Надо мной только небо
Все многообразие поведения вас как творца в своем мире можно свести к двум вариантам:
вы изучаете мир. Исследуете. Герои ищут убийцу, ищут заговор, ищут принцессу, путешествуют вокруг света и так далее.
вы меняете мир. Герои спасают мир. Завоевывают или этому противостоят. Топят в крови. Лечат благой магией и так далее.

Речь не о поведении одного героя или нескольких, речь о том, что вообще происходит, в самом крупном масштабе (а то в мелком — один герой вполне может думать и исследовать мир, а второй с топором напролом бежать). Нет, нам нужно понять, что в целом происходит в вашей истории.
Это редко бывает в чистом виде, но что-то обычно явно преобладает. У Достоевского Раскольников сначала убивает старушку, меняя мир, но затем 400 страниц самоисследования. У Джорджа Матрина мир изучают вынужденно, меняя декорации на ходу или узнавая, что мир еще более жесток, чем казалось )) А так — доминирует изменение мира.

Итак, если утрировать:
если у вас все дико поменялось пять раз в процессе — скорее всего, вы изменяете мир
А если изменения пусть и есть, но они имеют глубокий экзистенциальный смысл, над которым герои бились пол-книги — скорее всего, вы мир исследуете.

Еще один воможный критерий — смерти
Там, где мир меняют, герои чаще умирают просто потому, что так получается. (Как у Мартина про "давить жуков", в котором нет никакого сакрального смысла)
Там, где мир исследуют, смерть зачастую несет смысл — философский, сакральный (Раскольников канонический пример)


Зачем нам надо выбрать что-то одно?
Если вы склонны исследовать мир в своем тексте, то, с шансами, и в реале вам сначала нужно исследовать все, что происходит, прежде чем решиться действовать. Вы можете себя упрекать в нерешительности, тогда как суть в том, что это не ваша стратегия. Вам надо сосредоточиться на осмыслении и понимании перемен, и вот тогда ситуация будет под контролем.

Если вы склонны в своих историях менять мир, то, вероятнее всего, и в реале вам стоит позволить себе просто действовать, не пытаясь просчитать каждый шаг и перестать упрекать себя за ошибки. Ваша стратегия - действовать, активность позволит взять ситуацию под контроль.

Сразу скажу, это общая закономерность, но в психологии редко все так буквально, поэтому, если у вас в текстах одно, а в жизни надо другое — просто пишите и о таких вариантах тоже!

Итак, что происходит в ваших историях?
Вы исследуете мир или меняете?


ПС: вопрос - для всех желающих!
здесь включен режим анонимного комментирования. если вы стесняетесь писать из-под ника - пишите анонимом ))

@темы: психология, Курс по работе с текстом

Комментарии
21.01.2015 в 09:01

Auferstanden aus Ruinen werden wir verehrt und angespien!
Так, голова внезапно прояснилась, сказочка у меня есть, правда, слегка заброшенная и с незаконченной последней частью, но законченные были как-то слишком уж давно.

читать дальше
21.01.2015 в 09:20

лодки тонут в Чёрном море/пидорас в стране д'Артаньянов/Надо держаться, Корней!
А я по-прежнему много думаю насчёт стратегии "побиться башкой обо все углы, пока мозг не включится". Реально без этого не включается в ряде случаев. Во-первых, стимула нет, а во-вторых, данные для анализа не набраны. И вот со вторым ничего не сделаешь, пока данных для анализа нет, их нет, а вот с первым... неужели нельзя включать мозг до, а не после того, как пару раз приложишься? Но нет, почему-то не получается. Почему-то нет.
21.01.2015 в 15:10

Надо мной только небо
Аркадий Цурюк, ярко выраженный исследователеь получаетесь ))

Teri Grander, у меня в сказочке довольно явное разграничение - сначала меняем, потом исследуем, потом снова меняем, потом опять исследуем =)
то есть выразительная последовательная смена стратегий. ок, интересный вариант!

Alario, исследование, ок! ))
21.01.2015 в 22:39

життя - це те, на що звертаєш увагу
.molnija.,
тогда, получается, тут преобладают изменения )) Особенно если тебе в реале этот подход близок - просто действовать, и пусть ситуация развивается ))
Я тут уже сочинила длинное обоснование, что ничуть, что я по характеру вообще наблюдатель и все такое...
Только это неправда. И для меня это в некотором роде внезапно :laugh:
Таки да, действовать, причем действовать частенько спонтанно. Частично потому, что "так интереснее", частично потому, что "все равно, а ресурс экономится", частично потому, что цель иногда по разным причинам сложно сделать полностью осознаваемой.
Или спать :laugh:
22.01.2015 в 00:59

Time is a flat circle.
а если у меня вариант с Достоевским наоборот? То есть, сначала много страниц самокопаний, нерешительности и страданий, а потом - наконец-то! выход из зоны комфорта, действие, хэппи-енд, все танцуют.
Наверное, это исследование, как мне кажется.
Но у меня действительно все об одном - когда герой наконец решается и делает хоть что-то, после доооооолгих мучений, его жизнь сразу резко налаживается.
22.01.2015 в 15:07

Надо мной только небо
Каймирэ, чудесное открытие! )) Спасибо за рассказ! ))

LadyLizard, а правильно ли я поняла, что успех - это когда герой решается хоть что-то, причем даже не обязательно самое верное, просто - действует?
Если да - изменение. И, возможно, это подсказка, что и в реале лучше не изводить себя рефлексией, а просто - действовать, это будет эффективнее
23.01.2015 в 16:56

defying gravity
И я подключаюсь.
Пролистал свои зарисовки – такое впечатление, что в последнее время преобладает все-таки исследование, попытки разобраться в своих ощущениях и в мире (и такое впечатление, что в старых историях было все наоборот). Бывает, что вообще ничего не происходит, а если и происходит, то все события можно было бы описать одним-двумя предложениями. Бывает так, что персонаж даже не пытается искать что-то сознательно, просто натыкается по чистой случайности, сам не понимая, на что наткнулся. Среда может отчасти изменить персонажей, но не так, как в фильмах о домах с привидениями, где ради экшена забирают всех без разбора.
23.01.2015 в 19:38

Надо мной только небо
Ikero, ок, исследование - принято!
23.01.2015 в 20:22

Time is a flat circle.
.molnija., да, именно так и получается - если перестает думать и делает хоть что-то, хоть какую-то фигню полную, то тогда события просто складываются как надо. Насчет рефлексий всё так - если я наконец прекращаю размышлять и начинаю действовать "как попало", у меня все получается)) но так сложно не рефлексировать!)
23.01.2015 в 20:32

Надо мной только небо
LadyLizard, ок, разобрались - изменения, пусть это и сложно дается! ))
25.01.2015 в 13:42

Сначала исследуют, долго, упорно, ничего не могут понять, но все стараются, ошибаются, терпят неудач и снова пробуют, а потом, разобравшись, обязательно что-то меняют глобальное, относящееся к самому устройству мира.
25.01.2015 в 14:34

"если у вас все дико поменялось пять раз в процессе — скорее всего, вы изменяете мир"
А да, не дочитала и полезла сразу отвечать. На самом деле есть еще крупное противоречие: сам-то мир всегда очень изменчив, и именно поэтому героям приходится столько изучать и исследовать, что неясно, а как оно повернется в следующий момент. Так что они не изменяют мир сразу именно потому, что не могут понять, а как менять, а что можно изменить, чтобы было лучше, а не хуже.
25.01.2015 в 19:54

Надо мной только небо
резюмирую: менять мир. Ок, можно идти дальше!
25.01.2015 в 22:18

От автора истории из сна.

Вначале была твердо убеждена, что мир исследую (очень хотелось применить оба варианта в формулировке "изучаю изменяющийся мир"), но потом поменяла мнение из-за возникших противоречий при выполнении третьего задания)))

Меняются люди, причем неоднократно и по-разному, сначала под влиянием внешних обстоятельств, потом - по своему внутреннему желанию и выбору, и естественно, получают разные результаты.
26.01.2015 в 11:26

Надо мной только небо
От автора истории из сна.

Меняются люди, причем неоднократно и по-разному, сначала под влиянием внешних обстоятельств, потом - по своему внутреннему желанию и выбору, и естественно, получают разные результаты.

отлично! Убедительно сформулировано, присоединяюсь!
26.01.2015 в 13:14

그냥 해
У меня героя болтает внезапным происшествием, он пытается как-то выровняться, чтоб ситуация стала более понятной и устойчивой, и вообще выжить. Это получается вынужденное исследование?
26.01.2015 в 14:37

Надо мной только небо
Sumeragi Subaru, вынужденное исследование?
пожалуй
05.02.2015 в 11:44

У меня персонажи в большинстве случаев выполняют квест. Они сами ставят себе конкретную цель или получают задание от кого-либо, и двигаются к его выполнению, по пути преодолевая возникающие препятствия. В основном конфликт в моих историях строится на поисках "как преодолеть возникшее препятствие". В рамках преодоления препятствия может быть поиск того, кто устроил героям это препятствие. Ну вот как-то так кратко.
По-моему, это исследование мира. Никаких спасений мира я никогда не сочиняла)
05.02.2015 в 15:00

Надо мной только небо
Обитатель, что меня смущает в описании - поиск препятствия и устранение препятствия. Тут, как я поняла, важнее не сколько понять, зачем это препятствие препятствует, сколько устранить его и дойти до цели?
Если так, то это ближе к менять мир - через приближение к своим целям.

Но давайте просто оставим тему подвешенной и посмотрим, что дальше в ответах будет? Может, прояснится само. Давайте перейдем к следующему заданию ))
05.02.2015 в 21:56

Залезу в сумку к кенгуру, свернусь в калачик и умру
До чего интересная тема!
Но я в некотором недоумении. Разве можно путешествовать, что-то искать, спасать принцессу и не наткнуться ни на единое препятствие? Они обязательно должны быть, иначе что же это за история? Да даже если надо отправиться в путь за неким магическим предметом, который находится на краю света, разве само это путешествие не будет препятствием?
Если же не считать этого, то персонажи у меня обычно все же меняются сами, принимают важные решения, действуют и меняют свою судьбу. Думаю это все же больше "исследование мира", если не считать того, что в ситуацию, когда надо думать, менять и принимать их загоняют обстоятельства.
05.02.2015 в 22:05

Надо мной только небо
Дочь семейства Силуфер, Разве можно путешествовать, что-то искать, спасать принцессу и не наткнуться ни на единое препятствие? Они обязательно должны быть, иначе что же это за история? Да даже если надо отправиться в путь за неким магическим предметом, который находится на краю света, разве само это путешествие не будет препятствием?
согласна! вопрос в пропорциях )) И в акцентах.
Ну, например, если это ислледование, то больше звучит характеристик про исследования - герои отрывают мир, герои узнают, учатся... и пр.
А если речь о целях и препятствиях, то я бы предполагала именно изменения - ну чисто по описанию со стороны.

персонажи у меня обычно все же меняются сами, принимают важные решения, действуют и меняют свою судьбу. Думаю это все же больше "исследование мира", если не считать того, что в ситуацию, когда надо думать, менять и принимать их загоняют обстоятельства.
А, кажется, поняла логику - это про исследование, потому что перемены не задумывались и нежеланны - вынужденная мера. Будь по их воле, они бы именно исследовали. я правильно поняла или запуталась?
05.02.2015 в 23:04

.molnija., Тут, как я поняла, важнее не сколько понять, зачем это препятствие препятствует, сколько устранить его и дойти до цели? - да. Препятствия в моих историях - это в прямом смысле слова препятствия: противники, цель которых - первыми добраться до той же самой плюшки, к которой стремятся глав-герои; или стечения разных обстоятельств. Понимаете, я сочиняю приключенческие истории. Квесты в прямом смысле слова. Если мои персонажи вдруг подумают, что не надо никуда идти, потому что неспроста возникло вон то препятствие, а переосмыслят философски, зачем почему и отчего оно там встало, то не будет истории.
А вот сознательного "поиска препятствия" у моих персонажей нет. Препятствия я им задаю как автор. В рамках жанра)

это ближе к менять мир - через приближение к своим целям. - соглашусь, у меня нет оснований спорить. Возможно, моя прежняя версия была ошибочной.
05.02.2015 в 23:23

Надо мной только небо
Обитатель, Если мои персонажи вдруг подумают, что не надо никуда идти, потому что неспроста возникло вон то препятствие, а переосмыслят философски, зачем почему и отчего оно там встало, то не будет истории. для меня это аргумент, что тема не исследования, а изменения ))

Я бы все же предлагала окончательно определяться, когда мы на остальные три вопроса ответим, в итогах - вот там уже четко будет видно, что выходит ))
07.02.2015 в 08:27

Залезу в сумку к кенгуру, свернусь в калачик и умру
.molnija., спасибо за объяснения, стало понятней!
Ну, например, если это ислледование, то больше звучит характеристик про исследования - герои отрывают мир, герои узнают, учатся... и пр. А если речь о целях и препятствиях, то я бы предполагала именно изменения - ну чисто по описанию со стороны.
Если смотреть так, то дело однозначно в цели. Потому что у каждого есть цель (даже если она - лежать на пляже и ничего не делать), и на пути к ней надо преодолеть разного рода препятствия. Меня смутило именно "изменения мира" - потому то для мира в целом никому из персонажей и дела нет.

А, кажется, поняла логику - это про исследование, потому что перемены не задумывались и нежеланны - вынужденная мера. Будь по их воле, они бы именно исследовали. я правильно поняла или запуталась?
Перемены желанны по большей части. Совершенно нежеланны препятствия.

Хм. Наверное, это все-таки про изменения. Очень локальной части мира.
07.02.2015 в 10:12

.molnija., значит, мои тексты - все-таки об изменении мира. Ладно, буду отталкиваться от этого.

а вот этот вопрос: Я бы все же предлагала окончательно определяться, когда мы на остальные три вопроса ответим, в итогах - вот там уже четко будет видно, что выходит )) был ко мне, или ко всем в треде?
07.02.2015 в 16:07

Надо мной только небо
Обитатель, читать дальше
07.02.2015 в 16:09

Надо мной только небо
Дочь семейства Силуфер, Наверное, это все-таки про изменения. Очень локальной части мира.
да, мне со стороны кажется, это очень удачное определение - изменение, просто не глобальное ))
ок, разобрались!
07.02.2015 в 18:37

Залезу в сумку к кенгуру, свернусь в калачик и умру
.molnija., спасибо.
30.04.2015 в 10:47

Печенька не принесёт тебе мира (с)
В текстах я определённо меняю мир. Иногда на уровне физической реальности, иногда на уровне осознания конкретного персонажа.
Изменение мне всегда было интересно. Даже когда в подростковом возрасте я уходил в тексты и персонаж, потому что в реальности родительской семьи мне было невыносимо, все равно основной темой было изменение.
30.04.2015 в 11:25

Надо мной только небо
Shee, изменение - ок! Идем дальше ))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии