Надо мной только небо
Все многообразие поведения вас как творца в своем мире можно свести к двум вариантам:
вы изучаете мир. Исследуете. Герои ищут убийцу, ищут заговор, ищут принцессу, путешествуют вокруг света и так далее.
вы меняете мир. Герои спасают мир. Завоевывают или этому противостоят. Топят в крови. Лечат благой магией и так далее.

Речь не о поведении одного героя или нескольких, речь о том, что вообще происходит, в самом крупном масштабе (а то в мелком — один герой вполне может думать и исследовать мир, а второй с топором напролом бежать). Нет, нам нужно понять, что в целом происходит в вашей истории.
Это редко бывает в чистом виде, но что-то обычно явно преобладает. У Достоевского Раскольников сначала убивает старушку, меняя мир, но затем 400 страниц самоисследования. У Джорджа Матрина мир изучают вынужденно, меняя декорации на ходу или узнавая, что мир еще более жесток, чем казалось )) А так — доминирует изменение мира.

Итак, если утрировать:
если у вас все дико поменялось пять раз в процессе — скорее всего, вы изменяете мир
А если изменения пусть и есть, но они имеют глубокий экзистенциальный смысл, над которым герои бились пол-книги — скорее всего, вы мир исследуете.

Еще один воможный критерий — смерти
Там, где мир меняют, герои чаще умирают просто потому, что так получается. (Как у Мартина про "давить жуков", в котором нет никакого сакрального смысла)
Там, где мир исследуют, смерть зачастую несет смысл — философский, сакральный (Раскольников канонический пример)


Зачем нам надо выбрать что-то одно?
Если вы склонны исследовать мир в своем тексте, то, с шансами, и в реале вам сначала нужно исследовать все, что происходит, прежде чем решиться действовать. Вы можете себя упрекать в нерешительности, тогда как суть в том, что это не ваша стратегия. Вам надо сосредоточиться на осмыслении и понимании перемен, и вот тогда ситуация будет под контролем.

Если вы склонны в своих историях менять мир, то, вероятнее всего, и в реале вам стоит позволить себе просто действовать, не пытаясь просчитать каждый шаг и перестать упрекать себя за ошибки. Ваша стратегия - действовать, активность позволит взять ситуацию под контроль.

Сразу скажу, это общая закономерность, но в психологии редко все так буквально, поэтому, если у вас в текстах одно, а в жизни надо другое — просто пишите и о таких вариантах тоже!

Итак, что происходит в ваших историях?
Вы исследуете мир или меняете?


ПС: вопрос - для всех желающих!
здесь включен режим анонимного комментирования. если вы стесняетесь писать из-под ника - пишите анонимом ))

@темы: психология, Курс по работе с текстом

Комментарии
19.01.2015 в 14:41

...нічиїм поцілунком не будемо втішені ми...©
внезапно стало очень интересно понять, что именно я делаю в своих историях обычно))
19.01.2015 в 14:54

Надо мной только небо
Yulita_Ran, это и правда очень интересно! ))
19.01.2015 в 14:55

Ну, что толку, что у тебя нет шизофрении, вот ты и придумать ничего не можешь(с)
А производственный роман в этой системе как квалифицируется? :)
В смысле, герои выполняют свою работу, в конкретных случаях это может требовать исследований или изменений :)
19.01.2015 в 15:00

Надо мной только небо
Ауренга, обычно это, как у Хейли, про исследование. Но все-таки стоит убедиться в этом. В самом крупном масштабе - эта история вообще о чем? Она позволяет что-то изучить (кухню каких-то процессов)? Или она о том, как это меняют?
19.01.2015 в 15:00

Изучаю.
19.01.2015 в 15:06

Ну, что толку, что у тебя нет шизофрении, вот ты и придумать ничего не можешь(с)
.molnija., в самом крупном масштабе это про отчаянные усилия, предпринимаемые для того, чтобы удержаться на краю бездны. Попытки избежать изменений. Своего рода "негатив" от истории про изменения )
19.01.2015 в 15:14

Дипломатия - игра интересов, не эмоций.
Сначала хотела ответить "герои меняют мир", потом засомневалась. В историях больше преобладают ситуации, когда герои сражаются с неким злом, за построение нового, изменяют историю, канонический ход событий. В рамках историй они могут изучать этот мир (поиск убийцы или преступника, дворцовые интриги), но действия на первом месте.
Преобладающий жанр, в котором пытаюсь работать, альтернативная вселенная, скорее её неофициальный подраздел "а что бы было, если?" Значит вариант "герои меняют мир" правильный. Но есть красная черта: не буду менять мир в худшую сторону, антиутопии и разного рода апокалиптика не моё.
19.01.2015 в 15:15

Стихия Света | сломал ребро во время выброса
Интересное разделение заметила, когда задумалась: в ориджиналах - почти исключительно меняю мир. В фанфиках же исследую.
С другой стороны, тут и миры различаются, если в первом случае он порождение моей головы, то во втором - чьей-то чужой, и там есть что исследовать и есть в чем покопаться.
19.01.2015 в 15:23

generalist opportunistic feeder
Хм... если так задуматься, то у меня изменения пусть и есть, но они имеют глубокий экзистенциальный смысл, над которым герои бились пол-книги и смерть зачастую несет смысл — философский, сакральный :hmm:
И да, пожалуй у меня есть проблема с осмыслением и пониманием перемен, потому что я очень часто стараюсь провернуть всё "как можно быстрее" и "пока есть запал", потому что банально страшно осуществлять перемены меееееедленно. Собственно, по этой же причине я не могу многие серьёзные изменения осуществить в своей жизни - ну не делаются они быстро, хоть убейся, а силы воли сосредоточиться на "осмыслении перемен" пока нету :bricks:
19.01.2015 в 15:47

Надо мной только небо
Санстеп, про анализ - логично!
И по заданию - я бы тогда смотреть предлагала динамику. В смысле, что сейчас хочется писать, к чему больше тянет - это и будет ответом, лучше сейчас мир исследовать или менять

Kyora J.Lee, Значит вариант "герои меняют мир" правильный. согласна!

Ауренга, попытки избежать изменений - ага, получается, тогда все же ведущая тема - изменения и как с ними обращаться! И мы еще завтра к теме избегания вернемся, там будет уточняющий вопрос ))
19.01.2015 в 15:49

Надо мной только небо
птенец бабочки-крылатки, ага, получается, на чем стоит сосредоточиться, так это на осмыслении и понимании - чтобы лучше чувствовать, что же именно в твоей жизни происходит. Ок!
19.01.2015 в 15:49

Компромиссы с собой невозможны (с)
Сначала была однозначно за "изменять", а теперь задумалась. Не уверена, что правильно понимаю концепцию изучения. потому что фраза глубокий экзистенциальный смысл вызывает желание бежать от этой концепции подальше)))

Если в целом мир очень активный, с развитием, движением и переменами, но текст нацелен на проживание внутреннего мира персонажей - их эмоций, страдания и ощущений от этого всего? Это может быть изучение?
19.01.2015 в 15:51

...нічиїм поцілунком не будемо втішені ми...©
господи, я даже не знаю, с чего вдруг стала сомневаться))) есть деление авторов на "атмосферщиков" и "действеников", то есть. тех, кто хорошо выписывает условия, обстоятельства, краски и запахи, и тех, кто прежде всего двигает вперед сюжет, действие. Я всю жизнь принадлежу к первому типу, просто удивительно, почему я вдруг решила, что мои герои меняют мир - они его только на все лады исследуют)))
19.01.2015 в 16:02

... а мышка верит в мышку и совершенно не верит в кошку (с)
Однозначно изучаю - и в жизни, и в текстах:
introvert.diary.ru/p202003401.htm
introvert.diary.ru/p199848622.htm
introvert.diary.ru/p165454670.htm
19.01.2015 в 16:20

dilige et quod vis fac.
А что если цель - не изменение мира, а в первую очередь себя? Понять, изучить, смириться и жить дальше. Но все это на фоне свершений, мир меняющих очень активно, большей частью вынужденных. Это анализ или?
19.01.2015 в 16:31

життя - це те, на що звертаєш увагу
А если герои слоняются, общаются, развлекаются? )) А изменения происходят с ними?
19.01.2015 в 16:38

Надо мной только небо
Тевмесская лисица, я правильно понимаю, что изменений много, внешних и внутренних? Тогда я бы говорила о их преобладании. Особенно если и по жизни стоит вопрос - как справляться с вынужденными изменениями

Intro Vert, здорово, что се очевидно! )) Наверное, достаточно сформированы предпочтения? но это уже просто из любопытства спрашиваю ))

Yulita_Ran, я думаю, могло сбить с толку, что я акценты иначе поставила. Не что описывается лучше - атмосфера или действие, а что вообще с этим миром Вы делаете как творец? Не пейзажем, а миром в целом? А при этом может быть что описание идет вроде бы статичными слайдами-атмосферой, но за ней стоят постоянно изменения, и читателю предлагается почувствовать контраст.
Ну и глвное, мы же должны выйти на понимаете, что в реале удобнее - исследовать мир или изменять?

Тенери, глубокий экзистенциальный смысл ох, это просто я не знаю, как без пафоса сказать ))

текст нацелен на проживание внутреннего мира персонажей - их эмоций, страдания и ощущений от этого всего?
а зачем? Мы вместе с ними проживаем это - чтобы начать это лучше понимать?
Или мы это проживаем, чтобы измениться, стать другими?
Что важнее?
19.01.2015 в 16:41

Надо мной только небо
Каймирэ, тогда, получается, тут преобладают изменения ))
Особенно если тебе в реале этот подход близок - просто действовать, и пусть ситуация развивается ))
19.01.2015 в 16:43

нордый лись
Очень интересная тема
Мне кажется, в данном случае мы рассматриваем ситуации на плоскости, (ситуация без движения) но здесь упущен очень важный вектор - время.
В "плоских" историях чаще всего именно герои делают или то, или другое: мифы, сказки. Потому что в этих историях есть только одна идея, одна сюжетная линия, повторенная несколько раз в разных вариациях (здесь теория повторения, начатая Ницше).
В "многообразных", "мозаичных" историях, где прописан каждый герой и есть несколько сюжетных линий обычно герои и ищут, и исследуют. Одновременно делать это ресурснозатратно, поэтому происходит цикл.
Опять же, время определяет, используем мы в жизненной ситуации стратегию или тактику. В стратегическом плане, на мой взгляд, нужно учитывать этот цикл, потому что именно время его задает, в тактическом действительно стоит задуматься, исследую я или меняю, вот конкретно сейчас, что я делаю.

И вообще, если я продолжаю думать над этим: оба варианта активные: изучение это активно-пассивная позиция, перемены - активно-активная.
Причем, прошу прощения, за развитие мысли: я бы даже добавила, что существует, например, пассивно-активная позиция: например, монахи отшельники. Их активность заключается в пассивности.
Верю, что где-то в мире есть пассивно-пассивная позиция, но пример сейчас навскидку не дам.
19.01.2015 в 16:48

Надо мной только небо
Frigg de Lutz, очень интересно - про все эти моменты можно отдельно разбирать, замечательные идеи ))
Но я пока предложила бы сосредоточиться на том, как дейстовать удобно, а как неудобно - поэтому про исследовать или менять вопрос, потому что на практике зачастую именно тут выявляется, что у кого-то не получается менять реал, не изучив его как следует, а у кого-то не получается сидеть и рефлексировать, а хочется вперед, действовать, пусть даже с ошибками - но не сидеть на месте.
19.01.2015 в 16:48

...нічиїм поцілунком не будемо втішені ми...©
мои герои обычно куда-нибудь уезжают/сбегают ото всех/отправляются в путешествие - иногда кто-то из них в этом путешествии погибает. Меняют ли они мир - вот в чем вопрос? Иногда да, но чаще - только самих себя или свое отношение к миру. Так что все равно больше получается исследование.
19.01.2015 в 16:53

Надо мной только небо
Yulita_Ran, все равно больше получается исследование.
Согласна!
И еще - стратегия побега/путешествия. Если придумать, как это добавить в реал и для себя использовать как подход, возможно, было бы ресурсным ))
19.01.2015 в 16:56

Компромиссы с собой невозможны (с)
.molnija.,
спасибо за пояснение) вообще очень интересный момент, неожиданно сложно оказалось выявить этот пункт.
а если проживается ради того, что прожить то, что в реальности запрещено (эмоций, страдания и ощущений)? В этом есть и изучение себя - через то, как проживают эмоции твои персонажи и что с ними происходит. И одновременно действие - так как персонажи проживают эти эмоции и как-то на них реагируют.
вообще уже чувствую, что момент с изучением у меня явно как-то забагован, аж сильное сопротивление)
19.01.2015 в 17:00

...нічиїм поцілунком не будемо втішені ми...©
.molnija., я отлично умею убегать и уходить в себя и прочие внутренние монголии. мне кажется, пора научиться как раз из них выходить))
19.01.2015 в 17:01

Надо мной только небо
Тенери, если проживается ради того, что прожить то, что в реальности запрещено (эмоций, страдания и ощущений)?
тогда вот что хочется предлагать для реала - идти в сторону, а что я здесь и сейчас пытаюсь себе запретить? В проживании чего я себе хочу отказать? То есть, возможно, ресурса больше всего будет в работе с личными табу. Но это тема тяжелая. Если вызывает сопротивление - то можно отложить, вдруг с другими зданиями будет легче и удобнее? Я еще три техники выложу ))
19.01.2015 в 17:03

Надо мной только небо
Yulita_Ran, я думаю, дальше увидим - соберем больше материала и прояснится ))
19.01.2015 в 17:10

Компромиссы с собой невозможны (с)
.molnija., Если вызывает сопротивление - то можно отложить, вдруг с другими зданиями будет легче и удобнее? Я еще три техники выложу ))
Да, попробую еще другие задания, но вообще работа с табу - это очень в тему, хорошо ложится, да) спасибо за техники)
19.01.2015 в 17:11

нордый лись
.molnija., мне просто было интересно развить идеи)) несомненно, микро, как и макро уровень одинаково важны.
у меня герои мир изучают, я сейчас вообще пишу историю про инвалида, намеренно ограничиваю героев в действиях.
я кстати думала, почему, мне самой читать нравится именно приключения с красочными описаниями стран и мест, но героев хочется запереть, чтобы они искали в себе все исходя из внутренних ресурсов, а не из внешних
19.01.2015 в 17:25

Надо мной только небо
Frigg de Lutz, мне просто было интересно развить идеи))
они действительно интересные!

...пишу историю про инвалида, намеренно ограничиваю героев в действиях.
это уже нам пригодится завтра, в следующем задании )), там мы будем говорить о зоне роста

Тенери, ))
19.01.2015 в 17:31

нордый лись
.molnija., буду ждать завтра тогда)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии