования, сейчас - исследование, заканчивающееся изменением. Но мир при этом всегда меняется меньше, чем персонаж.
18.05.2015 в 10:42

Надо мной только небо
ehoo, ага, то есть тренд - от исследования к нарастающим изменениям. ок!
04.06.2016 в 02:06

джедай-ситх
Интересный курс! Я могу присоединиться?

У меня интересно получается... У меня не герои исследуют мир, а я исследую героев. Они просто живут своей жизнью, а я открываю что-нибудь этакое про тих. А еще я очень часто отдаю своим литературным героям свои реальные мысли и биографические события, мысли по тому или иному поводу. То есть, получается, что посредством литературного творчества я исследую себя? И помню, как-то спрашивала мнения у одной знакомой про мои рассказы, а она сказала, что их очень тяжело читать, потому что везде смерть. Я удивилась, потом посмотрела - а ведь и правда! Кто-то реально умирает в рассказах редко, а вот упоминания, что умер родственник, допустим, довольно часты. И еще один момент: на этом курсе нужно анализировать один текст или собрать статистику по всему творчеству?
05.06.2016 в 21:24

Надо мной только небо
Алафиэль, по существу отвечу завтра!
а про на этом курсе нужно анализировать один текст или собрать статистику по всему творчеству? а тут как удобнее! Потому что кому-то легче про, скажем, последнюю вещь написать, а кому-то - все в целом рассматривать.
06.06.2016 в 03:44

джедай-ситх
.molnija., хорошо. Тогда попробую собирать статистику. Это сложнее, но мне кажется, какие-то повтряющиеся приемы могут указывать на важные вещи, верно? Тогда их лучше отловить.
06.06.2016 в 08:36

Надо мной только небо
Алафиэль, повторяющиеся - да, они указывают на ключевые моменты, принципиальные в творчестве. Так что это задача большая, но и ответы обычно масштабные

Исследование героев - ок, принимаю и такой вариант ))

А вот про смерть - а есть ли в этих упоминаниях что-то кроме самих упоминаний? Какой-то общий оттенок настроения, характер, какая-то общая черта, после чего это становится ярким, заметным? Вообще, эти упоминания - что они делают с атмосферой историй?
За ними что-то стоит, а я не понимаю пока, что именно.
06.06.2016 в 08:52

джедай-ситх
Так что это задача большая, но и ответы обычно масштабные так как мне нужен результат, то замахнусь на масштабное:) А там посмотрим, какой замах вышел.

есть ли в этих упоминаниях что-то кроме самих упоминаний? Какой-то общий оттенок настроения, характер, какая-то общая черта, после чего это становится ярким, заметным? ну-у... вообще я начала писать рассказы с описания умирающей тигрицы. Это был как бы ответ, когда мой дядя сказал, что я не смогу поступить в техникум, я разозлилась, обиделась, написала рассказ про тигрицу и поступила. Рассказы так и пишу с тех пор (раньше - только стихи).
А в рассказах... например, у меня есть рассказ, где у девушки умирает отец, она теряет смысл жизни и подбирает кота. А кот оказывается ангелом и побуждает ее к действиям. Или в другом рассказе - у героини погиб любимый мужчина, она теряет смысл жизни, но все это оказывается сном с временнЫм парадоксом. В нескольких миниатюрах герои (там это животные) пытаются справиться с горем после смерти хозяев. В зависимости от сюжета им это или удается (находят друга), или нет (умирают с тоски). Или это вообще пост-апокалипсис, где все умерли просто по законам жанра. Вообще, эти упоминания - что они делают с атмосферой историй? они являются важной сюжетной составляющей, раскрывающей характер героя.
И да, здесь я пока не анализирую фанфики - там таких упоминаний нет.
06.06.2016 в 12:16

Надо мной только небо
Алафиэль, они являются важной сюжетной составляющей, раскрывающей характер героя
смотрите, когда речь идет о важной и раскрывающей, мне лично не дает это совершенно ничего для понимания ((( Чем важна? Что раскрывает? То есть тут лучше разворачивать, или собственно смысл останется за скобками.
Вот когда речь идет о потере смысла жизни, об утрате возможности (поступить куда хочется) - мне понятнее, тут можно говорить о работе горя, о переработке горя через творчество. А насколько это подходящее определение (может, как-то точнее можно сказать) - это уже смотрите сами, как будете этот общий анализ делать. Там оно или еще как-то проявится, или можно будет, например, сказать, что идет конкретно, например, поиск нового смысла жизни взамен утраченного.
06.06.2016 в 13:01

джедай-ситх
Чем важна? Что раскрывает? ну, выше я привела примеры. А вообще я как-то не задумывалась раньше. Сюжетный поворот, такой же, как и все остальные. Хотя что раскрывает - реакцию на ситуацию, и характер видно лучше, я думаю. можно говорить о работе горя, о переработке горя через творчество то есть, вы думаете что я свое горе перерабатываю таким образом? Только вот я его не чувствовала никогда.
07.06.2016 в 19:51

Надо мной только небо
Алафиэль, вы думаете что я свое горе перерабатываю таким образом? Только вот я его не чувствовала никогда.
да, я так и думаю, и то, что Вы его не чувствуете, для меня аргумент "за" - как-то же надо при этом с ситуацией справляться, переработать и жить дальше?
Про не чувстовать горя - иногда тк бывает, когда в горе что-то трудно понять - почему так со мной поступили, почему это случилось, непонимание мешает почувствовать.
Но это как версия, а может быть и что-то овсем другое, уже тут не скажу
07.06.2016 в 20:05

джедай-ситх
почему так со мной поступили, почему это случилось, непонимание мешает почувствовать. какое там непонимание? Все естественно, что переживать-то? Всегда так думала. Так что я скорее наоборот, слишком понимала. А почему вставляла такое в рассказы? Ну... с одной стороны, обычное событие, почему бы не показать героя с его помощью, а с другой - событие очень яркое обычно, и считается, что меняет характер, поэтому как повод для изменений хорошо использовать. Но это я сейчас сознательно рассуждаю, пытаюсь анализировать, а большую часть всего писала не задумываясь... так что думаю, вернее первая часть рассуждений - привычно это и понятно.
Кстати, вот упомянула, вы сказали, что за этим что-то стоит, я стала анализировать и почувствовала, что хочу кусаться и хлопнуть дверью. Значит, нашла что-то важное, думаю. Но ответ мне кажется, будет позже, под конец курса, думаю. Пока я только теории строю.
08.06.2016 в 13:49

Надо мной только небо

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии